Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Методические рекомендации для курсантов и слушателей




Вопрос 1

Необходимо отметить, что для киевского периода древнерусской политико-правовой мысли (конец X - конец XIV вв.) характерно активное изучение византийской литературы, приспособление византийских идей к условиям местного древнерусского политического быта. В X! в. на Руси появляются многочисленные пасторские поучения, среди которых особое место занимало "Слово о законе и благодати" (середина XI в.) митрополита Илариона. Многие его идеи были впоследствии развиты русскими мыслителями. Ила-рион был первым киевским митрополитом (с 1051 г.), русским по национальности. "Слово о законе и благодати" В "Повести временных лет", древнерусском летописном памятнике XII в., впервые в отечественной политической литературе излагается учение о тиране. Князья могут быть как праведными, так и неправедными. Лишь народы, правые перед Богом, получают себе праведного князя, любящего правду. В свою очередь, неправедный князь является Божественным наказанием народу за его грехи, настоящим национальным бедствием. Этот тиран слабоволен, окружает себя случайными советниками.

Вопрос 2

Необходимо отметить, что в конце XV в. для русской политической литературы (и общества в целом) были актуальны следующие две проблемы: возможность казни еретиков и секуляризация церковного имущества. Первая была важна в связи с появлением в 1471 г. ереси жидовствующих, проповедовавших обращение к Ветхому Завету, этой ереси было подвержено ближайшее окружение Ивана III, даже митрополит Зосима. Вторая была вызвана стремлением Ивана III провести секуляризацию. Основная подоплека указанной политико-правовой и религиозной проблематики сводилась к определению границ участия церкви в государственной деятельности. Двумя основными направлениями политико-правовой мысли России в этой связи были стяжательство и нестяжательство. В XVI в. принципиально важной была также теория "Москва - третий Рим", излагавшаяся в посланиях монаха Псковского Елизарова монастыря Филофея и так называемого Псевдофило фея (т.е. автора, выдававшего себя за Филофея). В России в период возникновения и развития феодализма и образования централизованного государства проблема «церковь—государство» не стояла так остро, как в Западной Европе. Становление государственнос­ти проходило вне оппозиции с церковью. Автор первого политического трактата «Слово о Законе и благодати» киевский митрополит Илларион активно поддерживал великого князя Киевского, объединившего русские зем­ли и сосредоточившего в своих руках всю полноту вла­сти.

Анализируя развитие русской политической мысли, особое внимание необходимо обратить на сущность по­лемики «не стяжателей» и «иосифлян», на обоснование теории «Москва — третий Рим», а также на последст­вия татаро-монгольского ига для развития российской государственности и основных политических теорий.

Во-первых, это послание псковскому великокняжескому дьяку Мисюрю Муняхину с подзаголовком "против звездочетов и латын" {датируется 1523-1524 гг.), данное послание, бесспорно, принадлежит перу Филофея и содержит логически завершенную аргументацию теории "Москва - третий Рим". Во-вторых, это послание Василию III с подзаголовком "о крестном знамении" (датируется 1524-1526 гг.), автором которого, возможно, является Филофей. В-третьих, это послание Ивану IV с подзаголовком "об отцах церкви" (датируется 30-40 гг. XVI в.), автором этого произведения, бесспорно, является не Фипофей.
Существует несколько основных историко-лравовых традиций интерпретаций выдвинутой Филофеем теории "Москва - третий Рим". это Никон формулирует идею о превосходстве церковной власти над государственной ("священства" над "царством"). В частности, это обнаруживается при исследовании происхождения обеих властей. Обе власти даны от Бога, однако духовная власть дана Богам непосредственно, полагал Никон, находя соответствующие мысли в Ветхом Завете. Царь властвует лишь над телом человека, а вот священник - над душой, что более важно. Царь лишь принуждает, а священник - утешает.

Такая позиция Никона, проведшего церковную реформу, естественно, не устраивала власть, он был отстранен от патриаршего престола.
В 1700 г. после смерти патриарха Адриана новый патриарх, по настоянию Петра I, избран не был. Таким образом, патриаршество на Руси пресеклось, начался петровский абсолютизм (в том числе в церковной сфере), а в истории Русской православной церкви начался синодальный период (длившийся до 1918 г.).

