КАРЛ КЕНИГ
Т Р И П Е Р В Ы Х Г О Д А Р Е Б Е Н К А
ОБРЕТЕНИЕ СПОСОБНОСТИ ПРЯМОХОЖДЕНИЯ
ОБУЧЕНИЕ РОДНОМУ ЯЗЫКУ
ПРОБУЖДЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ
С О Д Е Р Ж А Н И Е
К данному изданию…………………………………………………3
Предисловие к первому изданию…………………………………..4
Введение……………………………………………………………..5
Приобретение способности к прямохождению……………………6
Общие характеристики процесса движения……………………….6
Выработка способности ходить…………………………………….8
Разделение себя и мира…………………………………………….10
Врожденные и приобретенные движения………………………...13
Ход года и этапы обучения ходъбе………………………………..18
Обучение родному языку………………………………………….20
Речь как выражение, называние и говорение…………………….20
Анатомия органов речи…………………………………………….22
Три составные части языка: произнесение, называние, разговор.26
Этапы развития речи………………………………………………..28
Тройственность речевого процесса………………………………..35
Пробуждение мышления……………………………………………37
Предпосылки пробуждения мышления…………………………....37
Мышление в человеке……………………………………………….39
Первая предпосылка мышления…………………………………...42
Память: приметить, припомнить, вспомнить……………………..46
Детская фантазия и игра……………………………………………49
Первые достижения ребенка в мышлении…………………….......52
Пробуждение Я………………………………………………………55
Первый период упрямства………………………………………….58
Развитие трех высших чувств.......................................................60
О чувстве речи и чувстве мысли……………………………………60
Постепенное формирование чувства слова или
пробуждение чувства слова в ребенке…………………………….65
Вселенское мгновение Элен Келер………………………………..74
Физический орган чувства слова………………………………….75
Физический орган чувства мысли…………………………………82
Чувство Я……………………………………………………………87
Примечания…………………………………………………………93
К ДАННОМУ ИЗДАНИЮ
Работа по подготовке данного издания на русском языке завершается практически одновременно с выходом в свет биографии Карла Кёнига, написанной Хансом Мюллером-Видеманном и начинающейся следующими словами:
«Жизнь Карла Кёнига (1902-1966), врача и лечебного педагога, может служить убедительной иллюстрацией того, в каких условиях приходилось действовать человеку XX века и какие требования к духовно ищущей индивидуальности этот век предъявлял.
В личности Кёнига проявилось присущее всем внутреннее стремление: уравновесить объективированное научное мышление моральной интуицией. Эту задачу - в равной мере как личную, так и общечеловеческую - Кёнигу пришлось решать в условиях духовных столкновений и катастроф, определивших характер ушедшего столетия: рожденный в еврейской семье в Вене, Кёниг, эмигрировавший из Австрии накануне Второй мировой войны, смог уберечься от организованного истребления европейского еврейства. Из смертельных потрясений Средней Европы он вынес свою жизненную задачу - взрастить семена новой социальной жизни. Так был вызван к жизни Кемпхилл. Это было попыткой, исходя из антропософии Рудольфа Штайнера, вне всяких рас, наций и конфессий обновить христианско-среднеевропейский дух, возродить его после заката прежних традиций.»*
*Ханс Мюллер-Видеманн «Карл Кёниг. Биография среднеевропейца XX века» - Калуга, «Духовное познание», 2001, с. 7.
Блестяще образованный врач, Карл Кёниг в разные периоды жизни углубленно занимался эмбриологией, психологией, имел многочисленную практику. На фоне надвигавшейся мировой катастрофы, в аннексированной Австрии, Карл Кёниг с группой молодых единомышленников вынашивали образ социально-терапевтического сообщества, готовились к лечебно-педагогической работе. Этот образ получил реальное воплощение уже в годы второй мировой войны, когда в Абердине (Шотландия) возникло Кемпхилл-сообщество: жилая коммуна для недоразвитых детей и взрослых, школа, больница, учебный семинар для сотрудников, семинар медицинских сестер.
Это уникальное явление привлекло в послевоенные годы молодых людей, которые нуждались в обучении и специальной подготовке. Уже осенью 1949 года Карл Кёниг начал регулярные курсы, а затем и трехлетний образовательный семинар. Для самого Карла Кёнига обучение шло рука об руку с его исследовательской деятельностью. Как в самом Кемпхилле, так и во вновь открывавшихся в Великобритании и других странах поселениях возрастал поток поступавших детей. Изучению проблем развития таких детей и выработке терапевтических и лечебнопедагогических мероприятий Карл Кёниг придал форму регулярных конференций, «clinics».
«То, как Кёниг осматривал детей, говорил с ними и, наконец, обсуждал с присутвовавшими врачами назначения медикаментов, производило глубокое впечатление на всех, кто мог присутствовать на этих clinics. Кёниг быстро ориентировался в состоянии и жизненной ситуации каждого ребенка.
