Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“ри законодател€ и легенды века




 

¬ центре  азахского права находилс€ особа€ социальна€ категори€ Ц би, соедин€вший в своем лице и де€тельности судью и законодател€, знатока источников, правил и процедур Ђ—тепного праваї, поэта и оратора, судебную, светскую и порою военную власть, а главное Ц преданный принципу справедливости. ¬ данный раздел книги включены сведени€ и материалы о трех выдающихс€ би€х - “оле бие,  азыбек бие и јйтеке бие. ƒокументальные материалы о них ограничены. «ато сохранились устные повествовани€, передаваемые из поколени€ в поколение. »х было в прошлые века немало.   сожалению, многие из этих Ђархивовї уничтожены, сожжены, закопаны, просто утер€ны в годы жестокого преследовани€, арестов, голода, духовного и материального обнищани€ населени€ —тепного кра€, периодически повтор€вшиес€ в особенности в XX веке.

ќграниченность документального и писанного материалов о  азахской правовой культуре не должно однако порождать какое-то недоверие к сведени€м, воссоздающим ее историческую картину. —ледует иметь ввиду традиционность и уникальность передачи информации из поколени€ в поколение, а также природную приверженность и адаптацию к запоминанию исторической хроники у кочевников-казахов. ЂЁтой исторической пам€тливости казахов € поражаюсь и понынеї,- писал знаток психологии народа √. Ѕельгер.... Ћишенный в течение веков письменности, зафиксированной печатно истории, архива, надежной научной документации, кочевник придавал исключительное значение родовой пам€ти, родословному древу по отцовскому и материнскому лини€м, знанию семейных и родственных уз, устной шежире-летописи, закрепленной, запечатленной в предани€х, легендах, притчах, фольклоре - батырских дастанах-поэмах и религиозных киссах-сказах и т.д. »менно в них заключены истори€, душа, ментальность народаЕ  азах воспитан на культивированном, поэтическом слове, оно вошло в его кровь и плоть, он знает цену ему, неизменно восторгаетс€ словом самобытным, незатертым, с подтекстом и намеками, уместным, попадающим точно в цель, сражающим наповал, вдохновл€ющим на подвиги, запоминающимс€, как наскальна€ надпись.

ќб этом следует посто€нно помнить, когда речь заходит о славных Ђзлатоустах-би€хї.

¬елика€ —тепь  азахии хранит в исторической пам€ти имена многих биев, прославившихс€ в разное врем€ как судьи и трибуны своими победами и подвигами на сост€зательных судебных и политических процессах и на арене защиты интересов рода и отечества. — именами трех выдающихс€ биев: “оле би€,  азыбек би€ и јйтеке би€ св€зана цела€ эпоха- полоса в истории  азахской степи и не только в обычно-правовой области. ќни были всеказахскими государственными и судебными де€тел€ми и авторитетами. «а “оле бием закрепились слова, сказанные им о себе своим дет€м: Ђћен болсам халық үш≥н жүрген адаммынї Ц Ђћо€ жизнь всецело посв€щена народуї. јйтеке би так обобщил свою жизнь: ЂӨм≥р≥м өзген≥к≥, өл≥м ғана өз≥мд≥к≥ї Ц Ђћо€ жизнь принадлежит народу, а мне принадлежит только мо€ смертьї. Ёти слова выражают идейную установку не одиночек, они представл€ют фундаментальный принцип идеологии власти биев в периоды утверждени€ —тепной демократии и законности Ђв древней формеї в  азахии.

Ёпоха Ђтрех биевї по насыщенности событи€ми считаетс€ одним из самых т€желых и тотальных периодов в истории  азахстана. ¬незапные нашестви€ хорошо организованных полчищ восточных, жунгарских калмыков на беспечные казахские аулы, занимавшие кочевь€ми огромное пространство от —ибири до южных отрогов  аратау и долины —ыр-ƒарьи, представл€ли реальную угрозу дл€ ¬еликой —тепи и вопрос Ђбыть или не бытьї ей стал вопросом глобального значени€. Ётот период вошел в историю  азахстана как Ђјқ табан шұбырындыї - Ђ√одами трагедии и массового переселени€ народаї. »менно в эти годы, как никогда, общество нуждалось в авторитетных и выдающихс€ де€тел€х и организаторах. »ми были и €вл€лись, в числе первых: “оле би,  азыбек би и јйтеке би. ¬ том, что во главе масштабного освободительного движени€ народа встали эти три би€, поддержанные ханской властью, видными военачальниками (батырами) и многими другими вли€тельными би€ми, первостепенное значение имела особа€ престижность и особа€ роль власти биев во всей общественно-политической структуре  азахии. ќни вошли в историю  азахстана как Ђтри великолепных би€ї, - Ђјтышулы үш биї, Ђтри пророкаї- ЂҮш пайғамбарї ¬осстановление и объединение казахских земель в границах до нашестви€ калмыков и их послевоенное мирное устройство св€зываетс€ в большей степени с их именами.  ак образно и метко сказал один известный публицист, они Ђв историческом сознании казахов воспринимаютс€ как св€тын€, как неразрывное единство народного ƒуха, как воплощение духовной субстанции  азахииї.

«десь мы дадим краткие сведени€ о ћайкы бие и о трех выдающихс€ би€х, материалы о которых составл€ют содержание данного раздела первого тома Ђƒревний мир права казаховї.

