ТОЩЕНКО Жан Терентьевич - член-корреспондент РАН, руководитель научной школы "Новые явления в общественном сознании и социальной практике".
Цель настоящей статьи - дать обобщенное представление о таком компоненте теоретической социологии, как социологическое знание, его основных характеристиках, целостности и завершенности, что предполагает анализ многообразных форм его существования, структуры и уровней. Характеристика социологического знания дает, на наш взгляд, более четкое представление о сущностных особенностях этого явления
Парадигмы (методологические стратегии) социологии
Парадигмы | Время возникновения | Предмет науки |
Социологический реализм | Середина ХІХ века | Общество, его структура, социальные системы, социальные институты. В ХХ веке – все человечество, цивилизации |
Социологический номинализм | Начало ХХ века | Человек, личность, индивид, социальные общности |
Социологический конструктивизм | Конец ХХ века | Общественное сознание и поведение в условиях конкретной среды |
по сравнению с другими видами социального знания, позволяет уточнить место и роль теоретической социологии в его структуре.
Парадигмы - основа методологических стратегий социолога
В настоящее время различные точки зрения на соотношение теории, методологии и методов в структуре социологического знания определяются в зависимости от научных принципов, которых придерживаются авторы в исследованиях социальной реальности и которые воплощаются в интерпретации исследуемых ими процессов и явлений. Вместе с тем, несмотря на многообразие трактовок исходных положений реально существуют и функционируют в современной социологической науке три парадигмы и соответственно методологические стратегии: социологический реализм (объект исследования - общество, социальные системы, социальные(ая) структуры(а), социальные институты), социологический номинализм (объект исследовании индивид, личность, человек, социальные группы и общности) [1]. К концу XX века Была обоснована еще одна парадигма, которая стала называться конструктивистской [2]. В соответствии с этими парадигмами структура, уровни и понятийный аппарат каждой социологической стратегии зависят от того, что считается объектом и предметом социологии как науки. Именно здесь начинается логика построения понятийного аппарата. В зависимости от того, какой аспект социальной реальности, социальной жизни избран предметом анализа, основополагающим исходным понятием выступают общество или человек как личность, или синтез того и другого и их органическая целостность (см. схему 1). Согласно такой классификации все многообразие имеющихся в социологических работах (трудах, исследованиях) подходов можно соотнести с тремя основными парадигмами.
Что касается социологического реализма и его ориентации на "общество", соответствующая традиция восходит к О. Конту, Г. Спенсеру и практически ко всем представителям социологии XIX в., включая отечественных. Постепенно ориентация на общество, особенно в XX веке, претерпела определенную модификацию в работах Э. Дюркгейма, затем Т. Парсонса, Р. Мертона, Р. Дарендорфа и др. Они изучали общество посредством исследования социальных систем, социальных институтов в основном с точки зрения их организации и функционирования, и нередко вне процессов их эволюции. Как было установлено еще на грани ХІХ-ХХ веков (М. Вебер), ориентация на исследование преимущественно структур (систем) не эвристично, ибо оно, хотя и может дать, строгое описание объекта, закрывает возможность объяснить его развитие и функционирование. Это признавал уже Р. Мертон, видевший слабые стороны теории Т. Парсонса. Кроме того, суждения о социальных системах (под ними стали понимать не только взаимоотношения и взаимодействия людей, но и более широкую совокупность общественных процессов - вплоть до человечества в целом, что впоследствии породило глобалистские концепции), оживило никогда не исчезавшую тенденцию к поглощению социологии социальной философией. При таком подходе реальность перестает существовать. Вместо нее появляются логические конструкты, которые или не имеют отношения к повседневной действительности или слишком абстрагируются от нее.
Модификация этой парадигмы в виде представлений о социальной структуре, социальных отношениях, социальных институтах, как определяющих предмет социологии, отражена в работах российских (советских) социологов [3]. Этот подход отразил попытки найти более приемлемую методологическую стратегию, которая бы в известной степени дистанцировалась от такого предельно широкого понятия, как общество, и была в то же время связана с эмпирическими исследованиями. Однако, как показало время, трактовка объекта и предмета социологии только на уровне категории "общество" и его производных не отвечает на многие вопросы, так как понятийный аппарат "плывет", включая в себя слишком разные сущности: многие из них размываются временем, серьезно видоизменяются, иногда теряют первоначальный смысл. Ведь даже классическое понятие социальная структура постепенно модифицируется, ибо а) многие ее элементы в современной ситуации исчезли (-ают); б) ряд ее элементов серьезным образом видоизменился; в) появились новые, ранее неизвестные элементы. Такие, казалось бы, классические понятия, как рабочий, крестьянин, приобрели "неустойчивость", аморфность, ибо в зависимости от изменившейся жизни, от разного социально-экономического положения, от перемещения из одной сферы приложения труда в другую эти группы (классы) потеряли свою сущностную основу настолько, что говорить о каких-то содержательных однородных признаках весьма затруднительно. А если посмотреть на некоторые внешние признаки, об этих группах можно говорить с большой долей приблизительности. Соответственно, анализировать эти группы в духе теорий XIX и XX веков было бы неполным, опрометчивым и поспешным.
