Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Традиционная политическая культура выступает в трех разновидностях.




1. Традиционная племенная культура, для которой ха­рактерны значительная часть веча и ограничение власти вождя.

2 Традиционная теократическая культура, в которой: властелин является богом или наместником бога.

3. Традиционная деспотическая культура, в которой отношение подданных к властелину основано на при­знании его абсолютной, ничем не ограниченной власти над ними.

Буржуазная эпоха знает второй тип политической ку­льтуры, который можно назвать политической культу­рой сословной демократии. В истории существовали две разновидности этой культуры: латрицинская некоторых греческих городов, республиканского Рима дворянская, например, в Англии, России, Польше, Современную бур­жуазную культуру называют массовой политической культурой. Она представлена двумя основным типами — демократической и автократической.

Первая, буржу­азно-демократическая культура выступает в двух раз­новидностях: а) консервативно-либеральной; б) либе­рально-демократической.

Вторая, автократическая, тоже имеет две разновидности:

а) авторитарную;

б) тоталитарную.

Социалистическое общество создает свой собственный тип политической культуры. Ее можно характеризовать. как комплекс ценностей и образцов поведения, который предусматривает активное участие граждан в осуществлении власти.

Вопрос 2

Рассматривая второй вопрос, следует отметить, что процесс формирования политической культуры в России.на современном этапе многоаспектен и сложен. Он ка­сается каждого человека, который должен сочетать в «себе комплекс общественных, коллективных и личных интересов, формировать навыки активного участия в общественно-политической жизни. Это значит учиться демократическому способу' мышления и поведения, де­мократическому общению и образу жизни, обсуждению и решению общественных вопросов, демократическому руководству и управлению. Овладение культурой де­мократизма предполагает уважительное и корректное отношение к личности, человеческому достоинству, правам и свободам каждого, в том числе оппонента, известную терпимость к инакомыслию, умение слушать и слышать и непредвзято воспринимать иную точку прения.

Формирование политической культуры означает умение решать спор в ходе откровенного и честного сопо­ставления разных мнений, решать не методом запрета, не навешиванием ярлыков, не аргументом силы, а си­лой аргументов, по существу дела. В то же время не­обходимо быть самокритичным, готовым отказаться от заблуждений, ошибочных высказываний и выводов.

Сегодня закономерно ставится вопрос о необходимо­сти глубоких переориентации сложившейся на предше­ствующих этапах политической культуры, о замене ее «несущих конструкций». Речь идет не просто о смене пропагандистских слов, а об изменении жизненных ори­ентации, лежащих в основе человеческих отношений к государственной.политике. В этой связи происходит пе­реосмысление нашего понимания гуманизма. Гуманизм может утвердиться практически в том случае, если бу­дут созданы реальные условия, при которых каждый человек старается предъявлять самому себе самые высокие.профессиональные, социальные и нравственные требова­ния. В этом смысле культура самосознания человека оказывается ключевым фактором политической и нрав­ственной культуры общества. Необходимо помнить, что стержень культуры народа определяется не только уровнем образованности, но и пониманием общей исто­рической перспективы, смысла практической деятельно­сти, той цели, ради которой человек трудится и живет. Перестройка, начатая в нашей стране во второй поло­вине 80-х годов в XX в., обратила взгляд общества от «будущего к историческому прошлому и настоящему страны.. Этот взгляд был острокригаческим, направлен­ным на глубокую ревизию прежних, ценностей. Старые представления о ценностях разрушались на глазах. Причем ломка шла подчас без какого-либо компенсиру­ющего позитивного идеала.

Важно отметить, что сейчас общественное мнение ста­новится все более важным фактором развития. Ныне, когда при сильной политизированности общества, плю­рализме мнений, активизации общественных движений как никогда необходимо гражданское согласие, Хорошо понимая это, общество должно стремиться: а) обеспе­чить конструктивное сотрудничество различных социально-лолитиечских сил; 6) объединить, поддержать и защитить всех, кто своим честным трудом создает, со­здавал или будет создавать благосостояние и духовные ценности народа; в) противодействовать силам, которые хотели бы повернуть общество вспять — к буржуаз­ному строю или казарменным порядкам, толкнуть к анархии, разобщению наций и народов.

