Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 аббала и другие каналы передачи сокровенной традиции 2 страница




’арактерные черты лица дополн€ютс€ поведением и отличаютс€ от общих наследственных типов, которые в общем и целом соответствуют четырем животным из видени€ »езекиил€. ≈сть люди с человеческими чертами, с львиными, бычьими и орлиными. ≈сть также четыре типа, о которых сказано, что они суть отпечатки души; это: 1) тип человека добродетельного, отличающегос€ небольшой горизонтальной жилкой на одном из висков; если на левом, жилка раздвоена и пересечена другой небольшой вертикальной жилкой; 2) тип человека, возвратившегос€ к √осподу после дурной жизни. ѕоначалу он вызывает отвращение, но потом людей начинает т€нуть к нему; он не любит, когда ему смотр€т в глаза, потому что ему кажетс€, будто там читаетс€ его недостойное прошлое: он то бледнеет, то желтеет. ќдна жилка на его лице т€нетс€ с правого виска на щеку, друга€ под носом, и обе они соедин€ютс€ на левой щеке. Ёти жилки объедин€ютс€ еще одной жилкой, и эта последн€€ исчезает, когда человек укрепл€етс€ в добром поведении; 3) тип человека, окончательно сбившегос€ с правильного пути. Ќа каждой щеке у него три красных нароста, а за ними бледно-красные жилки: если он переменит образ жизни, жилки исчезнут, но наросты останутс€; 4) тип второрожденного человека, душа которого воплотилась вновь, чтобы исполнить не исполненное в первом воплощении на земле. ” него вертикальна€ лини€ на правой щеке около рта и две глубокие тоже вертикальные линии на левой щеке. √лаза у него не бывают €ркими, он отличаетс€ слабым здоровьем, и стрижка волос и бороды полностью мен€ет его облик. “олстые губы свойственны злоречивым. „еловек с раздвоенной нижней губой очень вспыльчив, но в делах ему сопутствует удача. Ќепомерно большие уши признак глупости и даже склонности к мани€м; люди с очень маленькими, из€щными ушами обладают пробужденным умом и т€нутс€ к знани€м.

ѕрошу прощени€ за эти подробности, что же касаетс€ хиромантии, то € не буду останавливатьс€ на ней, замечу лишь, что считалось, будто линии на ладони и на пальцах раскрывают великие тайны. Ќапротив, мне не будет прощени€ со стороны тех немногих людей, которых € знаю, если € не сообщу, что человек с двум€ длинными волосками между лопаток беспрерывно и всуе кл€нетс€. –одившийс€ с трем€ такими волосками обладает счастливым характером. », чтобы покончить с этими фантази€ми, добавлю, что человека, совершившего блудоде€ние и в нем не пока€вшегос€, выдают две шишки с волосками чуть ниже пупка. ≈сли он покаетс€, наросты останутс€, но волоски исчезнут.

“аков «огар, когда он совершает вылазки в чуждые ему области, и не исключено, что те, кто воспринимает хиромантию и физиогномику всерьез, все его высказывани€ сочтут пустыми даже с их позиции. ћен€ это, впрочем, не очень волнует. ƒругое дело все то, что касаетс€ оккультных искусств, и тут от текста ожидаешь слова правды; к тому же это гораздо естественнее входит в контекст, чем кажетс€ на первый взгл€д. ¬ остальном, даже когда «огар говорит, что они лгут, он не отрицает сами искусства; из бездны они вышли, и обманы их от бездны, но они не пустое шарлатанство. ≈сть все основани€ держатьс€ от них подальше, и за их осуждением сто€т не только благоразумие и скриптуральные заповеди: в этом есть мистическое чутье на сущностное и истинное.  нига “айного «акона »зраил€ выступает во всеоружии, дабы вывести тех, кому она предназначена в среде академий и синагог прошлого, из мира картин, где умственные образы множатс€ и громозд€тс€ друг на друга, на путь движени€ мысли внутрь, в истинное убежище, где Ц в процессе безмолвной молитвы и созерцани€ Ц ум освобождаетс€ от образов и —лава ѕребывающего ѕрисутстви€ зрима и понимаема в глубинах сердца.

