Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Приобретение способности к прямохождению




КАРЛ КЕНИГ

Т Р И П Е Р В Ы Х Г О Д А Р Е Б Е Н К А

 

ОБРЕТЕНИЕ СПОСОБНОСТИ ПРЯМОХОЖДЕНИЯ

ОБУЧЕНИЕ РОДНОМУ ЯЗЫКУ

ПРОБУЖДЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

К данному изданию…………………………………………………3

Предисловие к первому изданию…………………………………..4

Введение……………………………………………………………..5

Приобретение способности к прямохождению……………………6

Общие характеристики процесса движения……………………….6

Выработка способности ходить…………………………………….8

Разделение себя и мира…………………………………………….10

Врожденные и приобретенные движения………………………...13

Ход года и этапы обучения ходъбе………………………………..18

Обучение родному языку………………………………………….20

Речь как выражение, называние и говорение…………………….20

Анатомия органов речи…………………………………………….22

Три составные части языка: произнесение, называние, разговор.26

Этапы развития речи………………………………………………..28

Тройственность речевого процесса………………………………..35

Пробуждение мышления……………………………………………37

Предпосылки пробуждения мышления…………………………....37

Мышление в человеке……………………………………………….39

Первая предпосылка мышления…………………………………...42

Память: приметить, припомнить, вспомнить……………………..46

Детская фантазия и игра……………………………………………49

Первые достижения ребенка в мышлении…………………….......52

Пробуждение Я………………………………………………………55

Первый период упрямства………………………………………….58

Развитие трех высших чувств.......................................................60

О чувстве речи и чувстве мысли……………………………………60

Постепенное формирование чувства слова или

пробуждение чувства слова в ребенке…………………………….65

Вселенское мгновение Элен Келер………………………………..74

Физический орган чувства слова………………………………….75

Физический орган чувства мысли…………………………………82

Чувство Я……………………………………………………………87

Примечания…………………………………………………………93

 

К ДАННОМУ ИЗДАНИЮ

 

Работа по подготовке данного издания на русском языке завершается практически одновременно с выходом в свет биографии Карла Кёнига, написанной Хансом Мюллером-Видеманном и начинающейся следующими словами:

«Жизнь Карла Кёнига (1902-1966), врача и лечебного педагога, может служить убедительной иллюстрацией того, в каких условиях приходилось действовать человеку XX века и какие требования к духовно ищущей индивидуальности этот век предъявлял.

В личности Кёнига проявилось присущее всем внутреннее стремление: уравновесить объективированное научное мышление моральной интуицией. Эту задачу - в равной мере как личную, так и общечеловеческую - Кёнигу пришлось решать в условиях духовных столкновений и катастроф, определивших характер ушедшего столетия: рожденный в еврейской семье в Вене, Кёниг, эмигрировавший из Австрии накануне Второй мировой войны, смог уберечься от организованного истребления европейского еврейства. Из смертельных потрясений Средней Европы он вынес свою жизненную задачу - взрастить семена новой социальной жизни. Так был вызван к жизни Кемпхилл. Это было попыткой, исходя из антропософии Рудольфа Штайнера, вне всяких рас, наций и конфессий обновить христианско-среднеевропейский дух, возродить его после заката прежних традиций.»*

*Ханс Мюллер-Видеманн «Карл Кёниг. Биография среднеевропейца XX века» - Калуга, «Духовное познание», 2001, с. 7.

Блестяще образованный врач, Карл Кёниг в разные периоды жизни углубленно занимался эмбриологией, психологией, имел многочисленную практику. На фоне надвигавшейся мировой катастрофы, в аннексированной Австрии, Карл Кёниг с группой молодых единомышленников вынашивали образ социально-терапевтического сообщества, готовились к лечебно-педагогической работе. Этот образ получил реальное воплощение уже в годы второй мировой войны, когда в Абердине (Шотландия) возникло Кемпхилл-сообщество: жилая коммуна для недоразвитых детей и взрослых, школа, больница, учебный семинар для сотрудников, семинар медицинских сестер.

Это уникальное явление привлекло в послевоенные годы молодых людей, которые нуждались в обучении и специальной подготовке. Уже осенью 1949 года Карл Кёниг начал регулярные курсы, а затем и трехлетний образовательный семинар. Для самого Карла Кёнига обучение шло рука об руку с его исследовательской деятельностью. Как в самом Кемпхилле, так и во вновь открывавшихся в Великобритании и других странах поселениях возрастал поток поступавших детей. Изучению проблем развития таких детей и выработке терапевтических и лечебнопедагогических мероприятий Карл Кёниг придал форму регулярных конференций, «clinics».

«То, как Кёниг осматривал детей, говорил с ними и, наконец, обсуждал с присутвовавшими врачами назначения медикаментов, производило глубокое впечатление на всех, кто мог присутствовать на этих clinics. Кёниг быстро ориентировался в состоянии и жизненной ситуации каждого ребенка.

