Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных связей и закономерностей, постигаемых с помощью абстракций высшего порядка (понятия, умозаключения, законы, принципы).
Задача теоретического знания – это достижение объективной истины во всей её контрастности и полноте содержания, при этом используются такие приёмы и средства, как абстрагирование (отвлечение), идеализирование (создание мысленных предметов).
На основе теоретического объяснения и познания законов осуществляется предсказание, научное подтверждение. Рациональное познание наиболее полно выражено в мышлении (свойство мозга отражать объективную реальность) – осуществляется в ходе практики, активного процесса опосредованного отражения действительности, обеспечивающего раскрытие на основе чувственных данных её закономерных связей, выраженных в системе абстракции.
Рассудок – это исходный уровень мышления, способность правильно рассуждать, строить свои мысли, это обыденное житейское мышление – здравый смысл. Логика рассудка – это формальная логика, основная функция рассудка – исчисление. Разум – (диалектическое мышление – наука о развитии) высший уровень рационального познания, для которого характерны творческое оперирование абстракциями, сознательное исследование их собственной природы, постижение сущности вещей, их знаков, противоречий, выражение логики вещей в логике понятий, конкретно и во взаимосвязи.
Формы мышления – это способы отражения действительности по средством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются понятия, суждения и умозаключения. Понятие – это форма мышления, отражающая общие связи, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях. Суждение – это форма мышления, отражающая отдельные вещи, явления, процессы действительности, их свойства, связи и отношения (свойства и признаки предмета, не только существенные и общие).
Умозаключение – посредством которого из ранее установленного знания, выводится новое знание, в научных исследованиях должно соблюдаться единство формальнологических правил и методологических принципов диалектики.
Рациональное мышление связано не только с чувственным, но и внерациональными формами мышления (Ньютон). Интуиция - это способность прямого непосредственного постижения истины без предварительных логичных рассуждений и доказательств.
Структура познания: 1) проблема; 2) гипотеза; 3) теория; 4) закон.
Проблема – это форма теоретического знания, содержанием которого является то, что ещё не познано. Поппер считал, что проблемы возникают либо как следствие противоречий в отдельной теории, либо в результате столкновения теории с наблюдением.
Гипотеза – это форма теоретического знания, содержащая предложение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которых неопределенно и нуждается в доказательстве.
Три типа гипотезы: 1)возникает непосредственно для объяснения опыта; 2) гипотеза, в формировании которой опыт играет определённую, но не значительную роль; 3) гипотезы, возникшие на основе предшествующих концептуальных построений. Как форма теоретического знания гипотеза должна отвечать следующим условиям: 1) должна соответствовать, установленным в науке законам; 2) быть согласована с фактическим материалом, на основании которого она выдвигается; 3) она должна быть простой и понятной; 4) не содержать лишнего, субъективного и произвольного; 5) гипотеза должна допускать возможность подтверждения её или опровержения.
Гипотеза, как метод проходит следующие этапы:
1) На I этапе - попытка объяснить изучаемое явление на основе известных фактов и уже имеющихся в науке законов и теорий;
2) На II этапе - оценка основательности, эффективности выдвинутых положений и отбор из них наиболее вероятного;
3) На III этапе - развёртывание выдвинутого предположения в целостную систему знаний;
4) На IV этапе - опытная экспериментальная проверка выдвинутых из гипотезы следствий. Таким образом, основной проверкой гипотезы является практика.
39. Структура и функции научной теории. Закон, как ключевой её элемент
Теория – это наиболее развитая форма науки знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей, определяемых область действительности. Это не отдельно взятые достоверные научные положения, а их совокупность, т.е. целостная, органическая развивающаяся система. Объединение знания в теорию производится самим предметом исследования, его закономерностями (система знания).
Не всякая совокупность положений об изучаемом предмете становится теорией. Должны быть: 1) объект изучения, а не просто совокупность фактов, но и их объяснение, когда вскрываются причины явлений;
2) логика теории (нацеленная на прояснение структуры готового знания);
3) диалектика – направленные на исследования взаимосвязи развития категорий, законов и др. форм теоретического знания;
4) философские установки – целостно социокультурные основания; характер теории определяется степенью её обоснованности, отражающей фундаментальную закономерность развития данного объекта, его определяющего начала.
5) теория это не только готовое знание, это процесс получения знаний.
Ключевой элемент теории – закон, поэтому ее надо рассматривать как систему законов, выражающих сущность изучаемого объекта во всей его целостности и конкретности.
Основные функции теории:
1) синтетическая (любая теория объединяет, синтезирует отдельные достоверные знания в единую целостную систему);
2) объяснительная;
3) методологическая (теория является средством достижения нового знания во всех его формах, на его базе формируются многообразные методы, способы и приёмы исследовательской деятельности);
4) практическая – конечное назначение любой теории воплощение в практику, быть руководством к действию по изменению реальной действительности.
Закон в самом общем виде можно определить как отношение между явлениями и процессами, которое является: 1) объективным, т.к. присуще реальному миру; 2) связь должна быть необходимой; 3) связь должна быть внутренней, так как отражает самые глубинные связи и зависимости данной предметной области.
Односторонние трактовки закона могут быть выражены в следующем: 1) понятие закона абсолютизируется, упрощается (закон есть одна из форм реальной действительности);
2) отражается возможность использования людьми системы объективных законов;
3) закон понимается как нечто важное, абсолютное, не зависящее от конкретных обстоятельств.
4) отвергается то обстоятельство, что объективные законы нельзя создать или отменить, их можно лишь открыть в процессе познания реального мира;
5) законы науки толкуются не как отражение законов объективного мира, а как результат соглашения научного сообщества.