Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ёстетика –енессанса




Ќачавшийс€ в позднем —редневековье с XIV-XV вв. период последовательной секул€ризации (отделени€ от ÷еркви и религии) культуры, названный в »талии –енессансом (¬озрождением), свидетельствовал о начале о глобального космоантропного процесса, выразившегос€ прежде всего в кризисе религиозного сознани€. «а многие столети€ —редневековь€ христианству так и не удалось окончательно воплотить в жизнь главные заповеди ’риста, основные принципы христианской нравственности и духовности, хот€ и была создана достаточно целостна€ христианска€ культура.

≈сли дл€ античной эстетики в целом был характерен космоантропный принцип, а дл€ средневековой Ц теоантропный, то с эпохи ¬озрождени€ в имплицитной эстетике начинают преобладать тенденции антропоцентризма. Ёпоха религиозного смирени€ и молитвенного самоуглублени€ смен€етс€ временем смелых поисков, дерзаний, активного творчества. ¬ера в безграничные возможности человека становитс€ знаменем гуманистов ренессансной культуры. Ќеобычайно возрастает авторитет человеческого разума, устремившегос€ по пут€м самосто€тельного познани€ мира. Ќачинают активно развиватьс€ науки, постепенно освобождающиес€ от контрол€ ÷еркви. ќтказавшись от непререкаемого догматизма схоластического мышлени€ зрелого —редневековь€, гуманисты с упоением погружаютс€ в стихию многоуровневого диалога, обсуждени€ и рассмотрени€ всех и вс€ческих точек зрени€ по всем философским, богословским, научным, эстетическим и любым другим вопросам. —ущественной тенденцией культуры ¬озрождени€ была, на что уже указывалось, устремленность многих выдающихс€ умов того времени в будущее.

¬ этот период, как никогда в иные времена, эстетическа€ мысль была объединена с художественной практикой. Ёстетические идеи теперь наиболее полно высказываютс€ и активно обсуждаютс€ самими художниками, архитекторами, литераторами, музыкантами в контексте конкретных трактатов об искусстве. —ущественно возрастают статус и самосознание художника. ќн осознает себ€ уже не просто искусным ремесленником, как в —редние века, но профессиональным творцом, вдохновл€емым Ѕогом и приближающимс€ к нему в своем творчестве.

‘илософское направление в эстетике –енессанса ориентировалось прежде всего на неоплатонизм, в котором италь€нские гуманисты нашли мыслительную базу, противосто€щую схоластическому рационализму.

Ќачинает активно формироватьс€ и теоретически обосновываетс€ индивидуализм, сугубо личностный характер творчества, обусловленный общим дл€ гуманистов небывалым в истории культуры возвышением человеческой личности, ее значимости, красоты, творческой одаренности в целом.

’удожники и мыслители ¬озрождени€, синтезиру€ идеи патристики и неоплатонизма с собственной новейшей естественно-научной ориентацией на визуально воспринимаемую природу, в своей философии искусства органично объедин€ют идеи Ђподражани€ї этой природе в ее идеальных, Ѕогом созданных формах, искусства, как выразител€ прекрасного, и удовольстви€, доставл€емого искусством. »деальные и совершенные формы, восход€щие, по убеждению гуманистов, к созданному Ѕогом миру, прекрасны и доставл€ют человеку удовольствие. ѕоэтому насто€щее произведение искусства, в частности изобразительного, но также и литературного, должно быть прекрасно и доставл€ть этим человеку наслаждение. » отнюдь не чувственное наслаждение, но более высокого уровн€ Ц духовное, основанное на особом знании.

ѕодобные идеи восход€т и к античным взгл€дам јристотел€, √ораци€, ¬ергили€, и к эстетическим представлени€м неоплатоников и јвгустина, однако гуманисты ¬озрождени€ поставили их в центр своего эстетического сознани€ и своей философии искусства, заложив тем самым фундамент новоевропейской эстетики, в том числе и эксплицитной.

Ќар€ду с метафизическим аспектом понимани€ искусства многие художники ¬озрождени€ на практике стремились к некоему рационально-экспериментальному постижению конкретных законов и приемов изображени€ природной красоты. ќни изучают строение и анатомию человеческого тела и тел животных, растительный мир, законы построени€ линейной перспективы, пытаютс€ вы€вить математические закономерности пропорций человеческого тела.

— ¬озрождени€ в западной эстетической культуре намечаютс€ две главные тенденции: 1) нормативно-рациоцентрическа€ (классицизм, ѕросвещение, академизм, реализм, техноцентризм), т€готеюща€ к рационализму, материализму, позитивизму, прагматизму, научно-техническому утилитаризму, и 2) иррационально-духовна€ (барокко, романтизм, символизм), ориентирующа€с€ на выражение в художественном творчестве духовного јбсолюта и духовного космоса. Ќе выход€ в основном за рамки целостной многоликой христианской культуры, перва€ лини€ восходит к идеализированной античности; втора€ Ц к идеализированному —редневековью.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2602 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ѕутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

669 - | 725 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.007 с.