Как показали социологические исследования еще в 1970-е годы (см. работы М.Н. Руткевича, Ф.Р. Филиппова), многие черты сознания и поведения людей из различных страт были ближе друг к другу, чем эти же черты внутри одной и той же социальной группы. Например, мировоззрение и образ жизни людей внутри социально-профессиональных групп могут столь различаться, что теряет смысл объединять их в какое-то заранее зафиксированное, формализованное понятие: ведь внутри этих групп существуют огромные различия по материальному достатку, по их месту в системе разделения труда, по их целям, ценностям, потребностям и интересам. Такая ситуация делает их (по существу) не сводимыми к одним и тем же однородным показателям. В этой связи возникает вопрос: что будет выступать социальной реальностью - профессиональные группы или носители одного (сходного) образа жизни и мировоззрения, но представляющие разные социальные слои и общности? Ответ очевиден: объединяющей характеристикой окажутся идеи, взгляды, мироощущение и практика их реализации.
Стоит отметить и иные точки зрения. В отечественной социологии существование рабочего класса как сохраняющегося феномена обосновывают В.Х. Беленький и б.И. Максимов, а американский социолог-марксист Э.О. Райт утверждает, что классы существуют благодаря "социальным сетям".
Таким образом, центральное понятие этой парадигмы - общество и его производные - социальная структура, социальные системы, социальные институты - имеют серьезные ограничения при исследовании социальной реальности: использование этого подхода в качестве методологической стратегии не всегда может ответить на злободневные проблемы современности. Эти понятия, по сути дела, являются сущностями второго и третьего порядка, надстраиваемыми над сущностями первого порядка, на что дает ответ другая парадигма и соответственно другая методологическая стратегия.
Вторая парадигма и соответствующая ей методологическая стратегия - социологический номинализм, своей предтечей имела идеи Дж. С. Милля, современника О. Конта, который ратовал за психологию индивидуально ориентированной личности. Значительный вклад в обоснование этих идей принадлежит представителям русской психологической школы конца XIX – начала XX века. Но наиболее четкое оформление эти идеи стали приобретать в трудах М. Вебера, Дж. Мида,
Дж. Хоманса и др. Эта парадигма обращается к человеку, ориентируется на то, что решающая роль в реальной жизни принадлежит человеку, его деятельности. Сторонники этой парадигмы в центр своего анализа ставят личность, считая ее исходным понятием социологии. В этой ситуации мы сталкиваемся с восхождением от абстрактного к конкретному с последующей корректировкой представлений об абстрактном. Эти идеи развивал и Н. Элиас, обративший внимание не только на саму личность, но и на их взаимодействие. Именно анализ феномена "человек в обществе" - позволяет с наибольшей полнотой судить как о человеке, так и об обществе. Причем эта ориентация на человека все больше и больше усиливается
В современной социологии эта тенденция находит отражение в работах А. Турена, 3. Баумана, П. Бергера [4] Феномену взаимодействия (коммуникации) придал центральное значение Ю. Хабермас. Известный политический деятель и ученый 3. Бжезинский убежден, что человечество все больше сталкивается с необходимостью личностного измерения человеческой и что в связи с этим мы стоим перед новой эрой в отношениях между людьми.
Отмечая сдвиг современной социологии "к субъективно-понимаемому", шведский социолог П. Монсон поясняет: "Субъективность присутствует здесь двояким образом, частично в самом исследователе, частично в объектах, в людях, которых он изучает. Вопрос о том, каким образом можно состыковать ли две субъективности, является важной методологической проблемой" [5].
В течение XX века многие социологи стремились устрашил, противоречивость методологической базы вышеназванных парадигм, осуществляя попытки преодолеть деление социологии на объективно-предметный и субъективно-ценностный подход. Т. Парсонс, ориентируясь на общество как определяющее понятие, уделил большое внимание влиянию и роли социальных действий. Во второй половине XX века эти намерения преодолеть крайности - соединить макро- и микроподход, объективистский и субъективистский осуществляли П. Бурдье (1994), Н. Луман (1996), отчасти М. Арчер (2000). Среди отечественных исследователей отмечу Н.Н. Козлову, в трудах которой с наибольшей полнотой нашла отражение концепция повседневности.
Однако эта методологическая стратегия никак не объясняет тот социальный факт, как человек, люди «попадают» в социальные общности, социальные структуры, другие социальные образования. Ведь, явившись в мир, человек проходит ряд промежуточных этапов в развитии, чтобы определиться со своим социальным положением в обществе; оно никаким образом заранее не предопределено; зависит не только от объективных обстоятельств, но и от воли и целенаправленных "акций" самого человека. То, что социальные системы, социальные сети трактуются как предмет социологии, уязвимо. Об этом говорит и другой факт: структурно-функциональный подход встречается с колоссальными трудностями в обществах переходного периода, когда эти системы и общности "плывут", не имеют четкой определенности и поэтому не могут быть базой достоверной информации.
