Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


јбай Ц последний из великих казахских биев и его судебные решени€




 ак писал ћухтар јуэзов, јбай был великим поэтом, мыслителем и выдающимс€ просветителем, "вместе с тем нельз€ упускать того, что он был крупным и попул€рным бием"1. ѕо свидетельству современника "јбай как крупный бий и в бийском судопроизводстве по силе своей справедливости и чистоты совести не имел равного в роде “обыкты в прошлом и в свою эпоху"2.

јбай  унанбаев (1845-1904) вошел в историю как крупный поэт и классик казахской национальной литературы. ќн происходил из рода “обыкты —реднего жуза. ∆ил в эпоху, когда огромна€ казахска€ степь потер€ла свою государственность и вошла в состав –оссийской империи в качестве ее окраинно азиатской колониальной территории. —осто€ние казахского общества, его ритм и институты стали постепенно мен€тьс€.  азахстан и его население во внутренней жизни еще сохранили многое из кочевой цивилизации и кочевого быта, значительные остатки родового делени€, а также зародившиес€ в их недрах, но получившие опережающее развитие нравственные ценности в межлюдских отношени€х. Ёто еще сказывалось и устойчиво про€вл€лось в области суда и судопроизводства, вместе с тем €вл€вшиес€ важнейшими учреждени€ми управлени€. јбай своей де€тельностью и образом мышлени€ возвысил и отчасти возродил эту традицию, вдохнул в нее новую жизнь, хот€ недолгую.

¬ эпоху јба€, когда просветительские идеи –оссии и «апада стали проникать в казахское общество, в глубине степи оставалась еще достаточно престижна€ "—тепна€ традици€", согласно которой, наиболее одаренные юноши и подростки готовили себ€ на "учебу" в народе и дл€ народа, стать бием "в древней форме". Ёто открывало путь к общественному признанию. јвторитет такого би€ был еще огромен, к нему шли массы со своими разногласи€ми, спорами и исками. јбай сознавал это. ¬ народном сознании и на деле би был больше, чем судь€, хот€ вхождение в рассмотрение споров и исков было у него основной функцией. ќн считалс€ символом справедливости и устойчивости привычных традиционных пор€дков в обществе. —ам јбай верил в преобразующую общество силу степных законов, основанных на обычно-правовых установлени€х. ќн писал: Ђћен егер закон қуаты қолымда бар к≥с≥ болсам, адам м≥нез≥н түзет≥п болмайды деген к≥с≥н≥ң т≥л≥н кесер ед≥мїЦ Ђ≈сли была бы у мен€ власть закона, € отрезал бы €зык тем, которые считают, что посредством закона нельз€ направл€ть и исправл€ть поведени€ людейї. ќн достиг своей цели: не только запечатлел и оставил свои думы и мечты в стихах, вместе с тем, он был титулован обществом "высоким бием" (тобе би), реальным борцом за свои идеалы.

I

 

јбай следовал традици€м ранних и поздних биев ¬еликой —тепи. ƒл€ тех, кто готовил себ€ на звание народно-профессионального судьи-би€ об€зательными были овладение богатством, нормативной и стилевой структурой казахского обычного и прецедентного права, логикой и смысловыми методами толковани€ его норм, а также архитектоникой и особенност€ми вынесени€ судебных решений. ќни должны были освоить нравственно-правовое наследие ћонке би€, жившего в XIII века и вошедшего в историю как "отец всех биев". Ќепременным условием дл€ биев считалось знание установлений обычно-правовых пам€тников, известных под названием ЂҚасым ханның қасқа жолыї Ц "”ложени€  асым хана" (XVI век); Ђ≈с≥м ханның еск≥ жолыї Ц "”ложение ≈сим хана" (XVII век) и об€зательно Ђ∆ет≥ жарғыї Ц "«аконы “ауке хана" (начало XVIII века). јбай прошел эту "старую" и традиционную школу. ќн осваивал также более "современную" правовую, судебную и реформаторскую культуру знаменитых биев конца XVIII и XIX веков, Ц “оле би€,  азбек би€ и јйтеке би€, распространивших свое не только судебное вли€ние на всю казахскую степь. јбай был, можно сказать, исторически последней крупной фигурой в титуле "би€" в измен€ющемс€ степном правовом пространстве  азахии.

