Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Русская культура в XVIII в.




Преобразования Петра I в сфере культуры и быта.

Петровские реформы затронули различные сферы культуры и быта.

Быт. В августе 1698 г. Петр I вернулся из-за границы и сразу же началась стрижка бород.

В декабре 1699 г. введено новое летоисчисление: год начинался с 1 января (а не 1 сентября, как раньше), летоисчисление велось от Рождества Христова (а не от сотворения Богом мира).

Указом 1700 г. запрещалось ношение длиннополого платья.

В 1702 г. – новый обряд бракосочетаний: смотрины заменялись обручением, перед которым встреча жениха и невесты. В 1724 г. запрещены браки по принуждению.

В 1718 г. введены ассамблеи – собрания знати.

Озабоченный проблемой воспитания молодежи, Петр издает “Юности честное зерцало” – свод правил поведения юношей и девушек.

Просвещение, наука, печать. При Петре была создана светская школа. В 1701 г. появились школы математицких и навигацких наук, артиллерийская школа. Впоследствии – медицинское училище, инженерная, штурманская, кораблестроительные, горные школы. С 1714 г. в губерниях открываются цифирные школы.

Для новых школ издаются новые учебники: в 1701 г. - “Букварь” Федора Поликарпова; в 1703 г. – “Арифметика” Леонтия Магницкого.

В 1702 г. выходит первая печатная газета “Ведомости”.

В 1708 г. вводится новый гражданский шрифт.

В 1714 г. открывается библиотека Академии наук, в 1725 г. – сама Академия.

Для приобщения широких масс к научным знаниям в 1719 г. открывают Кунсткамеру, где были собраны “монстры и уродцы”.

Во многом благодаря петровским реформам утвердилась новая светская культура.

 

Утверждение новой светской культуры.

В XVIII в. пришел конец духовной диктатуры церкви. Определяющим в русской культуре становится светское направление. В стране создается система светского образования. Складывается новый литературный язык. Возникает гражданский шрифт, которым печатались все книги, кроме церковных.

Накопленные к XVIII в. знания превращаются в науку.

Это способствовало дальнейшему развитию образования и науки.

 

Образование и наука.

В 1725 г. была открыта Академия наук и университет при Академии. В университет преподавали Ломоносов, Крашенинников, Котельников, Эйлер, Бернулли.

В Академии наук и университете при ней было много иностранцев. Поэтому Ломоносов выступил с инициативой создания центра русского образования – Московского университета. Инициативу Ломоносова поддержал известный елизаветинский сановник И.И. Шувалов. В 1755 г. был открыт Московский университет. Шувалов стал его первым куратором. В основе библиотеки – книги, подаренные или купленные Шуваловым. В университет могли поступать все сословия, кроме крепостных крестьян.

В 1757 г. по инициативе того же Шувалова была открыта Академия художеств в Петербурге. Шувалов стал ее первым директором. Он подарил Академии библиотеку и коллекцию картин, в том числе полотна Рембрандта, Рубенса, Ван-Дейка.

К концу XVIII в. сложилась структура сословных школ в России. Дворянство получало образование в шляхетских корпусах, благородных пансионах, Институте благородных девиц. Духовенство – в Духовной академии и семинариях. Разночинцы – в Академии художеств, горных, медицинских, штурманских, ремесленных и др. школах. Купцы – в коммерческих школах и учебных заведениях для разночинцев. Солдатские дети – в солдатских школах и в заведениях для разночинцев. Всесословным учебным заведением был Московский университет.

В 1786 г. были открыты народные училища для низших слоев: в губернских городах – 4-х классные, в уездных – 2-х классные.

 

Выдающимся русским ученым XVIII в. был Ломоносов. Он добился заметных результатов в области физики, химии, языка и литературы, истории.

Румовский был основоположником отечественной астрономии.

Котельников разрабатывал вопросы теоретической механики и математической физики.

Ползунов изобрел паровую машину.

Кулибин построил одноарочный деревянный мост через Неву.

Географические экспедиции: Беринг – на северо-восток Азии и северо-запад Америки; Крашенинников – на Камчатку; Лепехин – по маршруту Москва-Астрахань-Урал-Белое море; Шелихов – Алеутские острова и Аляска.

 

Литература и общественная мысль.

Ведущим литературным стилем в XVIII стал классицизм. Для него характерны призывы к служению Родине, воспеванию ее героического прошлого. Отсюда такие литературные формы как трагедия и ода. Популярностью пользовались оды Ломоносова и Державина.

Во второй половине XVIII в. появляются сатирико-обличительные комедии Д.И. Фонвизина “Бригадир” и “Недоросль”.

Для авторов так называемого консервативно - охранительного направления (А.П. Сумароков, М.М. Херасков, Екатерина II) была характерна “ сатира в улыбательном роде ”. Общественные недостатки объяснялись невежеством отдельных людей, их невежеством.