Однако этому существенно мешает низкая политиче­ская культура многих граждан. Только высокая поли­тическая культура человека, коллектива, политической организации вызывает потребность поиск диалога, кон­структивного сотрудничества для решения назревших проблем, преодоления возникших конфликтов. Нет та­кой культуры — значит верх берут политические ам­биции, претензии на непогрешность и исключительность, застарелые националистические предрассудки. Факты проявления нетерпимости стали повседневными. Конфронтация, нападки друг на друга затмевают разум, не позволяют людям трезво оценивать ситуацию.

Вот почему сегодняшний день резко повышает тре­бования к политической культуре каждого человека. Их можно сконцентрировать в трех основных, жизнен­ных правилах: всегда занимай активную гражданскую позицию; воспитай в себе чувство хозяина страны, делового и рачительного; умей брать ответственность на себя. Эти три начала общественной жизни составляют основу современного уровня политической культуры трудящихся. Для того, чтобы достичь этого уровня, име­ются все объективные условия, прежде всего неуклон­ное развитие демократии.

Основными заповедями и условиями формирования политической культуры в современных условиях явля­ются:

1) Борьба за создание правового государства и гражданского общества, в котором не человек сущест­вует ради государства, а государство — ради челове­ка, когда вне социальные группы и общности имеют гарантированное законом право и фактическую возмо­жность выражать и отстаивать свои интересы;

2) Не­обходимость соблюдения демократической цивилизован­ности — ключ ко многим проблемам воспитания. Эле­ментарные нормы цивилизованного существования: че­стно выполняй свой служебный долг, работая — рабо­тай, держи свое слово, не нарушай правил цивилизо­ванного поведения;

3) Умение разрешать конфликты. Не зазорно обратиться и к зарубежной практике и, может быть, начинать с малого, с повседневного. На­пример, многим работникам Советов на местах не хва­тает ни знаний, ни опыта при разрешении житейских конфликтов. А они порой разрастаются в серьезные кризисные ситуации, приводят к демонстрациям, митин­гам, забастовкам;

4) Воспитание культуры гражданско­го согласия в преодолении межнациональных конфлик­тов, корни которых нередко уходят в глубину веков;

5) Необходимость оптимального соотношения между политикой и экономикой. Здесь полезно вспомнить ори­гинальное ленинское определение политики и экономи­ки: экономическая наука нужна, чтобы не помереть с голоду, а политика нужна для того, чтобы не свернуть себе до этого шею.

В заключение можно подчеркнуть, что российскому обществу, пожалуй, самому политизированному и дос­таточно образованному, предстоит еще многое сделать для воспитания политической культуры и достижения подлинной цивилизованности.

 

Вопрос 3

Потр+ебность в политической стабильности, механизме государ­ственного управления, способном эффективно адаптироваться к меняющимся политическим условиям, выдвигает на первый план проблему научного анализа и прогнозирования политической си­туации, в которой принимаются и реализуются государственные решения, даже, казалось бы, далекие от политики. Еще более вос- требуется знание общей методологии и конкретной технологии политического анализа в тех случаях, когда объектом непосред­ственного воздействия становится сам политический процесс.

В политической науке можно выделить два доминирующих подхода к пониманию термина «политический анализ». Первый из них предполагает, что данный термин является исключительно простым синонимом использования логического анализа для изу­чения фундаментальных политических проблем. Приверженцем

такого понимания политического анализа является, в частности, известный политолог Р. Даль. Так, в его книге «Современный по­литический анализ» изучаются исключительно такие проблемы те­оретической политологии, как функционирование политических ин­ститутов, типы политических систем, деятельность различных по­литических режимов, природа политической власти и политических ценностей. В результате пособие по политическому анализу пред­ставляет собой фактически учебник по теоретической политоло­гии, проблематика которой изучается с помощью логического ана­лиза. При этом прикладная политология рассматривается автором исключительно как вторичная дисциплина по отношению к поли­тологии теоретической, о чем свидетельствует ее понимание Р. Да­лем как «применение при принятии решений общих принципов, разработанных на более абстрактном уровне политической фило­софии». Таким образом, основную задачу прикладной политологии Р. Даль видит в реализации постулатов академических политичес­ких теорий в политической практике, при этом функция анализа политических процессов полностью ложится на плечи теоретичес­кой политологии.