Вопрос 3

Необходимо отметить, чтоеще в 1697-1698 гг. у Петра I возникает замысел провести церковную реформу по протестантскому (англиканскому) образцу. Идеологом такой реформы (упразднения патриаршества и введения синодальной системы управления Русской православной церковью, в условиях которой священнослужители фактически становились государственными служащими: а монарх возглавлял всю церковную иерархию) и стал Феофан Прокопович (1681-1736).

Главное произведение Ф. Прокоповича - трактат "Правда воли монаршей" - результат адаптации теории естественного права и общественного договора к российским условиям начала XVIII в. Первым официальным русским историографом стал Василий Никитич Татищев (1686-1750), Он начал писать "Историю Российскую с самых древнейших времен" по приказу Петра I (5 книг "Истории" изданы в 1768-1848 гг.). В.Н. Татищев был также государственным деятелем и царедворцем, в частности в 1741-1745 гг. состоял астраханским губернатором.

При аргументации своих взглядов В.Н. Татищев опирается на труды видных европейских политических и правовых мыслителей Нового времени - Т. Гоббса, Дж. Локка, Г. Греция, С. Пуфендорфа и др. Подобно Аристотелю В.Н. Татищев выделяет три "порядочные" и три "непорядочные" формы правления, причем выбор той или иной "порядочной" формы правления в каждом конкретном случае зависит от размера территории страны и степени защищенности внешних границ государства. Для малых стран допустима демократия, для больших стран с безопасными границами - аристократия, для больших непросвещенных стран с открытыми границами (таких, как Россия) подходит только монархия, причем лучше абсолютная (неограниченная).

Издаваемые монархом позитивные законы должны соответствовать естественному праву и следовать общественной пользе, поэтому при монархе должен существовать законосовещательный двухпалатный представительный орган. Верхней палатой должен быть Сенат, состоящий из 21 дворянина, назначаемый царем. Нижнюю палату - Совет - формируют выборные представители.

Вопрос 4

Необходимо отметить, что среди получивших официальное признание отечественных политических и правовых мыслителей второй половины XVIII в. следует, прежде всего назвать имена ГИ.М. Щербатова и С.Е. Десницкого.

Историк и публицист, почетный член Петербургской академии наук, князь Михаил Михайлович Щербатов (1733-1790) был явным идеологом корпоративных устремлений российского дворянства, обосновывал естественные права этого сословия. Среди его трудов можно упомянуть трактат "О повреждении нравов в России" (опубликован в 1858 г.). Семен Ефимович Десницкий (1740-1789), получивший докторскую степень в области права в Шотландии, в 1767 г. стал одним из первых профессоров юридического факультета Московского университета.

С.Е. Десницкий, видный русский просветитель, был противником теории общественного договора, склоняясь к патриархальной теории происхождения государства в своей оригинальной трактовке с элементами социально-экономического и психологического объяснения указанной теории. Политический идеал С.Е. Десницкого касался адаптации теории разделения властей к условиям российской монархии. В 1768 г. С.Е. Десницкий представил Екатерине II проект "Представление об учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи". В этом проекте С. Е. Десницкий предлагал разделить законодательную власть Между монархом и однопалатным Сенатом, состоящим из народных представителей {600-800 человек), структурированным по политическим фракциям. С.Е. Десницкий обосновывает несменяемость судей, необходимость введения для судей квалификационного экзамена, суда присяжных. Наказательная власть в проекте С.Е. Десницкого выполняет полицейские функции. В русской политико-правовой традиции XIX в. обычно выделяют -две волны консерватизма.

1. 20-40-е гг. - реакция на либеральный дух начала царствования Александра I (Н.М. Карамзин, М.М. Сперанский в последние годы своей жизни, а также ранние славянофилы, такие, как И.В. Киреевский и А.С. Хомяков).

2. 60-90-е гг. - "пореформенный консерватизм", реакция на либеральные реформы Александра II.

Под воздействием Французской буржуазной революции конца XVIII в. Н.М. Карамзин отвергает необходимость революционных преобразований в обществе, он подчеркивает, что попытка осуществить мечту о всеобщем равенстве сделала французов несчастными, критикует индивидуализм политико-правовой и философской мысли эпохи Просвещения.