В этой связи обращу внимание на позицию Ч.Р. Миллса, А. Гоулднера и особенно французского социолога А. Турена, которые подвергли резкой критике структурный функционализм, считая, что он нацелен на обеспечение порядка, равновесия, а не на поиск новых резервов и новых возможностей для развития общества [6]. Целесообразно учесть немаловажное обстоятельство: социальные системы и институты - очень "нехороший" объект для сравнительных кросскультурных (международных) исследований. Они столь различны, что при их сравнении возникает вопрос о достоверности полученной и сравниваемой информации. И, наконец, не следует игнорировать практику социологии, которая не перестает обращаться к одному источнику информации - человеку, предполагая анализ не функций социальных систем, а того, что делает человека участником общественной повседневной жизни. Впрочем, сами «системщики» в работах на эмпирическом уровне так и поступают, апеллируя главным образом к информации, характеризующей сознание и поведение людей.
Стоит отметить, что неудовлетворенность ранее сформулированными определениями объекта и предмета социологии проявилась в поисках концепции, претендующих на новое слово в трактовке исходных теоретико-методологических проблем социологии (феноменологическая социология, драматургическая социология, этнометодология, теория рационального выбора, школа ультрадетальных эмпирических исследований и др.).
Наряду с вышеназванными парадигмами, в социологии постепенно происходит становление еще одной парадигмы и соответствующей методологической стратегии - социологического конструктивизма, учитывающего взаимосвязи между макро- и микросоциологией; Между объективно-предметным и субъективно-ценностным подходом; между структурно-функциональной и конфликтнологической ориентациями ориентированного на рассмотрение объекта и предмета социологии в единстве обьективных условий и субъективных факторов. Предтечей этой методологической стратегии была концепция Маркса, пытавшегося осуществить синтез общественной среды и роли человека в историческом процессе, а затем Г. Зиммель в концепции "Vergesellschaftung".
Одним из проявлений этой методологической стратегии стала концепция социологии жизни, зачатки которой проявили себя еще в XIX веке, но не привлекли тогда должного внимания. Жан Мари Гюйо (1854-1888) выдвинул положение, согласно которому центральным понятием социологии была провозглашена реальная жизнь. Гюйо считал индивида интегральной частью социального целого, в которой органически сочетается многообразие социального мира со всеми его достижениями, противоречиями и нерешенными проблемами. К сожалению, эта точка зрения не получил должной поддержки, хотя отдельные ее моменты были в теориях социального действия (М. Вебер, А. Турен, Г. Йоас и др.), социального обмена (Дж. Хоманс, П. Блау символическом интеракционизме, в феноменологической социологии. Но многие из этих теорий, в частности, феноменологическая социология, абсолютизировали одну сторону жизни - субъективность, дав возможность оппонентам справедливо упрекать ее в односторонности, психологизации реальности, игнорировании объективных условий развития. Тем не менее среди социологов XX века направленность на интеграции объективных и субъективных компонентов стали разделять все больше и больше представителей социологической науки. "Идеи и культуры не меняют ход истории по крайней мере, в одночасье. Однако они являются необходимой прелюдией к переменам, поскольку сдвиги в сознании - в системе ценностей и моральном обосновании игл кают людей к изменениям их социальных отношений и институтов" [7]. Еще большую определенность в ориентации на человека как основной предмет исследований социологии выразил Э. Гидденс, назвав ее " ослепительным и захватывающим предприятием, чьим предметом является поведение людей как социальных существ " Его концепция структурации, осуществляемой агентом, есть снятие противостоять личности и общества [8].
Русская социология в XIX - начале XX века во многом характеризовалась гуманистической направленностью - обращением к человеку-творцу, активному участнику преобразований в обществе. Отражая эту тенденцию, объектом изучения социологии становилась большая группа вопросов, характеризующих состояние сознания людей, их поведение и отношение к происходящим в обществе процессам, их профессиональное, национальное и региональное звучание. Человек развивается как родовое, общественное существо и прежде всего при помощи своего сознания и его реализации во всех сферах общественной жизни, что отметил на рубеже XX века А.А. Богданов Раскрывая сущность учения К. Маркса о природе и обществе, он писал, что в борьбе за существование люди не могут объединяться "иначе, как при помощи сознания" [9].
