Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Культурная динамика в традиционном обществе.




Общество представляет собой многоуровневый феномен, изменяющийся в процессе исторической динамики. Наиболее ранние по времени общества архаического и доиндустриального типа социальности и культурной регуляции принято называть традиционными, так как именно в них наблюдается тотальное расширение сферы традиции как коллективной памяти.

Традиционное общество может быть определено как преимущественно сельскохозяйственное, отличающееся строгой стратификацией и иерархизацией всех форм общественной жизни с преобладанием аскриптивных, описательных мотиваций, поскольку индивид оценивается как часть коллективов и групп, и лишь затем как личность. Традиционная культура неоднородна по своему составу, т. е. включает в себя ряд субкультур, которые различаются по социально-профессиональным параметрам. Отличительными чертами традиционного общества являются коллективность мышления и практики, строгое следование традициям, при котором инновации имеют предел действия и не способствуют ускорению социокультурной динамики. В традиционном обществе ценности доминируют в отношении рационального знания, имеют выраженный авторитарный характер, что связано с господством религии и обрядово-ритуальной практики, социальное и культурное тесно переплетены.

Традиционное общество - это общество «первой волны», т.е. общество сельскохозяйственной революции, перехода от охоты и собирательства к земледелию.

господствует натуральное хозяйство.

Культурная динамика в современном обществе

современное» общество рассматривалось как воплощение высокого уровня дифференциации и урбанизации, грамотности и доступности средств массовой информации.

В политическом плане современное общество описывалось как основанное на широком участии масс, не принимающих традиционных принципов легитимности и рассматривающих правителей ответственными с точки зрения светских ценностей и эффективности.

«современному» обществу присуща культурная динамика и ориентация на изменения и инновации.

Типы культурных изменений

1. Фазовый (этапный) тип культурной динамики во многом совпадает с так называемой «исторической периодизацией». Каждому этапу соответствует свой доминирующий тип социальных отношений:а) доиндустриальное общество (межличностный тип отношений);

б) индустриальное общество (товарно-денежные отношения);в) постиндустриальное общество (действуют факторы, формирующие массовое общество).

2. Смена духовных стилей, художественных жанров, ориентаций и мод; смена центров активной культурной деятельности. Это сфера истории искусства, культуры, литературы, оды и т.д.).

3. Изменения, ведущие к обогащению и дифференциации культуры или отношений между разными ее элементами, что означает формирование новых жанров и видов искусства в результате творческого процесса или внешних влияний.

4. Культурный застой: консервация общей системы ценностей; догматизация религии, идеологии; канонизация художественной жизни; отторжение нововведений и заимствований, что приводит к длительной стагнации общества в целом. При этом не следует путать устойчивость обычаев, норм и стилей с застоем, так как она подразумевает сохранение самобытности данного общества.

5. Изменения, ведущие к ослаблению дифференциации, упрощению культурной жизни, что и определяется как упадок и деградация культуры.

6. Трансформация культуры - интенсивный процесс обновления в обществе. Новые элементы вводятся через переосмысление исторического наследия, придание нового смысла традициям через заимствование извне. Однако заимствованные элементы подвергаются качественному изменению, в результате чего происходит синтез.

 

 

Тоталитарная культура.

Понятие ''Тоталитарная культура'' тесно связано с понятием ''Тоталитаризм'' и ''тоталитарная идеология'', так как культура всегда служит идеологии, какой бы она ни была. Можно сказать, что тоталитаризм – это государственный строй, в котором роль государства (правительства) настолько огромна, что оно влияет на все процессы в стране, будь то политические, социальные, экономические или культурные. В руках государства находятся все нити управления обществом.

Тоталитарная культура – это массовая культура. Тоталитарные идеологи всегда стремились подчинить себе народные массы. И именно массы, так как люди мыслились не как индивидуумы, а как элементы механизма, элементы системы, называемой тоталитарным государством. Это нашло свое отражение в культуре.

2) В тоталитарной культуре всегда присутствует ''культ борьбы''. Тоталитарная идеология всегда борется против идеологии, инакомыслящих, борется за светлое будущее и т.д. И это, естественно, отражается на культуре.

3) Культ личности в СССР. Вожди в СССР за все время его существования считались, чуть ли не богами. Первая половина 70-х годов была временем рождения культа Генерального секретаря. Идеология требует Вождя – Жреца, в котором она находит свое внешнее, телесное воплощение.

Тоталитарное образование

В школе учили так, как было угодно партии и только тем предметам, которые были угодны партии. Кроме того, проводилась большая “идеологическая работа”.

В культуре тоталитарного государства господствует одна идеология и мировоззрение. Как правило - это утопические теории, реализующие извечную мечту людей о более совершенном и счастливом общественном порядке, в основе которых лежит идея достижения фундаментальной гармонии между людьми. Тоталитарный режим использует мифологизированную версию одной такой идеологии в качестве единственно возможного мировоззрения, которое превращается в некое подобие государственной религии. Эта монополия на идеологию пронизывает все сферы жизни, культуру в особенности. В СССР такой идеологией стал марксизм, потом ленинизм, сталинизм и т.д.

