Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћоби ƒикї €вл€етс€ и символико-философским романом




¬ романе используетс€ известна€ средневекова€ аллегори€: а) корабль как государство и б) корабль как человечество. ћногозначительно название корабл€ Ђѕекодї - это название исчезнувших племен.

 орабль как государство €вл€етс€ символическим обозначением Ђразноликойјмерикиї. Ќа судне собрались представители 18 национальностей Ц белые американцы, туземец  викег, индеец “эштиго, негр ƒэггу, перс ‘едалла и другие. »х истории позвол€ют представить сугубо американские проблемы:

а) проблему равенства всех людей, независимо от их происхождени€, цвета кожи и вероисповедани€;

б) проблему рабства: ћелвилл косвенно выступает перед нами как аболиционист. ¬ свое врем€ он был потр€сен поправкой 1850 года к Ђ«акону о беглых рабахї;

в) проблему религиозной терпимости, особенно актуальную в пуританской јмерике, котора€ в романе великолепно представлена историей дружбы »змаила и  викега. (раскрыть на примерах).

¬ то же врем€ Ђћоби ƒикї - роман о „еловеке и „еловечестве. — этой точки зрени€, корабль €вл€етс€ аллегорией человечества. Ђѕекодї - это человечество в миниатюре. јвтор изучает различные варианты человеческого поведени€ в экстремальных ситуаци€х.

‘илософское начало подчеркнуто не только художественной формой произведени€, но и библейскими именами героев.  аждый из них представл€ет определенный тип познающего человеческого сознани€, и главной задачей автора было стремление познать их.

»змаил. ѕо библии - изгнанник, отшельник, живущий в пустыне. ¬ романе он Ц Ђстранникї в этом мире, Ђискатель истиныї, носитель созерцательного сознани€.

 апитан јхав. ѕо библии Ц нечестивец, царь »зраил€. ¬ романе Ц бунтарь, м€тежник, носитель бунтующего сознани€.

—тарший помощник капитана —тарбек, играющий большую роль в романе, - носитель индифферентного (регистрирующего) сознани€.

— этими геро€ми св€зана одна из главных проблем романа Ц проблема геро€.

–оман ћелвилла создавалс€ на рубеже 1840-50-х годов, в преддверии √ражданской войны. Ќо главным было не только это событие - јмерика чувствовала приближение гр€дущей катастрофы. » ћелвилл обращает эту свою книгу к современнику.

√лавный вопрос романа - кто из действующих лиц может быть назван героем? —уществуют различные точки зрени€. ќдни считают главным героем романа капитана јхава.

ƒействительно, этот герой €вл€етс€ самой €ркой и сильной личностью в романе. јхав вступает в неравную борьбу со «лом (ћоби ƒиком). ѕодобно ѕрометею, он готов отдать свою жизнь люд€м. Ќо, с другой стороны, он Ц безумец. ≈го героизм сродни фанатизму. ќн заражает им весь экипаж и ведет его к гибели. —м. знаменитую сцену с эквадорским дублоном.

ƒействи€ капитана јхава €вл€ютс€ искаженным про€влением трансцендентального принципа Ђдовери€ к себеї, это сильна€ вол€, переход€ща€ в фанатизм. Ёто авторска€ иде€ передаетс€ в портрете геро€ через мотив обожженности, несгибаемости: Ђќн был словно приговоренный к сожжению заживо, которого в последний момент сн€ли с костраЕ ¬есь он, высокий и массивный, был точно отлит из чистой бронзы, получив раз и навсегда неизменную формуЕї. ” ћелвилла этот персонаж, несомненно, ассоциируетс€ с фанатизмом пуритан, особенно южан, боровшихс€ за сохранение рабства на ёге.

√лавный герой Ц »змаил? ƒа, он Ђромантический странникї, увлекательный рассказчик. Ќо в нем изображены черты обычного американца: стремление к свободе, веротерпимость, доброта.

√лавный герой Ц туземец  викег?  оторого »змаил называет Ђканнибальским вариантом ƒжорджа ¬ашингтонаї, видит в нем Ђпризнаки простого честного сердцаї, Ђдух, который не дрогнет и перед тыс€чью дь€воловї?

Ѕольшинство исследователей главным героем романа считают ћоби ƒика. Ёто многозначный образ. ќн представлен автором таким образом, что постепенно из морского животного превращаетс€ в продукт человеческого духа.

