Способность к прямохождению - часть феномена общей способности человеческого организма к движению, и было бы односторонним полагать, что при ходьбе мы используем только ноги и ступни. В ходьбу включен весь опорно-двигательный аппарат, и руки задействованы не меньше, чем ноги. Мышцы спины и груди вовлечены в это движение так же глубоко, как и мышцы глазных яблок.
Необходимо осознать, что в каждое производимое движение вовлечено все существо человека, потому что движение одной части тела предполагает, что другие его части, не включенные в него активно, находятся в состоянии покоя. Но это состояние покоя в часы бодрствования с утра до вечера никогда не бывает пассивным, а всегда является активной функцией. Это указывает на архетипический феномен движения в целом; движение какой-либо части опорно-двигательного аппарата становится возможным благодаря тому, что оставшаяся часть находится в состоянии активного отдыха. Если я хочу согнуть руку, то для того чтобы это действие смогло осуществиться, я должен не только активно расслабить мышцы-разгибатели рассматриваемой руки, но и все другие мышцы также должны сформировать активную опору для того, чтобы уравновесить это сгибание.
Таким образом, весь моторный аппарат принимает участие в каждом движении и помогает его осуществлению.
Вовлечение всего опорно-двигательного аппарата в каждое действие можно непосредственно ощутить, например, если палец на ноге потеряет способность к свободному движению из-за какого-либо повреждения. Сразу же функционирование ступни в целом будет нарушено, а движения ноги изменятся. Все это, разумеется, косвенно повлияет на то, что оставшиеся неповрежденными части опорно-двигательной системы начнут работать несколько по-иному. Как часто в мышцах шеи и позвоночника появляются боли из-за того, что нога не может использоваться при ходьбе обычным образом, и как часто наблюдаются изменения в ритме дыхания, если нога вынуждена долгое время оставаться без движения! Это лишь простые примеры, но они ясно указывают на первый и основной феномен в двигательной сфере. Он может быть сформулирован следующим образом: Телесный двигательный аппарат в целом - это функциональное единство. Его элементы никогда не совершают движений независимо друг от друга, но каждое движение возникает в общей сфере моторной системы тела.
Из этого следует, что движущиеся части просто показывают мнимую независимость, в отличие от находящихся в покое. Однако органы, находящиеся в покое, так же активно участвуют процессе движения, как и те, которые движут я, хотя этого на первый взгляд и не видно.
Признанию двигательной организации тела функциональной единицей препятствовало доминирование понятия о локализации контроля над движением в центральной нервной системе. Это результат аналитического метода научного мышления, характерного для девятнадцатого столетия, но в наше время его следует пересмотреть. Одна единственная буква мало что дает для понимания целого слова, отдельное слово не может дать понятия о смысле всего предложения. Столь же мало отдельная мышца или группа мышц способна осуществить движение конечности.
Определенный вид движения использует мышцы по отдельности и в группах, таким образом осуществляя само движение. Подобно тому как для выражения мнения используется предложение, которое, в свою очередь, приобретает форму благодаря произносимым словам, так и жест сводится к отдельным движениям, которые побуждают группы мышц выполнять то, чего требует данный жест.
Когда я ощущаю отвращение, то в распоряжении этого ощущения оказываются различные формы движений. Они выбирают из всего моторного аппарата особые группы мышц и выполняют с их помощью действие, в котором принимает участие весь двигательный аппарат.
Желание и отвращение, симпатия и антипатия, злость и беспокойство, страх и смелость - все эти чувства имеют соответствующие двигательные формы. Более тонкие чувства и ощущения, такие как слушание и преданность, радость и боль, смех и плач также имеют в своем распоряжении набор жестов. Когда человек учится писать или ткать, резать по дереву, рисовать, работать молотком или ковать, он самостоятельно приобретает модели движений, являющихся, таким образом, его собственным творением. Они не даются ему, как сотворенному существу, в наследство.
Самая основная из этих приобретенных форм движения, пронизывающая всю человеческую жизнь, - это способность к прямохождению. Находясь в вертикальном положении, человек ставит себя в такую позицию, которая постоянно требует от него быть в согласии с силой тяжести Земли. Животное, стоя на своих четырех лапах, находится в более устойчивом положении по отношению к силе тяжести, а человек должен научиться непрерывно удерживать вертикаль. Он должен уметь не только спокойно стоять, но и легко двигаться.
Как же приобретается эта способность, требующая от человека постоянного личностного участия?