Различия между мужчинами и женщинами имеют, мягко говоря, сложный характер. Социологи исследуют их, анализируя четыре компонента половой идентичности: биологический пол, тендерная идентичность, тендерные идеалы и сексуальные роли.
Легче всего дать определение биологического пола. Это понятие включает первичные и вторичные физические признаки, характерные для мужчин и женщин: органы размножения, волосяной.покров на лице и т.д.
Тендерная идентичность связана с нашим представлением о своем поле - чувствуем ли мы себя в действительности мужчиной или женщиной. Осознание своего пола не всегда соответствует биологическому полу индивида. Знаменитая теннисистка Рени Ричарде, которая впоследствии стала врачом, начала свою жизнь мужчиной, но перенесла транссексуальную операцию и почувствовала себя женщиной.
Тендерные идеалы воплощают культурные представления о мужском и женском поведении. На многих рекламах сигарет изображен идеал мужчины. Идеал женщины обычно связывали с заботами о доме и детях. Но затем во многих рекламных объявлениях женщин стали изображать в конторах, служебных командировках и т.п. Таким образом за последние 20 лет происходило изменение тендерных идеалов - представлений о предназначении мужчин и женщин.
Четвертым компонентом половой идентичности являются сексуальные роли, связанные с разделением труда, правами и обязанностями мужчин и женщин. В прошлом сексуальные роли были четко определены: мужчины работали, чтобы обеспечивать свои семьи; женщины занимались домашней работой - вели хозяйство и растили детей.
В настоящее время сексуальные роли и тендерные идеалы изменяются. В обществе обычно предполагается, что четыре компонента полового самосознания находятся в гармоническом единстве. Ожидается, что биологическая особь женского пола ощущает себя женщиной, и это ощущение соответствует общепринятому определению женственности. Имеется в ви-
КОМПОНЕНТЫ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Компоненты | ♀ | ♂ |
Биологический | Я могу рожать. У меня | Я создаю сперму. Могу |
Пол | высокий голос | отрастить бороду |
Тендерная иден- | Я чувствую себя женщи- | Я чувствую себя мужчи- |
Тичность | Ной | ной |
Гендерные идеа- | Ожидается, что я ношу | Ожидается, что я ношу |
Лы | юбку, пользуюсь косме- | брюки и галстук, погло- |
тикой, люблю маленьких | щен работой и сдерживаю | |
детей, хорошо готовлю и расстраиваюсь по пустякам | свои чувства | |
Сексуальные ро- | В обществе считается, | Обирство поставило пе- |
Ли | что мое предназначение - | редо мной цель - рабо- |
растить детей и вести | тать и обеспечивать же- | |
домашнее хозяйство; работа является для меня дополнительным бременем | ну и детей |
ду, что она готова принять ка себя роли и обязанности, традиционно связанные с ее полом. Однако в действительности это предположение не всегда верно. Как уже было сказано, биологический пол людей может не соответствовать их половой идентичности. Располагая достаточными материальными средствами, человек может подвергнуться операции и изменить свой пол. Однако это происходит очень редко. Кроме того, то, как индивид осознает свой пол, может не совпадать с общепринятым идеалом. Мужчина может чувствовать себя комфортно как биологическая особь мужского пола, но его могут не устраивать образцы поведения, соответствующие культурным стереотипам. Покойного Джона Леннона в. какой-то мере осуждали, когда он не выполнял свои обязанности по работе и оставался дома с недавно родившимся сыном.
Наконец, права и обязанности индивида (сексуальные роли) могут не соответствовать общепринятым тендерным идеалам общества. Например, в настоящее время женщины работают офицерами полиции, пожарными, служат в армии - все эти сексуальные роли не соответствуют традиционным идеалам.
Поскольку каждый из этих компонентов обусловлен различными факторами (биологическими, психологическими и социальными), неудивительно, что они не всегда.сочетаются друг с другом.
БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЛ: МУЖЧИНА/ЖЕНЩИНА
Биологические и социальные факторы, влияющие на половую идентичность, настолько переплетены, что для их распутывания потребовались бы геркулесовы усилия. Представьте себе, что у вас только что родился ребенок, но в родильном доме запрещено сообщать родителям пол младенца. Наверное, вы бы переживали сильнейшее нетерпение. Оно было бы вызвано вашим страстным желанием узнать пол ребенка. Но почему это так важно для вас? Очень просто - с момента рождения детей мы сознательно или бессознательно относимся к ним по-разному в зависимости от их пола. С момента рождения дети начинают осознавать свой пол.
Физические различия
Разумеется, существуют некоторые физические различия между полами. Младенцы мужского пола обычно несколько длиннее и тяжелее, чем девочки, их мышцы немного крепче, чем у девочек; кроме того, как правило, их сердце и легкие также крупнее (Хатт, 1972). К 18-летнему возрасту сила мышц женщин почти на 50 процентов ниже, чем у мужчин (Фарб, 1978). Младенцы женского пола обычно начинают ходить, говорить раньше, чем мальчики, кроме того, у них раньше прорезываются зубы и развиваются кости; девочки достигают половой зрелости на один-два года раньше, чем мальчики. Однако некоторые из этих различий могут быть обусловлены не только биологическими факторами; у мальчиков более крепкие мышцы могут сформироваться потому, что их в большей мере поощряют заниматься спортом, чем девочек.
Сравнительно короткая продолжительность жизни мужчин, вероятно, частично объясняется войнами, несчастными случаями, стрессом, возникающим на работе в атмосфере конкуренции. В связи с изменением сексуальных ролей эти различия, видимо, также подвержены переменам.
ТЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ИДЕАЛЫ: МУЖЕСТВЕННОСТЬ/ЖЕНСТВЕННОСТЬ
Большинство членов общества верят в общепринятые ген-дерные идеалы - идеализированные представления о предназначении, поведении и чувствах мужчин и женщин. Детей, которые не соответствуют этим идеалам, называют сорванцами и маменькиными сынками.
Девочку называют сорванцом, если она самоуверенна, любит соревноваться с другими и увлекается спортом; мальчика считают маменькиным сынком, если он чувствителен и склонен к сочувствию, не любит футбол и убегает вместо того, чтобы дать сдачи. Дети, которых называют девчонками-сорванцами или маменькиными сынками, сразу же понимают, что их поведение не одобряется, часто они реагируют на негативное подкрепление и начинают вести себя в соответствии со своим полом.
Негативная реакция на "неуместное" поведение не является единственным фактором, влияющим на развитие гендер-ной идентичности. Маккоби и Джаклин (1974) предполагают, что на него воздействуют три основных процесса: моделирование, подкрепление и самосоциализация.
Моделирование
В этом процессе дети имитируют поведение взрослых. Вначале подражают человеку, который больше всех о них заботится, - маме или другому человеку (обычно женского пола), уделяющему им много внимания, например няне, домработнице или сотруднице яслей. Хотя, как правило, отцы проводят со своими детьми намного меньше времени, чем матери, большинство детей в значительной мере берут пример и с отца, и с матери, а позднее с друзей семьи, учителей и людей, которых они видят по телевизору.
Интересно отметить, что, когда модели обоего пола находятся рядом, маленькие дети не обязательно имитируют поведение взрослого одного с ним пола. Исследования показывают, что дошкольники и ученики младших классов, занимающиеся игрушками, "соответствующими" их полу, и предпочитающие дружить с детьми своего пола, обычно склонны подражать взрослым, обладающим силой и властью, независимо от их пола. Например, если дети имеют выбор образца для подражания между мамой, готовящей обед дома, и мужчиной шеф-поваром, работающим в ресторане, и мальчики и девочки скорее склонны имитировать мастерство шефа (Маккоби, Джаклин, 1974).
