Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Билет 4. Методологические предпосылки современной конфликтологии.




Исследовательские методы познания конфликтологии.

Предметом конфликтологии является конфликт. Понятия предмета и метода любой науки тесно связаны между собой. Метод (от греч. - "путь") - совокупность определенных правил, приемов, норм практического и теоретического освоения действительности. У каждой науки - свои методы.

Основные методы, обеспечивающие сбор данных о конфликтологии:

1. Структурно-функциональный метод способствует выявлению основных элементов конфликтного взаимодействия, определению роли каждого из них. Для структурного подхода характерно рассмотрение явления в статике, как находящегося в состоянии покоя. Преимущество этого метода в том, что он помогает найти некоторые устойчивые составляющие даже в таком подвижном явлении, как социальный конфликт. Совокупность таких компонентов, как объект конфликта, состав его участников, уровень напряженности конфликтного взаимодействия и т.п. и образуют структуру конфликта, а исполняемая этими элементами роль или работа и есть их функция в конфликте. Выявление структурных элементов и их функций в конфликте является важнейшей предпосылкой его успешного регулирования.

Однако слабое место структурно-функционального метода (при всех его несомненных достоинствах) — статичное, внепроцессуальное рассмотрение социальных явлений.

2. Этот метод исследования конфликта, учитывая динамичную, текучую природу этого социального явления, должен быть дополнен процессуально - динамическим методом, позволяющим углубить исследование конфликта.

Важнейший инструмент процессуального анализа — определение основных этапов или стадий развития конфликта. Например, конфликт, начавшийся с митингов протеста, может продолжиться в виде массовых демонстраций и завершиться силовыми столкновениями. Динамика конфликта может выразиться как в виде его эскалации, так и в направлении снижения уровня, разрядки напряженности.

3. Типологизация — еще один эффективный метод социально-психологического анализа. Исходя из философских категорий общего, особенного и единичного, он обеспечивает группировку, классификацию как видов конфликтных личностей, так и форм конфликтного взаимодействия. Типологизация способствует не только описанию различных типов конфликтов, но и более глубокому уяснению их устойчивых, сущностных признаков, проявляющихся в многообразии форм социального противостояния. Метод типологизации служит связующим звеном эмпирического, конкретно-социологического и теоретического уровней исследования, обеспечивающим поиск общего в особенном и единичном.

4. Однако при всем значении указанных методов все они обеспечивают лишь объяснительную функцию науки. Но кроме объяснительной важной задачей научного исследования является также и прогнозирование, предвидение возможного будущего того или иного явления. Прогнозирование отличается от утопических фантазий тем, что опирается на результаты предварительного глубокого структурного, генетического и типологического анализа. Причем научное прогнозирование исходит из признания вероятностного характера общественного развития и необходимости в связи с этим учета ряда возможных альтернатив в развитии конфликта. Описывая возможные варианты развития конфликтного взаимодействия, прогностический подход вместе с тем описывает оптимальные пути и средства урегулирования конфликта. Прогнозы могут быть подразделены на кратко-, средне- и долгосрочные. Прогнозирование может использовать методики экспертных оценок, математическое моделирование и другие.

5. Все указанные методы, как объяснительные, так и прогностические, подчинены решению практических задач предупреждения и регулирования конфликтов. Вместе с тем, в современной конфликтологии совокупность приемов и средств разрешения конфликтов часто рассматривается в качестве особого разрешительного метода, или метода регулирования конфликта, который нацелен непосредственно на соответствующую практику.

В рамках этого метода рассматриваются как основные стратегии, так и тактики улаживания конфликтов. К числу таких стратегий относятся стратегии ухода от конфликта, его силового подавления, а также наиболее часто используемая в демократических странах стратегия компромисса, взаимных уступок. Анализу разрешительного метода, включающего как приемы предупреждения, так и разрешения конфликта, в связи с его особой практической значимостью посвящен раздел III учебника.

Вся совокупность указанных основных методов конфликтологии составляет ее методологическую стратегию. Ее реализация предполагает использование целого арсенала конкретных методик и процедур, составляющих тактику конфликтологического исследования. В связи с социально-психологической природой конфликта этот инструментарий конфликтологии во многом совпадает с исследовательскими процедурами, применяемыми социологией и психологией. К числу социально-психологических методик, активно используемых конфликтологией, относятся такие, как наблюдение и самонаблюдение, устный и письменный опрос, тестирование, естественный и лабораторный эксперимент, математическое и логическое моделирование и др.

Имеются в конфликтологии и частные методы, как и в других науках: наблюдение; самоанализ; устный и письменный опрос; анкетирование; тестирование; деловые игры и т.д.

Билет 5. Позитивистская традиция в интерпретации конфликта: Э.Дюркгейм и Т. Парсонс.

Позитивизм — направление в методологии науки, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

К началу XX в. интерес ученых, прежде всего социологов и психологов, к исследованию конфликтов определился со всей отчетливостью. Конфликт признавался нормальным социальным явлением. Указывалось на ряд биологических, психологических, социальных и других факторов, которые с неизбежностью порождают конфликты.

Эмиль Дюркгейм – один из основоположников французской социологической школы – ставил знак равенства между общественным состоянием и социальной солидарностью. Он считал, что люди объединяются в общества не ради индивидуальной и групповой вражды, а вследствие взаимной потребности друг в друге.

Толкотт Парсонс рассматривал общество как систему отношений между людьми, связующим звеном которой являются нормы и ценности. Он следовал следующим положениям:

а) любая социальная система представляет собой относительно устойчивую и хорошо интегрированную структуру;

б) каждый элемент этой системы имеет определенную функцию, внося тем самым вклад в поддержание ее устойчивости;

в) функционирование социальной структуры базируется на ценностном согласии членов общества, которое обеспечивает необходимую стабильность и интеграцию.

