Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬ербальные и невербальные средства общени€




ќбщение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимани€ между людьми, осуществл€етс€ по следующим основным каналам: речевой (вербальный Ц лат. слова "устный, словесный") и неречевой (невербальный) каналы общени€. –ечь, как средство общени€, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействи€ на собеседника. ¬ структуру речевого общени€ вход€т: 1. «начение и смысл слов, фраз ("–азум человека про€вл€етс€ в €сности его речи"). »грают важную роль точность употреблени€ слова, его выразительность и доступность, правильность построени€ фразы и ее доходчивость, правильность произношени€ звуков, слов, выразительность и смысл интонации. 2. –ечевые звуковые €влени€: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модул€ци€ высоты голоса (плавна€, резка€), тональность голоса (высока€, низка€), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонаци€, дикци€ речи. Ќаблюдени€ показывают, что наиболее привлекательной в общении €вл€етс€ плавна€, спокойна€, размеренна€ манера речи. 3. ¬ыразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыкание, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки Ц кашель; нулевые звуки Ц паузы, а также звуки назализации Ц "хм-хм", "э-э-э"; и др. »сследовани€ показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составл€ют 7%, звуки интонации Ц 38 %, неречевое взаимодействие Ц 53%. Ќевербальные средства общени€ изучают следующие науки: 1.  инестика изучает внешние про€влени€ человеческих чувств и эмоций; мимика Ц движение мышц лица; жестика Ц жестовые движени€ отдельных частей тела; пантомимика Ц моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку. 2. “акесика Ц прикосновение в ситуации общени€: рукопожати€, поцелуи, дотрагивани€, поглаживани€, отталкивани€ и пр. 3. ѕроксемика Ц расположение людей в пространстве при общении: выдел€ют следующие зоны дистанции в человеческом контакте: o интимна€ зона (15-45 см), в эту зону допускаютс€ лишь близкие, хорошо знакомые люди, дл€ этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение. »сследовани€ показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменени€ в организме: учащение биени€ сердца, повышенное выделени€ адреналина, прилив крови к голове и пр. ѕреждевременное вторжение в интимную зону в процессе общени€ всегда воспринимаетс€ собеседником как покушение на его неприкосновенность; o лична€, или персональна€, зона (45-120 см) дл€ обыденной беседы с друзь€ми и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор; o социальна€ зона (120-400 см) обычно соблюдаетс€ во врем€ официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещени€х, как правило, с теми, которых не очень знают; o публична€ зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей Ц в лекционной аудитории, на митинге и пр. ћимика Ц движение мышц лица, Ц отражающа€ внутреннее эмоциональное состо€ние, способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. ћимические выражени€ несут более 70% информации, т.е. глаза, взгл€д, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. “ак, замечено, что человек пытаетс€ скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаютс€ с глазами партнера менее 1/3 времени разговора. Ћоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок Ц эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т.п. ѕричем легче всего распознаютс€ положительные эмоции: радость, любовь, удивление, труднее воспринимаютс€ человеком отрицательные эмоции Ц печаль, гнев, отвращение. ¬ажно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавани€ истинных чувств человека несут брови и губы. ∆есты при общении несут много информации, в €зыке жестов, как и в речи, есть слова, предложени€.

13.–ечевые барьеры

ћикробарьеры - это специфические коммуникативные барьеры.

Ќазываютс€ разные причины их возникновени€:

  • особенности интеллекта тех, кто общаетс€;
  • неодинаковое знание предмета разговора;
  • различный лексикон и тезаурус (совокупность пон€тий из определенной области знаний);
  • отсутствие единого понимани€ ситуации общени€;
  • психологические особенности партнеров (например чрезвычайна€ откровенность или чрезвычайна€ интеллигентность одного из них, интуитивное воспри€тие мира или напористость другого);
  • социальные, политические, профессиональные, религиозные различи€ и т.д.

 оммуникативные барьеры возникают на межличностном уровне: в сообщении отправител€, в обмене мнени€ми между отправителем и получателем, в выборе носител€ (электронна€ почта, компьютер, официальна€ речь т.п.). ќни завис€т от индивидуальных особенностей участников коммуникации, от умени€ собеседников перекодировать мысли в слова, слушать и концентрировать внимание.