На этих встречах он выступал во всеоружии своих сил; каждого ребенка он как бы охватывал своим взглядом, исполненным понимания и доброты.»*

*Там же, с. 244

В течение многих лет Карл Кёниг обследовал сотни детей, множество детей были ему представлены для консультации в ходе его частых поездок по Англии, а также Германии, США, Южной Африке, Северной Европе. Ход развития и терапия детей подробно документировались. Подробнейшие записи Карл Кёниг делал также при подготовке к докладам. Все это требовало обработки, чтобы стать публикациями. Но время и возможность для подобной обработки представились только в 1956 году, когда после тяжелой болезни Карл Кёниг был вынужден на время прервать свою публичную деятельность. Так появились «Три первых года ребенка», «Констелляции рождения братьев и сестер», большая монография о монголоидности.

В последние годы наблюдается новый всплеск интереса к книгам Карла Кёнига. Они переиздаются и переводятся на многие языки, готовятся к публикации и издаются записи его докладов, архивные материалы. По-видимому, это связано с тем, что, с одной стороны, все больше и больше вырисовывается значение личности Карла Кёнига и его вклада в медицину, лечебную педагогику, социальную практику. С другой стороны, психология детского развития и нарушений развития, накопив в истекшие годы значительный фактологический опыт, нуждается в том феноменологически ориентированном подходе, с точки зрения которого, в частности, в этой книге Карл Кёниг исследовал становление трех важнейших человеческих способностей, способности прямохождения, способности говорить и понимать речь, способности мыслить, и трех высших чувств, чувства речи, чувства мысли, чувства Я.

Л. Б.

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

 

Первые три главы этой книги вначале были опубликованы в «Das Seelenpflege-bedürftige Kind», лечебнопедагогическом журнале. Автор, пытаясь показать цельный и всеобъемлющий образ человека, имел перед своим мысленным взором сотни известных ему человеческих нарушений и уродств. Это и побудило его направить свое особое внимание на архетипический образ первых трех лет жизни ребенка.

В то же время он счел необходимым указать на те три дара, которые каждый ребенок проносит с собой через врата рождения: это способность к прямохождению, речь и мышление. В этой книге исследуется, как осваиваются эти дары, и намерением автора было показать ступени развития духовной составляющей человека в раннем детстве. Хотя здесь не представлено развитие животной и растительной природы человека, этот аспект, без сомнения, следует рассматривать как чрезвычайно важный. Но эта сторона становления в годы детства часто описывалась и не нуждается в новом представлении.

С другой стороны, способность ходить, речь и мышление едва ли были исследованы в той полноте, как они того заслуживают. Конечно же, существует множество детальных наблюдений и отчетов, но способности ходить, речи и мышлению редко придавалось то значение, которое они имеют, будучи рассматриваемы, как их описывал Рудольф Штайнер, в качестве «духовных даров». Лишь три этих царских дара делают возможным для человека стать тем, кем он на самом деле является - существом, одаренным способностью к познанию и поиску собственного Я.

Поэтому автор счел подходящим добавить четвертую и наибольшую главу к первым трем, в которой представлено развитие трех высших человеческих чувств, впервые описанных Рудольфом Штайнером. Это чувство речи, чувство мысли и чувство Я. Лишь тогда, когда эти чувства осознаются в качестве результата развития умения ходить, речи и мышления, мы можем достичь истинного понимания пробуждения человеческого духа в течение первых трех лет жизни.

Есть надежда, что этим трудом сделан вклад в то, чтобы пролить новый свет на скрытые глубины развития ребенка. Автор чувствует, что лишь теперь пришло время для того, чтобы эти мысли и образы были переданы более широкому кругу читателей. Он надеется на внимание и понимание.

Январь, 1957

Карл Кёниг, д-р мед.

ВВЕДЕНИЕ

 

Во время первых трех лет своего земного существования человек приобретает те способности, которые позволяют ему стать собственно человеком. В течение первого года он учится ходить, в течение второго осваивает речь, а во время третьего он переживает пробуждение мысли.

Он рождается беспомощным младенцем, и лишь приобретая эти способности к хождению, речи и мышлению, он вырастает в существо, которое может назвать себя, способно к свободному передвижению и с помощью речи вступает в сознательные отношения со своими собратьями в окружающем мире. Происходит своего рода тройное чудо, ибо здесь проявляется больше, чем инстинкт, больше, чем адаптация, больше, чем раскрытие наследственных способностей.

Приобретение трех основных человеческих способностей - это высшая милость, дарованная каждому человеку. Но это также чрезвычайно сложный процесс. Лишь тщательное изучение этого феномена может раскрыть перед нами всю многогранность и разнообразие путей, которые вплетают человека в процесс развития этих способностей.

Б последующих рассуждениях мы постараемся пройти по следам, видным на той тропе, которая ведет к приобретению способностей ходить, говорить и мыслить. Заключительная глава касается того, как взаимодействуют эти три основные душевные способности между собой и как они связаны с тремя высшими чувствами: чувством речи, чувством мысли и чувством Я.

ПРИОБРЕТЕНИЕ СПОСОБНОСТИ К ПРЯМОХОЖДЕНИЮ





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 658 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2212 - | 2047 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.