ћайкы би, с описани€ которого начинаетс€ раздел, считаетс€ и признаетс€ Ђотцом всех казахских биевї, их родоначальником, авторитет которого в казахской правовой культурå €вл€ëс€ непререкаемым. Ёто зафиксировано во всеобщем правиле: Ђ“үгел сөзд≥ң түб≥ б≥р, түп атасы-ћайқы биї - это трудно переводимое, но пон€тное всем степн€êàм основательное выражение, которое в смысловом переводе приблизительно звучит так: Ђ—лова и сила справедливости Ц основы решени€ конфликта Ц так установил ћайкы биї. јвторитет ћайкы би€ настолько был высоким, что, если судье-бию удавалось доказать, что его решение лежит в русле правил ћайкы би€, то это приводило к беспрекословному его признанию сторонами и их примирению. ќднако злоупотребление именем ћайкы би€ не допускалось. Ёто вело к крушению судебно-правовой карьеры би€.

ћайкы би, говор€т, был долгожителем (1105-1225 гг.), происходил из древнего казахского крупного родового объединени€ ”йсын, составившего основное формирующее €дро —таршего жуза. ѕо отрывочным средневековым, тюркским, арабо-персидским и монгольским источникам наибольшую известность он приобрел своей службой при „ингисхане и при его потомках. ¬ период возвышени€ „ингисхана он был одним из авторитетных его советников и доверенным Ђ“обе биемї (верховным бием) по  ипчакской степи. „игисхан, уезжа€ в поход, порою оставл€л его в числе временно управл€ющих на главной ханской ставке. √овор€т, что ћайкы би присутствовал при коронации дев€ти монгольских ханов, в том числе самого „ингисхана, его сыновей и внуков, провозглашенных ханами на различных част€х ¬еликой степи кыпчаков. ¬ частности, он был одним из тех, кто, по древнему обычаю тюрков поднимал на белой кошме ∆ошы хана, сына „ингисхана, на ”лытауских горах в ÷ентральном  азахстане. ћайкы би был просвещенным де€телем, владел несколькими €зыками, прославилс€ в свою эпоху как приверженец и идеолог свободы ¬еликой —тепи кочевников, справедливого управлени€ и справедливого суда в ней.

—читаютс€, что от ћайкы би€ идут фундаментальные правила, определ€ющие основы суда и судебной де€тельности в Ђсвободнойї —тепи древних и средневековых тюрков. ¬от некоторые из них: Ђ“ура биде туған жоқї, - это правило имеет глубокую рамочную мысль и может быть передано: Ђ” справедливого би€ одна вера - это справедливостьї. Ѕолее поздней его редакцией считаетс€ добавление ЂЕ“уғанды биде иман жоқї - Ђби- судь€, имеющий пристрастие к своим родственникам, разрушает св€тость своего санаї; ЂӘд≥л би қара қылды қақ жарғанї- смысловой перевод: Ђ»скусство би€ состоит в том, что он при решении судебного дела поступает так, как бы он тонкий волосок делит на равные две частиї. Ёти и другие дошедшие до нас отдельные установлени€, приписываемые ћайкы бию, выражают принципы правового пол€, характерные дл€ свободной зоны ¬еликой —тепи. ћайкы би большую часть жизни проводил в —тепи, населенной тюрко€зычными кочевыми сообществами, как входившими в состав »мперии „ингисхана и его потомков, так и оставшимис€ вне нее.

“оле би,  азыбек би и јйтеке би были верховными би€ми в трех казахских жузах: “оле би в —трашем жузе,  азыбек би в —реднем жузе, јйтеке би в ћладшем жузе. “ауке хан, пытавшийс€ распространить свою власть на весь  азахстан (перва€ четверть XVIII века) и встать во главе объединительного движени€, на одном из народных съездов вблизи “уркестана официально признал и провозгласил их правител€ми в своих жузах. Ёто было смелым назначением, если учесть, что в каждом жузе был не один амбициозный султан, а несколько из потомков „ингисхана, правившие родовыми объединен€ми и считавшиес€ Ђћалыми ханамиї. ќднако и они должны были считатьс€ с попул€рностью и властью ¬ерховных биев.

“оле би вышел из древнего казахского этнического объединени€ ”йсын, а в нем из поколени€ ƒулат. ѕо разным источникам, он родилс€ и провел молодые и последние годы жизни вблизи “ашкента, в местност€х  аракамыс, јкбурхан, ставших фактически династическими имен€ми. Ќа его воспитание и становление значительное вл€ние оказала фамильна€ традици€, вобравша€ мировоззрение и культуру тюрков ¬еликой —тепи. ≈го родословие берет начало от легендарного ћайкы би€, его достойного потомка Ѕакти€р би€, о котором в народе говорили: Ђ—өз бастап кетсе-шешен, ел бастап кетсе-көсемї - ЂЌачнет говорить Цтрибун, начнет, руководить народном-вождьї.

ѕо воле отца мальчик “оле с п€ти лет пустилс€ в учебу - разъезжал по регионам степи, вначале с отцом, а затем в роли Ђқосшы балаї Ц Ђприставного воспитанникаї при опытных би€х. ќн быстро набиралс€ знаний, и в освоении истории, словесности и правовой культуры народа показывал раннюю зрелость. — дев€ти лет, под испытующим оком своих наставников, принимал пробное участие в судебном разбирательстве и в вынесении судебных решений. ¬ 15 лет “оле становитс€ на самосто€тельный путь судьи-би€. ”спешно проходит испытание, своеобразную аккредитацию у Ђстарцев-мудрецовї, получает их УбатаФ- благословление. “акого рода испытание он, в частности, прошел у знаменитого в —тепи ученого-старца, столетнего јнет-баба. Ѕлагословение Ц Ђбатаї степных авторитетов €вл€етс€ своеобразным ритуалом, служит и признанием юноши бием и наставлением его на будущее. ѕо запис€м видного исследовател€ Ќ. “орекулова, јнет-баба просил молодого “оле би€ кратко сформулировать свое жизненное кредо и “оле би ответил: Ђ—а€қ жүрген та€қ жейд≥. џнтымағы, б≥рл≥г≥ мықты елд≥ жау да, дау да ала алмайдыїЦ Ђќдинокий становитс€ жертвой одиночества, народ если он един духовно и сплочен,то бессилен любой враг перед нимї.

