Основы типоведения были заложены в 1920 году, когда швейцарский психиатр Карл Густав Юнг предположил, что поведение человека не случайно, но вполне предсказуемо и, следовательно, поддается классификации. Юнг показал, что столь очевидные взгляду различия в поведении являются результатом предпочтений, связанных с основными функциями, которые выполняет человеческая личность на протяжении жизни. Эти предпочтения выявляются в раннем детстве и формируют основу нашей личности. Вопросы и проблемы, встающие перед человеком после этого, рассматриваются через призму основных предпочтений нашей личности. Эти предпочтения, говорил Юнг, представляют собой ядро наших симпатий и антипатий, задач и событий на протяжении всей жизни.
Согласно теории Юнга, наши предпочтения формируются очень рано и в течение жизни больше не меняются. И чем больше мы применяем предпочитаемый инструмент в жизни — намеренно или случайно, — тем больше мы полагаемся на него, тем сильнее и увереннее себя чувствуем. Это не означает, что мы никогда не сможем воспользоваться альтернативным инструментом. Наоборот, чем взрослее и опытнее мы становимся, тем больше глубины и разнообразия привносят в нашу жизнь эти альтернативы. Но они никогда не заменят нам наши истинные предпочтения (правши не становятся левшами, и наоборот).
Кроме этого, Юнг описал еще одну пару функций - суждение и восприятие, из которых первая имеет рациональную природу, а вторая - иррациональную. Учитывая противоположную направленность каждой пары перечисленных качеств, выражающуюся в мышлении и поведении личности, Юнг дал описания восьми психологических типов, послуживших в дальнейшем фундаментом для другой, более обширной классификации.
Он ввел названия этих восьми типов личности, в которых каждое название составлено из двух типологических признаков (четыре пары альтернативных предпочтений):
Мыслительный экстраверт[15] | Мыслительный интроверт[16] |
Чувствующий экстраверт | Чувствующий интроверт |
Ощущающий экстраверт | Ощущающий интроверт |
Интуитивный экстраверт | Интуитивный интроверт |
Термин "мыслительный" соответствует здесь логической доминанте мышления, "чувствующий" - этической, "ощущающий" - сенсорной, "интуитивный" - абстрактно-образному восприятию мира.
Юнг считал, что в одном типе не могут сочетаться такие психические признаки, как чувствование и мышление, как сенсорика и интуиция, поскольку они представляют собой два полюса одной и той же функции - рациональной или иррациональной.
Рациональная функция: Чувствование (этика) — Мышление (логика).
Иррациональная функция: Реальное ощущение (сенсорика) — Ассоциативное восприятие (интуиция).
В то же время, он признавал возможность сосуществования таких признаков, как чувствование и ощущение, чувствование и интуиция; мышление и ощущение, мышление и интуиция: Чувствование (этика) — Мышление (логика); Реальное ощущение (сенсорика) — Ассоциативное восприятие (интуиция).
Юнг уже тогда подчеркивал, что не существует так называемых "чистых" типов. Они вариативны в зависимости от степени преобладания внутри одного типа составляющих его функций.
Преобладающие (ведущие) функции автоматически подавляют и подчиняют себе другие, которые противоположны им по своему содержанию. Например, чувствование (этика), подавляет мышление (логику), а реальные ощущения (сенсорика) вытесняют ассоциативно-образное (интуитивное) восприятие. Но это не значит, что вытесняемые в подсознание функции вообще перестают работать. Они тренируемы и порой приносят удивительные результаты.
И поскольку речь идет о предпочтениях, то правша, например, предпочитает действовать правой рукой. Это предпочтение может быть сильным — и тогда он относительно мало пользуетесь левой рукой; а может быть слабым или вовсе отсутствовать, и тогда человек владеет обеими руками почти одинаково. То же касается и типологических предпочтений. Человек может явно предпочитать одну из характеристик, а другую использовать лишь иногда.
В процессе жизнедеятельности экстраверсия человека тоже совершенствуется и проявляется в самых разных формах (может показаться, что человек стал совсем не тем, каким он был десять лет назад). И хотя он по-прежнему остается экстравертом, сила или качество этого свойства может придать ему разные «оттенки» на разных этапах жизни.
В литературе приводится сравнение развития типа личности с домом. «Ваш тип подобен фундаменту здания: на протяжении жизни он почти не подвергается изменениям. Другие части дома, в особенности его фасад, на который так часто смотрят люди, можно сравнить с вашим поведением, внешними проявлениями вашего типа. Со временем дом заметно изменяется — появляется новая комната, новый слой краски, новые цветы в саду, новая мебель и т.д. Теперь дом явственно отличается от того, каким его построили, но фундамент остается нетронутым. То же происходит с человеческой личностью и поведением. С годами мы меняемся и можем показаться человеку, который не видел нас много лет, совсем не такими, как прежде. Но, подобно фундаменту дома, наша личность остается почти неизменной; изменения касаются в основном только поведения»[17].