Ф. М. Достоевский 1821-1881
Романы Достоевского представляют собой своеобразные исследования глубинных оснований человеческого духа. Его привлекает человек, в первую очередь, во всей неисчерпаемой глубине проявлений его душевной жизни.
- Достоевский в своей теории человека далеко отстоит от идей «радикального добра» (супер положительного героя - Илья Муромец, Платон Каратаев (Толстого) и т.д.) в человеческой душе, а представляет человека как поле битвы добрых и темных сил (пример Родион Раскольников).
- Любовь и познание по Достоевскому - суть два главных предназначения человека. Самое важное любовь, и познание не ради любви (рассудочное) является неплодотворным и даже разрушительным по отношению к жизни и личности человека (прим. Родион Раскольников, где «теория» ставится выше жизни, а жизнь подгоняется под «теорию»).
- По Достоевскому, человек - существо, страстно желающее своей собственной воли, но при этом страшащееся ее. Страшащееся потому, что воля человека предоставляет ему огромную ответственность выбора между добром и злом из а все последствия такого выбора. Все ли дозволено? Этот вопрос Д. раскрывает в образах Раскольникова и Ивана Карамазова, что за ошибки выбора они поплатились трагедией своей жизни.
- При рассмотрении общественной жизни Д. идет от индивида к обществу, а не в обратном направлении – от общества к индивиду. Т. есть Д. противопоставляет свои взгляды Платоновским, характерной чертой которых было признание приоритета общественного целого перед отдельным человеком.
- Достоевский против «Хрустального дворца» - общества построенного по научному проекту, в котором все будет рационально, упорядочено, линеаризовано и будет управляться из единого центра. Однако по мнению Д. там нет гарантий свобод личности где отсутствует достоинство к отдельной человеческой душе. Второй крайностью является «муравейник» - общество в котором утрачиваются все высшие ценности человеческого бытия.
Произведения философского плана:
«Записки из подполья»
В человеке есть много такого, о чем он сам и не подозревает и что писатель называет «подпольем». Подпольный человек замкнут, озлоблен, он намеренно порвал связь с внешним миром, не может реализовать себя, где не видит живой жизни, а ощущает лишь ее фальшь, глупость, растление. Воля, свобода, независимость – вот главные достоинства, которые позволяют человеку оставаться личностью. Подпольный человек не хочет смириться с общепризнанными правилами; по его мнению, человек должен свободно отдаваться своим желаниям и капризам, а не подчинять себя выгоде или математическому расчету. Такая жизненная позиция не получает ни сочувствия, ни понимания других, напротив, заставляет «подпольщика» уйти в себя, озлобляет, раздражает его, обостряет тщеславие и гордость. К искренним и глубоким чувствам герой относится как к чему-то скучному и фальшивому. Душа подпольного человека исковеркана, надломлена его же противоречивым существованием, герой не может адекватно реагировать на происходящее. Но желание изложить свои мысли, поступки на бумаге, тем самым, осмыслив, проанализировать их, позволяют говорить об определенных изменениях в сознании героя.
«Бесы»
Петр Верховенский по своей сути является социалистом. Его целью является построение светлого будущего и появление «нового человека». Его идеологическая программа заключается в разрушении старого общества. Разрушительные силы должны быть направлены во имя счастья народа, против народа, потому что, в русском народе до сих пор не было цинизма, хотя он и ругался скверными словами. Задача формулируется как уничтожение духовности, идеалов народной жизни для полного и окончательного утверждения духовности, идеалов народной жизни для полного и окончательного утверждения собственной власти. Осуществлять он все это хочет путем тотального контроля над обществом, всеобщим доносительством. Люди общества, по мнению Петра Верховенского, должны быть равны во всех отношениях, т.е. не должны выделяться. В этом обществе Петра Верховенского было 5 основных активистов. Типичным примером практических действий является убийство одного из членов общества – Шатова, которое только на первый взгляд мотивировано «методологией» круговой поруки. На самом деле в глазах участников этого убийства оно предстает то как устранение потенциального доносчика, то как символическое «потрясение основ», то как инициация в революционность, то просто как магически-ритуальная абракадабра.