Нэнси Чодорова (1974) утверждает, что в основном моделирование осуществляется в самом раннем детстве. Она считает, что различия тендерных идеалов сохраняются благодаря единственной в своем роде близости между матерью и дочерью. "Под влиянием раннего опыта девочек и мальчиков, ощущавших женскую заботу, формируется ожидание, что интересы матерей полностью сосредоточены на детях и главный смысл их жизни связан с заботой о благополучии детей.
Ззз
Дочери вырастают, отождествляя себя со своими мамами в. соответствии с этими ожиданиями... В результате материнской заботы, испытанной в детстве, у девочек наверняка закладывается стремление к материнской заботе о младенцах, и они будут готовы принять на себя длительную заботу о детях" (с.208).
Психоаналитические исследования показали, что на ранних этапах социализации мальчики и девочки отождествляют себя со своими мамами. На более поздних этапах девочки обычно сохраняют свою привязанность к матери; мальчики начинают сближаться с отцами или другими сильными личностями мужского пола. Таким образом, мальчик должен изменить свою ориентацию в период, когда он очень нуждается в эмоциональной поддержке, и в связи с этим могут возникнуть проблемы. Исследования Хедерингтона (1970) наводят на мысль, что под влиянием сильного отца формируется мужское самосознание мальчика. Кроме того, можно предположить, что властная мать может препятствовать сближению юного сына со своим отцом.
Подкрепление
Это понятие связано с награждениями и наказаниями. Родители поощряют поведение, соответствующее полу ребенка, и выражают неодобрение неуместного поведения: мальчиков хвалят, если они научились бросать мяч на 50 футов дальше; взрослые обычно ворчат, когда полные девочки съедают вторую порцию обеда. Наверное, мальчиков чаще хвалят и ругают, чем девочек. Это особенно заметно, когда дело касается общепринятых образцов поведения, соответствующих полу. Родители больше обеспокоены, если их сыновья ведут себя как маменькины сынки, чем когда их дочери ведут себя сорванцами. В то время как родители склонны осуждать несамостоятельность мальчиков; они позволяют девочкам быть зависимыми от других и даже одобряют это. В результате мальчики усваивают принцип, что следует рассчитывать на свои собственные достижения, чтобы обрести самоуважение, в то время как самоуважение девочек зависит от того, как к ним относятся другие (Бардвик, Доуван, 1972).
Маккоби и Джаклин (1974) установили, что посторонние в большей мере, чем родители, воспринимают детей на основе' общепринятых стереотипов полового поведения. Родители знают индивидуальные особенности своего ребенка и принимают их во внимание. Незнакомые же люди, которые не знают ребенка, ожидают, что он должен вести себя "как мальчик" или "как девочка".
Таблица 11-1. Психологические различия между мужчинами и женщинами | |||||
Выявленные различия | Различия не вы- | Возможные раз- | |||
явлены | личия (требуются дальнейшие исследования) | ||||
Активность | |||||
В возрасте от 2 до 2,5 лет мальчики | Общительность | Осязательная | |||
проявляют большую активность в 1 общих играх, чем девочки. С возрас- | Внушаемость | чувствитель- | |||
Самоуважение, | ность, страх, ро- | ||||
1 том повышается активность тех и | стремление к | бость и.склон- | |||
других, но юноши становятся более | достижениям, | ность к беспокой- | |||
активными в студенческие годы | усвоение ролей | ству | |||
Способность к | Активность | ||||
аналитическому | Способность к | ||||
мышлению Подвержен ность | конкуренции | ||||
- | влиянию наследственных факторов и среды | ' | |||
Речевые способности | |||||
В начале жизненного пути речевые | Реагирование на | Стремление к | |||
навыки у девочек развиваются быст- | слуховые и зри- | власти, уступчи- | |||