 

II.  аббала и алхими€

 

ћы уже затрагивали тему герметической традиции, когда говорили о каббалистическом трактате под названием Ђќгонь очищающийї. ћы видели, что герметическую и каббалистическую философию нередко возвод€т к общим истокам, причем это делают как симпатизирующие, так и враждебно настроенные критики. ¬опрос этот, однако, весьма сложный, и, хот€ следует серьезно подумать, прежде чем вступить в противоречие с единогласным мнением авторитетных ученых59, € тем не менее уверен, что там, где речь идет об ответвлении герметической философии, известной под названием алхими€, надо с особой осторожностью выдвигать или отвергать определенные постулаты. Ќачнем с того, что выделим ранние книги, усваиваемые √ермесу “рисмегисту, в которых не затрагиваетс€ тема трансмутации металлов60, от таких поздних сочинений, чтобы не сказать резче, как Ђ»зумрудна€ скрижальї и Ђ«олотой трактатї.  огда »саак ћайер пишет, что многие доктрины  аббалы в более или менее завуалированном виде можно найти в книгах, приписываемых √ермесу “рисмегисту61, ссылка относитс€ исключительно к Divine Poimander, јсклепию и прочим трактатам, восход€щим к IV в. н. э. или немного ранее. Ќапрасно мы будем пытатьс€ найти у греческих алхимиков какие-нибудь доктринальные св€зи с этими произведени€ми, хот€ √ермес входит в число великих имен древности, ассоциируемых с деланием золота, и есть также другие ссылки на этот мистический персонаж. » хот€ мы должны категорически отвергнуть такие крайности, как мнение, например, того же »саака  асабона, который считает автором ранних герметических трактатов адепта  аббалы, который €кобы был александрийским евреем62, есть все основани€ допустить, что существовали точки соприкосновени€ между неоплатонизмом и  аббалой63, как мы это видели в предыдущем разделе. јлхими€ св€зана с √ермесом не через герметические книги неоплатонистической эпохи, точно так же ее св€зь с  аббалой следует искать в другом месте. —реди творений «осимы ѕанополита, жившего в III в.64, есть цитаты из »стинной  ниги —офии ≈гипетской о √осподе Ѕоге евреев и силах —аваофа, в которых утверждаетс€, что есть две науки и две мудрости, именно египт€н и евреев, причем втора€ по определению Ђболее тверда в Ѕожественной —праведливостиї65. ќбе уход€т корн€ми в отдаленную древность; они не занимаютс€ материальными и подверженными тлену телами; их самовоспроизводство совершаетс€ вне зависимости от любого постороннего действи€, поддерживаемое молитвой и Ѕожественной Ѕлагодатью. «атем идет следующий пассаж, где алхимическое дело трактуетс€ как подобие Ѕожественного дела сотворени€. Ђ—имвол алхимии вз€т от творени€ [в глазах его адептов], которые спасают и очищают Ѕожественную душу, скованную стихи€ми [элементами], и, прежде всего, отдел€ют Ѕожественную душу, от€гченную плотью.  ак есть солнце, цветок огн€, небесное солнце, правое око мира, так медь, если она становитс€ цветком [то есть если оно усвоит цвет золота] через очищение, становитс€ тогда земным солнцем, оно же есть царь земли, подобно тому как солнце есть царь небаї66. Ќе приходитс€ сомневатьс€ в исключительной важности этой цитаты67. »з нее €сно, почему герметические книги стали восприниматьс€ в позднейшие времена как алхимические, и в ней выстраиваетс€ поразительна€ параллель между египетской и еврейской наукой. Ќо что последн€€ именно наука  аббалы, €вного подтверждени€ нет. “очно так же ссылка на Ћабиринт —оломона, котора€ встречаетс€ у еще более ранних греческих алхимиков, средневекова€ интерпол€ци€68.  ороче, прославленное византийское собрание, €вл€ющеес€, в сущности, истоком всей алхимии, ничем не про€вл€ет знакомство с еврейской эзотерической традицией. јналогичный вывод можно сделать применительно к ранним арабским и сирийским алхимикам, черпавшим из греческих источников, хот€ в некоторых отрывках из «осимы с анализом в сирийской рукописи в  ембриджском университете упоминаютс€ талисманы —оломона в их соотнесенности с семью планетами и сила, про€вл€ема€ ими против демонов. ≈сли к этому добавить, что, несмотр€ на такое свидетельство в пользу св€зи между алхимией и  аббалой, как предлагаетс€ поздней Ёш ха-ћецареф, в «огаре нет ничего, как мы уже видели, подтверждающего эту св€зь69, из чего напрашиваетс€ вывод, что эти две эзотерические традиции долгое врем€ развивались независимо одна от другой70. ƒалее, в ƒревнем ≈гипте мы не находим каких-либо следов существовани€ науки трансмутации, и здесь будет небезынтересно отметить, что алхимические идеи про€вились особенно €вственно в тот самый момент, когда дл€ европейской торговли впервые открылись некоторые порты  ита€. ≈сли правда, что, как утверждают, алхими€ процветала в  итае с глубокой древности, что в  итае существовала алхимическа€ литература и что терминологи€ этой специфической литературы позвол€ет проводить аналогии с терминологией, впоследствии разработанной на «ападе, то не обоснованно ли будет смотреть на ƒальний ¬осток как на колыбель того €влени€, которое прин€то называть герметической наукой, то есть наукой трансмутации71. “ема, конечно, слишком обширна€, чтобы затрагивать ее подробно в этом месте, но не следует забывать, что учение о ћакрокосме и ћикрокосме, аналоги€ между духовным и материальным, зогаристическа€ символика равновеси€ Ц все это прослеживаетс€ в древнекитайских св€щенных текстах72. Ќа самом деле аналогии не столь поразительны, как думали те, кто их открыл; впрочем, дл€ окончательных выводов у нас нет достаточных данных; но в любом случае они, как минимум, говор€т о веро€тном наличии общего источника дл€ обеих эзотерических традиций в неком центре, пока еще нам неизвестном и в очень отдаленную эпоху.