¬ зрелые годы “оле би говорил о себе: Ђ’ан көз≥ жетпес қайғыны қашықты жатып көрем≥н. ≈к≥ ел егер болғанда ел басын қосар төрем≥нї. Ц Ђ√оре народное, которое недоступно хану, € ощущал издалека, и конфликты крупные приводил к мируї.   его званию Ђ“¼бе би€ї —таршего ∆уза порою прибавл€ли титул Ђбатыраї Ц геро€-воина. ¬ одно врем€, более дес€ти лет, фактически правил он “ашкентом. ¬ одном из официальных донесений того времени говоритс€, что “оле би в “ашкенте Ђбольше хана владельцем почитаетс€ї.

 азыбек би происходил из рода  аракесек (объединение јргын), вошел в историю казахов как один из Ђтрех законодателей и пророков векаї, своими вли€нием и де€тельностью сыгравших выдающуюс€ роль в трудной судьбе казахов на рубеже XVII и XVIII веков. ѕравдоподобна€ легенда гласит, что его мать “окмейл, обладавша€ завидным умом и даром €сновидени€, при рождении сына изрекла: Ђјдалдан болар нәс≥б≥ң нәс≥б≥ң, т≥л≥ңне болар кәс≥б≥ңї Ц Ђ—удьбой начертаны тебе честность, и быть теб€ оратором-трибуномї! Ќа деле таким он стал.

 азыбек рос и воспитывалс€ в традиционной степной культурной среде, где к нему относились как к одаренному ребенку: его готовили в общественные де€тели, придерживающихс€ ценностных нравственных принципов, учили освоению устного духовного богатства народа и наследи€ знаменитых биев, основам и технике красноречи€, овладению мудрости. ¬ материалах этого раздела книги приводитс€ встреча  азыбек би€ с “оле бием, к которому он отправилс€ за получением его Ђбатаї - благословлени€. “оле би был старше его и уже пользовалс€ славой, известностью в стране. ¬от как происходила эта их встреча. ѕервым обращением “оле би€ к нему было: ЂЎырағым, б≥р бала әкес≥нен өт≥п туады, б≥р бала әкес≥не жет≥п туады, енд≥ б≥р бала кер≥ кет≥п туады. —ен соның қайсысынї - Ђћой прелестный юноша, случаетс€, что сын по уму и прит€зани€м или опережает отца, или приближаетс€ к отцу, или отстает от него.   кому из них ты себ€ относишьї?  азыбек би ответил:

Ц ЂӘкеме жете туған баласы болармынї - Ђѕолагаю, родилс€ € идущим за отцомї. Ќа это “оле би заметил:

ЂӨз≥мд≥ солай шамалап отыр ед≥мї. - Ђя предполагал, что ты так ответишьї. ƒалее  азыбек би задал “оле бию встречные вопросы. Ётот диалог между ними развивалс€ следующим образом.

Қазыбек би: јға алысыңыз қандай?

“өле би: јлысым жақын болды.

- “әтт≥ң≥з қандай?

- “әтт≥м, сиреп барады, шырын болды.

- Ќесиең≥з өне ме?

- Ўүк≥р, несием өн≥п жатыр.

 азыбек би: јга (вежлива€ форма обращени€ к старшему), какова ваша даль?

- ƒальнее стало близким.

-  акова ваша утол€юща€ сладость?

- —ладость мо€ редеет, становитс€ жиже Ц соком.

- —тали ли задатки ваши родником вашего утешени€?

- Ѕлагодарен покровителю, да задатки мои стали моим родником жизни и неисс€каемымї.

 ак свидетельствуют источники, этот диалог осталс€ малопон€тным дл€ многих, которые составл€ли свиту  азыбек би€. ѕо возвращении на родную землю,  азыбек би рассказывал отцу  алдыбеку содержание этой встречи. Ђјлысың қандайї?-деп, қос жанар көз≥н сұрадым. ќл: Ђјлысым жақынї, -деп, жақыннан көрет≥н≥н, жанарының та€ бастағанын айтты. ћен: Ђ“әтт≥ң≥з қандайї?-деп, ұйқысын б≥лмек болып ед≥м. ќл к≥с≥: Ђ“әтт≥м сиреп барадыї -деп, ұйқысының қашқанын б≥лд≥рд≥. ћен: ЂЌесиең≥з өне меї?-деп, балаларының қалай күт≥п қарайтынын сұрап ем. ќл к≥с≥: ЂЎүк≥р, несием өн≥п жатырї, деп, балаларының жақсы күт≥п қарайтынын б≥лд≥рд≥ї. - ¬опросом Ђ акова ваша даль?ї € осведомилс€ о состо€нии его зрени€. ќтветом Ђƒальнее стало близкимї он дал знать, что зрение его начало сдавать. ¬опросом: Ђ¬аша утол€юща€ сладость?ї Ц € имел в виду состо€ние его сна. ќн ответом Ђ“әтт≥ сиреп барадыї - дал пон€ть, что сон его становитс€ редким. ¬опросом: Ђ—тали ли задатки ваши родником вашего утешени€?ї Ц я хотел знать, про€вл€ют ли родные дети заботу о нем. ќн ответил: ЂЅлагодарен покровителю, родник мой оправдывает надеждуї.

