Вопрос 1.
Раскрывая первый вопрос, следует отметить, что понятие политическая культура тесно связано с политическим сознанием, которое выступает одним из типов реализации политической культуры наряду с политическим поведением и культурой гражданского согласия. Для выяснения механизма формирования политической культуры следует исследовать ее сущность. Политическую культуру необходимо рассматривать как часть общей культуры человечества, связанную с деятельностью наций классов, социальных слоев и групп в политической сфере общества. Культура в широком смысле — все, что создано человеком в процессе физического и умственного труда; в узком смысле — идейное и нравственное состояние общества, обусловленное, материальным производством и выражаемое в быте людей, их идеологии, образовании и воспитании, в достижениях науки, искусства, литературы. В этом плане любой вид деятельности человека может рассматриваться и с количественной, и с качественной стороны — с точки зрения достижения человеком определенного уровня общей и профессиональной культуры. Это относится и к политической деятельности.
То, что в настоящее время определяется словами «политическая культура», издавна было предметом внимания многих мыслителей (Платон, Аристотель, Макиавелли, Монтескье. Токвиль, Маркс, Мангейм и др.). Но изучение ее как относительно самостоятельной сферы было начато сравнительно недавно —- в 50-е годы XX. Одними из первых здесь были американцы Г Альмонд Г. Пауэлли.
Термин «политическая культура» впервые был введен в оборот ученым эпохи Просвещения Н. Гердером. Видные русские политологи М. Острогорский, В. Ивановский в конце XIX—начале. XX в. использовали его в своих работах. Маркс и Энгельс этот термин не употребляли, хотя им принадлежит заслуга создания основ научного понимания сущности политического сознания и культуры.
Альмонд и Пауэлл определили политическую культуру как совокупность индивидуальных позиций и ориентации участников данной системы, как субъективную сферу, лежащую в основе политических действий людей, масс и придающую их действиям политическое значение. Индивидуальные ориентации, по мнению Г. Альмонда, соединяют в себе несколько элементов, а именно:
а) познавательную ориентацию — истинное или ложное знание о политических объектах и идеях;
б)эффективную ориентацию—ощущение связи, вовлечения, противодействия по отношению к политическим объектам;
в)оценочную ориентацию—суждение и мнение о политических объектах, которое, как правило, требуют применения по отношению к политическим объектам и
событиям оценочных критериев. Е. Вятр определяет политическую культуру как совокупность позиций, ценностей и кодекса поведения, касающихся взаимных отношений между властью и гражданами. Следовательно, по Г. Альмонду и Е. Вятру, к политической культуре можно отнести:
а) знание политики, фактов, заинтересованность ими;
б) оценку политических явлений, оценочные суждения, касающиеся того, как должна осуществляться власть;
в) эмоциональную сторону политических.позиций например, любовь к Родине, ненависть к врагам;
г)признаниевданномобществеобразцовполитическогоповедения,которыеопределяют, как можно исследует поступать.
Необходимо отметить, что политологи Запада при определении политической культуры применяют разные критерии, в частности:
— Критерий диапазона позволяет выделить широкие и узкие определения предмета политической культуры;
— Критерийсубъектаопределяетродихарактерсубъектовполитическойкультуры (индивидуальный субъект, коллективный субъект, власть, граждане и т.д.);
— Критерий соотнесения является вспомогательным в определении политической культуры (политическая система, политика, власть, политические институты и идеи).
Однако главным предметом заинтересованности исследователей политической культуры остаются позиции индивидуумов и групп по отношению к политическим явлениям. Руководствуясь этими критериями, они считают, что политическая культура — это не изолированное, а многомерное явление, имеющее глубокие исторические, психосоциальные корни. Она представляет собой подсистему в области глобальной культуры и зависит от других ее частей: экономической, религиозной, правовой, моральной и т. д. Иногда.политическая культура понимается как свод обычаев политической жизни. Такое понимание, узко оценочно и свидетельствует о высоком или низком уровне политической культуры индивидуума или группы.
