После того как ребенок сумел подняться в вертикальное положение и приобрел свободную подвижность в пространстве, следует второй шаг в становлении человека. Он учится говорить и пользоваться своим родным языком.
Это чрезвычайно значительное приобретение, но лишь в последние десятилетия детские физиологи уделили ему внимание, достойное его важности. К тому времени, как ребенок начинает говорить на своем родном языке, осваивая слова и соединение слов, он делает наиболее важный шаг на пути к тому, чтобы стать человеком. Здесь также становится видна огромная пропасть, разделяющая человека и животное. И Портманн совершенно оправданно говорит: «Поэтому мы должны решительно указать на тот факт, что человеческая речь, выражающаяся как словами, так и жестами (причем обе эти системы основываются на общении с помощью определенных знаков), - это нечто совершенно отличное от всех звуков, издаваемых животными.»13 Те животноподобные звуки, которые издает человек, тоже являются не более чем звуками. Крики, вопли, стоны и другие звуки, выражающие горе или радость, - это не речь. Речь - это не просто выражение, это еще и называние. Одной из основ речи является то, что благодаря ей даются имена миру и его проявлениям.
В книге Бытия (Моисея) вы можете прочесть, как Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым, но для человека не нашлось помощника, подобного ему.
Дача имен напрямую связана с сотворением Евы. С кем же иначе говорить человеку, как не с себе подобным? Он может дать имена животным. Он может назвать вещи и существа, но кто ответит ему, когда он начнет разговаривать, то есть спрашивать? Слово, произнесенное в пространство, остается без ответа, разрушается и уносится прочь. Оно умирает, и остается немота.
Эти краткие замечания указывают на душевные качества, формирующие речь и говорение, Лишь небольшая часть в нашей речи является выражением самого существования человека и его самочувствия, как таковая она все еще тесно связана с животной природой человека. Однако когда через речь звуки поднимаются из этой сферы и тоны их очеловечиваются, то речь становится слугою слова. Звучащий тон объединяется с силой речи, и таким образом произносятся имена вещей. Именно речь, действующая через человека, называет вещи по имени.
Однако это не все. Называние - это лишь констатация факта. Речь стремится к чему-то большему. Цель ее - найти связь с самой собой. Речь хочет прийти в согласие со слышимым словом, для того чтобы понять, что мы слышим, ответить на заданный вопрос, потребовать ответа на свой собственный вопрос. Потому Господь и дал Адаму его Еву, ибо только тогда, когда человек ощущает себя через речь другого человеческого существа, он начинает осознавать самого себя.
Теперь мы можем сказать, что речь раскрывается в человеке трояким образом:
1.Как выражение того, что живет в душе как часть животной природы.
2.Как выражение способности называть предметы в этом мире. Таким образом звучат имена вещей и существ.
3.Как выражение силы, которая пытается встретиться сама с собой в говорении. Таким образом, речь постепенно приходит в согласие с собой.
Человек всем своим существом связан с этим тройственным проявлением речи. Однако поначалу он является не тем, кто говорит, а тем, через кого речь звучит и выражает себя. Для этого ей нужны собственные инструменты, которые создаются в человеке самой речью. Сначала человек с точки зрения речи представляет собой естественно-природное существо, в котором речь извне действует таким образом, что постепенно может начать в нем раскрываться. Как художник создает из природных материалов те инструменты, посредством которых он творит свою работу, так и речь берет человека как природный материал и создает из него свое собственное произведение искусства. Таким образом, человек, в конечном счете, появляется как образ, поскольку через речь, которой он был наделен, он начинает проявлять себя как собственную личность. Через нее он может звучать как личность (personare) и общаться или представлять себя другим людям.