В современной отечественной социологии такая методологическая стратегия в определённой степени разделяется Ю.Г. Волковым, С.А. Кравченко, С.И. Григорьевым, Г.В. Дыльновым [10]. Своеобразный синтез общества и личности олицетворяет антропосоциетальный подход, обоснованный Н.И. Лапиным [11]. Отмечу поиск в этом направлении Ю.М. Резника [12]. В более обобщенном виде эта парадигма нашла отражение в работах автора настоящей статьи, где в центре стоят сознание и поведение человека, его отношение и реакция на изменения своего статуса, своего места не просто как отдельного индивида, но и члена социальной группы, представителя определенного общества, нередко в его парадоксальном развитии. Но этим не ограничивается данная концепция - она предполагает одновременный анализ общественной среды (макро-, мезо- и микроусловий) социальной жизни человека. Все это образует концепцию социологии жизни, которая органически сочетает в себе субъективные факторы и объективные условия, органическое сочетание взаимоотношений общества и человека. Говоря словами П. Бергера, суть социологии - "человек в обществе, общество для человека" [13]. Именно это - предмет социологической науки [14].
Добавлю: социология (и любая другая наука) призвана, прежде чем предлагать модели, изучить фрагменты, части объективной реальности. В реальной жизни мы встречаемся не со структурами, а с сознанием и поведением людей. Через них мы выходим на анализ общественной жизни в институциональной, стратификационной, управленческой и других формах. Все это позволяет сделать вывод, что в конструктивистской стратегии, выраженной концепцией социологии жизни, преодолеваются крайности в трактовках сути социологии, оперируя понятиями социальной реальности, ее универсальности, уникальности, надындивидуальности, в то же время измеряя ее посредством сознания, поведения и окружающей среды.
Структура социологического знания
Анализ структуры социологического знания позволяет охарактеризовать содержание любой парадигмы, так как каждая из них не может быть представлена как аморфная информация, не имеющая определенности, завершенности и (пусть условных) границ. Это вызывает потребность в обстоятельном анализе структуры, уровней, особенностей и специфики социологического знания. Учитывая особенности представлений о нем в западноевропейской и американской социологии, сосредоточим внимание на идеях и предложениях отечественных коллег.
Во-первых, как и может показаться странным, есть немало произведений, особенно учебников, где такой вопрос вообще не ставится и не обсуждается. Во-вторых, структура социологического знания сводится только к делению на макро- и микросоциологию, что в общем не вызывает сомнения, но и ничего принципиально нового не открывает [15]. В-третьих, имеются предложения структурировать социологическое знание через анализ всей научной мысли, включая естественнонаучное знание, находя в ней место социологии [16]. В-четвертых, структура сводится к обзору существовавших и существующих научных школ в социологии, которые объявляются парадигмами [17]. В-пятых, во многих работах дается обстоятельная и развернутая классификация возможных подходов к социологическому знанию. Наряду с макро- и микросоциологией, нередко подробно анализируется теоретическая и эмпирическая социология [18]. В-шестых, продолжает существовать в концепциях отечественных исследователей трехуровневая интерпретация социологии, восходящая к Р. Мертону с его знаменитой формулировкой о теориях среднего уровня. Это отметил Д.И. Кравченко на Харчевских чтениях 2003 г. [См. И, наконец, отмечу немногочисленные попытки рассмотреть структуру социологического знания по нескольким основаниям, полнее представить многообразие ее содержании]
Таким образом, структура социологического знании определяется в зависимости от методологических принципом исследователей социальной реальности. В социологии обосновываются различные виды ее классификации в зависимости от подходов, которые применяет исследователь в познании социальной реальности. Есть предложения
Структура социологического знания (схема 2)
Структура | Методы исследования | Назначение исследований | Наименование дисциплин |
Теоретическая и эмпирическая социология | Общенаучные и специальные социальные методы | Обогащение теории познания | Теория, методология социологии |
Фундаментальная и прикладная социология | Социологические и статистические методы познания | Обогащение научного знания и способов решения существующих общественных проблем | Методология социологических исследований |
Макро- и микросоциология | Историко-логические, системные и эмпирические методы познания | Обогащение научного знания и решение глобальных и локальных проблем | Специальные социологические науки |
определять структуру социологии с учетом всего научного знания, когда в ее объяснение вовлекается знание, накопленное всеми науками (А.И. Кравченко, 2001) или социальными и гуманитарными науками (О.Н. Козлова, 2004). Мы же исходим из того, что структурируется только то знание, которое называется социологическим, а также то знание, которое рождается в процессе взаимодействия с другими социальными науками.
Структура социологического знания может рассматриваться, во-первых, как теоретическая и эмпирическая социологии, во-вторых, как фундаментальная и прикладная, в-третьих, по объектно-предметному принципу (см. схему 2).