¬ становлении јба€ как би€ большую роль играли его среда и династическое воспитание. ƒл€ его фамильных предков отправление бийского правосуди€ было традицией. –од “обыкты из племени јргын, откуда был јбай, стал известен со времени одного из его предков »ргизба€1. ѕо данным исследователей он был в свое врем€ попул€рным бием с богатой риторикой. "¬ пам€ти слышавших его надолго сохранились песни, скороговорки, пословицы"1. ќн хот€ не был в р€ду славных на весь округ биев, о нем сложилось в своем обществе мнение о том, что он "без устали ходил бийским посредником" в междоусобных спорах по поводу взыскани€ куна Ц материального возмещени€ за убийство. –од “обыкты, сравнительно небольшой по численности, приобрел известность в крае и стал вли€тельным при бие  енгирбае, сыне »ргизба€. Ќа склоне преклонных лет он в свою очередь свое бийское наследие завещал ќскенбаю, сыну брата, на глазах взрослевшему как би-судь€.

 енгирбай-би не ошибс€ в своем прогнозе, ќскембай (1778-1850 гг.), на которого выпал его выбор, впоследствии выдвинулс€ в числе авторитетных знатоков нормативных правил казахского права, прославилс€ своими справедливыми судебными решени€ми. ¬ роде “обыкты получило распространение выражение: Ђ≤с≥ң адал болса Өскембайға бар, арам болса ≈ралыға барї Ц Ђ≈сли ты прав и ищешь правду Ц иди к ќскембаю, а если ты неправ и ищешь оправдательное решение Ц иди к ≈ралыї (≈ралы был сыном  енгирбай-би€, которому отец отказал свое бийское наследие).  унанбай, сын ќскемба€, отец јба€, был наиболее славным и одаренным бием и в силу этого управителем и Ђвождемї своего рода. —овременники рисуют его большим знатоком норм и истоков казахского права, владеющим свободно богатством казахской словесности, решительным и жестким в проведении своей воли и решений. јбай воспитывалс€ и вырос в этой среде. Ћично знавший  унанба€ и общавшийс€ с ним польский путешественник ј. янушкевич в 1846 году о нем писал: ЂЕ Ѕий  унанбай, это то же больша€ знаменитость в степи. —ын простого киргиза (казаха), одаренный природой здравым рассудком, удивительной пам€тью и даром речи, дельный, заботливый о благе своих соплеменников, большой знаток степного права, российских уставов, касающихс€ киргизов (казахов), судь€ неподкупной честности и примерный мусульманин, плебей  унанбай ст€жал себе славу пророка, к которому из самых дальних аулов спешат за советом молодые и старые, бедные и богатыеї2.

ѕо словам самого јба€ "¬ поведении каждого есть три источника: от предков по мужской линии, от матери и сверстников. Ќаибольшее вли€ние оказывает из них тот, который особенно им уважаем". јбай брал все разумное, нравственно высокое от каждого из них и в наибольшей степени от отца  унанба€. ќн высоко ценил в своем отце его глубокое познание степных законов и уверенность в их ценности, его красноречие, гибкий ум в управлении и в судебных делах.