Ќа сегодн€шний день существует несколько трактовок этого образа.  ажда€ из них имеет право на существование.

1. ћоби ƒик Ц воплощение извечного мирового «ла как вечной философской категории.  освенным доказательством €вл€етс€ его портретна€ характеристика: у него Ђогромный ослепительный горбї, Ђсвирепа€ свернута€ нижн€€ челюстьї,Ђогромное мраморное телої, устрашающим €вл€етс€ его по€вление: Ђкит встает вертикально и приближаетс€, потр€са€ множеством гарпунов, острог, зазубринЕї. —амым страшным в нем €вл€етс€ его белый цвет, описанию которого автор посв€щает целую главу 42: Ђвсецветна€ бесцветность безбожи€ї, котора€ не под силу человекуЕї.

 

2. ѕротивоположное толкование образа ћоби ƒика.

ќн Ц часть ѕрироды, следовательно, покуша€сь на  ита, люди тем самым покушаютс€ на самого Ѕога. ƒоказательством божественности ћоби ƒика €вл€етс€ тот же белый цвет, где белое сочетаетс€ с синим (океаном), что напоминает нам цвета одежды ’риста.

ќ божественном происхождении  ита свидетельствуют и его вездесущность и бессмертие, его противосто€ние акулам, которые изображены как Ђдь€вольское отродьеї. Ѕолее того, в романе неоднократно подчеркиваетс€, что ћоби ƒик никогда не нападал первым. ќн предупреждал людей, потр€са€ гарпунами.

¬ контексте всего этого оказываетс€, что, броса€ вызов ћоби ƒику, человек покушаетс€ на самого Ѕога. ѕоэтому јхав и другие герои станов€тс€ носител€ми главного человеческого греха Ц гордыни.

ћелвилл признавалс€ в том, что он написал Ђкрамольную книгуї, ибо в его романе Ѕог предстает как свирепа€ сила, не терп€ща€ неповиновени€. ќн не видит присутстви€ Ѕога во всех земных делах. ≈го герою »змаилу открываетс€ следующа€ истина: Ђ¬о ¬селенной нет высших сил, которые направл€ют жизнь человека и общества. „еловек сам ответственен за свою судьбу и должен полагатьс€ только на самого себ€. ¬ мире нет ни бога, ни ¬ысшего ƒухаї.

“аким образом, получаетс€, что спасение только в смирении? „астично об этом свидетельствует истори€ спасени€ »змаила, геро€ с созерцательным сознанием. ќн посто€нно изучает универсальные законы быти€ и человеческого разума, рассуждает о месте «ла в мире, раздумывает над соотношением ƒобра и «ла. ѕоэтому истина открываетс€ только ему. ≈ще в начале романа он произносит следующие слова: ЂЌе остава€сь глухим к добру, € тонко чувствую зло и могу в то же врем€ вполне ужитьс€ с ним - если только мне дозволено будет - поскольку надо ведь в дружбе быть со всеми теми, с кем приходитс€ делить кровї.

Ёпилог романа неоднозначен: »змаил спасен, но человеком. ≈го подбирает проход€щее мимо судно Ђ–ахильї. ѕолучаетс€, что ѕрирода равнодушна к человеку. Ќо все сложнее: зачем тогда сам »змаил пишет о том, что Ђакулы, не причин€€ мне зла, скользили мимо, словно у каждой на пасти болталс€ вис€чий замок; кровожадные морские €стребы парили, будто всунув свои клювы в ножныї?

–оман ћелвилла сложен по своей художественной форме, глубок по своим иде€м.

ќн представл€ет собой синтез философского, морского, социального и даже фантастического романов. ≈го называют и романом-притчей. ћногие исследователи творчества писател€ считают, что его книга обращена в будущее, так как она насыщена размышлени€ми автора о мире и человеческих отношени€х. ѕисатель хотел предсказать будущее на основе насто€щего. “ак как он был, прежде всего, романтиком, его размышлени€ были облечены в романтическую форму. –оман ћелвилла до сих пор остаетс€ загадкой дл€ читателей и исследователей.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2502 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћибо вы управл€ете вашим днем, либо день управл€ет вами. © ƒжим –он
==> читать все изречени€...

537 - | 446 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.