При первой классификации социологического знания как теоретической и эмпирической социологии, принципиальное утверждение состоит в том, что прежде всего обосновывается и разрабатывается базовый, исходный уровень социологического знания - теория и методология. Этот подход сосредоточен на определении и уточнении объекта и предмета социологической науки, ее категориального и пони тинного аппарата, закономерностей (тенденций) развития, как социальной реальности, так и самой социологии, ее функций, места среди других наук. В его рамках привлекается и исторический материал (история социология), который показывает генезис идей, появление, рождение и угасание поисков (теорий, концепций), а также уточнение места социологии в структуре социального и гуманитарного знания. Кроме того, вовлекается (адаптируется, приспособляется) теоретическое знание других наук в том отношении, как оно способствует уточнению, обогащению и развитию социологического знания. Важнейшей характеристикой, составной частью теоретической социологии являются методология и методы познания социальной действительности. Во-первых, она использует логический метод, когда из совокупности имеющейся информации выводится непротиворечивое, последовательное знание. Во-вторых, она опирается на исторический метод, онтологию, когда определяется генезис знания, категорий и понятий. В-третьих, она руководствуется методами системного анализа, когда учитывается вся совокупность как основных, так и опосредованных связей. На конец, она применяет статистические и математические методы, которые упорядочи на ют накопленную информацию и позволяют выявить тенденции развития общественной жизни [21].
Назначение теоретической социологии состоит в том, чтобы, опираясь на накопленное научное знание, осуществить типологизацию и классификацию имеющейся (накопленной) социальной информации. Она включает в себя и гипотетическое знание, которое в дальнейшем может быть подтверждено или опровергнуто. К компетенции теоретического знания относится выявление закономерностей (законов), те идеи пни и перспектив развития как изучаемых процессов и явлений, так и самой социологической науки.
Парной категорией (контрагентом) теоретического социологического знания выступает эмпирическая социология, которая характеризует специфическую форму социальной информации. Данная информация может иметь упорядоченный характер (получена с помощью научных методов) и стихийный характер, когда данные накапливались неупорядоченно, по мере самой разнообразной деятельности субъектов исторического процесса. В последнем случае информация приобретает ценность как регистрация происходящих явлений и процессов, их последствий, а фиксация фактов нередко имеет прикладное, утилитарное значение.
Что касается форм эмпирической социальной информации, то она могла быть выражена в виде статистических и социологических данных (во все большей степени в электронном виде), документов, публикаций, сведений личного характера (письма, дневники, воспоминания) и т.д., которая для того, чтобы играть роль в познании, нуждается в научной (теоретической) интерпретации, объяснении, описании. Здесь уместно сказать, что если социологию представить в виде суммы текстов, то 80-90% из них составят отчеты, первичные документы, записки, варианты осмысления проведенных исследований, различные статистические и социологические (в основном, эмпирические) данные.
Характер и формы эмпирической социологической информации определяют методы ее получения - опросы, интервью, контент-анализ, экспертные оценки и т.д. Эмпирическое знание, таким образом, представлено всеми видами и формами конкретной информации, включающими в себя совокупность статистических и документальных данных, социологических показателей и индикаторов развития изучаемых процессов и явлений. Очевидно, что без особым образом организованной эмпирической информации не могут быть осмыслены реалии сознания и поведения человека в демографическом, профессиональном, национальном, социально-правовом и иных аспектах.
Что касается классификации социологического знания на фундаментальное и прикладное, она призвана ответить на вопрос: каков способ не только получения, по и решении актуальных проблем, ставших предметом социологической науки. И в том, и другом случаях присутствуют теоретическое и эмпирическое знание, хотя их пропорция и соотношение серьезно разнятся. Многолетний опыт социологических исследований показывает, что в них обычно соединены обе группы задач: наличие в фундаментальной и прикладной социологии теоретического и эмпирического уровня может рассматриваться в качестве одного из важных аргументов включения в социологическую науку общесоциологических и конкретных исследований в качестве двух уровня единого знания.
Основной вывод в отношении различия между теоретической и эмпирической, с одной стороны, фундаментальной и прикладной, с другой, состоит в следующем: первая классификация характеризует способ (методы) познания действительности, вторая - способы и методы не только познания, но и решения социальных проблем. Поэтому эти классификации не следует противопоставлять друг другу, нивелировать по принципу выше - ниже, богаче - беднее. Вместе с тем, научный подход базируется в первую очередь на теоретическом осмыслении, постоянно обогащаемом эмпирической информацией, особенно получаемой в ходе фундаментальных исследований. Последнее акцентировано потому, что большое место в социологической теории отводится категориальному и понятийному аппарату, уточнению их интерпретации как в свете накопленных данных, так и новой информации, поставляемой эмпирической социологией.
Наконец, еще об одной классификации, когда социологию рассматривают как макро- и микросоциологию. Если первую интересует общество как целостный социальный организм, его структура, социальные институты, их функционирование и изменение, то микросоциология обращена к социальному поведению, межличностному общению, мотивации действия, социализации и индивидуализации личности, стимулам групповых поступков. Но особенно плодотворно рассматривать взаимосвязь фундаментальных и прикладных аспектов социологии в рамках специальных социологических теорий.