¬ св€зи с этим выдел€ют такие барьеры, как: граница воображени€, словарный запас отправител€ информации, словарный запас получател€, его способность понимать значение слов, объем запоминани€.

Ѕарьеры, св€занные с коммуникативными особенност€ми участников взаимодействи€, имеют социальный или психологический характер. ќни могут возникать через особые социально-психологические отношени€, которые сложились между партнерами (антипати€, недоверие и т.п.), а также через своеобразный Ђфильтрї довери€ или недовери€. ѕричем фильтр действует таким образом, что абсолютно истинна€ информаци€ может стать неприемлемой, а ошибочна€, наоборот, приемлемой.

— точки зрени€ психологии очень важно вы€снить, при каких услови€х тот или иной канал информации может быть заблокирован этим фильтром. ¬ажно также вы€вить средства, помогающие прин€тию информации и ослабл€ющие действие фильтров. —овокупность этих средств называетс€ фасцинацией (от англ. Fascination - очарование).

ќни организуютс€ дл€ сопровождени€ информации с целью уменьшени€ ее потерь во врем€ воспри€ти€ реципиентом, повышение довери€ к ней. —редства фасцинации играют роль дополнительного фона, усилител€ информации, что отчасти способствует преодолению фильтра недовери€.  ак образец фасцинации может служить музыкальное сопровождение сообщени€.

Ѕ. ѕоршнев выдел€ет три формы коммуникативных барьеров, которые различаютс€ по степени прозрачности: избегание, авторитет, непонимание. –ечь идет о том, что по своей психологической природе коммуникативный барьер €вл€етс€ механизмом защиты от нежелательной информации. ѕсихологическа€ преграда, которую реципиент устанавливает на пути нежелательной, утомительной или опасной информации, может быть разной степени прозрачности.

ѕрактически непрозрачным барьером €вл€етс€ избегание. ”бежать от нежелательной информации и ее вли€ни€ возможно как физически (избегать не предусматривает контакт с самим носителем такой информации), так и психологически (забывание информации или Ђуглубление в себ€ї во врем€ слушани€).

¬торой барьер - авторитет - действует следующим образом: информаци€ поступает в сознание, но на этом пути она существенно обесцениваетс€ через субъективное снижение авторитетности ее источника, т.е., в конечном счете, становитс€ ненадежной и малозначимой.

“ретий барьер - непонимание, тончайший способ снизить вли€ние информации путем ее искажени€ до неузнаваемости, предоставление ей нейтрального смысла.

ѕоскольку причины коммуникативных барьеров могут утаиватьс€ в содержательных и формальных характеристиках самого сообщени€ (фонетических, стилистических, семантических), а также в логике его построени€, то есть необходимость рассмотреть такие барьеры подробнее.

Ћогический барьер возникает тогда, когда партнеры не наход€т общего €зыка. “о есть каждый человек видит мир, ситуацию, проблему, котора€ обсуждаетс€, со своей точки зрени€, котора€ может не совпадать с позицией партнера.  роме того, одни и те же слова по той или иной ситуации могут иметь совершенно иной смысл, который есть всегда индивидуально-личностным: он зарождаетс€ в сознании того, кто говорит, но не об€зательно €вл€етс€ пон€тным тому, кто слушает. Ѕолее того, сама мысль порождаетс€ различными потребност€ми человека. ¬от почему за каждой мыслью стоит мотив, который и €вл€етс€ первичной инстанцией в порождение речи.

ѕоэтому прежде чем произнести мнение, человек сначала Ђупаковываетї его во внутреннюю речь, а затем выражает словами, вербализирует. “от, кто слушает, расшифровывает значени€ слов, постига€ таким образом смысл вербального сообщени€.

“рудности возникают в св€зи с неадекватным пониманием информации. ќсновна€ проблема, котора€ заложена в непонимании, св€занна с особенност€ми мышлени€ реципиента, ведь партнер по общению понимает все по-своему, а не так, как сказал отправитель информации.

«ачастую логический барьер возникает у партнеров с неодинаковым видом мышлени€. Ќапример, у одного Ц абстрактно - логическое, а у другого - нагл€дно-образное. Ћогический барьер может возникать на уровне операционной мыслительной де€тельности людей. »звестно, что такие операции мышлени€, как сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, используютс€ людьми с разной степенью глубины.