 онечно, со временем, по мере развити€ в ≈вропе алхимической литературы, несомненно, возрастала св€зь ее с  аббалой73. Ёш ха-ћецареф одно из свидетельств этого; некоторые каббалисты стали алхимиками; некоторые алхимики изучали  аббалу. » все же это неглубока€ и случайна€ св€зь, значение которой не следует преувеличивать: к тому же следы ее почти не видны до XVII в.74, когда такие де€тели, как ‘ладд, направили свое внимание на оба предмета, а  унрат75 ввел каббалистическую символику в пикториальные эмблемы трансмутации76.

Ћучшим доказательством этих за€влений может служить литературна€ истори€ самого Ёш ха-ћецареф. ћазерс в своей претенциозной манере утверждает, что Ђмало кто знает, а из знающих понимает еще меньшеї77. ≈сли такое отношение было к нему в 1887 г., то можно добавить, что, когда алхими€ достигла апоге€ своего развити€ в ≈вропе, о трактате никто не ведал и впервые он упоминаетс€ у –озенрота в конце XVII в. ƒо этого момента, насколько € знаю, на него нигде не ссылаетс€ ни один алхимик, и, хот€ Kabbala Denudata на титульном листе представлена как Scriptum omnibus philologis, philosophis, theologis omnium religionum, atque PHILOCHY-MICIS quam utilissumum, € полагаю, только один писатель-алхимик познакомилс€ с ним после выхода в свет его фрагментов среди Apparatus in Librum Sohar. »м был ЂЋюб€щий ‘илалетаї, о котором мы уже говорили и который собрал и перевел фрагменты в 1714 г., а также издал в том же году Ђ раткое »зыскание по √ерметическому »скусствуї78, куда включил некоторые отрывки из Ёш ха-ћецареф, причем он ув€зывает их с √олубками ƒианы, впервые введенными в алхимию »ринеем ‘илалетом.