рее, чем у мальчиков. С дошкольного | тельные стимулы | вость. | |||
возраста до ранней юности речевые | Потребность о | ||||
навыки мальчиков и девочек пример- | ком-то заботить- | ||||
но одинаковы. Приблизительно с 11 | ся и склонность к | ||||
лет девочки превосходят мальчиков. | "материнскому" | ||||
Эта тенденция усиливается во время | поведению. | ||||
учебы в школе и, вероятно, в дальнейшем | Пассивность | ||||
Зрительное и пространственное вооб- | |||||
Ражение | |||||
Имеется в виду зрительное восприя- | |||||
тие фигур в пространстве и их соотношения между собой. Хотя в детстве у | |||||
девочек и мальчиков наблюдаются | |||||
примерно одинаковые способности, в | |||||
школьные годы мальчики начинают | |||||
проявлять более ярко выраженную | |||||
склонность к решению зрительных и | |||||
пространственных задач, и они* про- | |||||
должают более успешно заниматься | |||||
этой деятельностью во взрослом воз- | |||||
Расте | |||||
Математические способности | |||||
Примерно в возрасте от 12 до 13 лет | » | ||||
математические навыки у мальчиков | |||||
совершенствуются интенсивнее, чем | |||||
у девочек. Однако в этой области раз- | |||||
личия между полами проявляются в | |||||
меньшей мере, чем в деятельности, | |||||
требующей развития зрительного и | V | ||||
пространственного воображения | |||||
Источник: Maccoby & Jacklin, 1974, р. | |||||
Самосоциализация
Этот процесс, о котором писал Лоренс Колберг (1966), связан с тем, что дети "сами подготавливают себя к жизни в обществе" на основе вербального и невербального социального взаимодействия. Подобно актерам, пытающимся найти различные интерпретации роли, дети воспроизводят поведение хитрых, грубых и щедрых и т.п. людей - критерием для них являются ответные реакции сверстников. Постепенно, попадая в тысячи жизненных ситуаций, дети начинают осознавать, что воплощение определенных образцов вызывает уважение или осуждение других 1
Хотя в некоторых случаях этот процесс отражает стандарты родителей, самосоциализация имеет и свою самобытность. Этим отчасти объясняется тот факт, что иногда тендерная идентичность вырастающих детей не соответствует желаниям или ожиданиям их родителей.
В табл. 11-1 представлены психологические различия меж--ду мужчинами и женщинами.
Идеалы и идентичность
В ходе трех только что рассмотренных процессов (моделирования, подкрепления и самосоциализации) дети учатся осознавать себя девочками или мальчиками, у них формируются понятия о "мужественности" или "женственности". По мере формирования такого поведения одновременно складываются тендерная идентичность и идеалы. Дети начинают считать свое поведение "естественным", потому что они являются мальчиками или девочками. Большинство из нас обычно без всякого сомнения причисляют себя к мужскому или женскому полу; но существует некоторая неясность по вопросу о том, как следует вести себя мужчинам или женщинам, каким образом формируется мужская или женская тендерная идентичность личности.
Дело в том, что тендерная идентичность и идеалы не всегда соответствуют друг другу- Например, гомосексуалистам свойственна тендерная идентичность, но они не испытывают романтического влечения к женщинам, олицетворяющего тендерный идеал мужчины. Подобное поведение характерно и для трансвеститов - людей, которые одновременно носят мужскую и женскую одежду - они осознают свой биологический пол, но их поведение не соответствует общепринятым идеалам. Любой врач неотложной помощи может рассказать вам о мужчинах, которые носят белье с кружевами под кос тюмом-тройкой. Наконец, явление транссексуальности также свидетельствует об отсутствии автоматического соответствия между тендерной идентичностью и идеалами.
