Предмет истории политических и правовых учений. Метод истории политических и правовых учений.
Несколько точек зрения о предмете:
- предметом ИППУ явл история возникн и развития теоритических представлений о праве, политике, гос-ве.
- ИППУ – это история мыследеятельности в сфере политики, права гос-ва.
- предметом ИППУ считают закономерности генезиса и эволюции полит и прав идей.
Юридич мирровоз-ние – умение анализировать факты и события, с точки зрения права, прав ценностей, возм-тей права как соврем регулятора.
Методы ИППУ:
- структурно-системный метод – означает, что в каждом пол.прав учении необх различать 3 взаимосвязанных структурных элементов:
1)это логическая основа ППУ: - рациональная основа(стремление ученого философа построить свою теорию, отталкиваясь от рацион соображений); - религиозн учение; - мифологическ учение; - филосовские учения.
- классич исторический метод – древний мир-средние века-возрождение рефор-ции-новое время-новейшее время.
- портретный подход – доктрины, идеи, учения, создавались выдающимися людьми эпохи.
- индукции, дедукции
- анализ, синтез.
Политико-правовая мысль Древнего Египта.
В 4-3 вв. до н. э. в ДЕ складывается «40 номов», или областей. Основанием нома служило племя. Во главе нома стоял «царь», он же верховный жрец. Сначала возникают два отдельных царства — Верхний Египет и Нижний Египет. 30-28 вв. до н. э. — они насильственно объединяются фараоном Нармером. В ДЕ спр-сть и правосудие олицетворяла богиня Маат, ее жрецами явл. суд-е чиновники(фараон, жрецы, чиновники). Все сущ-ие правовые нормы должны были соответствовать Маат. Только справедливое поведение по земной жизни помогало египтянину добиться милости богов в загробной жизни. В Древнем Египте не было жесткого кастового деления общества, как, например, в Индии. Теологическая концепц. власти была единственно сущ-ей, она доводилась до всего общества чиновниками и жрецами, заинтересованными в сохранении и укреплении своей власти.
Конфуцианство и легизм.
Основными направлениями полит прав мысли традиционно рассматрив-ся конфуцианство и леггизм.
Основателем конфуцианства явл.философ – конфуций(551дон.э. – 479до н.э)
Девиз: «Я – верю в древность». Конфуций считал, что общество состоит из 2 больших групп людей:
- правящих
- управляемых(подчиненных)
С точки зрения Конфуция – править должны только те, кто умеет это делать. Критерий - умение, навыки, знания, нравств-ть, моральные качества.
Большое значение Конфуций придавал ритуалам (то что помогает сохранить обычаи и традиц)
Конф-во и Конфуции, как его правитель, отдавал предпочтение нравств нормам.
Леггисты или законники выступали с критикой Конфуция и его идей. Леггисты предлагали использ жестокие законы в управлении. Они считали, что с помощью закона можно добиться управляемости. Закон должен быть – ясным понятным и свободным для чтения.