Ряд исследователей обращает внимание на необходимость теоретического осмысления метасоциологии, объектом которой является сама социология, ее познавательные возможности,
Уровни социологического знания
Уровни (иерархия) | Объект исследования | Наименование социологических дисциплин |
Общесоциологические теории | Социальная реальность во всем ее разнообразии | Классическая и современная (модернистская и постмодернистская) теории. Социологические школы |
Обобщающие (системные) социологические теории | Основные сферы жизни общества | Экономическая, политическая социологии, социальная структура, социология духовной жизни |
Основные специальные социологические теории | В рамках экономической социологии - труд, рынок, город, село и т.д. В рамках социальной жизни - социальная структура, этносы, молодежь и т.д. В рамках политической социологии - государство, общественные организации, право, армия и т.д. В рамках духовной жизни – образование, наука, культура, СМИ, религия и т.д. | В экономической социологии – социология рынка, социология труда, социология города и села и т.д. В социальной структуре – этносоциология, социология молодёжи, социология семьи и т.д., В политической социологии – социология власти, социология партий и общественных движений, военная социология. В социологии духовной жизни – социология личности, социология образования, социология культуры, социология науки и религии |
Частные (вспомогательные) социологические концепции | Производные от основных социологических теорий | Например, в социологии образования изучаются отдельные компоненты как дошкольное воспитание, общее и среднеспециальное образование, высшее образование, непрерывное образование и т.д. |
закономерности развития. В литературе синонимом метасоциологии является социология социологии и рефлексивная социология. Теоретическое знание не только не исключает, а обязательно предполагает анализ познавательных возможностей социологии, ее концепций, взглядов, обобщений и парадигм, а лаг і ограничений и пределов достижения истины в процессе исследований.
Уровни социологического знания
Социологическое знание может быть представлено по уровню и степени осмысления всего объекта и предмета социологии или одной из их сторон, частей, фрагментов это говорит еще об одной классификации социологического знания - по его уровни который отражает объектно-предметный принцип познания (см. схему 3).
Во-первых, социологическое знание представлено теориями общесоциологическими, которые отражают и выражают методологические стратегии. В зависимости от них вырабатываются обобщающие теоретические концепции, которые обосновывают формы и методы познания социальной реальности во всем многообразии ее общесоциологических связей. Согласно этому подходу объектом и предметом анализа может выступать или общество, или человек, или их соединение, что находит отражение в различных социологических парадигмах. В свою очередь эти подходы могут дифференцироваться тогда количество общесоциологических теорий резко возрастает. Так, некоторые исследователи (Э. Гидденс, Дж. Александер, Ю.Г. Волков, Р. Коллинз, П. Штомпка и др.) считают, что существующие школы социологии имеют стратегии или подходы, выражающиеся в постановке ряда принципиальных методологических вопросов.
Вo-вторых, отдельный уровень образуют системные (обобщающие) социологические теории (иногда их называют отраслевыми) - экономической и политической социологии, социологии социальной и духовной сфер жизни общества, которые направлены на анализ не общества в целом (как в первом случае), а его основных сфер – экономической, социальной, политической и духовной. Это деление общества на четыре сферы обосновано в социально-философской литературе и связано с определёнными видами деятельности - трудовой (производственной), социальной (в узком смысле слова), политической культурной (духовной).
Что кается экономической социологии (см. работы Т.И. Заславской, В.В. Радаева, Г.Н. Соколовой, В.И. Верховина, И.В. Рывкиной, Н. Смелзера, Л.Тевено и др.), то ею исследуются социальные проблемы экономической жизни, сознание людей и соответствующие типы поведения, связанные с реализацией целей и задач общественного производства, удовлетворением потребностей и интересов людей в условиях функционирования социально-экономических отношений.
Обращаясь к другой сфере общества - социальной жизни (см. работы Ю.В. Арутюняна, Г.И. Осадчей, М.Н. Руткевича, В.Н. Иванова, З.Т. Голенковой, О.И. Шкаратана и др.), отмечу, что здесь социология изучает такие проблемы, как социальная структура во всем ее многообразии, социальные процессы и институты, социальные общности. В ее рамках исследуются предпосылки, условия и факторы превращения классов, социальных слоев и групп в субъекты созидательной деятельности.
Политическая социология изучает политические (классовые, групповые) интересы, которые базируются на воле, знании, действиях (и исходят из них), т.е. методов и форм выражения политической деятельности человека, классов и социальных групп. Она обращена ко всему спектру чувств, мнений, суждений и отношений людей к процессам функционирования властных организаций, что позволяет представить пути функционирования государственности, выявить болевые точки развития политической жизни (см. работы П. Бурдье, И. Валлерстайна, М. Вевёрки, С.М. Липсета, Е. Вятра, А.В. Дмитриева, В.Э. Бойкова, В.Д. Виноградова, Н.А. Головина, М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги и др.). К проблемам политической социологии относятся деятельность политических организаций и объединений, формы и методы их работы в новых общественных условиях, способность откликаться на те или иные события. Наконец, объектом социологии в сфере политики является политическое сознание, анализ его реального состояния, функционирование политической культуры как одной из существенных предпосылок достижения прогрессивных целей.