Ћюди по разному мечтают жить и служить своему отечеству. ѕо традиции и кодексу поколений каждый разумный в степи мечтал быть "первым среди кочевников", оратором, искусным и справедливым бием. —лова знаменитого “оле би€, к которым казахи относились как пророчеству, о том, что Ђ“ұман түб≥ жұт, ақыл түб≥ құт, елге бай құт емес, би құтї Ц Ђ“уманы густые ведут к бескормице скота, а разум его величество Ц к изобилию. Ќе богатство, а би справедливый служит оздоровлению нравов обществаї. ∆аждущий идти по стопам предков хранит в душе их заветы и стараетс€ освоить их наследие. јбай был наиболее одаренным и реальным мечтателем на этом пути. ќн, можно сказать с колыбели увлекс€ народными сказами и легендами, манерами словопрени€ и красноречи€, прин€тыми в казахском обществе. — юных лет он выработал в себе привычку слушать и вникать в слова и наставлени€ старших, особенно биев Ц представителей родовых объединений. ≈го отец  унанбай рано заметил природный и приобретенный дар своего сына и возлагал на него большие надежды и считал, что јбай будет достойным продолжателем традиций рода и его дел. ќтдава€ юного јба€ на воспитание и учебу в медресе јхмета-–иза в г. —емипалатинске он преследовал эту цель. » когда отозвал к себе сына не дав окончить ему полный курс обучени€ в медресе также исходил из этой цели Ц передать его на учение известным старцам, чтобы он овладел пока они живы искусством бийского судопроизводства. јба€ вод€т на т€жбы, посто€нно происход€щие на известной на весь округ  о€ндинской €рмарке и  аркаралах. ћухтар јуэзов, наиболее авторитетный исследователь и биограф јба€ об этом периоде его жизни писал: "ќтец вернул его в аул и начал постепенно приучать к разбирательству служебных дел, к будущей административной де€тельности главы рода. ¬раща€сь в кругу изощренных вдохновителей межродовой борьбы, јбай, наделенный от природы недюжинными способност€ми, постигает тончайшие приемы ведени€ словесных турниров, где оружием служили красноречие, остроумие и изворотливость. “ак как т€жбы решались не царским судом, а на основе веками существовавшего обычного права казахов јбай должен был обратитьс€ к сокровищам казахской народно-речевой культуры"1. Ќа это указывает и исследователь ћ.—. —ильченко. ѕо его утверждению,  унанбай своего сына с 13 лет "стал привлекать к решению спорных дел и управлению родом". ¬ другом своем труде он добавл€ет: "незаур€дные способности сына, его ораторские данные и знание поговорок, изречений биев и других видов устного народного творчества вскоре сделали юношу весьма попул€рным в среде, окружающей отца феодально-родовой верхушки “обухтинского рода"1.

јбай рано взрослел умом и знани€ми. ќн был замечен общинниками. ≈го увлекающие мыслительные формы и красноречие, обширное знание пластов традиционных и в то же врем€ гибких обычно-правовых правил степи, удачность и справедливость его судебных решений Ц все это свидетельствовало о зрелости и готовности јба€ дл€ несени€ службы би€. ≈го отец, зорко следивший за поведением и ростом сына, все больше убеждалс€ в правильности своего намерени€ сделать из јба€ администратора-политика в местном управлении, что считалось в то врем€ высокой должностью. —ын јба€ “урагул вспоминает: ЂӘкем әуел≥ Құдайберд≥ болыс болып сайланғанда оның кандидаты (орын-басары) болып тағайындалдыї- Ђкогда  удайберды (сын старшего брата Ц —.«.) был избран волостным правителем, јба€ пристроили к нему кандидатом (заместителем)". ѕосле царской реформы местного управлени€ 1868 года, его отец задумывал выдвинуть јба€ в качестве претендента на новоучрежденную должность волостного управител€, что давало возможность быть ближе к царской администрации и заниматьс€ и делами местными. ѕо некоторым данным јбай согласие на это не давал. Ќа этой почве произошла размолвка во взаимоотношени€х отца и сына. ¬ол€ старшего все же вз€ла верх. ѕо словам современника јбай "в 30 лет избираетс€ управителем в одной из волости рода “обыкты ( оныр-кокше “обыкты). Ёту свою административную должность јбай активно использовал дл€ возрождени€ былых нравственных начал справедливости в суде и управлении, дл€ искоренени€ воровства и обеспечени€ единства в народе, дл€ разъ€снени€ пользы образовани€ и искоренени€ отсталости в кочевых коллективах"2.

