1. До XIX в. Испания владела самыми обширными колониями. За 300 лет своего господства она вывезла из Америки золота и серебра на сумму 6 млрд. долларов, вывезла много других богатств. В колонии ввозилось много промышленных товаров (тканей, оружия, обуви), главным образом иностранного производства.
Чем объясняется, что Испания, несмотря на наличие огромных колониальных владений и приток из них богатств, так и осталась отсталой страной, а значительная доля этих богатств досталась Англии, Франции и другим странам Европы?
2. Укажите на карте колониальные владения Испании к концу XVIII века.
3. Экономическая политика Испании в колониях тормозила развитие хозяйства в странах Латинской Америки: разрешалось разводить лишь те культуры, которые не выращивались в Испании, были запрещены разведение винограда, олив, шелковичных червей, посевы льна, торговля с иностранными государствами.
Недовольство каких слоев населения колоний вызывала такая политика? К чему она могла привести?
4. К началу XVIII в. в колониях окончательно сложилась система эксплуатации коренного населения. Перечислите основные черты этой системы.
5. Объясните термины: репартимьенто; латифундия; энкомьенда; энкомендеро; асьенда; пеон; мулат; метис; самбо.
6. на какие группы делилось население в латиноамериканском обществе, какое положение занимала каждая группа? Расположите на лестнице представителей колониального общества в XVI-XVIII веках.
Схема “Латиноамериканское общество” (в готовом виде).
7. Как реформы Карла III повлияли на дальнейшее развитие испанских колоний В Латинской Америке?
8. Прочитайте текст, который рассказывает об испанском гуманисте, защитнике индейцев. Назовите фамилию гуманиста.
«Открытие и завоевание Америки вызвали у современников неодинаковые чувства: одни восторгались, другие осуждали завоевателей. Уже в XVI в. в Испании развернулся спор о правах завоевателей и правах коренного населения. Защитниками тех, кто стремился к созданию империи, противостояла часть деятелей церкви и университетских ученых, деятелей испанского гуманизма.
Один из них, уроженец Сивильи, учился в Салашанкском университете. В 1503 г. Он уехал в Новый Свет, где участвовал в захвате Кубы. На Кубе он приобрел золотой прииск, и там ему открылось бесчеловечность победителей и трагическая участь побежденных. С той поры он стал бороться за спасение индейцев. В его посланиях испанскому королю содержался протест против зверского угнетения, истязания и ограбления индейцев, предлагались меры к облегчению их участи».
9. Прочитайте исторические документы и запишите, какой вывод можно сделать о положении жителей колоний.
Испанцы на острове Гаити ( отрывок)
«Индейцы… работали в те времена непрерывно, и на всех важных работах над ними ставили жестоких надсмотрщиков-испанцев – и над теми, кто отправлялся на работы в рудники, и над теми, кто работал в имениях или на фермах. И эти надсмотрщики обращались с ними так сурово, жестоко и бесчеловечно, не давая им ни минуты покоя ни днем ни ночью, что напоминали служителе ада.»
«Краткое сообщение о разорении Индии»
«…вначале, пользуясь тем, что беззаботные индейцы ничего не подозревали и встречали их (испанцев) как ангелов, испанцы прибегали к уговорам и обещаниям, а в дальнейшем либо нападали на индейцев по ночам, либо действовали… в открытую, расправляясь мечами и кинжалами с теми, кто… пытались защититься с помощью луков и стрел…»
«Убедившись, что дело идет к гибели всех индейцев … испанцы сочли, что было бы недурно… привезти сюда на смену умершим … как можно больше рабов из других мест…»
Контрольные вопросы
1. Какова была политика Испании по отношению к коренным жителям Латинской Америки?
2. Почему в Латинской Америке стало зарождаться освободительное движение?
Методические рекомендации
Процесс завоевания испанскими конкистадорами Южной и Центральной Америки растянулся более чем на полтора столетия. Начальный этап экономического освоения новых территорий сопровождался особенно безжалостным ограблением и подчинением коренных жителей Америки. Завоевателей интересовало, прежде всего, золото инков и ацтеков. Первым завоевателем, покорившим индейские государства ацтеков на территории современной Мексики, и пленившим повелителя ацтеков Монтесуму II, стал Эрнан Кортес. Успехи раскрыли в нем качества бесстрашного военочальника, умелого правителя покоренных земель, где было создано первое испанское вице - королевство - Новая Испания (Мексика, Центральная Америка, Венесуэла, Карибские острова). Опыт Кортеса помог осуществить следующий колониальный проект. В 1531-1533 гг. было окончательно завоевано Перу. Военной экспедицией руководил Франсиско Писсаро, который невероятно быстро с минимальными потерями выполнил задачу захвата власти и создания новой колониальной провинции - вице - королевства Перу (почти все владения в Южной Америке, кроме побережья Венесуэлы).