Второй доминирующий подход к пониманию термина «поли­тический анализ» признает факт «дуализма» политологического знания, однако, предполагает, что наряду с делением политических исследовании на теоретическое и прикладное направления необхо­димо разделить на два типа и политический анализ.

Сторонники данного подхода настаивают на существовании теоретического политического анализа, используемого в фунда­ментальных исследованиях, и прикладного политического анализа, применяемого соответственно в исследованиях прикладных. Дан­ный подход характерен для отечественной политологической шко­лы — например, он активно отстаивается А. Дегтяревым, выделя­ющим по аналогии с двумя уровнями политической науки и два типа политического анализа. Подобное разграничение можно най­ти и у западных политологов — в частности, у В. Дана, определя­ющего политический анализ как «процесс продуцирования знания о и в политическом процессе».

Результатом политического анализа является заключение. Одна­ко не каждое заключение будет являться политическим анализом. Это заключение должно быть связано с общественно значимыми решениями и быть подвержено действию социальных ценностей. Политический анализ, проводимый либо в общественной, либо в частной обстановке, имеет клиентов, которые принимают участие в выработке политических решений.

Таким образом, простейшее определение политического анали­за состоит в том, что это ориентированное на клиента заключение полезно для общественных решений и подвержено действию соци­альных ценностей.

Темы рефератов

· Методологические аспекты повышения политической культуры

· Политическая культура как социальное явление.

· Механизм и основные факторы формирования политической культуры

· Культура гражданского согласия.

· Политическая культура молодежи: проблемы формирования и развития.

· Овладение культурой демократизма условие формирования личности.

· Социальная активность как важнейший показатель политической культуры личности.

· Место политической культуры в условиях перестройки.

· Структурные элементы политической культуры как исторические реалии настоящего и будущего.

· Самообразование в системе формирования политической культуры личности.

Вопросы для самопроверки (самоконтроля)

1. Сделайте сопоставительный анализ трех типов политической культуры.

2. Дайте определения основным понятиям, используемые в данной теме.

3. Какое место в политической системе общества занимает политическая культура?

4. В каком соотношении находятся понятия «культура» и «политическая культура»?

5. Какое влияние на политическую культуру оказывают так называемые «внешние факторы», и всего экономические?

6. Как происходит формирование политической культуры?

7. Что собой представляет сущностная структура политической культуры? Какие основные элементы в себя включает?

8. Что является основой развития политической культуры?

9. В каких формах фиксируется политический опыт? Какие из них наиболее значимы?

 

Рекомендованная литература

а) основная литература:

1. Бельский В.Ю, Бороздин А.Н. Сацута А.И., Шикунов Д.В. Политология в схемах и таблицах. – М.: Мосу МВД РФ, 2011.

2. Малько А.В., Соломатин А.Ю. Политология для юристов. – М.: ИД: Юрайт, 2010.

3. Политология: учебник для студентов вузов. Под ред. В.Н.Лавриненко. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити -Дана, 2010.

4. Политология: учебник для студентов вузов. Под ред. В.Ю. Бельского, А.И.Сацуты. – М.: Юнити -Дана, 2009.

б) дополнительная литература:

1. Мухаев, Р. Т. Политология [Текст]: учебник / Р. Т. Мухаев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 495 с. Гриф МО.

2. Политология: учебное пособие. В 2-х ч./ Под ред. А. И. Сацуты. – М.:МосУ МВД России, 2009.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 616 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2466 - | 2202 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.