Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—оциально-психологические особенности общени€ в группах, в коллективах




 

ќбщение €вл€етс€ одним из важнейших пон€тий в психологии. ¬не общени€ невозможно пон€ть и проанализировать процесс личностного становлени€ отдельного человека, и тем более нельз€ проследить закономерности общественных единиц и коллективов. ѕоэтому психологическа€ проблематика коллектива традиционно раскрываетс€ описанием феномена общени€ [6].

ќбщение чрезвычайно разнообразно по своим формам и видам. ћожно говорить о пр€мом и косвенном общении, непосредственном и опосредованном. ѕри этом под непосредственным общением понимаетс€ естественный контакт ≠лицом к лицу при помощи вербальных (речевых) и невербальных средств (жесты, мимика, пантомимика). Ќепосредственное общение €вл€етс€ исторически первой формой общени€ людей друг с другом, на его основе и на более поздних этапах развити€ цивилизации возникают различные виды опосредованного общени€. ќпосредованное общение может рассматриватьс€ как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудн€ющих или отдел€ющих во времени получение обратной св€зи между участниками общени€.

ƒалее, различают меж≠личностное и массовое общение. ћежличностное общение св€зано с непосредственными контактами людей в группах или парах, посто€нных по составу участников. ќно подразумевает известную психологическую близость партнеров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопережива≠ни€, понимани€, совместного опыта де€тельности.

ћассовое общение - это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникаци€, опосредован≠на€ различными видами массовой информации.

Ќеобходимо также отметить возможность выделени€ межперсонального и ролевого общени€. ¬ первом случае, участника≠м≠и общени€ €вл€ютс€ конкретные личности, обладающие уникальными индивидуальными качествами, которые раскрываютс€ другому по ходу общени€ и организации совместных действий. ¬ случае ролевой ≠коммуникации ее участники могут быть рассмотрены как носители определенных социальных ролей (учитель - ученик, покупатель - продавец). ¬ыполн€ема€ в данный момент роль фиксирует то место, которое занимает человек в системе общественных, социальных отношений. ¬ ролевом общении человек лишаетс€ определенной спонтанности своего поведени€, так как те или иные его шаги и действи€ диктуютс€ исполн€емой ролью. “аким образом, ролевое распределение внутри коллектива оказывает значительное вли€ние на формирование социально-психологического климата, о чем указывают некоторые авторы, например ћ. √. ярошевский в [2].

¬ общении люди про€вл€ют, раскрывают дл€ себ€ и других свои психологические качества. Ќо эти качества не только про€вл€ютс€ через общение, в нем они возникают и формируютс€. ќбща€сь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиес€ социальные нормы, ценности, знани€ и способы де€тельности, формируетс€ как личность и индивидуальность. ќбщение ≠выступает важнейшим фактором психического развити€ человека≠. ¬ самом общем виде можно определить общение как универсальную реальность, в которой зарождаютс€ и существуют в течение всей жизни психические процессы и поведение человека.

ѕо своему значению общение многофункционально. ћожно выделить п€ть важнейших функций общени€.

ѕрежде всего, общение выполн€ет в коллективной человеческой де€тельности св€зующую роль. Ёта функци€ может быть условно названа ≠прагматической. ¬ этой функции общение выступает как важнейшее условие объе≠динени€ людей в процессе любой совместной де€тельности. ќ том, какие разрушительные последстви€ дл€ де€тельности людей имеет невыполнение этого услови€, повествуетс€ в знаменитом библейском сюжете о строительстве ¬авилонской башни. ¬торой по пор€дку может быть названа ≠формирующа€ функци€ общени€. «десь общение, как это уже отмечалось выше, выступает как важнейшее условие формировани€ и изменени€ психического облика человека и, следовательно, всего коллектива, как общности индивидов.

¬ качестве третьей может быть названа так называема€ ≠подтверждающа€≠ функци€ общени€. »наче говор€, в процессе общени€ с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и к≠ак бы подтвердить себ€. ∆ела€ утвердитьс€ в своем существовании и в своей ценности, человек ищет точку опоры в другом человеке. ≈ще ”. ƒжеймс отмечал, что дл€ человека ≠не существует более чудовищного наказани€, чем быть предоставленным в общест≠ве самому себе и оставатьс€ абсолютно не замеченным≠. ¬≠о многих психотерапевтических системах это состо€ние человека фиксируетс€ в пон€тии ≠неподтверждение≠. ѕричем, в отличие от отрица≠ни€, которое может быть выражено словами У≠“ы не прав≠Ф или У≠“ы плохойФ≠ предполагает известную долю подтверждени€ (пусть и с негативной оценкой), неподтверждение означает Ф“еб€ здесь нет≠Ф, У≠“ы не существуешь≠Ф.

„етверта€ функци€ общени€ состоит в организации и поддержании межличностных отношений (организационна€). ¬оспри€тие других людей и поддержание с ними различных отношений (от интимно-≠личностных до сугубо деловых) дл€ любого человека неизменно сопр€жено с оцениванием ≠людей и установлением определенных эмоциональных отношений либо позитивных, ли≠бо негативных по своему знаку. Ёмоциональное отношение к другому человеку практически всегда может быть выражено в тер≠м≠инах ≠симпатии - антипатии≠, ≠≠нравитс€ - не нравитс€≠≠. Ёмоциональные межличностные отношени€ - не единственный вид социальной св€зи, доступный соврем≠енно≠му человеку, однако они пронизывают всю систему взаимоотн≠ош≠ений между людьми, часто накладывают свой отпечаток и на деловые, и даж≠е на ролевые отношени€.

Ќаконец, может быть названа и п€та€ функци€ общени€ - внутриличностна€. ¬ данном случае общение человека с сами≠м собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога) может рассматриватьс€ как универсальный способ мышлени€ человека. Ћ. —. ¬ыготский отмечал в св€≠зи с этим, что У≠...человек и наедине с самим собой сохран€ет функцию общени€≠Ф.

ћы рассмотрели виды, формы и функции общени€. ћожно отметить, что наибольшее внимание в социальной психологии традиционно удел€етс€ межличностному, непосредственному обще≠нию, которое на насто€щий момент наиболее глубоко изучено по сравнению с другими видами.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1475 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќадо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © ‘едор ƒостоевский
==> читать все изречени€...

2102 - | 1831 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.