“о есть пока один углубл€етс€ в развернутый анализ проблемы, другой, собрав поверхностную информацию, уже имеет готовый ответ. ¬ зависимости от того, какие формы мышлени€ превалируют в интеллекте каждого из партнеров, они общаютс€ на уровне понимани€ или непонимани€, т.е. и здесь имеет место логический барьер.  онечно, логический барьер может возникнуть каждый раз, когда партнеры различаютс€ особенност€ми мыслительной де€тельности и не считают нужным учитывать специфику друг друга.

ѕреодолеть логический барьер, как считают специалисты, можно только одним путем: Ђидти от партнераї, то есть пытатьс€ пон€ть то, как он строит свои умозаключени€ и в чем заключаютс€ различи€.

‘онетический барьер, то есть преп€тствие, которое создаетс€ особенност€ми €зыка того, кто говорит, возникает тогда, когда участники коммуникативного процесса разговаривают на разных €зыках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искаженное грамматическое построение высказываний.

Ётот барьер могут породить также невыразительное вещание, злоупотребление большим количеством звуков-паразитов, €зык Ц скороговорка или очень громкий разговор. Ќапример, специалисты в области психологии доказали, что когда человеку что то сообщать на повышенных тонах, то понимание того, кто слушает, будет заблокировано. » чем более сенситивна (чувственна€) личность, тем чаще и быстрее это про€вл€етс€.

ѕсихологически причина непонимани€ кроетс€ в том, что все внимание индивида, на которого направлен поток оскорбительных слов, концентрируетс€ не на смысле объ€снени€, а в отношении того, кто говорит, к партнеру. » как результат возникает защитна€ реакци€, т.е. происходит смещение внимани€, который блокирует анализаторскую де€тельность мозга, и слова, адресованные партнеру, который слушает, им не осознаютс€. ¬полне пон€тно, чтобы такого барьера не было, необходимо говорить четко, не очень громко, избега€ говорить со скоростью.

“акже психологи советуют использовать приемы личной психологической защиты. ¬ частности, можно мысленно проанализировать особенности партнера в момент зажигательного оглашени€ информации: Ђкакие у него стали большие глазаї или Ђкак вены вздулисьї. ’от€ эффективнее будет использовать вербальные средства и сказать, например: Ђ≈сли вы будете говорить медленнее, тише и спокойнее, то € вас лучше поймуї. “ака€ фраза дает возможность партнеру перестроитьс€.

—емантический барьер возникает ввиду отсутстви€ совпадений в системах значений партнеров по коммуникации - тезауруса, т.е. лингвистического словар€ €зыка, с полной смысловой информацией. ƒругими словами, он имеет место тогда, когда партнеры пользуютс€ одними и теми же знаками (и словами тоже) дл€ обозначени€ совершенно разных вещей.

—емантический барьер - это, во-первых, проблема в жаргоне и сленге; во-вторых, он вызываетс€ ограниченным лексиконом у одного из собеседников; в-третьих, его причинами могут быть социальные, культурные, психологические, национальные, религиозные, профессиональные, групповые и другие особенности общени€.

“. ƒридзе использует название Ђэффект смысловых ножницї дл€ обозначени€ семантического барьера и рассматривает коммуникативные ситуации, при которых этот эффект возникает:

  • €вное несоответствие между €зыковыми средствами, которые использует коммуникатор, и €зыковыми ресурсами реципиента;
  • расхождение возникает еще раньше - на этапе перевода мысли в слова;
  • взаимопониманию мешают определенные индивидуальные особенности реципиента, прежде способность оперировать €зыком как средством мышлени€.

¬месте с тем, из того, что каждый человек имеет неповторимый опыт, образование, свой круг общени€, а следовательно, и неповторимый тезаурус, совсем не об€зательно делать вывод, что взаимопонимание невозможно.

„тобы преодолеть семантический барьер, необходимо пон€ть особенности другого человека и использовать в разговоре с ним пон€тную дл€ него лексику. ѕри этом слова, которые имеют разное значение, следует объ€сн€ть: в каком смысле вы принимаете то или иное слово. Ќеобходимо также помнить о том, что €зыковые нормы, специфика вашего €зыка должны измен€тьс€ в зависимости от того, к кому направлено сообщение.