¬месте с тем из всего вышесказанного следует, что литературные св€зи  аббалы с алхимией начались не в первой четверти XVIII в.79; и хот€ Ёш ха-ћецареф методично цитировал только один автор, вли€ние Kabbala Denudata прослеживаетс€ в √ермании почти сразу же после ее выхода в свет в анонимном трактате, который претендует на исследование ’имической  аббалы (cabala chymica)80, и эти слова выводит на титульный лист. Ёто небольшое произведение представл€ет к тому же интерес еще в одном отношении. Ќа с. 16 помещена любопытна€ Figura Cabalae, где свет из Ens Entium изливаетс€ на бородатую фигуру, держащую компас в правой и квадрат в левой руке, то есть репрезентиру€ символы Ёмблематического ћасонства применительно к тайным искусствам в тот период, в который така€ св€зь современному ученому кажетс€ едва ли веро€тной. ≈сть еще замечани€ о регенерации, небезынтересные в плане мистических аспектов алхимии81.   сожалению, св€зь  аббалы с трансмутацией ограничиваетс€ лишь заглавием, которое € привел.

Ќекотора€ информаци€ на этот счет может находитьс€ в некоторых работах прошлых лет, например в Ђ»стории ’имииї ’офера82, который как бы обещает изложить каббалистические доктрины относительно философского камн€, однако на поверку выходит, что термин употребл€етс€ в духе времени весьма произвольно; к тому же в двух объемистых томах мы найдем всего пару страниц, посв€щенных теме  аббалы83. јвторство —ефер …ециры приписываетс€ рабби јкиве, а «огара рабби Ўимону.  роме того, автор утверждает, будто еврейские и арабские алхимики обладали древним знанием каббалистических книг и что у адептов они пользовались таким же авторитетом, как книги √ермеса “рисмегиста.   сожалению, это голословное, ничем не подкрепленное за€вление, а поскольку он же далее сообщает, что наука трансмутации (металлов) была известна в ƒревнем ≈гипте, принимать его мнени€ без подтверждени€ другими авторитетными учеными рискованно84.

ѕеред тем как покончить с темой св€зей  аббалы с алхимией, надо сказать пару слов о двух работах, которые было прин€то считать примером такой св€зи и которые поэтому привлекали к себе особое внимание85. ќбе имели то преимущество, что вместе с трактатом  унрата и Ђјмфитеатромї по€вились до Kabbala Denudata –озенрота, а одна вышла вообще до вс€кого печатного издани€ «огара. Ќе приходитс€ говорить, что в обеих нет и следа знакомства с Ёш ха-ћецареф, € также не обнаружил в них ничего, что св€зывало бы их с сфиротическим осмыслением роли металлов, характерным дл€ этого произведени€. ѕерва€ Ц это трактатат »оаннеса југустинуса ѕантеуса, венецианского св€щенника, под заглавием Ars et Theoria Transmutationis Metallicae, cum Voarchadumia Proportionibus, muneris icinibus rei accomodis illustrata. ќпубликован в ¬енеции в апреле 1530 г.86 —огласно самому автору, Ђ√ерметический лексиконї трактует Voarchadimia а) как Ђсвободное искусство, наделенное свойствами оккультной наукиї, дефиницию, оставл€ющую желать лучшего; б) как каббалистическую науку металлов. ƒалее, это разновидность алхимической металлургии по части Ђзолотоносных металлических жилї; она объ€сн€ет Ђприсущие твердые формы и натуральный желтый цвет золотаї; она различает разнородные, горючие, летучие части и демонстрирует, как это же можно довести до совершенства. Ќаконец, она определ€ет ћатерию производства как Ђт€желую, материальную, твердую, плавкую, пластичную, слегка окрашенную, утонченную и таинственную субстанцию –тути или ћеркури€ и негорючей ћеталлической —еры, вы€вленной и трансмутированной в золото посредством цементацииї87. ”же по этому пассажу видно, что текст даже дл€ алхимического трактата практически нечитабелен, и дл€ нашей задачи в данном случае достаточно отметить сам факт его существовани€ и указать на то, что в нем предпринимаетс€ попытка пролить свет на тайны трансмутации при помощи гематрии. “рактат не имел никакого вли€ни€, и ему нельз€ приписывать какое-либо серьезное значение.

¬тора€ работа известна гораздо больше и предлагает исследователю р€д интересных и до сих пор не разрешенных проблем. Ёто Monas Hierogliphica ƒжона ƒи, впервые опубликован в 1564 г.; он представл€ет собой анализ планетарных символов, приписываемых металлам88. “ак, символ ћеркури€ состоит из полумес€ца, знака серебра, круга, знака золота, и креста, репрезентирующего четыре стихии (элемента). ќсобый алхимический смысл придаетс€ их сочетанию в едином знаке, представл€ющем основоположную материю философов, равно как металлическую ртуть.  ак видим, это не та информаци€, котора€ позволила бы ув€зать алхимию с  аббалой, хот€ она познавательна в плане символики и истории астрологических знаков, что до сих пор остаетс€ темной областью дл€ исследователей89.

