Согласно общепринятой точке зрения с середины XI ‑ начала XII в. Древнерусское государство вступило в новый этап своей истории ‑ эпоху политической и феодальной раздробленности (исторический период в истории Руси, который характеризуется тем, что, формально находясь в составе Киевской Руси, удельные княжества постепенно обособляются от Киева). Феодальная раздробленность – закономерный, неизбежный этап в развитии феодализма по восходящей линии. Киевская Русь была обширным, но нестабильным государственным образованием. Племена, вошедшие в ее состав, долгое время сохраняли свою обособленность. Отдельные земли при господстве натурального хозяйства не могли образовать единого экономического пространства. Причины феодальной раздробленности:
- натуральный характер экономики:
- укрепление местного боярства;
- рост феодального землевладения;
- борьба за власть между князьями и феодальные междоусобицы;
- рост городов как центров удельных земель.
- упадок торговли по Днепру вследствие половецкой опасности и утраты Византией главенствующей роли в международной торговле; перемещение торговых путей и появление новых центров ремесла и торговли, все более независимых от столицы русского государства.
Реально эти процессы проявились в середине второй половины XI в. Князь Ярослав Мудрый незадолго до смерти (1054) разделил земли между пятью своими сыновьями. Но сделал он это так, что владения сыновей взаимно разделяли друг друга; управлять ими самостоятельно было практически невозможно. Ярослав пытался решить подобным образом сразу две проблемы:
- с одной стороны, он стремился избежать кровавых усобиц между наследниками, обычно начинавшихся после смерти киевского князя: каждый из сыновей получал земли, которые должны были обеспечить его существование как владетельного князя;
- с другой стороны, Ярослав надеялся, что его дети будут сообща защищать общерусские интересы, связанные прежде всего с обороной границ. Великий князь не собирался разделять единую Русь на самостоятельные, независимые государства; он рассчитывал лишь, что теперь ею, как единым целым, будет управлять не один человек, а весь княжеский род.
Система «лествичного восхождения» — «очередной порядок» наследования была очень далека от совершенства и порождала постоянные распри между братьями и детьми князей (старший сын великого князя мог занять отцовский престол только после смерти всех своих дядьев). Споры о старшинстве между дядьями и племянниками были частым явлением на Руси (уже Московской) и в более поздний период, пока в XV в. там не установился порядок передачи власти от отца к сыну.
Таким образом, с 50-х гг. XI в. шел процесс определения границ будущих самостоятельных земель. В результате дробления в качестве самостоятельных выделились княжества, названия которым дали стольные города: Киевское, Черниговское, Переяславское, Мурманское, Рязанское, Ростово-Суздальское, Смоленское, Галицкое, Владимиро-Волынское, Полоцкое, Турово-Пинское, Тьмутараканское, Новгородская и Псковская земли. В каждой из земель правила своя династия — одна из ветвей Рюриковичей. Новой формой государственно-политической организации стала политическая раздробленность, сменившая раннефеодальную монархию. В 1097 г. по инициативе внука Ярослава переяславского князя Владимира Всеволодовича Мономаха в городе Любече собрался съезд князей. На нем был установлен новый принцип организации власти на Руси — «каждый да держит отчину свою». Таким образом, Русская земля переставала быть совокупным владением целого рода. Владения каждой ветви этого рода ‑ отчины (становились ее наследственной собственностью). Это решение закрепляло феодальную раздробленность. Только позже, когда великим князем киевским стал Владимир Мономах (1113-1125 гг.), а также при его сыне Мстиславе (1126-1132 гг.) государственное единство Руси было на время восстановлено. Русь сохраняла относительное политическое единство. Начало периода раздробленности (и политической, и феодальной) следует считать с 1132 г. Последствия раздробленности имеют как положительные (подъем экономики; рост числа городов; расцвет культуры; политическая стабилизация на местах) так и отрицательные (разорительные междоусобицы; отсутствие единой системы обороны; дробление княжеств между наследниками) черты.
Крупнейшими государственными центрами, на которые распалась Киевская Русь, не уступавшими по занимаемой территории крупным европейским государствам, стали Владимиро-Суздальская, Галицко-Волынская и Новгородская земли.