 рупный казахский писатель и литератор —абит ћуканов об этом периоде де€тельности јба€ писал: "ќн был тверд и решителен в борьбе со случа€ми скотокрадства и антиобщественными де€ни€ми, не знал пощады к разным преступникам"3. јбай, преданный рациональной старине, в то же врем€ был представителем нового поколени€ общественных де€телей. ќн призывал молодежь к образованию, повернутьс€ лицом к просвещенной –оссии и к культуре «апада. Ќа этой почве он нажил немало противников из среды людей с консервативными взгл€дами. ќни обвин€ли јба€ в "нарушении" вековой традиции и "спокойного течени€" жизни степного населени€. ѕо€вились доносы на него в местные органы царской администрации. «а три года пребывани€ в должности волостного управител€ јбай оставил о себе в народе немало впечатл€ющих примеров.   своей славе би€, искател€ правды и справедливости, добавил роль должностного борца за народные интересы и просвещени€ народа. „ерез некоторое врем€ однородичи его второй раз призвали к должности волостного управител€. Ќезависимо от своего официального положени€ он всю сознательную жизнь оставалс€ активным участником в делах местного управлени€ и пыталс€ своими действи€ми, внушени€ми и советами внедрить свои убеждени€ в массы и в де€тельность местных должностных лиц. ¬ременами его охватывало разочарование от косности эпохи и отсталости общественных отношений и сознани€ кочевников. ѕо мнению авторитетного литератора »ль€са ∆ансугурова, иногда јбай испытывал безысходность и стал сомневатьс€ в продуктивности своей новаторской де€тельности среди казахов. ¬ стихотворении Ђ≈л бұзылдыї Ц "∆изнь разрушаетс€" переданы его переживани€ и сострадание тем, что "остаетс€ больше несбыточной мечтою стремление принести благо народу, использу€ власть"1.

 

II

 

ѕри жизни јбай Ц поэт был более известен как крупный знаток системы и норм казахского права "в древней форме" и как попул€рный в народе бий-судь€, овладевший искусством и арсеналом решени€ спорных и конфликтных дел по образцам "старых" биев. ƒл€ последних об€зательными считались кроме знани€ норм "степных" уложений, красноречие, духовность, беспристрастие и непременно овладение богатством логической технологии построени€ суждений о фактах и достижени€ высокой степени убедительности дл€ участвующих в судебном процессе сторон. »менно таким был јбай. — его участием в качестве "высокого судьи" Ц "“обе би€" были улажены и решены многие залежалые конфликты, осложнившие отношени€ между родовыми сообществами и целыми регионами, приводившие нередко к столкновени€м между ними и к разорению населени€. ¬ народе о нем при его жизни сложилось устойчивое мнение о том, что Ђјбайға жүг≥н≥ске барсақ, бил≥г≥не құлдықї Ц Ђ»дти к јбаю, на его суд Ц это беспрекословное доверие к его решениюї, Ђјбайдың б≥т≥м≥-арман шег≥ї,Ц ЂЅыть судимым јбаем Ц предел мечтыї.

¬тора€ половина XIX века, когда жил и творил јбай, была периодом заката былого престижа казахского правосуди€. –осси€, в своей колониальной политике в крае, в качестве одной из основных задач ставила внедрение в нем начал правовой системы »мперии путем ослаблени€ вли€ни€ старых местных судов, как оплота сохранени€ самобытности автономной самосто€тельности казахского кочевого общества. Ѕии стали выборными и служилыми от ѕравительства. ¬ли€ние традиционных биев в той или иной мере сохранилось в основном в низовых звень€х аульно-кочевых коллективов, куда еще слабо доходила власть "избранных" биев-судей, в де€тельности которых преобладали административные властные методы.

