Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Религиозная, научная и философская картина мира.




Научная картина мира — целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий, принципов и теорий. В зависимости от оснований деления различают общенаучную картину мира, которая включает представления обо всей действительности, и естественнонаучную картину мира. Последняя — в зависимости от предмета познания — может быть физической, астрономической, химической, биологической и т.п.

В общенаучной картине мира определяющим элементом выступает картина той области научного знания, которая занимает лидирующее положение на конкретном этапе развития науки. Каждая картина мира строится на основе определенных фундаментальных научных теорий, и по мере развития практики и познания одни научные картины мира сменяются другими. Так, естественнонаучная (и прежде всего физическая) картина мира строилась сначала (с 17в.) на базе классической механики, затем электродинамики, потом (с начала XX в.) — квантовой механики и теории относительности, а сегодня — на основе синергетики. Основной элемент любой религиозной картины мира — образ единственного Бога (монотеистические религии) или множества богов (политеистические религии). Все религии во все времена считают, что наша эмпирическая действительность не самостоятельна и не самодостаточна, а носит производный товарный характер, так как вторична, есть результат, проекция другой — настоящей, истинной реальности — Бога или богов. Тем самым религии удваивают мир и указывают человеку на превосходящие его силы, обладающие разумом, волей, собственными законами. Они-то и определяют жизнь людей во всей полноте ее бытия. Таким образом, специфической чертой религиозной картины мира являются разделение реальности на естественную и сверхъестественную сферы, причем первая считается зависимой от последней. Достижение сферы сверхъестественного бытия, понимаемого как единственно подлинное, становится целью человеческого существования. В зависимости от содержания вероучений можно говорить о картинах мира конкретных религий: буддийской, иудейской, мусульманской, христианской и др.Философские картины мира очень многообразны, однако все они строятся вокруг отношения: человек и мир. Это отношение может пониматься материалистически или идеалистически, диалектически

 

или метафизически, объективистски или субъективистски и т.п. Соотношение человека и мира в философии рассматривается во всем многообразии его аспектов — онтологическом(наука о бытие), гносеологическом(теория познания самого себя), методологическом, ценностном (аксиологическом), деятельностном и др. Именно поэтому философские картины мира так множественны и не похожи одна на другую. В истории мировой культуры философские картины мира стояли ближе то к религиозной, то к научной картинам мира, но всегда отличались от них. Так, в пределах каждой частной науки есть различные уровни обобщения, не выходящие, однако, за рамки определенной сферы или аспекта бытия. В философском мышлении сами эти обобщения частных наук становятся предметом анализа. Философия сводит воедино результаты исследований во всех областях знания (а не только в научных), создавая всеобъемлющий синтез универсальных законов бытия и познания. Философия существенно отличается от любой частной науки, прежде всего тем, что она является мировоззрением. Это означает, что философская картина мира включает в себя не только учение о сущности и всеобщих законах развития действительности, но и нравственные, эстетические и иные идеи и убеждения людей. В философской картине мира рассматривается вопрос о природе и сущности мира и о том, как мир устроен. В решении сформировались две основные концепции: материализм и идеализм, существовал еще дуализм,кот. признавал два равноценных начала: материальное и духовное. В объективном идеализме основанием признается духовное начало – абсолютная идея, абсолютный дух. В субъективном -сознание субъекта. В материализме предельным основанием бытия признается материя. Первоначалом Фалес считал воду, Анаксимен – воздух, Анаксимандр –апейрон, Демокрит – атом. Были мыслители, которые первоначалом всего сущего считали четыре стихии: вода, воздух, огонь и земля. Существует множество форм движения материи, наиболее общие: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. Встал вопрос о том, что является первичным - материальное или идеальное, материя или сознание. И если с точки зрения идеализма материальное есть порождение, результат воплощения идеального, то в материализме идеальное сознание выступает только как свойство материи, причем не всякой материи, а высокоорганизованной – человеческого мозга. Это взаимодействие материализма и идеализма характеризует всю историю развития философской мысли.

