Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ёстетика западного —редневековь€




¬ западной средневековой эстетике можно выделить два главных хронологических периода Ц раннесредневековый (V-X вв.) и позднесредневековый (XI-XIV вв.) и два основных направлени€ Ц философско-богословское и искусствоведческое. ” ее истоков стоит крупнейший отец латинской ÷еркви Ѕлаженный јвгустин, хот€ его эстетическа€ система далеко не полностью была восприн€та в —редние века, но только отдельные ее части. ћногие из сформулированных јвгустином эстетических положений сохран€ли свою актуальность на прот€жении всего —редневековь€.

–аннесредневековый период. ƒл€ него характерна охранительна€ позици€ по отношению к античному наследию. Ѕоэций сохранил дл€ —редневековь€ античную теорию музыки,  ассиодор Ц классификацию искусств (теоретические, практические и созидательные), »сидор много занималс€ терминологическими вопросами. ¬о времена  аролингов (середина VIII Ц начало X в.) в эстетике наблюдаетс€ процесс активного взаимодействи€ античных и христианских эстетических идей.

√лавное место в эстетических представлени€х этого времени занимает божественна€ красота, воплощающа€с€ в Ђзримых образахї Ц в единстве, целостности, пор€дке, форме. ¬идима€ красота осмысливаетс€ как символ невидимой.   широко распространенным античным представлени€м об искусстве как о специфической искусной духовной и практической де€тельности добавл€ютс€ идеи о месте и функци€х искусства в религиозной жизни человека. ”тверждаютс€ три основные функции изобразительных искусств: 1) Ђкнига дл€ неграмотныхї; 2) увековечение исторических событий; 3) украшение интерьеров храмов.  расоту архитектуры усматривали не в архитектурно-конструктивных решени€х и элементах, а в украшении храма (инкрустации, росписи, витражи, декоративно-прикладные искусства).

ѕозднесредневековый период характеризуетс€ по€влением специальных эстетических трактатов в составе больших философско-религиозных сводов (Ђ—уммї), повышением теоретического интереса к эстетическим вопросам, что особенно характерно дл€ мыслителей XII-XIII вв. Ц схоластов. ћонастырскую эстетику простоты и идеи углубленности в созерцание внутренней красоты развивает Ѕернард  лервоский (XII в.). √уго —ен-¬икторский и его последователи, опира€сь на эстетику јвгустина, много внимани€ удел€ют видимой красоте и искусству. √уго делит искусства на семь свободных и семь Ђмеханическихї. ¬ число последних он вводит и Ђтеатрикуї Ц искусство развлечений. »скусства, по его мнению, изобретены дл€ удовлетворени€ тех многообразных потребностей человека, которые не может удовлетворить природа.

 

 рупнейшие схоласты XIII в. √ильом ќвернский, јльберт ¬еликий, ”льрих —трасбургский, ‘ома јквинский, опира€сь на эстетику јвгустина, ѕсевдо-ƒиониси€ јреопагита и своих средневековых предшественников, использу€ аристотелевский метод философской дефиниции, завершили систематизацию средневековых эстетических представлений. ѕрекрасное было окончательно определено через субъект-объектное отношение: прекрасно то, что Ђнравитс€ само по себеї (√ильом ќвернский), доставл€ет наслаждение в процессе неутилитарного созерцани€ вещи.  расота осмысливаетс€ как си€ние (и просвечивание) Ђформыї (идеи) вещи в ее материальном облике (јльберт ¬еликий). Ѕезобразное также определ€етс€ через субъект-объектное отношение Ц это то, что вызывает отвращение.

‘ранцисканец Ѕонавентура, исход€ из высказывани€ јвгустина о Ђкрасоте/форме ’ристаї, создает целую Ђхристологическую эстетикуї. —огласно Ѕонавентуре, Ђкрасотаї (= Ђформаї) ’риста €вл€етс€ посредником между трансцендентным Ѕогом и человеком через воплощенного —ына, в котором сконцентрированы принципы Ђобраза и подоби€ї, напр€мую относ€щиес€ к пон€тию Ђформыї.

»тог схоластических эстетических представлений мы находим в эстетике ‘омы јквинского. ‘ома перенес акцент с духовной красоты на чувственно воспринимаемую природную красоту, оценив ее саму по себе, а не только как символ божественной красоты. ¬ещь €вл€етс€ прекрасной лишь тогда, когда в ее внешнем виде предельно выражаетс€ ее природа, ее сущность, или ее Ђформаї. ‘ома определ€л прекрасное через совокупность его объективных и субъективных характеристик.   первым он относил Ђдолжную (или хорошую) пропорцию, или созвучие (согласие)ї, Ђ€сностьї и Ђцельность (полноту), или совершенствої. —убъективные аспекты прекрасного ‘ома усматривал в соотнесенности его с познавательной способностью, котора€ реализуетс€ в акте созерцани€ вещи, сопровождающемс€ духовным наслаждением.

»скусствоведческое направление средневековой эстетики характеризуетс€ по€влением специальных трактатов по поэтике (Ђѕоэтрииї) и по музыке. √лавным в поэзии считалось содержание, однако авторы Ђѕоэтрийї удел€ли больше внимани€ вопросам формы, различа€ при этом форму внешнюю и внутреннюю. ¬ музыке по€вилась лишь теори€ контрапункта, обосновавша€ принцип полифонии в музыкальной практике. ¬ живописи теоретики ценили красоту, содержательность, аллегоризм; в скульптуре Ц жизнеподобие; в архитектуре Ц величину, соразмерность, блеск, светоносность, драгоценные украшени€. √еометри€ и математика рассматривались как важнейшие основы архитектуры и отчасти живописи.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2627 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

80% успеха - это по€витьс€ в нужном месте в нужное врем€. © ¬уди јллен
==> читать все изречени€...

2012 - | 1862 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.