«Братья Карамазовы»
В «Повести о Великом Инквизиторе» описано как Христос возвратился на Землю, дабы посмотреть что стало с людьми после того, как он даровал им свое учение. И узрел Иисус костры инквизиций, на которых безжалостно сжигали еретиков. Во имя Христа отнимались человеческие жизни, да и сам Сын Господний едва избежал языков пламени. Вывод напрашивается сам собой: даже такое столь уникальное гуманистическое учение как христианство, может быть искажено до неузнаваемости. И тем более подобная участь постигает все остальные идеи. Поэтому если во главе какого-то нового начинания стоит сам Иисус Христос, это совсем не значит что идущие за ним 12 апостолов смогут объективно и праведно следовать этому начинанию.
Высшая гармония наступит когда Христос сойдет на Землю и соберет всех на Великий Суд. Гармония не стоит слезинки хотя бы одного замученного ребенка, который бил себя кулаченком в грудь и молился в зловонной конуре своей, неискупленными слезками своими к «Боженьке»! Не стоит потому, что слезки его остались неискупленными. Они должны быть искуплены, иначе не может быть гармонии. Но чем, чем ты искупишь их? При этом великая гармония стоит страдания всех взрослых людей (кроме детей) т.к. все должны страдать, чтобы страданием искупить высшую гармонию.
Толстой 1828-1910
Вырос под влиянием философских идей Канта, Шопенгауэра, восточных мудрецов Лао-Цзы, Конфуция, буддизма. Боготворил Ж.-Ж. Руссо и с детства Толстого в нем привлекал культ естественности, недоверчивости и подозрительное отношение к действительности.
Основные черты учения:
· Философия Толстого строится исключительно с точки зрения морали, с позиций нравственно этических. Все, что оторвалось от добра, непосредственно не служит нравственности, Л. Толстым решительно осуждается и отбрасывается. Не признает существования красоты как ценности самой по себе. Критикует Шекспира за «Короля Лир». Пушкин – недостаточно нравственен. Толстой доходит до отрицания плотской любви (против женитьбы).
· Толстой отрицает всякое положительное значение личности, т.к. считает, что она связана, прежде всего, с телесностью, с животными проявлениями человеческой натуры. Задача человека в том, чтобы найти путь единения с миром, преодолеть стремление к индивидуальному существованию. В человеке – 2 составляющие: духовная и телесная, от которой все грехи. Из-за нее человек – эгоист. Телесная составляющая создает иллюзию личности, она разъединяет людей, а дух – объединяет. Долой личность! Толстой: «Не отречься от личности должно человеку, но отречься от блага личности». Благо может быть только общим. Влияние буддизма?
Учение о опрощении
Высшее благо человека состоит в возврате к природной жизни, к простоте, свойственной человеку живущему непосредственно в природе. Это не есть животная жизнь, но более нравственная. Радикальный критицизм писателя по отношению к западной культуре становится понятен в свете его общественного и нравственного идеала. Современное общество представляет собой совокупность крестьян-земледельцев, объединенных в общины. Отношения людей станут чистыми и ясными, а люди избавятся от лицемерия и фальши.
«Если бы случилось то, что предсказывал Маркс, то случилось бы только то, что деспотизм переместился бы; то властвовали капиталисты, а то будут властвовать распорядители рабочих». Сам Толстой в зрелые годы немало уделял времени физическому труду: работал в поле, шил сапоги для Фета, строил дома для крестьян. В человека, живущего и работающего на земле, вселяется то самое божественное начало, которое соединяет его с другими людьми и со всем духовным человечеством. Нравственный идея Толстого это Платон Каратаев из «Войны и мира».
Учение о непротивлении
«Первое: перестать самому делать прямое насилие, а также готовится к нему.
Второе: не принимать участие в каком бы то ни было насилии, делаемым другими людьми.
Третье: не одобрять никакое насилие».
Насилием нельзя победить зло. От государства может исходить насилие, порой неоправданное (пример сталинских репрессий). В природе зла нет. Это социальный продукт. Не будем создавать зла, – и оно исчезнет.
Под «суеверием устроительства» он понимал безосновательную надежду на то, что изменение внешнего мира и непрерывное переустройство общества, способны сами по себе радикально улучшить жизнь людей. Улучшение возможно, только лишь при условии нравственного обновления человека.