В отечественной научной литературе имеется много различных определений политической культуры. Разнообразные трактовки говорят о сложности и многогранности этого понятия. Ю. Тихомиров определяет политическую культуру как важнейшее направление подготовки развитых индивидов, как знание ими норм, принципов, прав, лежащих в основе управления социальными процессами, позволяющее гражданам оценить характер политики и реализующих ее сил. Это и совокупность знаний, проявляющихся в основном в способе политического поведения людей, в том, как они участвуют в политической жизни.
Политической культурой во многом определяется степень вовлеченности граждан в процесс реализации власти, а также их активность в осуществлении гражданских обязанностей, способность соразмерять свое поведение с целями и функциями политической власти Н. Блинов, Ю. Ожегов трактуют политическую культуру как своеобразное единство политики и культуры, как целостную характеристику группы, личности. Она интегрирует лишь те элементы политических явлений, которые отвечают общему критерию культуры — служить общественному прогрессу, развитию личности. Это также означает, что политическая культура несовместима с аполитичностью, политической пассивностью, не говоря уже об антиобщественной деятельности свидетельстве политической антикультуры.
Л. Н. Коган определяет политическую культуру как «способ деятельности людей в сфере социально-политических отношений, степень их политической сознательности, уровень овладения трудящимися законами общественного развития, приобщен; их к искусству политического руководства, степень освоения ими опыта политической борьбы». Ф. М. Бурлацкий и А.А. Галкин считают, что политическая культура выражает и уровень знаний и представлений различных классов, слоев общества, индивидов о власть и политике, а также определяемую этим степень их политической активности. В кратком политическом словаре политическая культура определяется как «уровень и характер политических знаний, оценок и действий граждан, а также содержание и качество социальных ценностей, традиций и норм, регулирующих политические отношения».
Рассмотрев сущность и содержание понятия «политическая культура», следует определить ее функции: формирования активной позиции индивида, познавательную, регулирования политической жизни, передачи политического опыта, выражения и согласования интересов классов, наций. Эти функции взаимодействуют с механизмами формирование, развития и смены политических культур. Среди факторов, определяющих динамику этого процесса, можно назвать: политическую систему, являющуюся порождением определенной политической культуры; политические и социальные революции, в результате которых политические нормы, ориентации, установки трансформируются, распадаются или заменяются другими: характер внешних отношений страны, опыт общении с другими государствами, интенсивность включенности в систему международного сотрудничества; остроту текущей политическом и социальной конфронтации в стране; динамику культурных процессов в целом, поскольку политическая культура представляет собой один из элементов общей культуры.
В заключение рассмотрения первого вопроса необходимо определить типологию политической культуры, выделяемую на основе анализа различных политических культур, существующих в отдельных странах. Исследуя политическую культуру в США, Англии, ФРГ, Мексике и Италии, Альмопд и Вероа в конце 50—начале 60-х гг. сформулировали следующие типы политической культуры: патриархальная, которая существует в обществе, где отсутствует политическая система или появляются только первые ее ростки; подданническая, которая характеризуется пассивным отношением, отстранением от политической системы; активистская, для которой характерна ориентация индивида на активную роль в политической системе общества, независимо от негативного или позитивного отношения к этой системе. Это так называемые чистые типы политической культуры.
Из смешения этих трех «чистых» типов возникают еще три политические культуры: патриархально - подданническая, подданическо - активистская и патриархально-активистская. Именно эти смешанные типы политической культуры, по мнению Альмонд Вербы, преобладают в истории. Смешанным типом является и гражданская культура. Это активистская культура, в которой присутствуют элементы патриархальной и подданнической культуры.
Исходным пунктом разработки марксистской типологии политических культур должен быть конкретно-исторический подход к рассмотрению политической культуры в ее связи с политическими системами. Подходя, таким образом к типологии политической культуры,, следовало бы прежде всего выделить тип традиционной политической культуры, соответствующий рабовладельческому и феодальному строю и характеризующийся: а) признаками священного характера власти; б) признанием неизменности политической системы и ее основных норм.