 азыбек би в —реднем жузе, как “оле би в —таршем жузе, считалс€ Ђсамосильнейшимї. ¬ одном официальном донесении русского представител€, относ€щемс€ к 1763 году, сказано, что  азыбек би€ Ђв —редней орде за главного судью почитают и к которому сам јбулмамбет хан, так и јблай и прочих улусов —ултаны, знатные старшины дл€ вс€кого совету всегда и почти каждогодно приезжают и без его согласи€ ничего знатного не приемлютї.

јйтеке би, им€ и слава которого простирались далеко за пределами исконных территорий ћладшего жуза, стал в свою эпоху легендой. ƒаты его рождени€ и места смерти установлены приблизительно, считают, что он прожил 56 лет. ѕо данным исследовател€ ћ. »сламгалиева он похоронен в фамильном склепе в местности Ќурата тау вблизи —амарканда. ќбщеизвестно, что јйтеке би был современником “оле би€ и  азыбек би€, входил вместе с ними в когорту Ђтрех правителей думї казахского народа в последней четверти XVII и первой половине XVIII веков. ќн был по возрасту немного моложе их, и был моложе по рангу ∆уза (ћладший жуз), но достойным их современником по совместной службе общенациональным интересам.

–одовое объединение “орткара из ћладшего жуза, к которому принадлежал јйтеке би, как и значительна€ часть р€да казахских родов ћладшего жуза, в св€зи с беспрестанной борьбой за удельную власть, нередко переход€щей в войны, между отпрысками властвующих династий, перемещались на юг и надолго занимали своими кочевь€ми эти просторы. ¬ литературе утвердилось мнение, что јйтеке би большую часть жизни проводил в степных просторах к югу от междуречь€ —ырдарьи и јмударьи, на владени€х “уранских государственных образований с центрами Ѕухара, —амарканд, ”ргенч.

ѕр€мые предки јйтеке би€ пользовались известностью в —тепи. “ак, его предок ќраз би (1299-1385 гг.) был одним из ближайших советников основател€ “уранского государства “имур хана, сделавшего своей столицей —амарканд. —читающийс€ после “имур хана и ”лугбека третьим известным правителем —амарканда ∆алантос приходилс€ дедом јйтеке бию.

јйтеке получил разностороннее дл€ своего времени образование, училс€ в знаменитом ћедресе ”лугбека и успешно его окончил, овладел р€дом восточных €зыков Ц арабским, персидским и тюркским. — п€ти лет проходил школу у известных златоустов-биев и в семье правител€ ∆алантоса. ”влекаетс€ он искусством внутреннего оформлени€ знаменитых —амаркандских мусульманских храмов и устройством государства “имура, ”лугбека и ∆алантоса. ќн присутствует на приемах иностранных послов, в том числе из дальнего зарубежь€.

ќвладение кладезью мудрости казахских биев, искусством красноречи€, соединенного с ученостью и традицией знаменитых предков, принесли јйтеке бию раннюю известность.   нему обращаютс€ большие и малые, близкие и дальние правители родов и аульных объединений за решени€ми острых и застарелых конфликтов и споров, нарушающих мирную жизнь населени€. «а советами к нему обращаютс€ государственные де€тели, военачальники. ќн становитс€ толкователем —тепных законов.

»дейные установки и мотивы жизни јйтеке би€ были сходны с “оле бием и  азыбек бием. ¬се они своей первой и изначальной целью ставили служение народу правдой и справедливостью. ¬се они делили вместе со своим народом горечь поражений и радость побед. —лова јйтеке би€: Ђ’алықтың көзжасын күнн≥ң шуағы да келт≥ре алмайдыї, - ЂЌародные слезы не высыхают и на солнцеї, ЂӨм≥р≥м-өзген≥к≥, өл≥м ғана-өз≥мд≥к≥ї, Ђ∆изнь мо€ принадлежит народу, мне принадлежит только собственна смертьї - точно передают видение мира и смысл жизни трех великих биев, ставших легендами века.

јйтеке би, вместе с “оле бием,  азыбек бием составили главную опору “ауке хана, ставшего во главе  азахского государства в самое судьбоносное врем€ дл€ народа, испытавшего трагедию поражени€ и массового переселени€ на юг. ќни были вместе с “ауке ханом и другими народными предводител€ми в годы поиска путей мобилизации сил народа и выхода из всеобщего политического кризиса.  рупный законодательный акт Ђ∆ет≥ ∆арғыї прин€тый на всенародных съездах вблизи “уркестана и отражавший патриотическую волю масс, можно отнести к значительным подвигам в первую очередь трех пророков века Ц “оле би€,  азыбек би€ и јйтеке би€.

ќсновательна€ встреча “оле би€,  азыбек би€ и јйтеке би€ и их личное знакомство, по-видимому, произошли в период работы народных съездов, периодически и часто созываемых в окрестност€х “уркестана. »х беседы, логико-риторические выкладки и видение ими общих и региональных проблем, дошедшие до нас в массовой народной пам€ти, в большинстве случаев, надо полагать, состо€лись и относ€тс€ именно к этому времени.