Особое внимание следует уделить анализу испанской колониальной системы. Необходимо отметить, что административное устройство испанских колоний во многом копировало метрополию. Надлежит четко показать систему вице – королевств, созданную еще в XVI в.
Создание на землях ацтеков вице - королевств означало установление режима нещадной колониальной эксплуатации. Внимательно выделите основные формы и методы эксплуатации коренного населения. Так же обратите внимание на создание плантационного хозяйства, которое было основано на принудительном труде завезенных из Африки рабов, каторжников рабов и индейцев - общинников.
Так же требует серьезного внимания анализ особенностей социально-экономического развития испанских и португальских колоний в Америке. Выделите вопрос о медленном развитии обрабатывающей промышленности. В связи с тем, что в период конкисты феодализм в Испании и Португалии уже вступил в пору разложения, создавшаяся в колониях структура экономических и общественных отношений не могла носить чисто феодальный характер. Надо сказать, что, несмотря на попытки насадить в колониях феодализм, он не стал господствующей формой хозяйства.
Изучение данной темы следует завершить анализом кризиса испанской колониальной системы в середине XVIII в. Следует установить изменения, которые произошли в системе эксплуатации испанских колоний. Они были связаны с процессами, происходившими в метрополии. Для того, чтобы поднять доходы метрополии от эксплуатации колоний, усилить контроль за их экономическим развитием, была проведена реорганизация управления. Необходимо охарактеризовать реформы политики просвещенного абсолютизма в испанских колониях. Следует выяснить политику правительства Карла III, направленную на преобразования административного характера в испанских колониях, изгнание иезуитского ордена из испанских владений, поощрение промышленности.
Так же следует проанализировать основные социальные движения в колониях на данный период времени (Восстания Тупак Амару в Перу, движение комунерос в Новой Гранаде, заговор Антонио Сильвия Шавьера).
Документы и материалы [1]
ИЗ КНИГИ БАРТОЛОМЕ ДЕ ЛАС КАСАСА
«КРАТКОЕ СООБЩЕНИЕ О РАЗОРЕНИИ ИНДИИ»
Глава 43
«Убедившись, что дело идет к гибели всех индейцев – как добывавших золото в рудниках, так и занятых на фермах и других работах, которые их убивали, – и что число индейцев с каждым днем сокращается за счет умирающих, и не заботясь при этом ни о чем другом, кроме своей наживы, которая могла бы быть еще большей, испанцы сочли, что было бы недурно, дабы их доходы от рудников и других занятий не уменьшались, привезти сюда на смену умершим обитателям этого острова как можно больше рабов из других мест...».
Глава 44
«...Испанцы применяли много различных способов хитростей... чтобы извлечь индейцев с их островов и из их домов, где они жили поистине как люди Золотого века, столь ярко воспетого поэтами и историками; вначале, пользуясь тем, что беззаботные индейцы ничего не подозревали и встречали их как ангелов, испанцы прибегали к уговорам и обещаниям, а в дальнейшем либо нападали на индейцев по ночам, либо действовали в открытую, расправляясь мечами и кинжалами с теми, кто, убедившись на опыте, на что способны испанцы, и зная, что те хотят их увезти, пытались защититься с помощью своих луков и стрел, которые они обычно использовали не для того, чтобы вести против кого-либо войну, а для охоты на рыб, – их жители этих островов всегда имели в изобилии...
Обо всех их (испанцев) «подвигах», то есть о жестокостях, которые они совершали по отношению к этим невинным агнцам, – а подобным жестокостям несть числа, – я мог рассказать сейчас весьма подробно, если бы в то время, когда я находился на этом острове, внимательно изучил жалобы испанцев друг на друга, так как в этих жалобах о преступлениях, совершаемых над индейцами, повествуют сами преступники. Один и них рассказал мне, что на корабли погружали очень много индейцев – 200,300и даже 500душ, стариков подростков, женщин и детей, загоняли их всех под палубу, задраивали все отверстия, именуемые люками, чтоб они не смогли сбежать, и индейцы оказывались в полной темноте, и в трюм не проникало даже легкое дуновение ветра, а место это на корабле самое жаркое, продовольствия же и особенно пресной воды брали столько, сколько требовалось для находящихся на корабле испанцев, и ни капли больше, и вот из-за нехватки еды и главным образом из-за страшной жажды, а также из-за невероятной духоты, и страха, и тесноты, потому что они находились буквально друг на друге, прижатые один к другому, – от всего этого многие из них умирали в пути, и покойников выбрасывали в море. С Лукайских островов испанцы вывезли и обратили в рабство, чтобы загнать в рудники 40 000душ, а если считать еще и другие острова, то общее число составит 200 000душ».
