Синергийный традиционализм шире любого цивилизационного проекта. Он апеллирует к духовной традиции каждого из народов, включая демонизируемую консерваторами Америку. Цивилизационная геополитическая дихотомия «атлантизм» – «континентализм», Запад – Восток замещается иным антагонизмом «традиционализм» – «новый мировой порядок».
Страны, относимые к атлантистской геополитической конфигурации, также обладают собственным традиционалистским потенциалом. Глобализационные процессы столь же противоречат их традиционным системам ценностей, как и в отношении народов континентального пространства.
Нельзя в полной мере представлять современную глобализацию только как планетарную универсализацию западной цивилизации. Глобализация – антицивилизационна. Она выражает дух мирового разложения, не связанный с какой бы то ни было цивилизационной парадигмой. В религиозном смысле ей соответствует процесс апостасии. Запад - одна из жертв глобализации. Он не менее других цивилизационных систем нуждается в выходе из создавшейся ситуации. Другое дело, что западная цивилизация (или ряд цивилизаций, включаемых в западный культурный ареал) ранее других подверглась глобализационному воздействию и далее выступила разносчиком «опасного вируса».
Перед цивилизационно идентифицированным человеком Запада стоят в футурологическом плане те же угрозы, что и перед россиянином. «Будущее, - провозглашает Ж. Бодрийяр, - принадлежит людям, забывшим о своем происхождении, тем, кто не отяготил себя старыми европейскими ценностями и идеалами».[537] Своей сакральной традицией обладает даже Америка, апеллирующая к освященным протестантской культурой идеомифам колонизации и борьбы за независимость. В этом смысле и американцы являются жертвами глобализации.
Встречаемая в консервативной литературе демонизация образа США противоречит идее многополярного синергийного миростроительства. Соединенные Штаты далеко не самая детрадиционализованная страна мира. Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно обратиться к имеющимся по ряду развитых государств данным по удельному весу домохозяйств, регулярно посещающих церковь. В США таковых насчитывается более половины (рис.2.4.3). Стоит ли в этой связи удивляться высоким в сравнении с Европой показателям рождаемости среди американского населения.[538]
Рис. 2.4.3. Удельный вес домохозяйств, регулярно посещающих церковь по ряду стран мира.
Дихотомия современного мира сводится к онтологическому противостоянию «цивилизационного человека» и «нового кочевника». Синергийный традиционализм есть планетарная мессианская доктрина. Традиционалистский мессианизм обращен не к какому-то ограниченному географическими, религиозными или этническими рамками социуму, а ко всему человечеству. Только такая доктрина имеет шансы на успех, как проект альтернативного глобализма.
В этом отношении особенно показателен организационный опыт коммунистического мессианства. Его сила заключалась именно в планетарной адресации. Но коммунизм в исторической ретроспективе не представлял собой альтернативы мондиализму. Антиномичность коммунизма и капитализма была сильно преувеличена. Оба противопоставляемых друг другу строя являлись вариациями массового общества. Это две модели осуществления модернизации, смысл которой на исторической шкале времени заключался в уничтожении структур и атрибутов традиционного общества. Под видом борьбы друг с другом адепты капиталистического и коммунистического мондиализма искореняли сохранившиеся реликтовые традиционалистские элементы.[539] По-видимому, те и другие действовали зачастую в рамках единой режиссуры. Еще Б. Дизраэли писал о «союзе искусных накопителей богатств с коммунистами» для разрушения христианского монархического мира.
Дезавуировавший себя в качестве ориентира антиглобалистских сил коммунистический мессианизм должен быть заменен традиционалистским мессианизмом.