Запах моих подмышек ароматнее всякой молитвы …
У.Уитмена часто упрекали в том, что он «славит себя и воспевает себя». В действительности же он подчеркивал ценность каждой отдельной личности.
Стремясь охватить «многообразные, океанические свойства Народа», могущество души Человека, Уитмен выработал новые поэтические принципы: обогатил строфу длинными словесными периодами, ввел в свою поэзию приемы ораторского искусства, использовал вопросительные конструкции, повторения.
Интересным художественным приемом Уитмена был принцип постоянной трансформации, то есть перевоплощения Поэта в других. У лирического героя мы видим как бы «тысячу лиц»:
- он и «загнанный раб», весь в поту;
- он и пожарный, умирающий под рухнувшей стеной;
- он и счастливый любовник;
- он и рыдающая вдова…
Во всех людях я вижу себя…
Все эти люди – я, и их чувства – мои …
Лирический герой сливается с народом, прославляет братство всех людей на земле. В этом заключается его демократизм, общность со всем сущим.
Романтизм Уитмена проявлялся, прежде всего, в прославлении им цельных и сильных людей. В своей записной книжке 1860 года он писал : «Изображай только великие характеры – добрые, любящие характеры…». Свою миссию поэта он видел в том, чтобы возвращать «измученных тяготами жизни» людей к «духовному здоровью иистинной жизни». Высшим законом бытия Уитмен считал счастье («Счастье… высшийсмысл бытия вообще»). И, как все, это счастье он видел в любви.
Это чувство Уитмен прославил в своем знаменитом цикле «Дети Адама». Цикл, наполненный «чувственностью», вызвал бурное негодование многих пуритан Америки, которые были возмущены тем, что в нем много места уделено физиологии любви, описанию и воспеванию человеческого тела:
Физиологию с головы и до пят я пою,
Не только лицо человеческое и рассудок достойны Музы,
Но все тело еще более достойно ее…
Несмотря на откровенность некоторых описаний, удивительных для того времени, Уитмен описывает физическую любовь очень поэтично:
Однажды, когда я проходил по большому, многолюдному
городу, я пытался внедрить в свою память его улицы,
здания, обычаи, нравы,
Но теперь я забыл этот город, помню лишь некую женщину,
Которую я случайно там встретил,
И она удержала меня, потому что полюбила меня.
День за днем, ночь за ночью мы были вдвоем –
Все остальное я давно позабыл…
…………………………………………………………………..
Помню только ее, эту женщину, которая страстно прилепилась
ко мне,
Опять мы блуждаем вдвоем, мы любим, мы расстаемся опять,
Опять она держит меня за руку и просит, чтобы я
не уходил,
Я вижу ее, она рядом со мною, ее грустные губы