К середине XIII века русские земли оказались между Золотой Ордой и Великим княжеством Литовским. В Прибалтике на землях, населенных литовскими племенами (жемаиты-жудь, аукшайты, ятваги, курши и др.), возникло раннефеодальное государство. Его основателем считают князя Миндовга (русские летописи впервые упоминают о нем в 1219 г.). В состав Литовского государства с момента его возникновения входили земли в бассейне реки Неман, так называемая Черная Русь. Из древнерусской народности периода домонгольской Руси стала обособляться белорусская народность.
Галицкое княжество вошло в состав Польши, земли южной и юго-западной Руси (Киев, Волынь, Подолье и др.) после завоевания монголами платили дань Орде. Однако в связи с усилением Литовского государства после битвы при Синей Воде (приток Южного Буга) с Ордой (1363) эти земли вошли в состав Великого княжества Литовского и Русского. На землях юго-западной Руси складывалась украинская народность. Центр русской политической жизни переместился в северо-восточную (Владимиро-Суздальскую) и северо-западную (Новгородскую) Русь. На этой территории на основе древнерусской народности складывалась великорусская (русская) народность.
Апогей раздробленности северо-восточной Руси приходится на рубеж XIII-XIV столетия. Тогда на землях Владимиро-Суздальского княжества сложились 14 удельных княжеств (Суздальское, Ростовское, Ярославское, Тверское, Московское, Переяславское, Новгородское и др.), делившиеся еще на более мелкие владения. Главой северо-восточной Руси правители Золотой Орды считали Великого князя Владимирского. Им должен был становиться старший в роду из потомков Всеволода Большое Гнездо. Однако удельные князья вскоре нарушили этот порядок. В этой борьбе за главенство среди русских земель наиболее активно действовали тверские и московские князья.
Процесс образования русского централизованного государства начался во второй половине XIII в. и завершился в начале XVI столетия. В это время была ликвидирована политическая независимость ряда важнейших русских княжеств и феодальных республик. К Москве были присоединены суздальско-нижегородские, ростовские, ярославские, тверские, новгородские земли, что означало образование единой государственной территории и начало перестройки политической системы, завершившейся установлением самодержавия в России.
К процессу образования российского централизованного государства привели определенные экономические, социальные, политические и духовные предпосылки. Существуют различные точки зрения по вопросу о причинах образования централизованного государства:
Первая. Причины политической централизации и сам ее процесс в России были такими же, как и в странах Западной Европы; материальной основой образования единого государства с центром в Москве было появление в XIV в. в русских землях таких признаков раннебуржуазных отношений как развитие ремесла, торговли и рынка (Ж. Дюби);
Вторая. Большинство отечественных историков придерживаются мнения о том, что ни подъем производительных сил в сельском хозяйстве, ни развитие ремесла и торговли, ни рост городов как экономических центров в XIV-XV столетиях не являются свидетельством зарождения раннебуржуазных отношений. Процесс образования единого российского государства происходил на феодальной основе (М.М. Горинов, А.А. Горский, А.А. Данилов). Главную экономическую причину образования централизованного государства видят в развитии феодальных отношений «вширь» и «вглубь». Происходило распределение этих отношений на всю территорию Северо-Восточной Руси и появление наряду с вотчинами условного феодального землевладения.
Развитие условного феодального землевладения сопровождалось усилением феодальной эксплуатации и обострением социальных противоречий в стране - между крестьянами и феодалами, между различными группами феодалов за владение крестьянами. Средние и мелкие феодалы нуждались в сильной централизованной власти, которая могла бы держать в повиновении крестьян и ограничивать феодальные права и привилегии бояр-вотчинников. В качестве внутриполитической причины сторонники данной концепции образования единого Российского государства называют возвышение и рост политического влияния нескольких феодальных центров: Москвы, Твери. Суздаля, претендующих на объединение вокруг себя остальных русских земель. Происходит процесс усиления княжеской власти, стремящейся подчинить себе удельных князей и бояр-вотчинников.
Основной формой крупного феодального землевладения на Руси в XIV в. была вотчина – княжеская, боярская, церковная. Однако даже во второй половине ХV в. в Северо-Восточной Руси преобладали так называемые черные земли. Для них было характерно общинное землевладение крестьян с индивидуальным владением приусадебным участком и пахотной землей, а также наличие выборного крестьянского волостного самоуправления под контролем княжеской администрации.
Существовали две категории крестьян:
- черные крестьяне, жившие общинами в селах, не принадлежавших отдельным феодалам;
- владельческие крестьяне, жившие на надельных землях в системе феодальной вотчины.
Владельческие крестьяне были лично зависимы от феодала. За крестьянами еще сохранилось право свободного перехода от одного феодала к другому, но на практике это право все чаще оказывалось формальным.
В ХIV в. русская феодальная иерархия представляла собой следующую систему:
- на верхней ступени - великие князья - верховные правители Русской земли;
- вторую ступень - вассалы великого князя — удельные князья, обладавшие правами суверенных правителей в пределах своих уделов;
- на третьей ступени - вассалы удельных князей — бояре и служилые князья, утратившие права удельных, т.е. крупные феодалы-землевладельцы.
- на низшей ступени – слуги, управляющие княжеским хозяйством, составляющие княжескую и боярскую администрацию.
Третья. Концепция образования единого государства, процесс которого рассматривается как «восстановление», «возрождение» российской государственности. Представители этой концепции основную причину образования государства усматривают в появлении в народном сознании идеи единого национального государства. Наиболее последовательно идею русской государственности выражала Москва (Л.Н. Гумилев, Г.П. Федотов).
Четвертая. Причины образования единого государства можно интерпретировать и в рамках цивилизационного подхода. Если исходить из признания того, что на рубеже XШ-XIV вв. происходит зарождение новой - евразийской (российской) цивилизации, то тогда русское централизованное государство надо рассматривать не наследником Киевского государства, а преемником Северо-Восточной Руси.
К XIII в. идея централизованного государства была утрачена русскими князьями вместе с представлениями о принадлежности Русской земли княжескому роду в целом. Однако монголо-татары вновь принесли на Русь идею верховной власти. При этом власть хана, «вольного царя», не была ограничена вечем. Она носила по отношению к Руси абсолютный, деспотический характер. Закономерным процессом было то, что монголо-татары уничтожили городские веча на всей завоеванной части Руси. Тем самым принцип единовластия, к которому стремились князья и который проявлялся уже в деятельности Андрея Боголюбского, стал вновь входить в политическую культуру русского народа.
Силой, сохранявшей культурную и национальную целостность Руси, была православная церковь. В 1299 г., после разграбления Киева, митрополит Максим перенес свое местопребывание из Киева во Владимир, в котором церковь видела крупнейший центр княжеств. Это повысило роль Владимиро-Суздальского княжества в жизни Руси, выдвинуло его в ряд с более сильными Тверским и Рязанским княжествами, сделало его хранителем идеи Русской земли.
В процессе исторического развития существуют два пути централизации и образования единых национальных государств:
- первый путь характеризуется тем, что одновременно происходят процессы политического и экономического объединения;
- второй – вначале происходит объединение политическое, а затем экономическое.
С этой точки зрения образование русского централизованного государства шло по второму пути, т. е. происходило только политическое объединение русских земель.
Основной социальной опорой князей в процессе объединения выступало служилое сословие. Процесс централизации сопровождался не зарождением раннебуржуазных отношений, а дальнейшим закрепощением крестьян, а также жесткой регламентацией всех других сословий.
Этапы политического объединения на Руси.