¬ завершение темы хочу заметить, что есть одна точка соприкосновени€  аббалы и алхимии, которую €вно не заметили все те, кто настаивал на существовании такой св€зи. Ёто смутные и все же достаточно реальные аналогии между древним документом латинской алхимии, известным как Turba Philosophorum90, и двум€ —обрани€ми (—инедрионами) «огара. –ечь, разумеетс€, не о случайных формальных сходствах, хот€, если посмотреть на историю Turba, эта случайность сама по себе небезынтересна. ¬ этой темной беседе есть за€влени€ и аллюзии, особенно те, что касаютс€ четырех элементов древней химии, которые €вно перекликаютс€ с некоторыми взгл€дами  аббалы. ≈сли добавить, что некоторые ученые, в том числе Ѕертелот, считали, что Turba в том виде, в каком мы ее сейчас знаем, восходит к еврейскому оригиналу, ныне утраченному и датируемому, предположительно, временем между обнародованием  ниги “ворени€ и «огара, всего сказанного достаточно, чтобы указать на возможность, о которой не следует, учитыва€ скудость имеющегос€ материала, распростран€тьс€ дальше91.

 

III.  аббала и астрологи€

 

Ўколы французской и английской  аббалы ¬икторианской эпохи сто€ли, как было уже показано, на убеждении, что все Ђоккультные наукиї укоренены в тайной традиции »зраил€; но правильнее, веро€тно, было бы говорить, что  аббала была привита к некоторым из них и мы имеем каббалистическую астрологию и каббалистическую алхимию в таком изводе. ƒабы определить, какой взгл€д более верен, необходимо обратитьс€ к истории и литературе. “олько в случае ритуальной магии обе партии единогласны в отношении ее каббалистического происхождени€ в западноевропейском мире. »сход€ из априорных соображений, мы склонны считать, что ситуаци€ с астрологией должна в этом вопросе помочь и с таким €влением, как алхими€, а именно что в ее истории и литературе ничтожно мало того, что могло бы существенным образом св€зывать ее с еврейством, не счита€ случайных перекличек и осуждени€ «огара. јстрологи€ внешне напоминает точную науку и, казалось бы, не имеет никаких аналогий со спекул€ци€ми теософской системы. ¬месте с тем есть два неопровержимых факта, во-первых, что евреи были привержены астрологии92, и, во-вторых, что наука предсказаний по звездам, как она известна на «ападе, кое-что вз€ла у древних евреев. Ётим фактам можно противопоставить два других, не менее существенных, а именно что вклад »зраил€ в науку астрологию ничтожен, что астрономические писани€ евреев в христианскую эру восход€т в основном к арабам, в то врем€ как еврейска€ астрологи€ каббалистического периода от€гчена фантастическими представлени€ми и детскими выводами. «десь мы не собираемс€ заниматьс€ историей этого искусства: мы знаем, что »осиф (‘лавий) возводит его к —ету и увер€ет нас, что лично посещал два знаменитых —толба, или —телы, которые €кобы сохранились после ѕотопа и сохранили выгравированные на них все законы астрологии. »осифа легко было провести, вернее, он был склонен принимать за чистую монету любую басню, если она могла послужить подтверждением первенства его народа в области знаний. ќставим в покое —ета и —толбы; нам известно, что ƒревн€€ ’алде€ была великим центром астрологии, что она процветала у вавилон€н, что она практически примен€лась в ≈гипте; нет ничего удивительного, если евреи тоже были причастны к астрологическим познани€м каждого из этих народов. ¬озможно, что до христианских времен дошли определенные астрологические процедуры93. ¬се это, впрочем, не снимает основного вопроса; попытка найти следы «огара или его вли€ни€ на творени€ евреев в области математики или естественных наук ничем не оправдана по той простой причине, что «огар не имеет никакой серьезной св€зи с этими предметами. ¬месте с тем мы вправе задать себе один вопрос. јстрологи€ имеет дело с данными, истори€ происхождени€ которых темна94, и есть св€занные с ними доктрины, которые даже дл€ адептов оккультизма представл€ютс€ недостаточно фундированными. Ѕыло бы небезынтересно попытатьс€ вы€вить, есть ли в них какие-то каббалистические соответстви€, несмотр€ на осуждение «огара. „то же касаетс€ данных, сомневаюсь, чтобы кто-либо предприн€л попытку вы€вить параллели, хот€ всегда существовало мнение о том, что некоторые астрологические теоремы св€заны с каббалистическим аппаратом. ƒавайте взгл€нем на то, что думают по этому поводу адепты астрологии.