Можно назвать ребяческим агностицизмом то течение в науке, которое представляло себе и даже пыталось доказать всем, что органы речи - это всего лишь гортань, с которой связана небольшая область коры головного мозга, а все вместе это - необходимые элементы, благодаря которым человек начинает лепетать. Сегодня мы знаем, что говорит весь человек. Как физическое, душевное и духовное существо он принимает участие в формировании речи, а в говорении выражает себя как личность. Рудольф Штайнер описывал это следующим образом:
«Именно форма гортани и все, что с этим связано, делает нас людьми... Все остальное в облике человека до самых мельчайших деталей было так образовано и пластически сформировано, что на настоящем этапе человек представляет собой, так сказать, дальнейшее развитие и совершенствование своих органов речи. Органы речи - это основа человеческой формы.»14 Что же это за инструменты человеческой речи, чьим дальнейшим формированием и преобразованием является сам человек?
АНАТОМИЯ ОРГАНОВ РЕЧИ
Гортань - центр органов речи - это замысловато устроенная центральная часть дыхательных путей, по которым воздух устремляется внутрь и наружу. Та трубка, которая отходит от гортани вниз, расширяясь, а позднее и разветвляясь, называется трахея.
Воздух проходит по трахее, поступая затем в два крупных бронха, а оттуда в правое и левое легкое. Бронхи, пронизывая легкие, продолжают дихотомически разветвляться, становясь все меньше и меньше, снова и снова преумножая свое количество. То, что в итоге получается, следует называть «бронхиальным деревом». Оно сформировано как ствол дерева, разветвляющийся на две главные ветви, которые затем делятся на более мелкие, образуя все уменьшающиеся веточки. Только корни этого дерева, в отличие от обычного, находятся в гортани, а его ветви растут вниз. Таким образом, бронхиальное дерево можно сравнить с перевернутым настоящим деревом.
Подобно тому, как каждая веточка дерева оканчивается листом, так и каждая из бесчисленных бронхиол оканчивается альвеолой - маленьким пузырьком, в который попадает вдыхаемый воздух. Здесь воздух, хотя и не напрямую, контактирует с кровью, которая содержится в капиллярах, оплетающих стенки альвеол. Вдыхаемый воздух, изменившись благодаря этой встрече, устремляется назад в выдохе и на обратном пути вновь проходит через гортань. В момент выдоха воздух оказывает услугу речи. Мышцы гортани ритмично двигают ее части, сужая или расширяя поток выходящего наружу воздуха, что и создает пластическую основу, необходимую для формирования тона и звука.
Трубка, вокруг которой формируется гортань, продолжается также и вверх, образуя глотку или горло, которое открывается в ротовую и носовую полости. Из глотки выходят две маленькие евстахиевы трубы, ведущие в среднее ухо, таким образом, косвенно контактируя с воздухом, содержащимся в полости височной кости.
Рот вместе с зубами, губами, языком, щеками и нёбом - это скульптор звуков речи. Он придает воздуху, подготовленному гортанью, характер, необходимый для формирования губных, небных, зубных и язычных звуков, а также может сделать так, чтобы воздух выходил с придыханием или форсированно, вибрировал или назализировался. С использованием разнообразных комбинаций формируются все известные нам согласные.
Носовая полость действует как резонатор, усиливает или уменьшает, она также регулирует количество необходимого воздуха.
Евстахиевы трубы, ведущие в среднее ухо, создают тесную связь между слушанием и говорением, что нельзя не отметить.
Чтобы получить наглядную картину этой структуры в целом, действительно ее обрисовать, мы должны сказать: спускаясь вниз, ствол трахеи расходится на два крупных бронха. Затем они продолжают делиться и, наконец, превращаются в бесчисленные воздушные пузырьки или альвеолы легких. Альвеолы как нежные органы осязания встречаются с окружающей их широкой «плоскостью» крови. То есть в легких воздух из органов речи ощущает прикосновение струящейся крови. Как тысячи и тысячи маленьких ножек, альвеолы соприкасаются с поверхностью крови, чувствуя ее силу или слабость, скорость или медлительность. Таким образом, они представляют собой чрезвычайно расширившийся орган осязания, ощущающий природу крови и в соответствии с этим реагирующий. Именно по этой причине, когда кровь течет слишком быстро, мы должны прилагать огромные усилия, чтобы говорить, судорожно превозмогая перенапряжение тела. Тогда эти органы осязания охватываются стремительным потоком крови и теряются в нем. Когда же, с другой стороны, кровь течет слишком медленно, что может случаться при некоторых заболеваниях, а также у отдельных людей, вялых по своей природе, связь между этими органами осязания и кровотоком будет недостаточно тесной. В этом случае речь из-за недостатка силы будет исторгаться из груди лишь с трудом. Таким образом, следует помнить, что снизу определяющее влияние на речь оказывает течение крови.