Четвёртой по счету, но не по значению, обобщающей специальной социологической теории является социология духовной жизни общества, исследующей деятельность имеющихся культурных ценностей, созданию новых, распределению и потреблению накопленных (см. работы Т. Адорно, П. Бурдье, Дж. Александера, М Apчер, О.Н. Козловой, А.И. Шендрика, Л. Г. Ионина, Л.Н. Когана, С.Н. Иконниковой и др.). Этот процесс является сложным, многоплановым и неоднозначным. К основным его составляющим следует отнести процесс социализации личности, образование, массовую информацию, культурно-просветительную деятельность, литературу, искусство, науку. Сквозным для подсистем духовной жизни является то, что сознание и поведение человека выступают объектами главного интереса конкретных исследовании, когда многообразие духовного мира порождает возможность различных подходов и способов решения общественных проблем.
К обобщающим (системным) социологическим теориям относится социология управления (см. работы Ю.П. Аверина, Е.М. Бабосова, Ю.Д. Красовского, В.В. Щербины, А.В. Тихонова, М.В. Удальцовой и др.). Она связана с решением особого класса задач - исследованием механизма регулирования социальных процессов - и поэтому может рассматриваться самостоятельно, на уровне выявления неких общих характеристик, независимо от конкретных обстоятельств. Кроме того, она применима в каждой из сфер общественной жизни и их элементов, требуя выявления и анализа специфических особенностей управления в конкретной области сознания и поведения людей.
В-третьих, существуют специальные социологические теории. Предметом их исследования являются общественные процессы и явления, специфические связи с другими явлениями и процессами, в целостности образуя составную часть той или иной сферы общественной жизни. Они рассматривают не глобальные взаимодействия, а характерные связи в конкретной сфере общественной жизни. Иначе говоря, каждая из системных (обобщающих, отраслевых) социологических теорий состоит из совокупности специальных теорий, нацеленных на изучение процессов, которые образуют социально-экономические явления: социологии труда, рынка, города и села, демографические и миграционные процессы и т.д.
В этом смысле в рамках социальной жизни и соответствующей социологии изучается социально-профессиональная и поселенческая структуры, этносоциология, социология молодежи, семьи и т.д. В свою очередь, политическая социология состоит из таких теорий как социология власти, политических партий и общественных движений, социология права (хотя некоторые исследователи выделяют ее в самостоятельную научно-прикладную теорию), военная социология, социология международных отношений.
Для возникновения и становления как системных (обобщающих), так и специальных социологических теорий необходимо выполнение, по крайней мере, двух условий: а) чтобы эти теории обладали самостоятельным и относительно замкнутым понятийным аппаратом, характеризующим сущность и специфику исследуемых реальностей; б) чтобы имелась общественная потребность в социологической точке зрения, в изучении специфических связей между этими явлениями и обществом.
Сегодня в социологии в той или иной мере оформлено свыше 50 основных специальных социологических теорий. Их положение еще полностью не осмыслено с точки зрения перспектив социологии, а также потребностей общества. Анализ места системных и специальных социологических теорий в структуре социологического знания предполагает постоянный критический обзор их развития, особенно тех, что имеют непосредственное значение как для понимания места, роли и функций социологической науки, так и для повышения эффективности и качества исследований.
Системные и специальные социологические теории соединяют теоретико-методологическое знание с эмпирическими данными, полученными в ходе конкретных исследований. Они представляют собой единство теоретического знания (теоретических замыслов) и эмпирической их проверки. В результате уточняются исходные положения, результативность и эффективность методологии и методики.
Подчеркну: если в социологии более, чем в других общественных науках, заметно деление на теорию и эмпирию, это ни в коем случае не означает, что они существуют раздельно, не взаимодействуя между собой.
В-четвертых, наряду с обобщающими (системными) и основными специальными социологическими теориями существуют частные (вспомогательные) концепции объектом которых выступают конкретные, отдельные явления и процессы, производные от более "объемных" процессов и социальных феноменов. Такими объектами исследования являются, например, в рамках социологии образования высшее и дошкольное образование, в рамках социологии молодежи - молодежные движет группы по интересам и т.д. Детализация такого рода не вызывает возражения, кроме одного - изучение многих частных явлений нередко называют "социологиями", в результате чего возникает дурная бесконечность, которой нет предела. Социологам стоит применять принцип бережливости, названный "Бритвой Оккама", согласно которому сущности не должны умножаться без необходимости. Исходя из этого принципа, следует изучать конкретный процесс или явление и обозначать их как предмет (объект) социологического анализа, не прибегая без необходимости к термину "социология".