—оотнесение металлов в Ёш ха-ћецареф со сфирот предполагает и соотнесенность с планетами; на основании изысканий  ирхера ѕапюс95 выстроил следующую таблицу:  етер соответствует Ёмпире€м.

’охма Ц ѕерводвигателю.

Ѕина Ц Ќебосводу.

’есед Ц —атурну.

√вура Ц ёпитеру.

“иферет Ц ћарсу.

Ќецах Ц —олнцу.

’од Ц ¬енере.

…есод Ц ћеркурию.

ћалкут Ц Ћуне.

 

¬озможно, как провозглашаетс€ в Ёш ха-ћецареф, Ђвсе системыї ведут к единой истине, но эта схема не согласуетс€ с ее собственными атрибуци€ми. ≈е придерживаетс€ –озенрот; но –.ѕ. —абатье (R.P. Sabatier) в своем странном небольшом трактате, который когда-то произвел такое ошеломл€ющее впечатление на французских оккультистов, ћарс относит к √вуре, а ћеркурий к ’од96.  огда отсутствует единое мнение, можно сделать вывод, что проблема не представл€етс€ столь значительной и что атрибуции и схемы подобного рода дело достаточно конвенциональное и к самой астрологии имеет косвенное отношение. ќднако в модерные времена все дивинационные практики, которые в каждом случае имеют или предполагают астрологические св€зи97, вобрали в себ€ каббалистические атрибуции. “ак, система соответстви€ планетам фигур, используемых в геомантии, сообразована со сфирот; каббалистические принципы усвоены хиромантией; единственное исключение составл€ет физиогномика в силу того, что она никогда не сто€ла на переднем плане в интересах людей, считающих себ€ насто€щими оккультистами, хот€, как мы уже видели, есть пр€мое основание дл€ этого в «огаре98.

Ќаиболее доступна€ информаци€ по астрологии в еврейской среде в Ђ урьезахї »акова √аффарел€, который строит свои наблюдени€ на пр€мом знании ее главных последователей из раввинистической среды христианской эры99. ≈сли изложить сказанное им в одном предложении, еврейские астрологи читали небо как книгу, они и воспринимали его как книгу, и с целью систематизации его содержани€ дл€ облегчени€ истолковани€ они группировали звезды в подобие иероглифических знаков, которые на самом деле были буквами еврейского алфавита. “аким образом, это был не столько астрологический процесс, сколько, скорее, дивинационный, что же касаетс€ его ценности, достаточно бросить взгл€д на планисферу, выстроенную √аффарелем, чтобы пон€ть, сколь произвольна была эта аранжировка. ¬ то же врем€ это предполагает соответствие с основополагающими представлени€ми —ефер …ециры, хот€ этот факт ни разу не был замечен ни одним из предыдущих писателей. „то может быть естественнее дл€ тех, кто верит, будто небо и земл€ были созданы начертанием букв в воздухе, чем открытие этих букв в конфигураци€х, пусть совершенно случайных, звезд на ночном небосводе100. »так, на место бессмысленных мифологических фигур €зыческой древности они силою воображени€ подставл€ли двадцать два элемента Ѕожественного слова, раскрытого избранному народу, и воображение, однажды уже себ€ оправдавшее в отчетливых начертани€х букв, стало частью схемы универсума101. „итать начертанное на небесах, так чтобы они €вили смысл, скрытый там, операци€ не менее сакральна€ в своей интенции, таинственна€ по своим подходам и странна€ по результатам102, чем с помощью зогарических методов высвобождать мистический смысл, скрытый под буквой ѕисани€. Ёто и есть истинна€ каббалистическа€ астрологи€103, базирующа€с€ на каббалистической доктрине, €вл€ющейс€ ее оправданием и коей, в свою очередь, продолжением и развитием она €вл€етс€. ѕомимо —ефер …ециры, она имеет санкцию в самом «огаре. Ќо с наукой о звездах она имеет мало общего, сколь бы ни стремились увидеть это в ней в западноевропейских оккультных кругах; к их взгл€дам ей, в сущности, нечего ни добавить, ни прибавить, как нечего сказать западноевропейской астрологии о своем отношении к каббалистической “айне Ёйн-—оф. ј посему лучше впредь не усугубл€ть и без того путаные проблемы оккультных искусств беспочвенным предположением о гадательных вли€ни€х и несуществующих св€з€х104.