СЕКСУАЛЬНЫЕ РОЛИ: "МЕСТО МУЖЧИНЫ"/"МЕСТО ЖЕНЩИНЫ"
Мы обсудили понятия биологического пола, тендерной идентичности и тендерных идеалов - первые три компонента полового самосознания. Четвертый компонент связан с сексуальными ролями. Они соответствуют ожиданиям такого поведения, которое определяет статус мужчин и женщин в обществе. Что касается половых ролей, то биологические факторы не предопределяют судьбу человека - нельзя сказать, что способность к деторождению ограничивает во всех обществах предназначение женщин домашним хозяйством и заботой о семейном очаге. Например, раньше в Америке беременные обычно уходили с работы и сидели дома в течение лет двадцати, часто они навсегда оставались домохозяйками. В настоящее время женщины обычно берут трех-или шестимесячный отпуск по уходу за ребенком, а затем снова приступают к работе. Хотя в Америке такое изменение произошло лишь недавно, в.других странах уже давно наметилась подобная тенденция.
Маргарет Мид (1935) нанесла сокрушительный удар по убеждению, будто мужчины и женщины "от природы" созданы для определенных ролей. Она написала об этом в книге "Пол и темперамент", в которой представлены ее наблюдения жизни трех племен в Новой Гвинее. В начале исследования Мид была убеждена, что существуют некие коренные различия между полами. Она восприняла идею, что между мужчинами и женщинами существуют врожденные различия, поэтому представители каждого пола предназначены для определенных ролей. Полученные данные удивили ее. В каждом из трех исследованных племен мужчины и женщины исполняли совершенно различные роли, порой прямо противоположные общепринятым стереотипам, считающимся "естественными" для каждого пола.
Арапеши
Арапеши - миролюбивый народ, они почти ничего не знают о войне и проводят жизнь мирно, занимаясь садоводством, охотой и воспитанием детей. Мужчины и женщины "объединяются ради общего дела, главным образом связанного с нежной заботой о детях, они лишены эгоизма и основной смысл своей жизни видят в воспитании следующего поколения" (с. 15). И
12—635
мужчины и женщины придают такое важное значение рождению детей, что выражение "родить ребенка" у арапешей употребляется одинаково по отношению к отцу и матери. Дети арапешей окружены покоем и гармонией и вырастают, чувствуя надежную защиту взрослых.
Арапеши "считают, что и мужчинам и женщинам присущи доброта, отзывчивость и стремление к сотрудничеству, они с готовностью заботятся о тех, кто моложе и слабее, и получают от этого наибольшее удовлетворение" (С. 134). Поскольку работа у арапешей делится поровну и почти никто не воюет, у них, по сути дела, нет необходимости выбирать лидеров. Лидеры нужны лишь для организации традиционных церемоний через каждые несколько лет. Поэтому так трудно выбрать лидера. Никто не желает быть "большим человеком", который должен планировать, организовывать, хвалить и непосредственно проводить церемонию. Несчастных молодых людей, избранных на эту роль, приучают быть более активными, чтобы справиться с возложенной на них задачей организации церемоний, которые подготавливают в течение нескольких лет. "Но как только его старший ребенок достигает зрелости, лидер имеет право уйти на! отдых; ему больше не надо нервничать и кричать... он может наслаждаться домашним покоем, воспитывать детей, выращивать цветы и устраивать браки своих детей" (с.ЗО). Если кто-нибудь скажет, что мужчина средних лет хорошо выглядит, арапеш обычно отвечает: "Хорошо выглядит? Да-а-а. Но вы бы на него посмотрели до рождения всех этих детей" (с.39).
Мундугуморы
Это племя охотников за головами животных представляет собой резкий контраст по сравнению с добродушными арапешами. У арапешей мужчины и женщины в одинаковой мере проявляют материнскую заботу о детях; мужчины и женщины племени мундугумор одинаково "враждебны, подозрительны и жестоки по отношению друг к другу и своим детям. Враждебность внутри семьи усиливается под влиянием обычая, в соответствии с которым отцы вступают в брак со своими дочерьми, а матери - с сыновьями. Мужчина может приобрести жену, продав свою сестру или дочь другому мужчине. Это способствует вражде между братьями и отцом и между самими братьями. Матери испытывают ревность к своим дочерям, поскольку они являются соперницами, которые могут быть проданы отцом.