≈го наследие в виде судебных речей и решений в его личной записи и пр€мой записи других лиц не сохранилось. ¬озможно их и не было. ¬осполн€ть их в полном объеме в силу этого факта уже невозможно. Ќо есть один важнейший источник Ц это устна€ степна€ историографи€, в которой запечатлены и схвачены "навечно" наиболее удачные умозаключени€, оригинальные и запоминающие решени€, несущие глубокую смысловую и риторическую нагрузку. „ем ближе эпоха к нам, тем полнее и достовернее сведени€, содержащиес€ в устной историографии. јбай в первую очередь был гордостью рода “обыкты.   его наследию однородичи относились особенно бережно, передавали из поколени€ в поколение, частью закладывали в фамильные и семейные архивы в виде записей по воспоминани€м.   сожалению, в периоды повтор€ющихс€ массовых репрессий и массового голода в  азахстане при советской власти, а также из-за ее государственной политики нигилизма к историческому прошлому нерусских народов, в том числе казахов, многие из них не дошли до наших дней. »з-за бо€зни хранителей быть обвиненными в "национализме", они сами вынуждены были часто предать огню рукописные записи. ќтдельные скупые сведени€ о судебных выступлени€х и решени€х јба€ сохранились в рукописном фонде библиотеки Ќациональной академии наук. ѕоистине кладовой нашего познани€ о них служила, как всегда, несмываема€ "библиотека" пам€ти масс. ѕри жизни јба€, его €ркие выступлени€ на сост€зательных судебных процессах, защитительные речи на суде биев, полные силы логики, словесности и убедительности, нацеленные на утверждение начал нравственности и законности в обществе имели большой общественный резонанс и пользовались огромной попул€рностью. ¬ виде диалогов, сгустков мыслей и прецедентных норм они, как образцы и эталоны самой степной жизни, отложились в массовом сознании и отчасти в запис€х его современников, особенно близких к роду “обыкты, к которому принадлежал јбай. ¬ 50-60-х годах ’’ века некоторые из знатоков абаевского литературного и судебно-правового наследи€ еще были живы. ¬ самом начале ’’ века, вслед за кончиной јба€, его преданный воспитанник-родственник поэт  октай (сын родного брата »скака), по совету одного из крупных общественных де€телей из числа национальной интеллигенции јлихана Ѕукейханова, собрал и издал в 1909 году в ѕетербурге сборник стихов јба€. ¬ нем нар€ду со стихами јба€ содержались отрывки об его бийской де€тельности. ¬ 50-60-х годах ’’ века дл€ сбора материалов Ц правового наследи€ јба€, сохранившихс€ еще в особенности на его родине, под моим руководством была организована специальна€ творческа€ группа. ƒл€ работы в ней мы привлекли аксакалов Ц знатоков наследи€, в основном выходцев из рода “обыкты. ¬ их числе были: јкат, сын  удайберды, старшего брата јба€,  асиманов —.,  айнарбаев Ёлкуат и другие. ќни были зачислены на штатные должности »нститута философии и права Ќациональной академии наук, директором которого € состо€л. Ѕыл собран и накоплен ценнейший материал, часть которого спуст€ почти 50 лет была опубликована в сборнике, посв€щенном знаменитому јйтеке бию1.

»ндивидуальной особенностью јба€ был его природный дар психолога, умение составить определенное представление о человеке по его облику и выражению. ќн нередко устраивал психологические диалоги и опыты.  ак вспоминала  амали€, сноха, к которой јбай относилс€ как к своей родной дочери, однажды јбай гостившего у него —актыба€, славившего находчивостью и приход€щегос€ ему родственником (он был братом ”лжан Ц матери јба€) внезапно спросил: Ц ≈сли мы вчетвером Ц брать€: “анирберды, »скак, ќспан и € обеднели бы и остались без существовани€ и пошли к тебе в поисках приюта, как ты распор€дилс€ бы нами и использовал нас по склонност€м? —актыбай ответил: Ц “анирберды поставил бы смотреть табуны лошадей и ходить за ними, »скака Ц принимать гостей и ухаживать за ними, ќспана сделал бы торговцем, а тебе поручил бы быть судьей. јбай, говор€т, отметил наблюдательность и похвалил —атыба€ за почти точное распознание их личности2.

¬ насто€щем томе приведены 12 судебных постановлений јба€: 5 из них относ€тс€ к земельным спорам, а 7 Ц к имущественным т€жбам. —одержани€ этих дел и некоторые процессуальные моменты разбирательства описаны более подробно. “ем они и ценны. ¬ них воспроизведены ход и модели бийского судебного процесса, в котором би-судь€ играет активную роль, станов€сь то защитником, то обвинителем, будучи тем и другим. Ќа суд јба€ обращались свои и чужие, мужчины и женщины, бедные и богатые, причем нередко с обвинени€ми самых близких из династии  унанбаевых. Ѕи оставалс€ судьей, св€щенными принципами которого были беспристрастие и равное отношение к сторонам-участникам. “аковы жесткие нравственные правила казахского правосуди€ Ђв древней формеї. Ђ“ура биде туған жоқ, туғанды биде иман жоқї Ц гласит одно из кратких и емких правил —тепного закона. ќно означает: ЂЌа суде у подлинного би€ не бывает родственников, а если он стал бы делить на своих и не своих, пришедших к нему на суд, то он амораленї.