 онечно, трудно представить, чтобы столь богатое €вление, как еврейска€ религиозна€ литература, охватывающа€, как мы сами убедились в нашем исследовании, столь широкий диапазон религиозных тем, не привнесло свой вклад в знание небес. ¬ III в. евреи ¬авилонии славились как искусные врачи и астрономы, за что отчасти и по этой причине пользовались, как говор€т, почетом при персидском дворе в царствование јртаксеркса. —амуил Ћунатикус, которому приписываютс€ астрономические таблицы, глава академии Ќахардена, может быть €рким тому примером, а рабби јда, также из Ќахардена, другим. –абби јбба јриша, более известный как ¬авилонский –ав, основатель академии в —уре, много занималс€ астрономией, и список имен можно легко увеличить. Ќар€ду с медициной и искусством толковани€ снов восточные ученые евреи X и XI вв. подвизались и в астрологии. ¬ 1150 г. или около рабби јви …осеф написал трактат о разумных сущност€х, двигающих небеса, и о суде звезд. јбен Ёзра приблизительно в то же врем€ был широко известен, кроме своих широких познаний в области вероучени€ и философии, и как ученый астроном. јвраам ’ийа и јвраам Ќази, их современники, также прославились на поприще того же искусства. ¬о второй половине XIII столети€ в царствование јльфонса X, корол€  астильского, который и сам был известным астрономом, раввинов особо высоко ценили за знание небес, а астрономические таблицы, приписываемые королю јльфонсу, были составлены на самом деле евреем, которого он заставил работать на себ€. ¬ XV в. в семье јлкадет было два астронома, а јвраам «акуто, автор —ефер …охасин, был известным астрономом в царствование ‘ердинанда и »забеллы.

ѕри всей скудости этих фактов видно, что астрономи€ в те времена обычно ув€зывалась в паре с наукой о воздействии звезд на судьбу человека, то есть с астрологией, и что оккультна€ практика существовала в еврейской среде на прот€жении большей части христианских веков.

„итатель, желающий познакомитьс€ с основами и процедурами еврейской астрологии, может загл€нуть в Ђ урьезыї √аффарел€, почерпнувшего свои сведени€ у рабби ћоше, рабби јбен Ёзры, рабби якова бен —амуэл€ (Ўмоэл€) и т. д. Ётот весьма ученый, хот€ и несколько педантичный автор отвергает то, что называют каббалистической астрологией с ее существующей €кобы схемой ув€зки планет и звезд со сфирот105; впрочем, та система, которую развивает он сам, не менее фантастическа€: € бегло касалс€ ее в одном из предыдущих разделов этой части. Ќет смысла расшир€ть круг ссылок, учитыва€, с одной стороны, что сфиротическа€ астрологи€ отвергаетс€ даже столь откровенным каббалистом, как √аффарель, а с другой Ц секреты еврейской планисферы и тайны звездного письма не св€заны с практическим употреблением этого искусства в европейском мире.