Как толька женщина обнаруживает, что она беременна, возникает конфликт между ней и ее мужем, поскольку один из супругов приобретет соперника. "С момента рождения младенец из племени мундугумор вступает в крайне жестокий мир, где царят вражда и постоянные конфликты. И почти с самого рождения начинается подготовка ребенка к безрадостной жизни" (с. 194). Младенцев носят в жестких неудобных корзинах. Как только дети начинают ходить, они предоставлены самим себе. Матери бьют и ругают детей и почти не уделяют им внимания, разве что устанавливают для них определенные правила поведения. С самого начала жизнь детей наполнена отрицательным опытом, и этот негативизм омрачает их существование, когда они становятся взрослыми.
Подобно арапешам, мундугуморы не приписывают одни личностные качества мужчинам, а другие - женщинам. В этом обществе мужчины и женщины одинаково жестоки, ревнивы и агрессивны.
Тчамбули
Этот народ, проживающий на берегу озера, совершенно не похож на два других племени, изученных Мид. Подобно западным народам, они считают, что мужчины и женщины отличаются по темпераменту, однако их представления о сексуальных ролях по существу противоположны нашим стереотипам. Женщины племени тчамбули ведут все дела: ловят рыбу, занимаются ткачеством, торгуют, в то время как мужчины украшают себя, увлекаются любительским искусством и тратят время на обдумывание праздничных церемоний.
Жилища здесь называют "домами женщин". В каждом доме проживают от двух до четырех семей, однако мужчины проводят время главным образом в своих собственных "ритуальных домах". Женщины из племени тчамбули «месте работают, готовят еду и с удовольствием общаются друг с другом, но среди мужчин царит атмосфера напряженности и недоверия. Женщины добродушно ладят с мужчинами, но относятся к ним скорее как к маленьким мальчикам, а не взрослым равноправным членам общества.
Опыт, приобретенный Мид в Новой Гвинее, заставил ее пересмотреть свои взгляды на "естественные" роли мужчин и женщин. Она сделала вывод, что в каждом обществе придается более или менее важное значение некоторым жизненным аспектам; однако, "хотя в каждом обществе каким-то образом определены роли мужчин и женщин, это не обязательно означает наличие противоположностей между лицами обоих полов и отношений господства и подчинения между ними" (с.Х1).
После новаторского исследования Мид выявлены и другие особенности сексуальных ролей. Например, у пигмеев племени мбути женщины не только занимаются охотой (что обычно считается уделом мужчин), но даже продолжают эту деятельность в период беременности и снова приступают к ней вскоре после родов. В племени йоруба (Нигерия) женщины активно участвуют в экономической жизни; во время переписи населения в 1960 г. было установлено, что почти четыре пятых опрошенных женщин работали з торговле и иод их контролем находилось примерно две трети экономики. В древнем царстве Дагомея, где жили африканские амазонки, почти половину всех воинов составляли женщины. И недавно в странах совсем иного уровня развития женщины занимали важные посты в армии, например в движении за освобождение Югославии во время второй мировой войны. В Израиле на военную службу призывают и мужчин, и женщин (Окли, 1972).
В общем половые различия используются обществом как основа для дифференциации социальных ролей, но сущность этих ролей не обусловлена такими биологическими фактора ми, как более внушительные размеры мужчин и способность женщин к деторождению.
Вероятно, существует почти бесконечное множество отклонений от общепринятых стереотипов, и это наводит на мысль, что сексуальные роли в нашем обществе сложились скорее на основе культурных и социальных особенностей, а не "естественного порядка вещей".
СЕКСУАЛЬНЫЕ РОЛИ В АМЕРИКЕ
Как уже было отмечено, факт, что женщины работают пожарниками, лесничими, вице-президентами корпораций и т.п., в значительной мере опровергает наши традиционные представления о сексуальных ролях. В этом разделе мы рассмотрим особенности формирования сексуальных ролей в США.