“оле би был старшим среди них по возрасту, по рангу жузов и по опытности. ќ нем говорили: ЂЅүт≥н бил≥кке “оле би, бүк≥л хандыққа ≈с≥м хан жеткенї.- Ђ—реди биев “оле би, среди ханов ≈симхан достгили всеобщей славыї.

Ђјдал би Ц әд≥л биї Ц Ђ¬оспитанный в честности би - справеливый би-судь€ї

Ѕи был центральной и значимой фигурой в казахском кочевом обществе. —ообщество биев предоставл€ло в нем наиболее интеллектуализированной по Ц степному светской частью населени€, прошедшей школу страноведени€. ¬се хорошее Ц моральное и материальное в основном сводилось к ним, к их де€тельности. ¬се плохое, негативное в обществе, выход€щие за пределы традиционного быта и правил общежити€ в основном вмен€лись на биев и рассматривались как плод их безде€тельности или неэффективной де€тельности. —уществовала система установочных норм, определ€вщих место, роль и статус биев-судей, норм должного их поведени€, превративщихс€ в естественно-обычные нормативы, не требующие вопросов: нужно или не нужно. ќни, как правило, выражались в рифмомированной форме, удобной дл€ запоминани€. ¬от некоторые из них:

Ц Ђ≈лге бай құт емес, би құтї Ц ЂЅлагоденствие народу дарит би, а не богачї.

Ц Ђ“уғанына бұрғаны Ц бид≥ құдай ұрғаныї Ц Ђѕрокл€т богом би, если он творил несправедливый суд в пользу своего родственникаї.

Ц Ђ“ура биде туған жоқ, туғанды биде иман жоқї Ц Ђ” справедливого би€-судьи не бывает родственника, а если он склон€етс€ в пользу родственника, то тер€ет св€тость санаї.

Ц Ђ≈рд≥ң құнын ек≥ ауыз сөзбен б≥т≥рер биї Ц Ђ“олько би владеет искусством ускоренного и справедливого решени€ конфликтных дел, св€занных с убийствомї.

Ц ЂҚанда қырық к≥с≥н≥ң ақылы болса, биде қырық к≥с≥н≥ң ары барї Ц Ђ≈сли хан-государь имеет трезвый ум сорока человека, то би имеет чистоту совести сорока человекї.

¬ казахском кочевом средневековом обществе сфера духовной жизни в сопоставительных мерках была более развита по сравнению с другими видами и отрасл€ми общественной жизни. ќна была и более приоритетна. “акой образ и соотношение общественного уклада утвердились в специфических услови€х кочевой демократии и своеобразной культуры оценки личности и жизнеобеспечени€ кочевников в процессе освоени€ огромных пастбищно-луговых пространств ÷ентральной јзии. ќсобенно высоко ценились сила —лова и сила —праведливости (чести). ќни были идеализированы. ¬ них вкладывались свобода выражени€ мысли в любой ситуации Ц на клановых, родовых сборах, на суде и на собрании при ханах-государ€х и даже перед эшафотом. Ёто запечатлено в народном постулате императивной силы: ЂЅас кеспек болсада, т≥л кеспек жоқї Ц Ђ¬озможно отсечение головы, но нет отсечению €зыкаї. ƒл€ казахов была привычна норма: ЂӨнер алды - қызыл т≥лї- Ђязык есть искусство из всех искусствї.  огда самую положительно оценить личность, говор€т: Ђ—өзд≥ аттан өтпегенї - Ђƒл€ него сила слова была Ц закономї. —овесть, достоинство и свобода слова, считались наиболее высокими духовными категори€ми, покрывающими материальное богатство. Ёто передано в другом правиле, вошедшем в сознание казахов с молоком матери. ќно звучит так: Ђћалым жанымның садағасы, жаным арымның садағасыї. ¬ нем заложена глубока€ мысль, которую приблизительно можно было бы изложить так: Ђƒуховность здоровь€ ценнее, чем богатство [в скоте], а совесть ценнее, чем духовность здоровь€ї. ¬ поле этих представлений лежит пон€тие о социальной группе биев, как об особой категории людей, призванных воплощать в своих действи€х эти идеалы.

Ѕыть бием, участвовать в дебатах при разбирательстве споров, демонстрировать свое Ђяї и красноречие, победить, будучи одной из сторон на народном суде, или будучи судьей выносить решени€, ведущие к мировому и справедливому окончанию дела, считались самыми благородными поступками, придающими человеку знатность и славу в обществе. Ќо мечтать стать бием было нетрудно, было трудно и очень трудно быть бием. Ёто было особенностью общества казахов-кочевников.

¬ народном сознании и общественно-политическом бытие казахов-кочевников утвердилось неукоснительное представление: Ђјдал би Ц әд≥л биї - дословно: Ђчестный би Ц справедливый биї. ¬ смысловом плане оно означало: Ђ“олько по своему естеству и воспитанию честный би может быть справедливым биемї. ќно относилось к носител€м судебной функции Ц би€м, независимо от их рангов. «начение и место биев в жизни общества и в политике предопределены тем, что в кочевом обществе хоз€йственно-организаторска€ функци€ была слаба, вернее, однообразно повтор€юща€с€, а управление и малым и корпоративным объединением населени€ в основном сводилось в мирное врем€ к рассмотрению споров и конфликтов, возникающих не столько в межличностных, сколько межгрупповых отношени€х.

Ђјдал би Ц әд≥л биї Ц Ђ„естный би Ц справедливый биї - этот девиз в общественном представлении имел главную формирующую силу в системе управлени€ обществом. ¬ нем содержались нормативные и моральные дефиниции, каким должен быть би, как носитель судебной власти.