¬ своих судебных решени€х јбай выступает в дво€кой роли: как хранитель и толкователь кодекса обычно-правовых норм казахов и как носитель лучших традиций бийского судопроизводства. јбай по примеру поколений судей, считал, что неписанное степное законодательство обладает простором применени€ и, что в нем имеютс€ основные нормативные установлени€, которые €вл€ютс€ фундаментальными в кочевом казахском обществе и мобильна€ и гибка€ их часть, измен€юща€с€ с изменением условий и времени реализации. «наменитые казахские бии-судьи были вместе с тем и реформаторами обычно-правовых нормативов, в том смысле что их судебные постановлени€ нередко имели прецедентное значение дл€ других судей и судов. ќни дополн€ли и обогащали казахское право, придавали ему устойчивость и стабильность, одновременно дела€ его и консервативным и гибким. Ётой традиции следовал и јбай.

–€д судебных решений јба€ вошел в историю казахского права как прецедентные правовые, нравственно-правовые установлени€. “аковыми €вл€ютс€ его правовые резюме: по делу є 1 Ц ЂӘдепс≥з өскен ұл-қыз өлген ата-анасының сүйег≥не т≥л тиг≥зед≥ї Ц "Ќевоспитанны дети, которые покушаютс€ на св€тое им€ умерших родителей"; по делу є 1.5 Ц Ђ∆ер бәйб≥шеге ек≥ есе, тоқалға б≥р есе есеб≥нен бөл≥нед≥ї- Ђѕри разделе земли старшей жене (байбише) должно быть выделено два раздела земли, а младшей жене (токал) Ц один раздел землиї; по делу 3.2. Ц ЂӨз жес≥р≥н өз≥ алса-б≥т≥м жақынї Ц Ђ¬дова, доставша€с€ родным умершего мужа по своей воле Ц споры делают никчемнымиї; по делу 2.7. Ц ЂӨз≥ қылған өк≥нбейд≥ї Ц Ђне делай того, по поводу чего придетс€ потом сокрушатьс€ (винить себ€)ї и др.

—удебные процессы, приведенные в материалах излагаемой книги раскрывают новые грани таланта и де€тельности јба€, как Ђ“обе би€ї Ц Ђвысокого би€ї, и вместе с тем показывают громадный внутренний потенциал и регул€тивный механизм традиционного казахского права. ¬ 1909 году, через п€ть лет после смерти јба€, в ѕетербурге вышла книга с его стихотворени€ми, подготовленна€ его близкими родственниками. ¬ ней говорилось: Ђ20 жасында јбай халық ортасында ћөңкедей бас шешен болды... Қазақтың еск≥ заманы болса, бұрынғы қазақтың атақты би≥н≥ң б≥р≥ болмағы анық ед≥їЦЂ¬ 20 лет јбай стал главным трибуном как ћонке би в свою эпохуЕ ≈сли было бы старое врем€, то јбай был бы одним из знаменитых биевї1. ѕослушаем теперь самого јба€. ќн с большой горечью констатирует большую разницу между традиционными би€ми и би€ми периода российской колонизации, о том, что с качественными изменени€ми эпохи измен€ютс€ формула и суть биев, ставших больше служивым сословием, и о заметном падении таких высоконравственных критериев, как правда и справедливость, имевших прежде первостепенное значение в их де€тельности. јбай писал: ЂЅұл бил≥к деген б≥зд≥ң қазақ ≥ш≥нде әрб≥р сайланған к≥с≥н≥ң қолынан келмейд≥... ол еск≥ сөздерд≥ң қайсысы заман өзгергенд≥ктен еск≥р≥п, бұл жаңа заманға кел≥спей тұрған болса, оның орнына танымды толық бил≥к шығарып, төлеу соларға жарамды к≥с≥ болса керек ед≥, ондай к≥с≥ аз, €ки т≥пт≥ жоқї2 Ц "” казахов не каждый может быть бием, если он даже избран правительствомЕ ќн должен следить за старыми нормами и если они перестали соответствовать новому времени, то их нужно заменить новыми с тем, чтобы они служили обществу. “аких биев настолько мало, можно сказать, что их вовсе нет". — колонизацией казахской степи царским правительством многое изменилось. ќдним из них €вл€етс€ введение им "выборных" биев, которые фактически стали орудием в руках местной администрации.