В тоталитарном режиме все без исключения ресурсы (и материальные, и человеческие, и интеллектуальные) направлены на достижение одной универсальной цели: коммунистического царства всеобщего счастья.

 

 

Элитарная культура.

Элитарная, или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными творцами. Составные части элитарной культуры:

изящное искусство;

классическая музыка;

классическая литература.

Особенности

- элитарная культура опережает уровень восприятия ее среднеобразованным человеком. Девиз элитарной культуры - «Искусство ради искусства»;

типичным проявлением эстетического изоляционизма, концепции «чистого искусства» является деятельность художественного объединения «Мир искусства»

основная задача элитарной культуры – сохранить в культуре творческое начало, формировать ценности и создавать новые эстетические формы. Творческая элита – динамическая социо-культура образования, малочисленная, но влиятельная. Это люди активные, ярко одаренные, способные к созиданию новых форм. Все, что они создают, пугающе ново, ломает существующие стереотипы и правила и осознается обществом как нечто враждебное.

 

Массовая культура.

Время зарождения массовой культуры – 1870 г. (в Великобритании был принят закон о всеобщей грамотности).

В дальнейшем развитию массовой культуры способствовало:

1) в 1895 г. – изобретение кинематографа;

2) в середине ХХ в. – возникновение поп-музыки. Общество представляет собой единство большинства и меньшинства. Масса – множество людей без особых достоинств.

Человек массы – это тот, кто не ощущает в себе никакого дара или отличия от всех. Меньшинство – группа людей, поставивших своей целью служение высшей норме. Огромным спросом в массовой культуре пользуется литературная продукция и художественные романы. Решающую роль для формирования массовой культуры сыграло кино, радио, т. к. кинематограф – фундамент эстетических принципов массовой культуры. Он выработал способы привлечения зрителей, главным стало культивирование иллюзий. Особое качество массовой культуры – способность избавлять потребителя от всяких интеллектуальных усилий, проложив для него короткий путь к удовольствию.

Признаки массовой культуры:

1) серийный характер продукции;

2) примитивизация жизни и отношений между людьми;3) развлекательность, забавность, сентиментальность;4) натуралистичное изображение определенных сцен;

5) культ сильной личности, культ успеха.

Положительные стороны массовой культуры:

1) широкий спектр жанров, стилей;

2) удовлетворение требований многих слоев общества.

Отрицательные стороны массовой культуры:

1) массовая культура зависит от идеологической политики;

2) носит развлекательный характер;

3) небольшое количество произведений составляет вопрос о цели и смысле жизни, ее ценностях;

4) далеко не все произведения выполнены на высоком профессиональном уровне и обладают эстетической ценностью;

5) формирует массовое мировоззрение с некритичными убеждениями и взглядами

 

 

 

Маргинальная культура.

Маргинальность обозначает промежуточность положения человека между социальными группами.

Маргинальная культура – это пограничная культура, возникающая на грани культурно-исторических эпох, мировоззрений, языков, этнических культур или субкультур.

Маргинальность – современное явление. Маргинала обычно характеризует принадлежность к двум или нескольким культурным группам.

Причины возникновения маргинальной культуры:

1) крупные социальные потрясения;

2) урбанизация;

3) эмансипация этнических меньшинств;

4) изменяющийся способ производства;

5) деятельность неформальных движений и общественных организаций.

 

Контркультура.

Контркультура - это понятие, не тождественное понятию «субкультура», потому что контркультура может охватывать разные группы общества; не тождественно понятию «бескультурье», так как контркультура несет в себе и положительные черты.

Контркультура – это совокупность социально-культурных установок и ориентаций, противопоставленных официальной культуре общества. Если официальной культуре присущи такие ценности, как государство, власть, образование, религия, искусство, то для КК характерны анархия, аполитичность, нетрадиционные формы искусства, нетрадиционные формы религии.

КК возникает в кризисные моменты жизни общества как протест против бездуховности, мещанства, накопительства, лицемерия, ханжества, старшего поколения.

Основные функции КК:

- разрушительная, так как она ограничивает официальную культуру

- деструктивная, связанная с разрушением вечных ценностей

- революционирующая, обновляющая функция, так как КК ведет к обновлению культуры общества.

Теоретическое обоснование КК-ным явлениям дал Ницше. Он пишет о внутренней противоречивости любой культуры, которая включает в себя два начала:

- Аполлоновское. Символизирует умеренность, покой, стремление к развитию и гармонии.

- Диониссийское. Стихия бурной жизни, перемены, непокоя.

Культура развивается благодаря противоборству этих двух начал. Молодежный протест – это проявление диониссийского начала в культуре, стихия обновления. Преобладание аполлоновского начала порождает догматизм, формализм, застой в общественной жизни.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 490 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2305 - | 2067 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.