№16

Философия марксизма.

Марксизм возник в Германии в 40-х годах 19ст. Представляет собой целостную мировоззренческую систему. Марксизм связывается с деятельностью Маркса и Энгельса, развитие получает в работах Ленина, их учеников и последователей.

При своем возникновении связывался с выражением интересов рабочего класса и являлся основой его мировоззрения, методологией познания и преобразования мира на основе коммунизма. Марксистская философия характеризуется как научное мировоззрение, отвергающее религиозный взгляд на мир, признающее материалистическое решение основного вопроса философии, считающее сущностью человека совокупность всех общественных отношений, а практику – основой познания. Идейным источником философии марксизма явились: 1) успех немецкой философии и, прежде всего диалектика Гегеля и материализм Фейербаха. Органически объединив эти учения, Маркс и Энгельс пытались создать новый метод научного познания и преобразования действительности - материалистическую диалектику. 2) Английская политэкономия в лице Адама Смита и Давида Риккардо, которые создали учение о трудовой стоимости. Опираясь на эту теорию, Маркс разработал учение о прибавочной стоимости (основная доля капиталистической прибыли возникает за счет сверх эксплуатации живого человеческого труда). 3) произведения социалистов-утопистов, которые провозгласили идею неизбежной победы справедливого общественного строя социализма (Томас Мор, Томаззо Компанелла). Опираясь на эти три источника, марксизм создает свое философское учение, основные идеи изложены в «Капитале». Маркс и Энгельс разработали диалектический материализм, предметом которого является изучение общих законов природы, общества, мышления. Наиболее общими законами материалистической диалектики являются закон единства и борьбы противоположностей, превращения количественных изменений в качественные, отрицание отрицания. Маркс и Энгельс разработали диалектико- материалистическую теорию познания, согласно которой первичным является несотворенное материальное бытие, а мир познаваем. Познание – это переход от одной относительной истины к другой, более совершенной, но не окончательной. Критерием истины является общественно- историческая практика. История в марксизме трактуется как естественно исторический процесс смены общественно-

экономических формаций(строй), как определенных, качественно различных ступеней развития общества. Формации различаются способом производства материальных благ. Общества, основанные на господстве частной собственности, испытывают антагонизмы(соперничество), связанные с классовой борьбой, что в конечном итоге должно завершиться уничтожением частной собственности и построением бесклассового общества, т.е. коммунизма. Способ производства – одно из ключевых понятий марксистской концепции, понимаемое как единство производительных сил и производственных отношений в процессе создания материальных благ. Он представляет основу общественно-экономической формации(строй) и обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Динамика способа производства усматривается в том, что производительные силы на определенном этапе развития общества перерастают рамки производственных отношений, что приводит к социальной революции и переходу к более высокой общественно-экономической формации. Это коренной переворот в социально- экономической структуре общества, сопровождающийся внезапным, насильственным изменением существующего политического строя. В теории марксизма революция рассматривается как локомотив истории, закономерный и необходимый результат классовой борьбы в антагонистических формациях. Революция понимается как переход политической власти в руки передового класса, который обеспечивает резкое ускорение общественного прогресса, открывая новые перспективы для развития производительных сил и социальных преобразований. Противоположный процесс – контрреволюция, носителями которой являются реакционные классы и группы общества. Наиболее яркими последователями марксизма были Ленин и Плеханов. Впоследствии была допущена идеологизация философии марксизма-ленинизма, ослабление ее мировоззренческой и методологической функции, утрачена критическая функция. В настоящее время обозначилась тенденция отрицания философии марксизма, его позитивных начал. Главными произведениями основателей марксизма являются: «Тезисы о Фейербахе» К. Маркса; «Капитал» К. Маркса; «Экономическо-философские рукописи 1844 г.» К. Маркса; «Диалектика природы» Ф. Энгельса; «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Ф. Энгельса.

№17





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 633 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2308 - | 2101 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.