Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Культурное своеобразие эпохи Нового времени




Для Европы Новое время 17-19вв.является единым культуральным пространством, в основе- буржуазный способ производства и единый ориентир- развитие человеческой индивидуальности. Вместе с тем 17,18 и19 вв. весьма специфичны, и каждый из них имеет свою культурную парадигму, свою доминанту сознания, каждому из них присущ особый «дух времени».Для Зап.Европ17 в.-это время становления капитализма. Это период разработки нового буржуазного мировоззрения, создания целостных картин мироздания. Философ и математик Г. В. Лейбниц понимал Вселенную как единый и целостный организм, как гармонию, полную и глубочайшую соразмерность всех ее уровней и атрибутов.Не менее важной чертой рационалистического умонастроения эпохи молодого капитализма -прагматический характер самой рациональности. На этом материале знаменитыми мыслителями и учеными Т. Гоббсом и Дж. Локком, Б. Спинозой и Г. Т. Гобб. 17 ст. оказалось удивительно благоприятным для развития художественной культуры и искусства. Главными стилями в искусстве XVII в. выступают барокко и классицизм. Барокко возникло в конце 16 в. в Италии. Барокко действительно было неким отклонением от нормы Ренессанса. Культурные процессы 17 в. выступают как явное отрицание Возрождения. В этот период начинают сосуществовать несколько художественных моделей мира. Теперь для определения своей культурной принадлежности индивиду требуется сделать самостоятельный выбор, что знаменовало рост личностного самосознания и углубление индивидуального начала в культуре. Классицизм возник во Франции. Если барокко отдает предпочтение чувствам, то классицизм покоится на разуме. Он противостоит барокко как относительно законченная, стилевая система, провозглашающая принцип строгой нравственной и поэтической меры. Образ человека суров, строг, гармоничен. Величественная естественность классицизма противостоит барочной безмерности и стихийности. Изысканность стиля отличает классицизм от риторической избыточности барокко. Классицизм культивирует дисциплину и отбор, барокко — полноту и энциклопедичность. Классицизм стремится извлечь духовный смысл истории, барокко рассматривает быт как исходный материал аллегорически-эмблематической мысли. Реалистическую тенденцию в искусстве XVII в. представляет голландский художник Харменс Ван Рейн Рембрандт (1606—1669). Благодаря ему в европейской живописи возникло новое направление — психологизм.

Феномен Просвещения.

Философия XVIII в. развивалась в тесном сотрудничестве с наукой и естествознанием. Наука приобретает высокий общественный престиж, вместе с философией, предстает как единственно адекватное воплощение разума. Основные признаки и критерии такой науки: объективность знания, опытность его происхождения, исключение из него всего субъективного.17 век уже стал замечать и полутона, признавая за человеком право на изменение, совершенствование природы, т. е. право на «просвещение и образование как на процессы, требующие и предполагающие время». Меняется само представление о воспитании и самовоспитании. Вместе с проблемой самовоспитания меняется вся система детской социализации. Жестко контролируется детское поведение. Телесные наказания (порка) становятся нормой даже в университетах.В обиход вводится нижнее белье. Появляется канон речевой пристойности. Формируется городская культура и ее две субкультуры — верхов и низов. Городская культура не затрагивает село и рассматривает сельскую как пережиток, подвергает ее осмеянию. В свою очередь, сельская культура осуждает городскую, считая ее агрессивной. В процесс осуждения включается даже церковь.Изменяется отношение к смерти как к некому естественному явлению. Умирание становится театрализованным, к нему готовятся. Внезапная смерть страшна, ибо прежде чем перейти в иной мир, человек должен очистить душу. Начиная с конца17 в., смерть воспринимается как нечто ужасное, и во Франции даже отменяется похоронный ритуал.Весьма успешно развивается также художественная культура.. Эта модель превращала человека в часть более высокого мира торжественной героики и высших религиозных, идейных и эстетических ценностей. Основными стилями по-прежнему остаются классицизм и борокко.Новое теч.-Сентиментализм был обращен к внутреннему, личному, интимному миру человеческих чувств и мыслей, а потому не требовал особого оформления. Одним из основателей сентиментализма стал Руссо. Ему принадлежит известное высказывание: «Разум может ошибаться, чувство-никогда!». Характерной чертой живописи18 ст. является возросшее внимание к эскизу Не только у самих художников, но и у ценителей произведений искусства. Порождением сугубо светской культуры, прежде всего королевского двора и французской аристократии, стал рококо», зародившийся еще в17 в. и превратившийся в господствующий стиль.Архитектура и живопись рококо ориентированы на создание комфорта и изящества для того человека, который будет наслаждаться ими. Новый стиль стал, прежде всего, стилем небогатых домов, в которые немногочисленными приемами вносился дух уюта и комфорта без подчеркнутой роскоши и помпезности. Самыми известными представителями рококо Франсуа Буше (1703-1770), Оноре Фрагонар (1732-1806)





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 416 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2457 - | 2326 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.