Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Чувственное и рациональное в познании. Их диалектическая взаимосвязь. Сенсуализм и рационализм.




Познание имеет две стороны: чувственную и рациональную, между которыми существует сложное взаимодействие. Чувственное познание – это отражение действительности в чувственных образах, рациональное – в понятиях, суждениях, умозаключениях. Основные формы чувственного познания: Ощущение - это отражение свойств, признаков, сторон отдельных материальных предметов, вещей, явлений (зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные: цвет, свет, звук, запах, вкус и др.). Восприятие - это целостный образ предмета, объекта, воздействующего на органы чувств. Этот образ возникает в результате одновременной, взаимосогласованной работы нескольких органов чувств. Представление - это образы предметов, восстановленные благодаря сохранившимся в нашем мозге следам, но при отсутствии самих предметов. Чувственное познание ограничено: не выделяет общее; не дает знания по сущности и не дает объяснения и понимания. Основные формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение. Понятие – это мысль (форма мышления), отражающая предметы в их наиболее общих и существенных признаках. Суждение – это форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается о чем-либо. Суждение эта такая форма рационального мышления, в которой человек выражает вещь в ее связях и отношениях. В речи суждение выражается в форме предложения. Существует несколько видов суждений: суждение единичности (трение есть источник теплоты); суждение особенности (механическая форма движения – источник теплоты); суждение всеобщего (любая форма движения способна превращаться в любую другую форму движения). Умозаключение – процесс мышления, когда из двух или нескольких суждений выводится новое суждение, содержащее новое знание по сравнению с исходными посылками. Рациональное познание дает возможность постичь и предсказать будущее.

Сторонники сенсуализма - направления в теории познания, утверждали преобладающее значение чувственного опыта над разумом. Они считали, что нет ничего в разуме, чего ранее не было бы в чувствах. Представителями: Локк, Гоббс, Гольбах. Без органов чувств человек вообще не способен ни к какому познанию. Роль мышления заключается лишь в обработке чувственного материала, значит, разум вторичен, несамостоятелен. В познании встречаются ошибки. Но ощущения сами по себе обманывать не могут. Все заблуждения коренятся в разуме. Управление предметной деятельностью человека корректируются только с помощью органов чувств. Выделяют сенсуализм материалистический и идеалистический. Материалистический сенсуализм видит в чувственной деятельности человека связь его сознания с внешним, объективным миром, а в показаниях органов чувств человека – отражение этого мира. Идеалистический сенсуализм видит в чувственной деятельности некую самосущую сферу сознания. Например, Беркли полностью отбросил внешний опыт и рассматривал ощущения, как достояние только человеческого сознания. Рационалисты - утверждали возвышенность разума над чувственным знанием. Рационалисты считали разум основой познания и поведения людей, единственным источником и критерием истины (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Герцен). Восприятия одного и того же предмета в разное время и разными лицами не совпадают. Чувства нас нередко обманывают. Хотя разум и имеет своим источником ощущения и восприятия, он способен выходить за их пределы и получать знания о таких объектах, которые недоступны нашим органам чувств. Разум обладает креативной способностью, т.е. возможностью идеально конструировать разные предметы, которые составляю основу человеческой деятельности.Признание разума единственным источником достоверного знания привело рационализм к идеалистическому заключению о существовании врожденных идей (Декарт; Кант).

№13

Западно европейская философия 17 – 19 веков. (Новое время)

Этот период характеризуется бурным развитием естественных наук (математика, физика, механика, химия, физиология), что определялось потребностями становления капиталистического общества и охватывало практически весь XVII век.

Важнейшая отличительная черта философии Нового времени по сравнению со схоластикой – это новаторство. стремились пересмотреть, проверить на истинность и прочность унаследованные знания. пересматривалось старое знание, для нового отыскивались прочные рациональные основания. Поиск рационально обосновываемых и доказуемых истин философии, сравнимых с истинами науки, — другая черта философии Нового времени.Эта эпоха представлена именами выдающихся философов Франции, Германии, Англии и Голландии: Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Д. Беркли, Д. Юм. Основные проблемы, интересовавшие философов этой эпохи, в основном относились к учению о бытии и учению о познании: субстанция мира и ее свойства; соотношение материальной (атомы) и духовной (монады) единиц бытия; методы познания, уровни познания; причины заблуждений. Учение о субстанции, т. е. первооснове мира, развивается в работах Ф. Бэкона, Р. Декарта и Б. Спинозы. Если Ф. Бэкон субстанцию понимал как материю, обладающую различными свойствами (движение, пространство, время), то Б. Спиноза субстанцию трактует не только как материальное начало мира, но и как включающее в себя начало духовное, мышление. Р. Декарт в отличие от Ф. Бэкона и Б. Спинозы в основании бытия выделял две самостоятельных субстанции: материальную и духовную. Они существуют параллельно, независимо друг от друга, поэтому философию Р. Декарта называют «дуализмом» (от лат. дуа – два). Проблемы познания мира человеком наиболее основательно рассматривались Ф. Бэконом, Р. Декартом, Д. Локком, Д. Беркли, Д. Юмом. Д. Локк (“Опыт о человеческом разумении”) известен в истории философии тем, что он разделил все качества материальных явлений на два вида: первичные качества (величина, фигура, движение) – это объективные, существующие до познания, независимо от сознания, характеристики предметов; вторичные качества (запахи, звуки, цвета и т. д.) – это качества, порождаемые контактом предмета с органами чувств человека. Ф. Бэкон(“Новый органон”) по праву считается основателем учения о решающей роли опыта, эксперимента в познании мира. Ему принадлежит знаменитое высказывание «Знание – сила». Он выделял три типа ученых: один занимается умозрительными построениями («паук»), другой – собирает в одну кучу без систематизации различные знания («муравей»),третий