ЗАЩИТНИК ИНДЕЙЦЕВ
«Есть ли душа у индейцев? Имеет ли право Испания навязывать им свое господство и обращать в другую веру против их воли? Существует ли «справедливая война»? В течение XVI века на почве этих противоречий сталкиваются два лагеря: лагерь конкистадоров, которые хотят крестить индейцев силой и обратить их в рабство, и лагерь монашеских орденов, в частности францисканский и доминиканский, которые верят в мирную колонизацию и самопожертвование монахов-проповедников. К этому лагерю примкнул и Бартоломе де Лас Касас, присоединившийся к доминиканцам.
Первыйзащитник индейцев Бартоломе де Лас Касас считал, что возможна «хорошая колонизация», и по возвращении в Испанию представил королю Фердинанду проект реформ. Он предлагал создать сообщества испанских крестьян,где имелись бы школы и больницы, а к ним присоединить деревни индейцев. Так индейцы постепенно становилисьбы подданными испанской Короны. Лас Касас предлагал также поселить небольшое количество африканских рабов (рабство разрешено церковью), чтобы восполнить численность убывающего коренного населения, что являлось следствием завоевания.
Бартоломе де Лас Касас пытался на практике проверить свои проекты. Для этого на побережье Венесуэлы он создавал поселения, где испанцы и индейцы могли бы жить по соседству и в согласии. Но попытка эта терпит неудачу.
В дальнейшем, отказавшись от практической деятельности, Лас Касас неутомимо работает над огромным количеством проповедей, писем и книг, в которых разоблачает алчность конкистадоров и принудительный труд. Его труды не пропали даром. В 1537 г. папа Павел III заявляет в своей булле: «Индейцы, будучи настоящими людьми... не могут быть лишены своей свободы». Обращение в истинную веру, таким образом, должно проходить мирным путем, а работорговцам будет грозить отлучение от церкви.
Используя свой авторитет, Лас Касас добивается от Карла V подчинения индейцев прямой власти короля. В 1542 г. монарх вводит в действие серию законов, обеспечивающих им защиту. В «Новых законах» говорится, что после смерти своих хозяев-завоевателей подвластные им индейцы автоматически присоединяются к Короне Испании. Подать, которую они должны будут платить, останется умеренной, рабы будут освобождены колонистами, и никакой труд не должен навязываться им против воли. Новых захватов свободных индейцев больше не будет.
Чтобы применить на практике новые положения, Лас Касас соглашается стать епископом Чьяпаса в Мексике. Но законам, принятым в 1542 г., противятся испанские колонисты, мечтающие передать свою собственность потомкам и считающие себя ограбленными. Лас Касас отказывает в причастии тем, кто преследует индейцев, и на него поступает много жалоб. Осуждает его и собственное церковное начальство. Видя, что «Новые законы» совсем не соблюдаются, в 1546 г. Лас Касас снова возвращается в Испанию.
Однако он продолжает бороться, работая над многочисленными трудами и участвуя в дискуссиях о том, являются ли индейцы разумными существами.
Но усилия Лас Касаса не могут спасти индейцев от принудительного труда. К тому же у них нет иммунитета к некоторым европейским болезням, и эпидемии опустошают целые районы. Новая Испания (Мексика) теряет 90% коренного населения.
Сокращение населения будет иметь трагические последствия для Африки, так как колонисты стремятся исправить ситуацию за счет торговли неграми».
ТЕСТ
1. Какие из перечисленных ниже положений являются выражением той политики, которую Испания осуществляла в колониях?
а) вывозили в метрополии золото и серебро;
б) учили грамоте местное население;
в) запрещали развитие местной промышленности и строительство мануфактур;
г) способствовали производству табака, кофе, сахарного тростника – культур, которые не производились в метрополиях.
д) способствовали развитию торговли с другими странами;
е) принимали активные меры для сохранения культуры коренного населения.
Укажите верный ответ:
1) а, д, е; 2) а, в, г; 3) б, г, д; 4) б, в, е.
2. Кто из перечисленных ниже исторических деятелей являлся великим защитником индейцев и автором книги «Краткое сообщение о разорении Индии»?
1) Эрнандо Кортес;
2) король Португалии;
3) Бартоломе де Лас Касас;
4) Америго Веспуччи.
3. Установите соответствие между терминами и их значениями. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.
1) вице-король; а) судья;
2) коррехидор; б) представитель короля;
3) алькальд; в) королевский чиновник;
4) пеон. г) наследственный долговой раб;
д) черный невольник.
4. Установите соответствие между терминами и их значением.