Процесс познания
Термины
Трансцендентный — недоступный познанию, находящийся за пределами опыта (см. вещь в себе)
Трансцендентальный — изначально присущий рассудку, предшествующий опыту, но предназначенный лишь для того, чтобы сделать возможным опытное познание (см. априорные формы чувственности и категории).
Априорные формы чувственности. Категории
Внешние вещи вызывают в человеке чувственные восприятия, но сами по себе они неупорядочены, хаотичны. Чувственный опыт возникает только тогда, когда к ним примешиваются априорные, трансцендентальные формы. Это: 1) априорные формы чувственности и 2) категории.
1) Априорные формы чувственности — пространство и время. По Канту время и пространство не существуют реально. Они лишь способ, с помощью которого упорядочиваются наши восприятия.
2) Всего категорий 12. Они разбиваются на 4 группы: 1. категории количества 2. категории качества 3. категории отношения (с помощью них одно явление признается причиной второго) 4. категории модальности (благодаря им у нас появляется представление о существовании внешних предметов).
Итак, наш опыт делится на две части априорную (трансцендентальную) и эмпирическую. Первая (априорные формы чувственности и категории) отвечает за формы, в которых мы воспринимаем опыт, вторая наполняет эти формы конкретным содержанием.
Априорная часть опыта не имеет смысла без эмпирического наполнения (и этим пространство, время и категории Канта отличаются от врожденных идей Декарта). И наоборот – чистые эмпирические восприятия без априорных форм хаотичны и бессмысленны. «Мысли без созерцания пусты, созерцание без понятий слепы».
Три этапа процесса познания
1 этап чувственный. Чувственное познание: на органы чувств человека действуют тела внешнего мира (вещи в себе). Эта информация упорядочивается с помощью представления о пространстве и времени (человеку удобно располагать свои ощущения в пространственно временной сетке, подобно тому, как он расставляет книжки по полкам).
2 этап рассудочный. После того, как восприятия упорядочены с помощью априорных форм чувственности, вступает в работу рассудок. С помощью 12 категорий он превращает совокупность наших ощущений в понятия (можно смотреть на стол, но не видеть его, а воспринимать лишь набор точек разной интенсивности и цвета). Именно на этом этапе становится возможным естествознание. В процессе познания человек не столько извлекает законы из природы, сколько навязывает их ей (опять-таки, человеку удобно соединять события причинной связью, устанавливать соотношения и пр. – так информация перерабатывается наилучшим образом).
3 этап разумный. Разум, в отличие от рассудка, порождает трансцендентные идеи, выходящие за пределы опыта. Это три идеи: идея о душе, идея о мире, идея о Боге (психологическая, космологическая и теологическая, соответственно). Они выражают стремление разума постичь вещи в себе, что, к сожалению, невозможно. В результате раздумья человек приходит к антиномиям – положениям взаимно исключающим друг друга, каждое из которых можно логически доказать. Вот антиномии Канта:
1. наличие/отсутствие свободы воли у человека,
2. конечность/бесконечность мира в пространстве,
3. элементарность/сложность устройства мира (в современных терминах — есть ли истинно элементарные частицы или они также имеют сложную структуру),
4. существование/несуществование Бога.
Как возможны математика, естествознание, метафизика?—три вопроса Канта, решаемые в «Критике чистого разума»
1. Достоверность математики обеспечивается по Канту существованием априорных форм чувственности (пространство, время). Их достоверность именно в априорности (внеопытности).
2. Естествознание возможно благодаря тем же априорным формам чувственности и еще категориям (2 этап познание).
3. Метафизика (философия) возникает на третьем, разумном этапе познания. Так как все вопросы, которыми она занимается, приводят к антиномиям, то она возможна только в той форме, в какой она представлена у Канта: как критика чистого разума. Как наука метафизика невозможна.
На десерт: Трансцендентальная апперцепция (повторять три раза по утрам, натощак)
Апперцепция (перцепция (восприятие) + приставка ап— внутрь себя) — самосознание, самонаблюдение (третий этап познания). Как уже говорилось, наше сознание конструирует внешнюю реальность, наполняя конкретным чувственным содержанием трансцендентальные формы. Осознание своей роли в этом конструировании, осознание своего «я» - Кант называет трансцендентальной апперцепцией. В словаре иностранных слов еще написано, что трансцендентальная апперцепция — это изначальное единство сознания познающего субъекта, обусловливающего единство опыта.
31. "Золотое правило" нравственности и кантовский категорический императив
«ЗП» – это универсальное философское понятие, а кантовский императив – это его понимание Кантом. Поэтому и называется по- другому.
"ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО" НРАВСТВЕННОСТИ - основа нравственного поведения личности, концентрированное выражение принципа гуманизма, осознанное человечеством с древнейших времен. История становления этого принципа как основы нравственного поведения одновременно является историей становления нравственности. В современном его значении "3. П." Начинает использоваться с XVIII в. "3. П." предполагает возможность для каждого из нас встать на место другого человека: я к себе могу отнестись как к другому, к другому - как к себе. Такое отношение и есть основа связи между людьми, которая называется любовью. Отсюда - другая формулировка "3.П.": "люби ближнего, как самого себя". "З.П." требует отношения к другому человеку как к себе в перспективе совершенства, то есть как к цели, но никогда- как к средству.