II

 

¬ самой человеческой природе лежало таинство стремлени€ к преуспеванию и славе, независимо от того достижимы они или нет. ћечта и стремление быть и стать бием, научитьс€ и прикасатьс€ к ним были в казахском обществе того времени всеобщим распространенным €влением среди молодого поколени€ людей, поверивших в себ€, и об€занностью родителей всемерно содействовать их становлению таковым, если были заделы. Ёто было таким же азартом, каким современную эпоху €вл€етс€ стремление к образованию дл€ молодежи, как условие ее становлени€ личностью и возможного преуспевани€ в жизни.

–одительский глаз и общественное мнение были теми факторами, определ€ющими быть или не быть юноше и насколько в нем про€вл€ютс€ или наличествуют потенциальные данные, необходимые дл€ будущего би€. «вание би€ не передавалось по наследству, но то, что предки по отцовской линии были би€ми Ц само по себе имело существенное значение как в плане передачи опыта и прохождени€ претендентом престижной родительской школы подготовки на би€, так и в завоевании общественной известности.

—тать бием было трудно и столь же почетно. ≈го слава переносилась на весь его род и даже регион, откуда он происходил. ѕоэтому воспитание и подготовка би€ считались не столько личным, сколько общественным делом. ¬ этой сфере была и конкуренци€, поскольку известность и слава никому не чужды. Ћавры доставались тем, насколько был именит би по способност€м. ∆елание и подвиги ради того, чтобы стать бием, разумеетс€ способствовали этому, но не определ€ли общественное признание, которое было главным критерием дл€ будущего би€.. “рудно и мытарно было завоевать доверие общественности и стать признаваемым ею бием..  ритери€ми оценки будущих биев были в основном их индивидуальные качества. —реди них наиболее важными были: свободомыслие и народнические идеалы, овладение богатством оборота и стил€ народного красноречи€, полемические способности, рассудительность и находчивость в поисках выхода из разбираемых конфликтных ситуаций. Ѕудущего би€ воспитывали в первую очередь нравственно и в преданности общенравственным иде€м защиты интересов и обеспечени€ стабильности, единства казахских земель-племен и трех жузов. ¬се другие вопросы, в том числе и собственно групповые, родовые, клановые, корпоративные должны были решатьс€ в рамках общих интересов и в св€зи с ними. Ёто была обща€ установка. ќна закреплена в стиле: Ђјтаңның баласы болма, адамның баласы болї - ЂЌе будь сыном только своих родителей, а будь сыном народаї.

—охранилось предание в народе, произносимое как пособие подражани€ дл€ молодых биев, о том как знаменитый “оле би (—редний жуз, XVII-XVIII в.в.) в юности слушал наставлени€ своих учителей Ц бывалых биев-старцев. “ак, 70-летний  онка би (из рода јргын), прозванный народом Ђ“ұзд≥ң би≥ї - Ђ—лужителем —тепиї за то, что он свою жизнь посв€тил обслуживанию народа, скита€сь по степи, знаком€сь и оценив любознательность, ум и дарование 15-летнего “оле би€, дал следующее наставление: Ућен сек≥лд≥ сен≥ң өм≥р≥ң тұзде болсын, тұзд≥ң адамы бол, баламФ- Ђѕостарайс€ походить на мен€ и будь служителем —тепи, сынокї. “акже сказывают, что на большом сборе старейшин-биев племен јргын и ”йсын, состо€вшемс€ на берегу реки Ўу, где она впадает в озере Ѕалхаш, “оле би подростком получил от них следующее благословение Ц бата: Ђ”й баласыма деп ед≥к, ел баласы екенс≥ң. јй маңдайлы арысым талабың алдан өтенс≥н. јуылыңның таңы бол, маңдайдағы бағы болї - Ђƒумали мы, что ты дит€ семейного очага, оказываетс€ ты вырастаешь сыном народа. ѕусть сбудетс€ призвание твое: как утреннее зарево войди в свой аул и будь слугой, принос€щим ему счасть€ї1

ѕри наличии указанных выше данных об€зательными были знание и усвоение комплекса обычно-правовых норм поведени€, имеющих силу в степи кочевников, а также законодательных установлении ханов, вошедших в историю под названи€ми: ЂҚасым ханның қасқа жолыї Ц Ђ√лавное уложение  асым ханаї (начало XVI века), Ђ≈с≥м ханның еск≥ жолыї Ц Ђ–ецепци€ правовой старины ≈сим ханомї (перва€ четверть XVII века); Ђ∆ет≥ ∆арғыї“ауке ханаї - Ђ—емь уложений “ауке ханаї (последн€€ четверть XVI века), основных судебных прецедентов биев, начина€ с знаменитого ћайқы би€ (XII-XIII века).

ѕо представлению казахов кем может быть ребенок по взрослению, на что он может претендовать в жизни по природным данным, закладываютс€ в утробе матери, дают знать и обнаруживаютс€ еще в колыбели. ¬ этой части существовала верси€: ЂЅолар бала боғынанї Ц дословно Ђ–ебенок познаетс€ в колыбелиї. Ёто было наставлением в первую очередь дл€ родителей, чтобы они не прошли мимо одаренных детей. »сход€ из этого традиционного наставлени€, ребенку, падающему надежды на будущее родители и старшие родственники удел€ли особое внимание. ¬ обществе казахских кочевников особенно знатными и высокими считались два призвани€: быть бием и быть батыром. ’аны в государстве избирались по наследству, только из числа потомков „ингиз-хана. Ѕатыры, как искусные воины и предводители ополченцев, а при необходимости выходить на поединки, были вли€тельны и почетны в периоды воин и в эпохи сражений. ѕо мере наступлени€ мирной жизни, относительной стабилизации внешних взаимоотношений народов ÷ентральной јзии и превалированием гражданской жизни, над военной, бии преимущественно с судебной функцией станов€тс€ основной фигурой в управлении и в жизни казахского общества и ханства в целом.