—тилистический барьер возникает при несоответствии стил€ речи коммуникатора и ситуации общени€ или стил€ речи и актуального психологического состо€ни€ реципиента.

Ќапример, партнер может не восприн€ть критическое замечание собеседника, потому что оно было сказано в дружественной манере. “.е. стиль может быть неуместным, слишком трудным, не соответствовать коммуникативной ситуации и намерени€м партнера.

≈сли коммуникатор использует речевые обороты: Ђ¬ам нужної, Ђ¬ы об€заныї, Ђ“ы долженї и подобные, у реципиента возникает €вное или скрытое сопротивление. “акому стилю, который имеет принудительный характер, противостоит друга€ философи€ отношений, которую называют парадигмой возможного: Ђ¬озможної, Ђ∆елательно, чтобы выї, Ђможної и др.

ѕсихологи советуют придерживатьс€ двух основных приемов структурировани€ информации (речь идет прежде всего о деловой сфере): правила рамки и правила цепи.

—ущность правила рамки заключаетс€ в том, что начало и конец (цели, намерени€, перспективы, результаты и выводы) любого разговора следует четко очертать, ведь они в информационном р€ду запоминаютс€ лучше.

ѕравило цепи определ€ет Ђвнутреннееї структурирование коммуникативного процесса. –ечь идет о том, что необходима€ дл€ анализа проблемы информаци€ должна образовывать цепь, в которой сообщени€ объединены по определенным признакам. ќчень важным €вл€етс€ и последовательность изложени€ всей информации в целом.

»так стилистический барьер между партнерами в таких услови€х порождает неправильна€ организаци€ сообщени€.

—читаетс€, что сообщение воспринимаетс€ лучше, если оно построено таким образом:

1. от внимани€ к интересу;

2. от интереса к основным положени€м;

3. от основных положений до возражений и вопросов;

4. ответы, выводы, резюмирование.

—тилистический барьер может возникнуть и при условии, что форма коммуникации и ее содержание не соответствуют друг другу.   примеру, пригласили на беседу, а вместо диалога был односторонний монолог, вызывающий у собеседника не только недовольство, но и непонимание самой информации, так как негативные эмоции, которые не позвол€ют эффективно слушать, мешают сосредоточитьс€ и воспринимать услышанное.

—тилистический барьер возникает и тогда, когда информаци€ передаетс€ научно-канцел€рским стилем, пон€тных во врем€ чтени€ и затруднени€ в слуховом воспри€тии.

14 ѕубличное выступление

ѕубличное выступление - это выступление не только на площад€х и стадионах, по телевидению, и перед большой аудиторией. ѕубличным выступлением может стать и обращение к руководству, и беседа с новым работодателем, и общение в дружеской компании. ¬ыступление на публике - это возможность наиболее выгодно подать себ€ (например, при соискании новой должности) и возможность оттачивать навык самопрезентации.

ќт хорошего публичного выступлени€ зависит очень многое - подписанный контракт, новые клиенты, собственный рейтинг и признание в обществе. яркое и сильное выступление - это когда публика ловит каждое слово оратора, жест и изменение интонации. Ёто умение вдохновл€ть и восхищать произнесенной речью.

”мение выступать публично, умение привлечь к себе и своему выступлению внимание аудитории - это великое искусство, которое подвластно далеко не каждому. ќ том, как вести себ€ во врем€ публичного выступлени€ и пойдет речь в нашей статье.

»так, все подготовительные моменты позади, речь написана и отрепетирована, позади бессонна€ ночь. ќстаетс€ только открыть дверь в зал, зайти и начать говорить. ќстановитесь. —ейчас начинаетс€ самое важное. Ќа аудиторию вли€ет все, даже то, как вы войдете в зал. ѕоза, жесты - все это воспринимаетс€ людьми на подсознательном уровне. ¬от несколько советов, которые помогут вам добитьс€ успеха.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 954 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќадо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © ‘едор ƒостоевский
==> читать все изречени€...

2106 - | 1837 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.025 с.