Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Содержательная часть




Введение.

Формальная часть.

Вопрос о том, почему существуют мой личный, непосредственный опыт — вот что беспокоит Д. Чалмерса, вот что беспокоит и меня. Ответ Д. Деннета «тебе просто кажется!» - неплохой контраргумент к вообще самой проблематике вопроса. Наверное, поэтому моими источниками вдохновения и стали две такие разные и с виду непримиримые позиции в отношении проблемы «сознание – тело», мозга и мыслей. Беспокойство вопросом тоже неслучайно — ведь ответ на него, какой бы он ни был, возможно «расставит все точки над и» в большинстве философских вопросов.

Актуальность проблемы: вопрос о трудной проблеме сознания – фундаментальный, от ответа на который зависит построение той или иной философской системы.

Степень научной разработанности: глубокая. На проблему есть множество взглядов, некоторые исключают друг друга.

Гипотеза исследования: постановка трудной проблемы сознания сформулирована таким образом, что предполагает своим ответом некоторый позитивный факт. Ввиду этого ни одно из предполагаемых решений не отражает сущность соотношения мозговых процессов и нашего субъективного опыта.

Объект исследования: соотношение мозговых процессов и субъективного опыта.

Предмет исследования: онтологический статус соотношения мозг – субъективные переживания.

Способ исследования: концептуальный анализ.

Выносимые на защиту положения: трудная проблема сознания не имеет содержательного решения в рамках позитивных наук. Ответ на вопрос «почему работа нашего мозга сопровождается субъективным опытом» невозможно обосновать экспериментально.

Научная новизна: возможность вырваться из тупика под названием «все решения плохи», а так же конструирование подхода, который совмещает сугубо философские методы исследования и методологию позитивных наук.

Практическая значимость решения: новый взгляд на актуальную проблему, обоснование метафизики как необходимой области знаний со своим собственным предметом и методом.

 


 

Содержательная часть.

Для начала исследования я воспользуюсь не самым актуальным, но действенным способом. Трудная проблема сознания — проблематический вопрос, научный, насущный и в этом смысле прикладной. Д. Чалмерс не просто так обратил на него внимание. За столетие и раньше мало кто сомневался в том, что мозг является «центром управления» для человеческого тела. Знал это и Декарт. Тем не менее, сам вопрос носил совершенно другой характер. Важнейшим для Декарта был вопрос о границах рационального познания, о том, способен ли наш разум познавать мир. И Декарт со своей задачей отлично справился. Радикальное сомнение — один из самых продуктивных мысленных экспериментов потому, что приводит он не к парадоксу, а к определенной очевидности, которую уже много после можно критиковать и ставить под сомнение. Тем не менее именно этому мы обязаны современной проблематике сознания в аналитической философской традиции.

Что же изменилось со времен Декарта? В первую очередь развитие наук о мозге и появление ЭВМ. Благодаря первому мы выяснили что мозг это не просто единый орган, а система похожих друг на друга нейронов. И вот он первый вопрос — может ли система нейронов быть «вместилищем сознания», и если да — то как? А появление компьютеров стало вызовом — если мозг и сознание это сложная физическая система, то может ли человек сотворить ее самостоятельно? Вот примерно так и обстоят дела сейчас.

Внимание к сознанию направлено на цель — возможно ли создать рукотворное (или внебиологическое) сознание? Этот, казалось бы, сугубо прикладной вопрос становится важен в другом контексте — метафизическом. Дело не только в концептуальной возможности творения человеком другого разумного существа, а в следствиях из этого вытекающего. Чем будет фундирована мораль и этика? Если мы можем создать независимое сознание своими руками, то какова ценность человеческой жизни как таковой? Именно потому вопрос о трудной проблеме сознания стоит перед философами, а не перед программистами или нейробиологами. Возможно ли человеческое бессмертие? Так или иначе на этот вопрос отвечали во все эпохи, но окончательного ответа, в силу самого статуса вопроса, быть не может.

Так с чего же начать подступы к трудной проблеме сознания? Вопрос: «Каким образом связан мой личный опыт от первого лица с работой моего мозга?» уже в самой его формулировке предполагает, что ответ на него будет позитивным – то есть даст возможность для прироста знаний, обладающих научно ценностью в сфере сознания. С другой стороны, ответ предполагает определенную свою форму – он должен указывать на необходимую связь между субъективными переживаниями с мозговыми процессами. Наиболее адекватным ответом будет функциональное описание взаимодействия сознания с телом.

Для того, чтобы ответ удовлетворял критериям научности, эта связь должна быть однозначной и по возможности детерминированной, но возможно ли это вообще? Д. Чалмерс посвятил целую главу, обосновывая тезис о том, что субъективный опыт невозможно редуцировать к физическим процессам[1]. И с другой стороны, Д. Деннет отстаивает позицию, что сама суть вопроса несущественна, потому что весь субъективный опыт это лишь плод работы нашего мозга, который функционирует, согласуясь с законами физического мира. Рассмотрим оба этих варианта и следствия, к которым они приводят.

Если сознание невозможно редуцировать к процессам, происходящим в мозге, то мы приходим к старому доброму дуализму, который ставит перед нами концептуально неразрешимые проблемы. В свя´зи двух нередуцируемых друг к другу субстанций мы получим неизбежный «провал в объяснении», потому что не сможем указать ни на один из возможных механизмов их соотношения в рамках естественных наук. И дело здесь не в ограниченности наших исследовательских ресурсов, а в самой концепции науки. Если что бы то ни было возможно описать в рамках определенных функциональных связей, то оно уже само по себе приобретает статус «материального». Это слово неслучайно я взял в кавычки: какими бы фантастическими не казались кванты, кварки и даже понятные, казалось бы, электроны, их характеристики и свойства не сильно вяжутся с обыденной картиной мира. Корпускулярно-волновой дуализм элементарных частиц, туннельный эффект при квантовании – все это ставит под сомнение взгляд на привычный макромир твердых и непроницаемых тел. Однако какими бы фантастичными они ни казались, самое существенное в них то, что все эти эффекты регистрируются приборами или косвенно влияют на те явления, которые регистрируются приборами. И точно так же они могут быть описаны системой уравнений, пусть и невозможной для решения аналитическим путем. Однако эта система уравнений будет содержать определенные количественные характеристики: масса покоя, импульс, заряд и т.д. Так что какими бы фантастическими свойствами не обладал предмет эксперимента, если можно функционально описать изменение его характеристик в тех или иных условиях, в идеальном варианте - поставить эксперимент, то можно смело говорить о нем как о физическом объекте по определению, потому что а) он имеет место в нашем мире и б) он описывается теми или иными законами.

И далеко не случайно зашла речь о характеристиках предметов научных опытов – любой объект ими обладает и эти характеристики носят количественный характер. Заряд электрона, масса тела, плотность вещества – что бы это ни было, это можно описать в числах, в соотношениях. И вот здесь появляется провал между субъективным опытом и экспериментальной наукой – первые не имеют количественных характеристик. Красный цвет именно красный, а разница между синим и фиолетовым цветом[2] не в примерно 100 нанометров длины волны, а именно в том, что они из них мы видим синим, а другой – фиолетовым. И в рамках перспективы от первого лица это предельное объяснение.

Цель данной работы в первую очередь проанализировать вопрос: «Почему работа мозга сопровождается субъективными переживаниями» так, как его рассматривают Д. Деннет и Д. Чалмерс и попытка аккумулировать лучшее, что может из этого получится.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 544 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2387 - | 2145 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.