По Парсонсу, возможность конфликта заложена в самом процессе социализации, в ходе которого человек оказывается приобщенным не только к способам функционирования социальной системы, но и к нормам и ценностям соответствующей культуры. В конфликт может перерасти несоответствие, определенная напряженность, складывающаяся при социализации между внутренними физиологическими потребностями организма и потребностями человека в социальных отношениях.

По мнению Т. Парсонса, каждое общество относительно устойчивая, хорошо интегрированная и стабильная структура; каждый элемент общества имеет определенную функцию, т.е. вкладывает нечто в поддержание устойчивости системы; функционирование социальной структуры основывается на ценностном консенсусе членов общества, обеспечивающем стабильность и интеграцию. Парсонс формулирует ряд функциональных предпосылок стабильности общества, обеспечение которых позволяет сохранить социальную систему в рамках сложившихся норм и ценностных ориентации, избежать социальных конфликтов и потрясений. Это, во-первых, удовлетворение основных биологических и психологических потребностей значительной части членов данного общества. Во-вторых, эффективная деятельность органов социального контроля, воспитывающих индивидов в соответствии с господствующими в данном обществе нормами. В-третьих, совпадение индивидуальных мотиваций с общественными установками, в связи с чем индивиды выполняют предписанные им обществом функции и задачи.

 

В пятидесятые годы XX в. структурный функционализм стал синони­мом социологической теории. Т. Парсонс, Р. Мертон, Л. Козер полагали, что функциональный анализ является ключевой формой теоретических суждений об обществе, предполагающих его объективный характер. Общество осмыс­ляется как объективная реальность, находящаяся вне и над индивидами, со­стоящая из социальных фактов. "Устойчивые: связи между социальными фак­тами называются социальной структурой. Основное внимание и мелело смысле в рамках такого подхода сосредоточивается на том, как социальные структуры влияют на поведение людей, детерминируют социальное действие. Разумеется, признается, что эти социальные структуры сами являются продуктом человеческой деятельности и имеют свой генезис, но основное внимание сосредоточено на объяснении того, какие структуры и каким обра­зом определяют социальное действие.

 

Билет 6. Традиция понимающей социологии: конфликт как форма социальности.

Понимающая социология - направление социологии, исходящее из важности понимания субъективного смысла действия как основного метода познания жизни. Понимающая социология противопоставляется позитивизму и натурализму.

Этот тип научной социологии создали немецкие социологи Георг Зиммель (1858 – 1918) и Макс Вебер (1864 – 1920). В основе их методологии – принципиальная противоположность законов природы и общества. Поэтому должно быть и два типа научного знания: науки о природе (естествознание) и науки о культуре (гуманитарные знания).

Явления природы можно наблюдать как бы со стороны и расчленяя, синтезируя, экспериментируя можно понимать их сущность и объяснять. Социологические явления человек не может объяснить объективно, т.к. всегда находится внутри них, воспринимает и описывает их так, как увидел и понял, т.е. только субъективно. Наблюдать в обществе мы можем только цепочки реальных действий индивидов. А далее мы можем только сконструировать наши объяснения их действий на оснве понимания мотивов их поведения. Поэтому с точки зрения Земмеля и Вебера, природу можно объяснить, социальное – можно только понять.

Для них предмет социологии не общество, не коллективное, а только индивид с его сознанием, мотивацией, рациональным поведением. Они постоянно подчеркивали важность понимания социологом именно субъективного смысла, который вкладывается в действия самим действующим индивидом.

Главный инструмент познания – чистые формы или идеальные типы социальной действительности. Эти идеальные логические конструкции должны отражать типичные социологические явления (например, власть, религия, капитализм, бюрократия и т.п.) и служить для соотнесения, сравнения с ними социологической реальности. Эти выделенные с помощью наблюдения и анализа идеальные типы позволяют лучше понять реальность, смысл того, что переживается людьми, даже когда они сами этого не понимают.

Вебер ввёл понятие статусных групп на смену индивиду и классу как субъекту социального конфликта. Исследование таких групп позволило Веберу стать теоретиком социального конфликта. Согласно Веберу, любое общество может быть рассмотрено как составленное из статусных групп, имеющих разную степень доступа к богатству, власти и престижу, которые озабочены тем, чтобы упрочить своё влияние путём установления социальной дистанции и монополизации экономических возможностей.

 

Принципиальные положения веберовской понимающей социологии:

а) Понятие социального действия, которое нацелено на взаимоотображение

мотивации поведения индивидов;

b) Конфликт не отрицает, а наоборот, предполагает наличие базового согласия

(общего отрицания), к которому стремятся участники конфликта;

с) Социальный конфликт отличается от межсубъектной напряжённости;

d) Типология социальных действий может быть применена и к конфликтному поведению как к частному случаю социального действия (целерациональное, ценностно-ориентированное, аффективное, традиционное).

· Аффективное действие - действие, определенное актуальными чув­ствами и аффектами. Является составной частью всех социальных конфлик­тов.

· Традиционное действие. На основе данного типа формируется мно­жество социальных конфликтов. Условно их можно назвать конфликтами разрыва с традициями: таков межпоколенный конфликт, конфликты нацио­нального самосознания, конфликты самоопределения, сопровождающие про­цессы модернизации общества.

· Целерациональное действие является наиболее релевантным и отвечающим тенденциям рационализации.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 791 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2475 - | 2271 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.