 

III

 

јбай в 20 лет становитс€ известным бием. ѕри жизни называли его не иначе как: Ђјузымен құс т≥стеген ақпа дәугер, алмас т≥лд≥ ақын, әд≥л бил≥к иес≥їЦЂ удесником красноречи€ и справедливых судебных решений, мастером диалогов и поэтом". ќн был попул€рен и авторитетен настолько, что, хот€ не занимал долго официальных должностей, его голос и рекомендации в судах биев и на выборах местных начальников имели доминирующее значение. ќ нем заговорили не только в своей волости и уезде. ¬месте с тем и во всей семипалатинской губернии. —ведени€ о нем, как о бие, пользующимс€ возрастающим уважением в народе дошли и до царского губернатора, который не прочь был привлечь его на общественную службу.

»нтерес к казахскому праву, его системе и нормам и во второй половине XIX века оставалс€ значительным как со стороны части просвещенных местных царских администраторов, так и в особенности среди русской ссыльной, демократической и ученой интеллигенции, живших в городах ќмске и —емипалатинске и побывавших в казахской степи. ќни нередко посещали аулы јба€, чтобы встретитьс€ с ним и получить сведени€ о казахском праве. “ак, ѕ.≈. ћаковецкий в своей книге, изданной в 1886 году и посв€щенной казахскому обычному праву, указывает, что он был знаком с јбаем, близок к нему, мес€цами жил на урочище ∆идебай, записывал с его уст судебно-правовые нормы казахов. ” јба€ гостили ссыльный ћихоэлс, бывший студент ѕетербургского университета √росс и другие. ќ них упоминаютс€ в сборнике стихов јба€, опубликованном в 1909 г. в ѕетербурге: "¬ доме јба€ были частыми гост€ми √росс и ћихаэлис, собиравшие древние обычно-правовые нормы казахов, как это делал ћаковецкий дл€ своей книги"1.

¬ эпоху јба€ "старых" биев какими они были несколько веков тому назад, искусных и честных, мысл€щих и умных, были редки, их можно было посчитать на пальцах. ќдним из них был сам јбай. ≈го в народе называли ласково "јбай  унанба€ сын", "»брай от династии  унанба€", а иногда "необычным молодым".

јбай в свою эпоху, среди своего народа имел огромную попул€рность. Ётому способствовали, кроме ценности идеалов, его талант красноречи€, свободное владение богатством национального €зыка и словесной культурой, умение вести диалоги в судебном процессе и выносить логичные по конструкции и убедительности решени€.

ƒостоинства бийских решений јба€ состо€т в том, что они утверждают человечность и моральные ценности. ќн служил примером и подавал практические уроки о роли и месте суда и судебных решений в установлении общественного пор€дка и согласи€ между людьми.

јбай был последним из великих биев, на короткое врем€ озарившим светом правовой мрак на небосклоне колониального  азахстана. —вой унаследованный от предков опыт и богатое знание в области "степной" юриспруденции, свой талант и интеллект јбай посв€тил оздоровлению в первую очередь нравственного климата в кочевых и полукочевых сообществах. ”силие его в этом имел определенный резонанс и оставил заметный след в духовной истории казахов.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1147 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬ моем словаре нет слова Ђневозможної. © Ќаполеон Ѕонапарт
==> читать все изречени€...

1842 - | 1820 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.031 с.