На северо-востоке Руси сформировалось крупное и независимое Владимиро-Суздальское (или Ростово-Суздальское, как оно называлось сначала) княжество, которое располагалось в междуречье Оки и Волги. Основные факторы, повлиявшие на становление богатого и могущественного княжества: удаленность от степных кочевников на юге; постоянный приток населения в поисках защиты от набегов кочевников и нормальных условий для ведения хозяйства; нахождение княжества на пересечении торговых путей (по рекам Оки и Волги); основная отрасль хозяйства – земледелие вследствие плодородных земель пригодных для растениеводства; развитая еще с XI в. сеть городов (Ростов, Суздаль, Муром, Рязань, Ярославль и др.); весьма энергичные и честолюбивые князья, возглавлявшие княжество; неограниченный характер власти и совещательные полномочия вече. Этот регион осваивался по инициативе князей. Земли рассматривались как собственность князя, а население, включая бояр, — в качестве его слуг. В результате в Северо-Восточной Руси сложилась вотчинная система власти.
Со становлением и развитием Владимиро-Суздальского княжества связаны имена Владимира Мономаха и его сына Юрия Долгорукого (1125-1157 гг.), отличавшегося стремлением расширить свою территорию и подчинить Киев (за это получил прозвище Долгорукий). Он захватил Киев и стал великим князем киевским; активно влиял на политику Новгорода Великого. Под влияние ростово-суздальских князей попали Рязань и Муром. Юрий вел широкое строительство укрепленных городов на границах своего княжества (Ростов, Суздаль, Рязань, Ярославль и др.). Под 1147 г. в летописи впервые упоминается о Москве, выстроенной на месте бывшей усадьбы боярина Кучки, конфискованной Юрием Долгоруким. На долю сына и преемника Юрия — Андрея Боголюбского (1157-1174 гг.), прозванного так за значительную опору на церковь, выпало объединение русских земель и перенос центра всей русской политической жизни из богатого боярского Ростова сначала в небольшой городок, а затем застроенный с небывалой скоростью Владимир-на-Клязме. В 1174 г. Андрей был убит в результате заговора бояр.
Политику объединения всех русских земель под властью одного князя продолжил сводный брат Андрея — Всеволод Большое Гнездо (1176-1212 гг.), прозванный так за свое большое семейство. При нем произошло значительное укрепление Владимиро-Суздальского княжества, ставшего сильнейшим на Руси и одним из крупнейших феодальных государств в Европе, ядром будущего Московского государства. Автор «Слова о полку Игореве», подчеркивая могущество Всеволода, писал, что его воины могут шлемами вычерпать Дон, а Волгу расплескать веслами. Всеволод оказал влияние на политику Новгорода, получил богатый удел в Киевском княжестве, почти полностью распоряжался Рязанским княжеством и т. д. Завершив борьбу с боярами, окончательно установил в княжестве монархию. К этому времени опорой княжеской власти все больше становится дворянство. Его составляли служилые, военные, дворовые люди, прислуга, зависевшие от князя и получавшие от него землю во временное пользование (поместье), денежно-натуральную плату или право сбора княжеских доходов. Экономический подъем Владимиро-Суздальского княжества некоторое время продолжался и при сыновьях Всеволода. Однако в начале XIII в. происходит его распад на уделы: Владимирский, Ярославский, Угличский, Переяславский, Юрьевский, Муромский. Княжества Северо-Восточной Руси в XIV-XV вв. стали основой формирования Московского государства.