Вверх же идут две евстахиевы трубы, как две простертые руки, концы которых, напоминающие ладони, достигают непосредственной близости с ухом. Там они крепко держатся таким образом, что слух и говорение, обращение и ответ приходят в тесное взаимодействие. Б среднем ухе воздушный организм прикасается к барабанной перепонке как рука. Мембрана так называемого круглого окна, ведущая в таинственную полость внутреннего уха, тоже колеблется. Таким образом, касающаяся рука верхнего воздушного организма связана с внутренним ухом так же, как и с наружным. Дело в том, что круглое окно ведет в улитку внутреннего уха, а барабанная перепонка представляет собой границу с наружным слуховым проходом.
Таинственная келья, где скрыты имена предметов и существ, находится именно во внутреннем ухе. Там вечные идеи, из которых образовано все сущее, соприкасаются с земной сферой человеческого организма и произносят свои истинные имена. Воздух организма речи простирается к нему подобно руке, достигая слова, начертанного на всех предметах и существах.
Речевой организм поднимается в область уха и, таким образом, связывает течение крови с пониманием имен и названий. Именно таким путем происходит процесс слышания имен, названий и слов. Воздушный организм существует не только для говорения, но и для слышания, и он тесно переплетает эти две способности.
В области рта и носа находится мастерская органов речи, в которой они активно формируют саму речь. Речевой организм опирается на кровь, слышит ухом и работает в ротовой и носовой полости. Центром же его является гортань, уравновешивающая верх и низ, подобно сердцу, гармонизирующая и объединяющая, не дающая проявиться тенденции рассогласования и взаимного разрушения. Это возможно лишь благодаря тому, что гортань - это не жесткая трубка, а сложная многосоставная система, поддерживающаяся в постоянном движении с помощью определенного числа мышц. Сверху и снизу, спереди и сзади к гортани подходят мышцы, прикрепляясь к ее частям и превращая их в отдельный орган моторики. Таким образом, говорение становится двигательным актом выражения чего-либо. Как уже подчеркивалось в первой главе этой книги, в каждое мышечное движение вовлекается вся двигательная мускулатура. Это справедливо и для моторики речи. Она полностью встроена в деятельность всей двигательной системы, является ее частью и не может функционировать без нее.
Гелен (Gehlen) ясно указал на этот факт. Он говорит: «Кто вместе с Карлом Бюлером (Karl Bühler) рассматривает «изображение» лишь как одно из достижений речи, относящееся к выражению и общению, тот абсолютно правильно расширяет точку зрения в социологическом смысле, но совершенно упускает двигательную сторону, которая тоже относится к речи. Если рассматривать речь с этой точки зрения, то это прежде всего движения, которые легко могут быть преобразованы в другие виды движений. Это используется в обучении глухонемых.»15
Весь организм движения характеризуется как необходимая основа для речи в целом. Это, в свою очередь, предполагает косвенное отношение к этому периферической и центральной нервной системы. Таким образом, становится ясной чрезвычайная сложность и разветвленность всего процесса говорения.
Органы речи располагаются внутри человеческого организма как центральное образование. Они определяются организмом точно так же, как и организм определяется ими. Вдыхаемый воздух - их основное вещество. Внизу он касается крови и тесно контактирует с ухом наверху. Мышечная система гортани, глотки и ротовой полости как часть двигательного аппарата в целом становятся строителями как содержания речи, так и ее формы.
Жизнь речевого организма начинается с момента рождения. Начало было положено в тот момент, когда воздушный поток устремился в тело, и с первым криком осуществилось формирование тона. Во время эмбрионального периода этот речевой организм находился в состоянии покоя, выстраивался и формировался, но с рождением начинается его функционирование, которое позволяет ребенку постепенно освоить речевую деятельность и начать говорить.