Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философия русского космизма




Одним из наиболее оригинальных направлений в русской философской мысли конца XIX - начала XX века является космическая философия, или, как ее чаще именуют, русский космизм.

Русский космизм - есть учение о неразрывном единстве человека и космоса, о космической природе человека и его способностях к творческому и разумному познанию, освоению и преобразованию Вселенной (космоса). В человеке как неотъемлемой части мироздания бессознательное развитие природы достигает своего пика и должно перейти в свою новую – сознательно-целенаправленную стадию.

Среди истоков возникновения русского космизма можно выделить следующие:

а) философским основанием космизма выступают идеи развития и всеобщей диалектической взаимосвязи мира, разрабатываемые философией в ходе всего ее исторического развития.

б) религиозные идеи: в основе русского космизма лежит постулат о единстве всего сущего - земного и небесного (Федоров, Соловьев, Флоренский).

в) естественно-научные: - не будь в учении русского космизма опоры на человеческий разум, науку, технику, оно осталось бы в истории человеческой мысли лишь как любопытное утопически-религиозное учение.

Бурное развитие науки и естествознания во второй половине XIX века и новые открытия в различных отраслях знания подтолкнули космистов к разработке способов перемещения в космическом пространстве, а также значительно продвинуться в биофизике и биокосмике.

Николай Федорович Федоров (1828-1903) считается основателем русского космизма. По сути, вся философия Федорова («Философия Общего Дела» - дела регуляции людьми стихийных сил природы, преображения мира, освоения космоса и обретения бессмертия людьми) концентрируется вокруг главной для него идеи - победы над смертью, воскрешение мертвых. Он считал, что надо установить господство над природой и тогда челочество будет в состоянии победить и смерть. Человек, победив смерть и став господином космоса, сам становится Богом.

Несмотря на то, что Федоров был глубоко религиозным человеком, а считал что воскрешение достигается в первую очередь не благодаря Богу, а при помощи науки и техники, то есть самого человека («Воскрешение будет делом не чуда, а знания и общего труда»). Наука должна не только воскресить всех умерших и дать бессмертие человечеству, но она должна обеспечить его необходимым местом для нормального существования.

Он считал, что нужно переселить людей на другие планеты, а задача науки - помочь людям овладеть космосом. Федоров предлагает освоить электромагнитную энергию земного шара, что позволит регулировать его движение в пространстве и превратить Землю в космический корабль для полетов в космос. «Космос (каков он есть, но не каковым он должен быть) есть сила без разума, а человек есть (пока) разум без силы» - значит «сила станет разумной, когда знание, когда разум станет управлять ею».

Чижевский, Вернадский

Основанием своей "естественной философии" Циолковский Константин Эдуардович считал "познание Вселенной", а также "отречение от рутины, которую дает современная наука". «Прогресс организмов шел непрерывно и не может по этому остановиться на человеке». За сознанием и жизнью непременно должны прийти Сверхсознание и Сверхжизнь. А значит, в повестку дня должна быть поставлена проблема космического будущего человечества. Именно освоение бескрайних просторов Вселенной — путь к предотвращению гибели человеческой цивилизации в результате истощения земных ресурсов. Циолковский видит свою личную задачу в помощи землянам по организации переселения на другие планеты. Суть его космической философии "в переселении с земли и в заселении Космоса". Поэтому изобретение ракеты было не самоцелью, а "только методом проникновения в глубины Космоса".

Вселенная в учении Циолковского предстает в духе пантеизма — как живое, единое, одушевленное целое, развивающееся циклически и никогда не погибающее. Космос — это целостный организм, подобный «добрейшему и разумнейшему животному». Мыслитель не сомневался, в существовании множества населенных живыми существами миров и ставил задачу разработки «космической этики», основанной на осознании «круговой поруки» всех нравственных существ за судьбу космоса, на признании необходимости совместного труда людей и инопланетян в деле преобразования Вселенной. По Циолковскому, жизнь и разум — фундаментальные атрибуты мироздания, а «смысл» Космоса — в неизбежности появления в нем цивилизаций, творчески и осознанно влияющих на устройство и эволюцию Вселенной.

О том же самом — формировании планетарного мышления, «космической философии», основанной на осознании единства человека и природы и человеческой ответственности за судьбу космоса, писал и другой выдающийся русский ученый — геолог, биолог и химик Владимир Иванович Вернадский. По мысли Вернадского, мир — един, жив и вечен. Природа порождает человека с его разумом, и этот разум сам становится решающей космической силой. «Человек должен понять, — утверждал философ, — что он не есть случайное, независимое от окружающего его и свободно действующее природное явление. Он составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение по крайней мере двух миллиардов лет».

По убеждению Вернадского, «под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера ( биосфера, по Вернадскому, земная оболочка, охваченная биологической жизнью) переходит в новое состояние— ноосферу». Это понятие— ноосфера (от греческого «нус» — разум) — ключевое в учений Вернадского. Что же оно обозначает? «Ноосфера — это биосфера, переработанная научной мыслью», она включает в • себя поток информации, знаний, теорий, изобретений — это новая специфическая «оболочка» Земли, оказывающая на биосферу всё большее преобразующее воздействие. В ноосфере преобладает духовное начало, материализующееся в усовершенствованной природе, машинах, орудиях, творениях искусства.

В.И. Вернадский подчеркивал несовершенство человека, его промежуточный характер (эта мысль созвучна идеям Ницше о Сверхчеловеке): человек «служит промежуточным звеном в длинной цепи существ, которые имеют прошлое и, несомненно, будут иметь будущее». Человек — высшая точка эволюции бессознательной, стихийной и вместе с тем начало, исходный пункт разумной, направленной дальнейшей эволюции.

Вернадский проповедовал «сознание нравственной ответственности ученых за использование научных открытий и научной работы для разрушительной, противоречащей идее ноосферы, цели».

Вернадский выдвигает как ориентир идею автотрофности (в переводе с латинского — самопитание) человека. Сейчас люди для поддержания своего существования вынуждены поедать других существ, тогда как растения автотрофны — строят свой организм на основе мертвого вещества (газы, соли), при помощи солнечного света делая неживое живым. Цель, поставленная Вернадским перед человечеством и тесно связанная с освоением космоса, — изменить доступные людям формы питания и источники энергии путем творческого самосозидания.

Выдающийся ученый - естествоиспытатель Александр Леонидович Чижевский (1897-1964) - был основоположником гелиобиологии, науки о Солнце и его влиянии на земные процессы. Он на богатом фактическом материале доказывает существование природных и космических ритмов, зависимость биологической и общественной жизни на Земле от Пульса Космоса. Особое место занимает утверждение Чижевского о том, что Солнце существенно влияет не только на физические (биологические) процессы на Земле, но и социальные. Войны, бунты, революции во многом определяются поведением нашего светила.

Итак, освоение космоса, преображение собственного облика человека, победа над болезнями, достижение социального и нравственного совершенства, формирование планетарного сознания, регуляция природных стихий, обретение бессмертия и воскрешение всех предыдущих поколений — таковы мечты русских космистов. Но некоторые из высказанных ими пожеланий уже в XX веке стали явью: человек начал полеты в космос, многие болезни прошлого (оспа, тиф, чума, холера) полностью или частично побеждены.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1408 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2338 - | 2143 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.