В заключение отмечу, что в социологии долго господствовала (и сейчас ее придерживаются некоторые ученые) так называемая теория среднего уровня, обычно связываемая с именем Р. Мертона. Этот типичный прием в американской социологии возник под мощным влиянием прагматических потребностей. В нашей стране и подход прижился после частичной реабилитации социологии 1960-х годов. Он весь своеобразно олицетворял компромисс между официально утверждаемой концепцией об историческом материализме как общесоциологической теории и стремлением выделить "свою" социологическую теорию, что долгое время камуфлировалось под среднеуровневый срез. Но такой подход, справедливо отмечал А.В. Кабыща, напоминает русскую матрешку и мало что прибавляет к классификации науки и ее разделов.
В ситуации, когда социология отождествлялась с историческим материализмом, статус теорий среднего уровня (частных теорий) оказался двусмысленным. Когда теоретический уровень социологии был представлен философией, ему не оказывалось в ней места. Но они в то же время - "теории". Каково их соотношение с теоретической социологией? Если их отнести к эмпирическим исследованиям (они образовывали третий, согласно Мертону, уровень), не означает ли это, что эмпирия лишена научного статуса? И насколько оправданно выделять уровни по разным основаниям?
Такое структурирование вызвало возражения многих социологов, в частности, одного из крупнейших социологов современности П. Бурдье. Он обвинил в сговоре, альянсе таких известных ученых, как Т. Парсонс, который взял на себя разработку общесоциологической теории, Р. Мертона, монополизировавшего представление о "среднем уровне", и П. Лазарсфельда, поставлявшего методы изучения на уровне эмпирии. По Бурдье, это идеологическое господство, раздел сфер влияния позволял навязывать концепцию науки, не считаясь с другими заслуживающими внимания и глубоко научно обоснованными подходами. Очевидно, трехуровневая модель социологии, сыграв определенную роль в ее развитии, исчерпала свои возможности. Анализ материалов международных социологических конгрессов (в частности последнего, XVI, состоявшегося в Дурбане, ЮАР в 2006 г.) показывает, что этот принцип не соблюдается.
Таким образом, современная структура социологического знания состоит из нескольких классификаций социологических теорий, подразделяющихся на а) теоретическую и эмпирическую; б) фундаментальную и прикладную; в) макро- и микросоциологию; г) по уровням, включающим в себя общетеоретические, основные (системные), специальные и вспомогательные социологические теории и концепции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Подробнее см.: Общая социология / Под ред. А.Г. Эфендиева. М., 2001. С. 99-108; а также: Кравченко СЛ. Социологическая теория: дискурс будущего // Социол. исслед. 2007. № 3. С. 3-12.
2. Бергер П., Лукман П. Социальное конструирование реальности. М., 1995; Миллс Ч.Р. Социологическое воображение. М., 2001; Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М., 2005. С. 60-64, 80-84.
3. См. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. Учебник. М., 2001; Осипов Г.В. и др. Социология, М., 2003; Зборовский Т.Е. Социология. Екатеринбург, 2001.
4. Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. М., 1998; Бауман 3. Индивидуализированное общество. М.. 2002; Бергер П. Приглашение в социологию. Гуманистическая перспектива. М., 1996.
5. Монсон П. Лодка на аллеях парка. Введение в социологию. М., 1995.
6. Турен А. Цит. произв.
7. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1998; Bell D. The End of Ideology. On the Exhaustion of Political Ideas in Fifties. N.Y., 1962.
8. Гидденс Э. Социология. M., 2001.
9. Богданов А. Из психологии общества. СПб.. 1906. С. 57.
10. Тощенко Ж.Т. Социология. М.. 2005: Волков Ю.Г. и др. Социология. М., 1999; Григорьев СИ. Неклассическая социология. Барнаул. 2001: Лылънов Г.В. Социология. Саратов, 2001.
11. Лапин Н.И. Общая социология. М.. 2006.
12. Резник ЮМ. Социальное измерение жизненного мира. М., 2001.
13. Бергер П. Цит. произв.: Бауман 3. Мыслить социологически. М., 1996. С. 7-25.
14. Подробнее см.; Тощенко Ж Т. Социология М., 2005; Он же. Парадоксальный человек. М., 2001.
15. Козлова О.Н. Социология. М.. 2004.
16. Кравченко А.И. Социология. М.. 2001. С. 49-54.
17. Волков Ю.Г. и др. Социология. М.. 1999. С. 35-38.
18. Кравченко С.А. Социология. Парадигмы через призму социологического воображения. М., 2002.
19. См.: Структура и уровни социологического знания: традиции и новые концепции // Социол. исслед. 2003. № 9. С. 5.
20. Осипов Г.В. и ор. Социология. М.. 2003; Рабочая книга социолога / Под ред. Г.В. Осипова. М., 2003.
21. Подробнее см.: Теоретическая социология. В 4-х тт. / Под ред Ю.Н. Давыдова. М., 1994-1999; Култыгин В.П. Классическая социология. М., 2000; Девятко И.Ф. Социологические теории деятельности и практической рациональности. М., 2003.