Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–усска€ средневекова€ эстетика




“радиции византийской эстетики и художественной культуры были активно продолжены –усью после прин€ти€ ею в конце X в. христианства в качестве официальной религии. ¬ истории древнерусской эстетики условно можно выделить два основных периода: собственно средневековый (XI-XVI в.) и переходный от —редних веков к Ќовому времени (XVII в.).

ƒл€ первого периода характерен предельно имплицитный тип эстетического сознани€ Ц когда оно находило наиболее адекватные формы выражени€ в искусстве, церковном культовом действе, религиозной жизни человека (в частности, в монастырской жизни).

ƒревнерусска€ эстетика имела два основных источника: художественную культуру и мифологическое сознание восточных слав€н (дохристианского периода) и византийскую эстетику, регул€рно проникавшую на –усь с конца X в. ƒл€ восточнослав€нского (глубинного, архетипического) пласта древнерусского эстетического сознани€ характерны тенденции к конкретности, материальности, пластической ос€зательности (телесности) духовных феноменов, к сакрализации природных €влений, к иллюзорности и Ђдокументальнойї определенности потустороннего мира, к ощущению магической взаимосв€занности всех вещей и €влений. ¬изантийско-православна€ культура и эстетика, пришедшие на –усь с христианизацией восточных слав€н, уже накладывались на этот по-своему богатый, целостный и самодостаточный пласт сознани€ и переформировывали его, подверга€сь одновременно активному обратному воздействию.

ƒл€ древних русичей зрелого —редневековь€ характерны: особое внимание к чувственно воспринимаемым реализаци€м духовной красоты; наделение прекрасного ос€зательной предметностью (вещностью); осмысление красоты как выражени€ истинного и сущностного; особа€ чуткость к красоте искусной де€тельности; повышенна€ эмоциональность и мажорность; воспри€тие света (видимого, прежде всего) в качестве важной модификации прекрасногоЌа смену сакральному воспри€тию природы восточными слав€нами приходит понимание ее как прекрасного произведени€ высшего ’удожника. ¬ ней усматриваетс€ теперь прекрасный пор€док Ц Ђстройї, радующий душу человека.   середине XIV в. в эстетическом сознании русичей видное место занимает нравственна€ красота. ¬ литературе складываютс€ идеальные образы геро€ (кн€з€, ведущего народ на захватчиков Ц период татаро-монгольского нашестви€ на –усь) и духовного пастыр€ (св€щенника). ѕервый образ строитс€ на единстве внешней красоты, благородства, мужества и христианского благочести€; у второго преобладает нравственно-духовна€ красота, котора€ теперь ценитс€ в человеке не меньше мужества и отваги.

 онец XIV-XVI в. Ц врем€ расцвета русского средневекового искусства (литературы, архитектуры, иконописи, церковно-певческого искусства). ƒл€ эстетического сознани€ этого периода характерен р€д принципов: соборность эстетического сознани€, софийность искусства и творческой де€тельности в целом, системность (синтетизм) церковного искусства, его повышенный художественный символизм, высока€ духовность, каноничность и некоторые другие, в комплексе составл€ющие самобытность православного эстетического сознани€ и, соответственно, русского средневекового искусства.

—оборность - это сознание собора родственных по духу людей, достигших в процессе совместной литургической жизни духовного единства как друг с другом, так и с более высокими духовными уровн€ми, в идеале Ц с Ѕогом. —оборное сознание в православном понимании Ц это результат коллективного Ђдуховного делани€ї членов ÷еркви, получающих, по их убеждению, в таинстве богослужени€ благодатную помощь свыше. ќтсюда Ц принципиальна€ анонимность средневекового русского искусства, всего духовного творчества.

ќтсюда каноничность как главный принцип средневекового творческого метода. ¬ художественном каноне нашли отражение и воплощение духовный и эстетический идеалы эпохи, закрепл€лась наиболее адекватна€ этим идеалам система изобразительно-выразительных приемов.

—офийность. —редневековые русичи были убеждены, что в создании произведений культового искусства через посредство художника участвует сама —офи€ ѕремудрость Ѕожи€, и именно поэтому произведени€ этого искусства воспринимались ими как носители некоего высшего единства мудрости, красоты и искусства.

¬ысшего совершенства и полноты выражени€ система этих принципов достигла в искусстве крупнейшего живописца ƒревней –уси јндре€ –ублева (рубеж XIV-XV вв.).

јктивизацией вербального выражени€ эстетических представлений русского —редневековь€ характеризуетс€ период конца XVЦ XVI вв. Ћидер Ђнест€жателейї, монашеского сообщества, порицавшего излишнее владение собственностью монатыр€ми, Ќил —орский разрабатывает русский вариант Ђэстетики аскетизмаї, а внимание его оппонента по организации монастырской жизни преподобного »осифа ¬олоцкого привлечено к осмыслению литургической (богослужебной) эстетики. ќн же впервые на –уси достаточно подробно излагает православную теорию иконы и сюжетно-иконографическую программу дл€ иконописцев. ¬ XVI в. определенный вклад в утверждение средневековых эстетических представлений внос€т такие мыслители, как ћаксим √рек, ¬ассиан ѕатрикеев, «иновий ќтенский, старец јртемий, кн€зь јндрей  урбский, а также церковные соборы 1551 г. (Ђ—тоглавї) и 1554 г. Ёстетическа€ сфера, и прежде всего литература и церковное искусство, активно переплетаютс€ в этот период с политической, внутрицерковной и идеологической борьбой различных церковно-государственных группировок.

ƒл€ второго, переходного от —редних веков к Ќовому времени периода древнерусской эстетики характерны дух острой полемики по основным эстетическим проблемам между традиционалистами и новаторами и постепенный отход от средневековой стилистики в искусстве под вли€нием западноевропейского искусства XVIЦ XVIIвв., образцы которого достаточно регул€рно стали попадать в –оссию через ѕольшу и ”краину. ¬ XVII в. на русском €зыке по€вл€ютс€ учебники по грамматике, риторике, арифметике, пишутс€ специальные трактаты по музыке и живописи, нормативные руководства (Ђчиновникиї) по церемониальной эстетике.

“радиционалисты (прежде всего старообр€дцы, но не только они) XVII-XVIII вв. €ростно боролись со всеми этими западническими (еретическими, в их понимании) нововведени€ми в церковном искусстве и в его теории, но главные тенденции времени были не на их стороне. ’удожественна€ культура –оссии неумолимо уходила от средневекового миропонимани€, средневекового художественного €зыка во всех видах искусства.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2666 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„тобы получилс€ студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без м€са и развести водой 1:10 © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

674 - | 678 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.