Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Неадекватность мифа субъективизма




В западной культуре главной альтернативой объективизму традиционно считался субъективизм. Мы показали, что миф объективизма неадеква­тен в объяснении человеческого понимания, языка человека, ценностей социума, социальных и культурных институтов и всего того, что связано с гуманитарными науками. Таким образом, в соответствии с дихотоми­ей, которую навязывает нам наша культура, единственная остающаяся возможность — это радикальный субъективизм, который отрицает воз­можность любого научно «освещенного» описания реалий мира человека.

Но мы доказали, что субъективизм не единственная альтернатива объективизму и предложили третью альтернативу: миф эмпиризма, кото­рый, как мы считаем, способен стать адекватной философской и методо­логической основой для гуманитарных наук. Мы уже показали отличие этой альтернативы от объективистской программы, но не менее важно отличать ее и от субъективистской программы.

Рассмотрим в кратком изложении некоторые субъективистские взгляды на то, как люди понимают свой опыт и свой язык. Эти взгляды в основном порождены романтической традицией, и их отражение можно найти в новейших интерпретациях (возможно, неправильных) современ­ной европейской философии, особенно в традициях феноменологии и эк­зистенциализма. По большей части эти субъективистские интерпретации представляют собой популярные изложения философских идей, основан­ные на отборе отдельных элементов антиобъективистской европейской философии. Весьма часто эти изложения игнорируют серьезность попы­ток некоторых направлений континентальной философии найти осно­вания наук о человеке. Приводимые ниже положения субъективизма можно в целом охарактеризовать как своеобразное «феноменологическое кафе». К ним относятся, например, следующие утверждения:

Значение индивидуально: значение всегда связано с тем, что имеет значение и важно для человека. То, что индивидуум считает важным и что это означает для него, это вопрос интуиции, воображения, чувства и индивидуального опыта. Что это нечто означает для индивидуума, не может стать в полной мере известным кому-либо еще или быть адекватно передано в процессе коммуникации.

Опыт полностью холистичен: естественного структурирования опыта чело­века не существует. Любая структура, которую мы или кто-либо другой накладываем на наш опыт, абсолютно искусственна.

У значений нет естественной структуры: значение для индивидуума фор­мируется на основе его чувств, опыта, интуиции и ценностей, а они чисто холистичны; у них нет естественной структуры. Таким образом, у значений нет естественной структуры.

Контекст не имеет структуры: контекст, необходимый для понимания высказывания — физический, культурный, личный и межличностный — не имеет естественной структуры.

У значения не может быть естественной и адекватной репрезентации: это следствие того, что у значений нет естественной структуры, того, что их никогда нельзя полностью познать или сообщить другому человеку, и того, что контекст, необходимый для их понимания, неструктурирован.

Все эти субъективистские положения зависят от одного базово­го допущения: у опыта нет естественной структуры, и поэтому значение и истинность не имеют никаких внешних естественных ограничений. Наш ответ на все это непосредственно следует из нашего подхода к основани­ям понятийной системы человека. Мы представили аргументы в пользу того, что опыт человека структурирован холистически в терминах опыт­ных гештальтов. Структура этих гештальтов не произвольна. Напротив, измерения, которые характеризуют структуру гештальтов, естественно возникают из нашего опыта.

Это не отрицает возможности того, что какое-то содержание, имею­щее для меня некоторое значение, основывается на таких видах опыта, которые у меня были, а у вас нет, поэтому я не смогу полностью и аде­кватно передать это содержание вам. Однако метафора обеспечивает возможность частичной передачи неразделенного опыта, и это позволяет сделать естественная организация опыта человека.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-09-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 470 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2806 - | 2369 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.