–аскрыть особенные потенциальные данные ребенка и затем юноши, дать развитьс€ им были первостепенной заботой отца и деда, клана и общины в целом, Ц особенно тогда, когда это было св€зано с воспитанием ребенка с большой будущностью и еще больше с данными, необходимыми дл€ би€.

¬ любом организованном обществе рассмотрение споров и случаев конфликта €вл€лось одной из важнейших составных частей управлени€. ќно ввер€лось суду. ¬ то же врем€ оно имело судьбоносные черты дл€ людей. ѕоэтому, это область де€тельности, как правило, регулируетс€ системой жестких норм, содержание и направленность которых завис€т от социальной и политической установки. ¬ судебной функции биев в обществе казахов-кочевников были оригинальны основополагающие принципы, которые определ€ли суть и предназначение судебной власти. ќни лежали в сфере высшей народной морали и обозначали трем€ словами в св€зке: Ђәд≥лет Ц ар Ц б≥рл≥кї Ц Ђсправедливость Ц совесть Ц единствої. Ёто, на первый взгл€д кажетс€ мало совместимым с кочевым образом быта и жизни казахского народа, характеризующим со стороны, особенно европейцами, как отсталые формы общежити€. ќднако такое представление о народах ÷ентральный јзии той эпохи, в том числе о казахах само по себе €вл€етс€ отсталым и весьма ограниченным. ≈сли исходить из такого узкого представлени€, т.е. из внешних форм жизнеобеспечени€ народов, то трудно объ€снить великие вклады в мировую цивилизацию арабско-персидской, китайской культур и мировое господство империй гуннов, тюрков, кипчаков и монголов в эпохи раннего и позднего средневековь€. ѕринципы судебной власти биев в  азахских ханствах выражали, с одной стороны, наиболее адекватные способы простейших форм управлени€ кочевым обществом, разбросанным на огромном пространстве ÷ентральный јзии, управлени€ поддерживающего и обеспечивающего единение и общность разных пастбищно-родовых объединений, посто€нно находившихс€ под угрозой раздроблени€ и исчезновени€. ј с другой стороны, они выражали простые идейные представлени€, на самом деле высокие по ценност€м, подсказанные реальностью и делающие людей человеком собственной естественной сути, как части природной стихии на «емле.

¬ судах биев первостепенными были их идейно-нравственные основы, определ€ющие их де€тельность, а материально Ц процессуальные аспекты их функционировани€ в большей степени имели значение обеспечени€ этой де€тельности.  ак это могло случитьс€, когда и каким образом эти нравственные принципы судопроизводства формировались в  азахском обществе - вопросы отдельные, которые остаютс€ задачами исследователей. Ќекоторые экскурсы в этой части нами предприн€ты в других разделах данного труда.

ƒанна€ стать€, как было указано вначале, посв€щена становлению биев как судей, их воспитанию и подготовке, а также процедуре возведени€ их в саны биев. ¬се это происходило не по велению посторонних сил или по назначению сверху инстанции управлени€. ќбщественное признание было главным и единственным критерием быть или не быть Ђсудебным служащимї- бием. «десь укажем лишь на то, что форматы и некотора€ ориентаци€ идейно-нравственных принципов бийского судопроизводства видоизмен€лись в зависимости с медленными эволюционными изменени€ми в обществе и в его политической системе. ѕри этом, однако, поскольку кочевое общество в основе своей оставалось стабильным, морально - целевые и процессуальные основы бийских судов оставались устойчивыми. ‘ольклорные и другие источники XVI-XVII-XVIII и XIX веков свидетельствуют об определенных изменени€х, происходивщих во внутренних и внешних положени€х  азахстана и соответственно этим измен€лись идейные установки казахов кочевников. ¬ ранние эпохи, полные военных столкновений в ходу был идеологический лозунг: Ђ∆аным ерл≥г≥мн≥ң садағасы, ерл≥г≥м елд≥г≥мн≥ң садағасыї Ц Ђ÷енность жизни в мужестве, а ценность мужества в его служении народуї. Ќа последующих мирных этапах развити€ этот девиз получил новое содержательное звучание: Ђћалым жанымның садағасы, жаным арымның садағасыї, - в смысловом плане Ц Ђƒуховность здоровь€ ценнее, чем богатство [в скоте], а совесть ценнее, чем духовность здоровь€ї. ѕри всем этом мораль о служении обществу и народу оставалась приоритетной. » это в свою очередь отразилось в морали суда биев.

ћы полагаем, что институт биев-судей в казахской степи в той его развитой по идейно-целевой основе мог сложитьс€ в периоды длительного мирного времени и в дали от посто€нных походов и войн, в развивающем обществе больше по внутренним законам кочевого общества и его государственности.