систематизирует результаты наблюдений и опыта («пчела»). Истинному познанию бытия мешают присущие человечеству предвзятые идеи, ложные представления, обусловленные четырьмя причинами: несовершенством органов чувств человека, привычкой к поклонению авторитетам, неправильным употреблением слов, преклонением перед традиционными учениями..В философии Д. Беркли утверждалось, что вещи – это комбинации ощущений; что существовать – значит быть воспринимаемым, а в философии Д. Юма высказывалось сомнение в возможности познания мира, его причинных связей. Взгляды этих философов являются идеалистическими. Р. Декарт, известный как математик и физик, много занимался исследованием методов познания. Он сформулировал четыре правила, которые обеспечивают истинные результаты в познании: правило очевидности, правило разделения, правило усложнения и правило систематизации. Высокая оценка роли мышления, разума в жизни привела к знаменитому тезису Р. Декарта «мыслю – следовательно, существую». Т. Гоббс (“О теле”, “О человеке”), известен в истории как один из основателей учения о естественном праве человека (право свободы, собственности, жизни) и о договорном происхождении государства. Первоначально люди жили в условиях господства права сильного, в условиях войны всех против всех. Ему принадлежит известное выражение «Человек человеку волк». Чтобы преодолеть такое состояние, люди договорились и учредили над собой государственную власть, власть монарха, который обязан заботиться о подданных. Такую договоренность стали называть «общественным договором», а учение о нем – «теорией общественного договора». ГОТФРИД ЛЕЙБНИЦ(“Рассуждения о метафизике”) Рационализм философии Лейбница проявился в его стремлении выявить и установить принципы методологии. принципы: “(1) всеобщих различий (несходство вещей); (2) тождественности неразличимых вещей (допущения наличия в мире тождества); (3) всеобщей непрерывности(временную и содержательную “взаимосвязь” вещей); (4) монадической дискретности”(признание делимости всего сущего). Согласно Лейбницу, монады — простые, неделимые субстанции, “истинные атомы природы”, или “элементы вещей”, Она является вечной и неуничтожимой и выступает центром деятельной силы. ЖАН-ЖАК РУССО(“Рассуждение о науках и искусствах”) По мнению Руссо, источником неравенства являются природные задатки, но в цивилизованном обществе существует и социальное неравенство, которое связано с появлением частной собственности, являющейся причиной всех социальных бед и несчастий. Согласно Руссо, доводы разумного эгоизма подталкивают людей к заключению общественного договора в тот момент времени, когда они переходят на стадию гражданского состояния.

№14

Идея развития философии.

Существует 2 концепции развития ф.:-метофизическая, -диалектическая. Метофиз.конц.- это трактовка развития как уменьшение и увеличение, как повторение пройденного; движение остается в тени самодвижения, его источник переносится во вне. Бог-субъект. Диалект.конц.- рассматривает развитие как единство противоположности; главное внимание уделяется самодвижению. Противоположность метофизическому подходу диалектической концепции рассматривает развитие как образный процесс, идущий по спирали, переход от старого качества к новому, внутренней основой которой является борьба противоположностей. Материалистич.диалектика - наука о наиболее общих законах природы, общества и челов.познания. Диалектика-это целостная система принципов, законов, категорий, которые имеют всеобщий характер. Принципы диалектики-это основополагающие начала, которые определяют сущность всех положений и понятий. Осн.принципы: 1. Объективности, 2.Всеобщей связи, 3.Всеобщего развития, 4.Детерменизма. Связь-отношение в процессе которого предметы влияют друг друга,наиболее важные связи выступают в виде закона. Закон- общая, существенная и устойчивая связь. Развитие-это поступательное дивжение, трактуется как прогресс, как качественное необратимое изменение, которое может идти как регрессу и прогрессу. Законы диалектики-отражают существующие

связи и отношения в развитии материального мира.1)Закон единства и борьбы противоположностей (почему?); 2)Закон перехода количественных изменений в качественные (как?); 3)Закон отрицание отрицаний (Куда?). Выделяют парные категории диалектики: единичные-общие; причина-следствие; форма-содержание; явление- сущность. Различают объективную диалектику(развертывающаяся в вещах и процессах) и субъективную(диалектика понятий). Закон единства и борьбы противоположностей. В действительности не в одном реальном объекте, явлении, процессе никогда не бывает постоянного абсолютно устойчивого соответствия всех подсистем и элементов, между ними обязательно существует несоответствие и это является одним из важнейших условий развития явления и процесса. Примеры:плюс-минус;реакция соединения-реакция разложения; производство-потребление. Противоположные стороны явления и процессов не просто связаны, т.е находятся в некотором единстве, но переходят и превращаются друг в друга; сами взаимопревращающиеся противоположности бывают двух видов:1)взаимообратимые превращения противоположностей(верхняя точка колеса тележки становится то верхней, то нижней); 2)необратимые превращения противоположностей(превращение феодальных производств.отношений). Противоположности сейчас: доллар-евро; развитые-слаборазвитые страны; у нас был государственный процентный сектор, сейчас частный.

№15





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1844 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2551 - | 2214 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.