Крупнейшим центром на северо-западе Руси была Новгородская боярская республика. Новгородская земля развивалась по особому пути: находилась далеко от кочевников и не испытывала ужаса их набегов; богатство заключалось в наличии громадного земельного фонда; ведущие отрасли хозяйства – торговля и ремесло; слабое развитие земледелия вследствие малого плодородия земли суровых климатических условий; своего хлеба в Новгороде не хватало, но промысловые занятия — охота, рыболовство, солеварение, производство железа, бортничество — получили значительное развитие и давали боярству немалые доходы; возвышению Новгорода способствовало исключительно выгодное географическое положение: город находился на пересечении торговых путей, связывающих Западную Европу с Русью, а через нее — с Востоком и Византией; как в Новгородской, так и позднее в Псковской земле (первоначально входившей в состав Новгорода) сложился социально-политический строй — боярская республика; благоприятный фактор в судьбе Новгорода: он не подвергся сильному монголо-татарскому разграблению, хотя и платил дань. В борьбе за независимость Новгорода особенно прославился Александр Невский (1220-1263 гг.), который не только отбил натиск немецко-шведской агрессии [Невская битва, Ледовое побоище), но и проводил гибкую политику, делая уступки Золотой Орде и организуя сопротивление наступлению католичества на западе; Новгородская республика была близка к европейскому типу развития, аналогично городам-республикам Ганзейского союза, а также городам-республикам Италии (Венеция, Генуя, Флоренция). Как правило, Новгородом владел тот из князей, кто держал киевский престол. Это позволяло старшему среди Рюриковичей князю контролировать великий путь «из варяг в греки» и доминировать на Руси. Используя недовольство новгородцев (восстание 1136 г.), боярство, обладавшее значительной экономической мощью, сумело окончательно победить князя в борьбе за власть. Новгород стал боярской республикой. Фактическая власть принадлежала боярству, высшему духовенству и именитому купечеству. Все высшие исполнительные органы — посадники (главы правительства), тысяцкие (главы городского ополчения и судьи по торговым делам), епископ (глава церкви, распорядитель казны, контролировал внешнюю политику Великого Новгорода) и др. — пополнялись из боярской знати. Вместе с тем высшие должностные лица были выборными. Так, к примеру, во второй половине XII в. новгородцы, как никто в русских землях, стали сами избирать себе духовного пастыря — владыку (архиепископа новгородского). Своеобразным было положение князя. Он не обладал полной государственной властью, не наследовал новгородскую землю, а приглашался лишь для исполнения представительских и военных функций (воин-профессионал, глава дружины). Любая попытка князя вмешаться во внутренние дела неизбежно заканчивалась его изгнанием (за 200 с небольшим лет князей побывало 58). Права высшего органа власти принадлежали народному собранию — вече, обладавшему широкими полномочиями:
- рассмотрение важнейших вопросов внутренней и внешней политики;
- приглашение князя и заключение с ним договора;
- избрание важной для Новгорода торговой политики, избрание посадника, судьи по торговым делам и др.
Наряду с общегородским вече существовали «кончанские» (город делился на пять районов — концов, а вся новгородская земля на пять областей — пятин) и «уличанские» (объединявшие жителей улиц) вечевые сходы. Фактическими хозяевами на вече были 300 «золотых поясов» — крупнейшие бояре Новгорода. К XV в. они фактически узурпировали права народного вече.
В результате объединения Галицкого и Волынского княжеств на юго-западе Русской земли возникло Галицко-Волынское княжество. Особенности и условия развития: плодородные земли для земледелия и обширные лесные массивы для промысловой деятельности; значительные залежи каменной соли, которую вывозили в соседние страны; удобное географическое положение (соседство с Венгрией, Польшей, Чехией), позволявшее вести активную внешнюю торговлю; находившиеся в относительной безопасности от кочевников земли княжества; наличие влиятельного местного боярства, которое вело борьбу за власть не только между собой, но и с князьями. Галицкое княжество значительно усилилось в правление Ярослава Осмомысла (1153-1187 гг.). Его преемнику — волынскому князю Роману Мстиславовичу — в 1199 г. удалось объединить Волынское и Галицкое княжества. В начале XIII в., после гибели в 1205 г. Романа Мстиславовича, в княжестве вспыхнула междоусобная война с участием венгров и поляков. Сын Романа — Даниил Галицкий (1221-1264 гг.) сломил боярское сопротивление и в 1240 г., заняв Киев, сумел объединить юго-западную и Киевскую земли. Однако в том же году Галицко-Волынское княжество было разорено монголо-татарами, а спустя 100 лет эти земли оказались в составе Литвы (Волынь) и Польши (Галич).