В конце XVIII в. появляется новый литературный стиль: сентиментализм. В центре произведений – чувства, мечты человека, для произведений свойственны идеализация действительности, слезливость. Наиболее характерное произведение – “Бедная Лиза” Н.М. Карамзина.

 

В общественно-политической мысли - три направления.

Первое. Консервативно-охранительное. Представлено М.М. Щербатовым. “О повреждении нравов в России”, “Путешествие в землю Офирскую”. Ратовал за незыблемость самодержавно-крепостнических порядков, господствующего положения дворянства и его сословных привилегий.

Второе. Либеральное. Русские просветители. Наиболле заметная фигура – Н.И. Новиков.

Издавал сатирические журналы “Трутень”, “Живописец”. Доказывал, что общественные недостатки проистекают не из пороков отдельных людей, а являются следствием существования самодержавно-крепостнического строя в России. В арендованной типографии издал более тысячи наименований книг. В них показывались преимущества республиканского строя перед монархическим, свободного труда перед подневольным.

Третье. Революционное. К нему принято относить А.Н. Радищева. В 1790 г. издал книгу “Путешествие из Петербурга в Москву”. В ней содержались критика крепостничества и призыв к уничтожению крепостного права и самодержавия в результате общего народного восстания. Правда, в современной литературе Радищева относят к представителям либерального направления.

 

Архитектура.

В первой половине и середине XVIII в. господствующим стилем было барокко. Создавались огромные архитектурные ансамбли, в которых единый комплекс образовывали дворец, парк (сад), скульптуры. Основные памятники: ансамбли Зимнего дворца, Смольного монастыря, Царского села, Петергофа. Архитектор – Б. Растрелли.

Во второй половине XVIII в. на смену барокко пришел классицизм. Он возрождал приемы и формы античной архитектуры и архитектуры эпохи Возрождения. Памятники: Дом Пашкова (В.И. Баженов), здание Сената в Москве, старое здание Московского университета на Моховой (М.Ф. Казаков), Таврический дворец, Собор Александро-Невской лавры (И.Е. Старов), Смольный институт (Д. Кваренги) и др.

В градостроительстве на смену радиально-кольцевой планировке (Москва) приходит регулярная (Петербург).

 

Живопись.

Развитие живописи во многом определялось потребностями аристократов, стремившихся украсить свои дворцы картинами на исторические и мифологические сюжеты, парадными портретами.

Одно из главных мест в живописи занимал портрет. Важно было отразить не только внутренний мир, но и социальное положение портретируемого. Поэтому тщательно выписывались костюмы, ордена и т.п. детали.

Д.Г. Левицкий. “Екатерина-законодательница”, портреты Новикова, французского философа Дидро, смольнянок Хрущевой и Хованской.

Ученик Левицкого – В.Л. Боровиковский. Портреты Куракина, Лопухиной, Безбородко с дочерьми.

Ф.С. Рокотов – портреты Суровцевой, Струйской.

Крепостной художник И.П. Аргунов – “Портрет крестьянки”.

Исторический жанр. А.П. Лосенко – “Владимир И Рогнеда”. Г.И. Угрюмов – “Взятие Казани”.

Зарождается жанровая живопись: М. Шибанов – “Крестьянский обед”; И.А. Ерменев – “Нищие”.

 

Скульптура.

В первой половине XVIII в. произведения скульптуры были неотъемлемой частью садово-парковых ансамблей дворцов и усадеб.

Во второй половине века получает развитие монументальная скульптура, основанная на принципах классицизма. Памятники: Э. Фальконе “Медный всадник”; М.И. Козловский – Суворов в образе Бога войны Марса, статуя Самсона в Петергофе.

В то же время все большую популярность приобретают скульптурные портреты. Ф.И. Шубин: бюсты Ломоносова, Павла I, Безбородко.

 

Театр.

Его появление свидетельствовало лучше всего об утверждении светских начал в искусстве. В XVIII в. театр называли “позорище”.

В 1750 г. в Ярославле Федор Волков создал театральную труппу. В 1756 г. в Петербурге на основе этой труппы был открыт первый в России публичный профессиональный театр.

В дальнейшем появились полупрофессиональные театры при Московском университете, Шляхетском корпусе.

Широкое распространение получили крепостные театры, из них выходили известные артисты. Одна из самых известных – оперная певица Жемчугова-Ковалева, артистка крепостного театра графа Шереметева.

Появились и первые оперные постановки: М.М. Соколовский и Е.И. Фомин – “Мельник – колдун, обманщик и сват”.

 

В XVIII в. продолжался процесс формирования русской национальной культуры. Одновременно начинается процесс размежевания двух культур: дворянской культуры, в которой были сильны европейские элементы, и народной культуры.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 487 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2218 - | 2181 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.