Сфера научного знания распадается на эмпирический (опыт, эксперимент, наблюдение) и теоретический (абстракция, идеализированные объекты, концепции, формулы, принципы) уровни.
Зрелая теория представляет собой не просто совокупность связанных между собой положений, но содержит в себе механизм концептуального движения, внутреннего развертывания содержания, включает в себя программу построения знания. В этой связи говорят о целостности теории. Для классической стадии развития науки характерен идеал дедуктивно построенных теорий.
Описательные теории ориентированы на упорядочивание и систематизацию эмпирического материала. Математические теории, использующие математический формализм, развертывание содержания, предполагают формальные операции со знаками математизированного языка, выражающего параметры объекта. Теория не должна рассматриваться как «закрытая» и неподвижная система. Теория содержит в себе механизмы своего развития, как посредством знаково-символических операций, так и благодаря введению различных гипотетических допущений. Существует и путь мысленного эксперимента с идеализированными объектами, который также обеспечивает приращение содержания теории.
В. С. Степин обращает внимание на три особенности построения развитой научной теории. Первая указывает на то, что «развитые теории большей степени общности в современных условиях создаются коллективом исследователей с достаточно отчетливо выраженным разделением труда между ними», т. е. речь идет о коллективном субъекте научного творчества. Это обусловлено усложнением объекта исследования и увеличением объема необходимой информации. «Вторая особенность современной теоретико-познавательной ситуации состоит в том, что фундаментальные теории все чаще создаются без достаточно развитого слоя первичных теоретических схем и законов», «промежуточные звенья, необходимые для построения теории, создаются по ходу теоретического синтеза». В качестве третьей особенности выступает применение метода математической гипотезы, «построение теории начинается с попыток угадать ее математический аппарат». При обнаружении неконструктивных элементов внутри теоретических схем проводилась своеобразная селекция идеализированных объектов. Обращение к мысленному эксперименту позволяло объяснить или опровергнуть предполагаемые зависимости и необходимые условия.
Теория обладает прогностической функцией, которая опирается на два вида прогноза: тривиальный и нетривиальный. Тривиальный (по определению В. Налимова — авгуровый) прогноз представляет собой проявление некоторой устойчивости достаточно инерционной системы, отличительной чертой которой выступает неопределенность, задаваемая прошлым в системе причинно-следственных отношений. Нетривиальный прогноз заставляет учитывать потенциальную возможность факторов, не включенных «в модель в силу их весьма малой значимости в прошлом». Для нетривиального прогноза характерны следующие признаки. Во-первых, изменчивость и подвижность самой системы, которая была бы открыта и могла бы строить свое функционирование, активно включая в себя реально действующие и внешние ее собственной структуре факторы. Во-вторых, это принципиально иной тип связи, при котором причинно-следственная зависимость не является основополагающей, аналогично тому, как «петля при вязании свитера не есть причина узора, хотя без нее он не может быть создан». Нетривиальный прогноз использует так называемый «фильтр предпочтений», создаваемый на основе образа желаемого будущего, и осуществляет выбор с учетом подобного многообразия предпочтений. И на экспериментальном, и на теоретическом уровнях присутствуют и мышление и чувства. Взаимодействие и единство чувственного и рационального имеет место на обоих уровнях познания.
Для классической стадии развития науки характерен идеал дедуктивно построенной теории. Теория содержит в себе механизм своего развития, как посредством знаково-символических операций, так и благодаря введению различных гипотетических допущений. Существует и путь мысленного эксперимента с идеализированными объектами.
Язык науки – способ объективированного выражения содержания науки. Как знаковая система, он создан в случае возникновения новой дисциплинарной области, с учетом ее потребностей, служит эффективным средством мышления. Существует эмпирический и теоретические языки. Классификация языков:
1. Ассерторический - язык утверждения, с его помощью формулируются основные утверждения данной теории. Они делятся на формализованные ( формально-логические языки) и неформализованные ( естественные языки).
2. Модельный язык – служит для построения моделей.
3. Процедурный - язык, служащий для описания измерительных и экспериментальных процедур.
4. Аксеологический язык – описание оценок элементов теории, располагает средствами сравнения процессов и процедур в самой научной теории.
5. Эротетический – язык, ответственный за формулировку вопросов, проблем, задач или заданий.
6. Эвристический с помощью его совершается процедура постановки проблемы.
Знак и значение – осевые составляющие языка. В науке под значением понимается смысловое содержание слова. Языковый знак квалифицирует образование, репрезентирующее предмет, свойства, отношения действительности. Совокупность знаков образует язык.
Теория всегда подчинена процедуре верификации, т.е. подтверждения. К. Поппер доказал, что любая теория в принципе фальсифицируется, т.е. подвластна процедуре опровержения. Поппер полагает, что теоретическое знание носит лишь предположительный гипотетический характер, оно подвержено ошибкам. Рост научного знания предполагает процесс выдвижения научных гипотез с последующим опровержением.
В контексте исследований по философии науки выделяются виды прогнозирования: поисковый и нормативный прогнозы. Поисковый – выявление характеристик предметов и событий на основе экстраполяции тенденций, обнаруженный в настоящем. Нормативный - говорит о возможном состоянии предмета в соответствии с заданными норами и целями.