На этих встречах он выступал во всеоружии своих сил; каждого ребенка он как бы охватывал своим взглядом, исполненным понимания и доброты.»*
*Там же, с. 244
В течение многих лет Карл Кёниг обследовал сотни детей, множество детей были ему представлены для консультации в ходе его частых поездок по Англии, а также Германии, США, Южной Африке, Северной Европе. Ход развития и терапия детей подробно документировались. Подробнейшие записи Карл Кёниг делал также при подготовке к докладам. Все это требовало обработки, чтобы стать публикациями. Но время и возможность для подобной обработки представились только в 1956 году, когда после тяжелой болезни Карл Кёниг был вынужден на время прервать свою публичную деятельность. Так появились «Три первых года ребенка», «Констелляции рождения братьев и сестер», большая монография о монголоидности.
В последние годы наблюдается новый всплеск интереса к книгам Карла Кёнига. Они переиздаются и переводятся на многие языки, готовятся к публикации и издаются записи его докладов, архивные материалы. По-видимому, это связано с тем, что, с одной стороны, все больше и больше вырисовывается значение личности Карла Кёнига и его вклада в медицину, лечебную педагогику, социальную практику. С другой стороны, психология детского развития и нарушений развития, накопив в истекшие годы значительный фактологический опыт, нуждается в том феноменологически ориентированном подходе, с точки зрения которого, в частности, в этой книге Карл Кёниг исследовал становление трех важнейших человеческих способностей, способности прямохождения, способности говорить и понимать речь, способности мыслить, и трех высших чувств, чувства речи, чувства мысли, чувства Я.
Л. Б.
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ
Первые три главы этой книги вначале были опубликованы в «Das Seelenpflege-bedürftige Kind», лечебнопедагогическом журнале. Автор, пытаясь показать цельный и всеобъемлющий образ человека, имел перед своим мысленным взором сотни известных ему человеческих нарушений и уродств. Это и побудило его направить свое особое внимание на архетипический образ первых трех лет жизни ребенка.
В то же время он счел необходимым указать на те три дара, которые каждый ребенок проносит с собой через врата рождения: это способность к прямохождению, речь и мышление. В этой книге исследуется, как осваиваются эти дары, и намерением автора было показать ступени развития духовной составляющей человека в раннем детстве. Хотя здесь не представлено развитие животной и растительной природы человека, этот аспект, без сомнения, следует рассматривать как чрезвычайно важный. Но эта сторона становления в годы детства часто описывалась и не нуждается в новом представлении.
С другой стороны, способность ходить, речь и мышление едва ли были исследованы в той полноте, как они того заслуживают. Конечно же, существует множество детальных наблюдений и отчетов, но способности ходить, речи и мышлению редко придавалось то значение, которое они имеют, будучи рассматриваемы, как их описывал Рудольф Штайнер, в качестве «духовных даров». Лишь три этих царских дара делают возможным для человека стать тем, кем он на самом деле является - существом, одаренным способностью к познанию и поиску собственного Я.
Поэтому автор счел подходящим добавить четвертую и наибольшую главу к первым трем, в которой представлено развитие трех высших человеческих чувств, впервые описанных Рудольфом Штайнером. Это чувство речи, чувство мысли и чувство Я. Лишь тогда, когда эти чувства осознаются в качестве результата развития умения ходить, речи и мышления, мы можем достичь истинного понимания пробуждения человеческого духа в течение первых трех лет жизни.
Есть надежда, что этим трудом сделан вклад в то, чтобы пролить новый свет на скрытые глубины развития ребенка. Автор чувствует, что лишь теперь пришло время для того, чтобы эти мысли и образы были переданы более широкому кругу читателей. Он надеется на внимание и понимание.
Январь, 1957
Карл Кёниг, д-р мед.
ВВЕДЕНИЕ
Во время первых трех лет своего земного существования человек приобретает те способности, которые позволяют ему стать собственно человеком. В течение первого года он учится ходить, в течение второго осваивает речь, а во время третьего он переживает пробуждение мысли.
Он рождается беспомощным младенцем, и лишь приобретая эти способности к хождению, речи и мышлению, он вырастает в существо, которое может назвать себя, способно к свободному передвижению и с помощью речи вступает в сознательные отношения со своими собратьями в окружающем мире. Происходит своего рода тройное чудо, ибо здесь проявляется больше, чем инстинкт, больше, чем адаптация, больше, чем раскрытие наследственных способностей.
Приобретение трех основных человеческих способностей - это высшая милость, дарованная каждому человеку. Но это также чрезвычайно сложный процесс. Лишь тщательное изучение этого феномена может раскрыть перед нами всю многогранность и разнообразие путей, которые вплетают человека в процесс развития этих способностей.
Б последующих рассуждениях мы постараемся пройти по следам, видным на той тропе, которая ведет к приобретению способностей ходить, говорить и мыслить. Заключительная глава касается того, как взаимодействуют эти три основные душевные способности между собой и как они связаны с тремя высшими чувствами: чувством речи, чувством мысли и чувством Я.
ПРИОБРЕТЕНИЕ СПОСОБНОСТИ К ПРЯМОХОЖДЕНИЮ