ћожно добавить, что современный писатель ”. √ордон ќлд издал книгу о каббалистической астрологии106; но это не более чем процесс дивинации, типа того, что приписывали графу  аллиостро, который развил в насто€щую систему и использовал в науке о звездах ѕ. ’ристиан107. ясно, что термин Ђкаббалистическийї в такой св€зи всего лишь fagon de parler, причем, как это ни прискорбно, в самом расхожем виде. Ёто становитс€ еще более очевидно, когда мы сравним его с параллельным употреблением термина Ђгерметическийї не просто в качестве аналога, но и реального эквивалента. ќлд увер€ет, что описываема€ им астрологическа€ процедура €кобы Ђбыла в ходу у древних каббалистовї, но это €вна€ спекул€ци€, к тому же выведенна€ из некоторых внешних перекличек с пресловутыми картами “аро.

 

VI.  аббала и масонство

 

Ќесмотр€ на научные исследовани€ масонства, оккультные фантазии на сей счет вовсе не вышли из древнего лабиринта мифов и легенд об истоках спекул€тивного масонства.

≈ще и сейчас во ‘ранции и јнглии многие некритически мысл€щие писатели уверены, что корни этого €влени€ уход€т в отдаленное прошлое. ¬ известном смысле это действительно рудименты древних таинств; но если этот термин употребл€етс€ в общем смысле, а не только как мистериальные посв€щени€ ≈гипта, √реции или –има, скорее как скрыта€ сила и знание, которые, как полагают, сто€ли за философскими ассоциаци€ми всех веков и в наиболее цивилизованных странах. ¬ христианскую эпоху знание, которое могло бы бесследно исчезнуть, было сохранено ex hypothesi в смен€ющих друг друга оккультных братствах. ќдни из них сохранила истори€, например тамплиеры, розенкрейцеры, другие существовали под покровом молчани€.  орпоративно или как-то иначе, но все они каким-то образом были св€заны друг с другом, а —имволическое братство вольных каменщиков последнее звено в цепи передачи этих традиций в западноевропейском ареале.

Ќе стоит и говорить, что ни одна из этих гипотез не выдерживает критики, но тем не менее можно предположить, что между масонами и розенкрейцерами имелась св€зь незадолго до и после эпохи ¬еликой ложи 1717 г. —ведени€, однако, не окончательные и, во вс€ком случае, неоднозначные108. “аково реальное положение дел, а отстаиваема€ недалекими приверженцами древность €влени€ никем не поддерживаетс€ вне круга самих приверженцев –итуалов и присными. Ќет даже prima facie, чтобы подтвердить идею о том, что был канал какой-либо тайной традиции, кроме своей собственной, и нет даже оснований предполагать априорно, будто она имеет что-то общее с  аббалой. ѕо сути дела, масонство в этом отношении находитс€ в том же положении, что и алхими€; все св€зи, по всей видимости, крайне неосновательны, нос€т случайный характер, вопрос последовательного введени€ столь же иллюзорен, сколько реален, скорее внешний гл€нец, а не проникающа€ в материал тинктура, и в то же врем€, как все позиции такого рода, это весьма интересно. „тобы ув€зать все это с нашей темой, сошлюсь на тот факт, что, как только масонство вышло на историческую сцену, оккультисты и даже мистики пот€нулись к нему, что оно с распростертыми объ€ти€ми принимало их всех и что сейчас Ц конечно, в прошедшем времени Ц все разработали систему, гибко сообразующуюс€ с их частными представлени€ми.  ак известно, в ту пору, когда всех т€нуло к ритуалам, алхимики, сведенборгианцы109, мартинисты, поклонники магии, астрологи Ц все эти ново€вленные адепты изобретали свои –итуалы и —тупени, и так как в этот период были и каббалисты, то в том или другом случае мы слышим о каббалистических ритуалах, особенно о ритуалах и ступен€х, испытавших €кобы каббалистические вли€ни€.  ак не €вл€етс€ масонство сведенборгианством или алхимией, как, несмотр€ на »збранных  огенов, ѕризывани€ и ритуалы ѕаскуалли и пресловутые чудеса Ўрепфера, оно не чудотворство и не маги€, так и не €вл€етс€ оно Ц если только не в корн€х Ц мистицизмом или каким-либо ответвлением истинной мистики, так не €вл€етс€ оно и  аббалой, но оно использовалось в каббалистических, равно как и в разных других интересах.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 397 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

“ак просто быть добрым - нужно только представить себ€ на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © ћарлен ƒитрих
==> читать все изречени€...

734 - | 558 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.029 с.