Вопрос 5

Необходимо отметить, что Западничество и Славянофильство как течения русской общественной мысли оформились еще при Александре I, но особенно активно обнаружили себя в 40-е гг. XIX в. Непосредственным предметом их политического и исторического анализа оказалась оценка вклада Петра I в развитие российского общества.Кроме того, поводом для споров между западниками и славянофилами стали Отечественная война 1812 г., издание "Истории государства Российского" Н.М. Карамзина, а также опубликование в журнале "Телескоп" в 1836 г. "Философических писем" (написаны 8 1829-1831 гг.) Петра Яковлевича Чаадаева (1794-1856), после чего он был официально (""высочайшим повелением") объявлен сумасшедшим. П.Я. Чаадаев участвовал в движении декабристов, его философско-исторические и политико-правовые взгляды сложились под влиянием идей католического провиденциализма и социального христианства. Работа Алексея Степановича Хомякова (1804-1860) "О старом и новом" (1837) стала начальным фактом славянофильской идеологии. Ориентация на восточную патристику в трудах А.С. Хомякова сочетается с элементами философского романтизма.

Славянофильство оказывается первой самобытной русской философией истории. А.С. Хомяков впервые поставил вопрос о месте России во всемирной истории. А.С. Хомяков считал, что Россия идет по той же дороге, что и Европа, лишь немного отставая. Одной из главных заслуг славянофильства является выработка новой теории познания, отошедшей от односторонней рациональности западничества. А.С. Хомяков в обиход понятие соборности, включающее в себя всеединый разум церкви, единую неантагонистическую общность людей, примирение индивидуальной свободы с единством всех, христианизированную общность жизни. Показателем и отражением соборности, по мнению славянофилов, является крестьянская община, в которой существует нравственное единение людей, предохраняющее их от эгоистического индивидуализма. Славянофилы признают и подчеркивают различие исторических судеб России и Европы. Идеализируя Древнюю Русь, основными чертами русского характера

Характеризуя политические учения в России начала XIX в., необходимо рассмотреть либеральные проекты М. Сперанского, его концепцию правового государства как гаранта безопасности и свободы гражданина. М. Сперанский полагал необходимым введение в русскую политическую жизнь принципа разделения властей. Представляет также интерес сравнение проектов М. Сперанского с либеральной программой П. А. Столы­пина.

Рассмотрение темы целесообразно закончить общими выводами о тех концептуальных положениях полити­ческой мысли, которые являются величайшим достиже­нием человеческой цивилизации, имеют большое значе­ние для современности.

Темы рефератов

· Происхождение государства и основные его функции по Б.А. Кистяковскому.

· Соотношение государственной власти и свободы личности по Н.А. Бердяеву.

· Гражданское общество и правовое государство С.Л. Франка

· Славянофилы и западники о государственном устройстве России.

· Идеальный общественный строй по П.И. Новгородцеву.

· Либеральная программа НА. Столыпина. Его концепция правового государства.

· Ильин об основах демократии.

· Политические взгляды Ф.М. Достоевского. 13

Вопросы для самопроверки (самоконтроля)

1. Расскажите об обстоятельствах возникновения теории «Москва – Третий Рим»

2. Какова была позиция великокняжеской власти в отношении дискуссии между стяжателями и нестяжателями?

3. Изложите суть учения И. С. Пересветова и полемики между Иваном IV и князем А. М. Курбским.

4. Какие новые политические сюжеты появляются в учениях второй половины XVII в.?

5. Обрисуйте основные положения политической идеологии в правление Петра I.

6. Дайте обзор основных политических теорий российского Просвещения.

7. В чем суть вопросов западников и словянофилов? Почему данная полемика имеет современное звучание?

8. Раскройте разнообразие политических концепций в пореформенную эпоху. В чем заключалась слабость российского либерализма?

Рекомендованная литература

а) основная литература:

1. Бельский В.Ю., Бороздин А.Н. Сацута А.И., Шикунов Д.В. Политология в схемах и таблицах. – М.: Мосу МВД РФ, 2011.

2. Малько А.В., Соломатин А.Ю. Политология для юристов. – М.: ИД: Юрайт, 2010.

3. Политология: учебник для студентов вузов. Под ред. В.Н.Лавриненко. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити -Дана, 2010.

4. Политология: учебник для студентов вузов. Под ред. В.Ю. Бельского, А.И.Сацуты. – М.: Юнити -Дана, 2009.

б) дополнительная литература:

1. Мухаев, Р. Т. Политология [Текст]: учебник / Р. Т. Мухаев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 495 с. Гриф МО.

2. Политология: учебное пособие. В 2-х ч./ Под ред. А. И. Сацуты. – М.:МосУ МВД России, 2009.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 455 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2336 - | 2136 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.