III

 

¬ истории бийского правосуди€ XVII-XVIII века занимают особое место. »менно в этот период жили и творили три знаменитых би€: в —таршем жузе - “оле би, в —реднем жузе -  азыбек би и ћладшем жузе - јйтеке би, имена и дела, которых олицетвор€ли лучшее и уникальное в судопроизводстве. ¬ажно еще и то, что о них сохранились в народной пам€ти, в фольклористике относительно обширные материалы: - по ним можно судить о многом о жизни биев. »х становление и воспитание €вл€ютс€ типичными дл€ биев. ” “оле би€ (1663-1756 гг.), по одним данным, его предки на прот€жении одиннадцати поколений были известными би€ми. »х родоначальник Ѕахти€р би, как будь-то жил при империи кипчаков. ќн был богат, славилс€ храбростью своим красноречием, справедливостью и честностью. ¬ народе его называли Ђ≈лд≥ң бақытына тұған Ѕақти€рї-ЂЅахти€р - рожденный дл€ счасть€ народаї. ќдним из предков “оле би€ был и ћайки би. ќн в свое врем€ был вли€тельным бием и советником у самого „ингис хана. ј отец “оле би€ јлибек был также известным бием в своем округе. ќн удел€л особое внимание ребенку “оле, рано заметив необычные позы и взгл€ды сына, счита€ все это приметами его потенциального даровани€. –анние записи преданий о “оле бие сообщают, что в 4-5 лет отец часто брал мальчика с собой в поездки на различные сборы и маслихаты, где собирались известные в степи знатные по знани€м и мудрости люди. “оле мальчиком не по возрасту про€вл€л необычную любознательность к устной народной поэтике и истории не только казахов, но и соседних этносов. —леду€ вековым традици€м јлибек би отдавал способного мальчика в свиту известных биев, выезжающих на рассмотрение конфликтных и спорных дел. »сточники также сообщают, что “оле с дев€ти лет удостаивалс€ высказывать свое суждение о возможных вариантах решени€ по рассматриваемым делам, а порою, под присмотром своих учителей-биев, допускалс€ к самосто€тельному решению несложных дел, на что предварительно, разумеетс€, требовалось согласие сторон, участвующих в судебном процессе.

¬ родительское воспитание одаренного мальчика входило уроки нравственности, познание перипетий кочевого быта, представл€л историю и культуру своего народа, оценил достоинство вольной жизни. Ќе менее было важно, чтобы мальчик вникал в тонкости народной морали жизнеобеспечени€. — этой целью отец јлибек в течение летних и осенних кочевых сезонов присоедин€л сына к пастухам бараньего стада, чтобы он был и жил вместе с ними. ƒело в том, что пастухи считались наиболее осведомленной частью населени€ о бытовавших и долженствующих событи€х в аулах, родовых сообществах. ќни посто€нно общались в степи с пастухами соседних общин, с проезжающими всадниками, делились с ними новост€ми, каратали свободное врем€, а его было у них предостаточно, былинами и небылицами, рассказывали друг другу о знатных люд€х и событи€х в прошлых и насто€щих эпох.

¬зрослев будущий претендент на би€ должен был пройти трудный путь испытаний и получить особые благословени€ - Ђбатаї от бывалых старцев-аксакалов и биев, причем не раз, а многократно, чтобы об его знании и готовности быть в сане би€ знала близка€ и дальн€€ общественность. Ёти испытани€ носили сугубо оценочный характер, были многомерными и касались, начина€ с облика, осанки, взгл€да мальчика, его умени€ сосредоточитьс€ в себе, конча€ рассудительностью, находчивостью, логичностью его ответов на заданные вопросы, часто виртуальные из области философских абстракций. ќб€зательными элементами испытани€ будущего би€ были критерии его идейных убеждений и нравственных установок. ¬от несколько примеров. Ќа одном домашнем сборе, один из гостей, осведомленный о таланте юноши “оле, обратилс€, между прочим, к нему с вопросом: кого он считает Ђтрех сиротамиї (Ђұш жет≥мї)?, “оле, немного задумавший, ответил: Ђземл€ сирота, если не будет дожд€; народ-сирота, если не кому им управл€ть; слова сирота, если они обращены глупцуї (Ђ∆аңбыр жаумаса жер жет≥м; басшысы болмаса ел жет≥м; ұкпаска айтқан сөз жет≥мї).

¬о всех источниках утверждаетс€ о том, что “оле би с 15 лет начал самосто€тельно вести судебные дела. ќн следовал лучшим традици€м бийского судопроизводства, по которым решени€ суда биев могут считатьс€ справедливыми, если они не оставл€ют места сторонам дл€ публичного возражени€ в силу беспристрастности суда, истинности доказательств и не в меньшей мере в силу умени€ би€-судьи убеждать участников процесса. ѕри жизни “оле би€ образно называли ЂҚара қылды қак жарған әд≥л биї - Ђ—удьей высшей справедливости, умеющий разделить в равной части волосинкуї.

јвторитет и строгость таких крупных биев как “оле би€,  азыбек би€, јйтеке би€, и других, творивших суд и от решени€ которых не мог уйти никто и ускользнуть даже нечестный лжец и криминал, были настолько в обществе попул€рны, что на суд к ним €вл€лись из дальних аулов, родов и даже из другого жуза в поисках справедливости в суде. “ак о “оле бие было распространенно предупреждение: ЂÒîëåíiї á½ëû¹à ñ¼éëåï, àäûðàÿ ºàðà¹àíûíàí ñàºòàї - дословно: ЂЅерегись сверл€щих слов “оле би€ и пристально - пронзительного его взгл€даї. ѕод ним понималось: ЂЌе ходи “оле бию на суд с нечестным намерением винить невиновного или оправдатьс€, будучи виновнымї. “оле би признавалс€ верховным бием во всем —тепном крае.

ќдним из попул€рнейших биев в —реднем жузе, был  азыбек би (1666-1763). ѕроисходил он из крупной племенной ветви јрғын, а в нем из рода  аракесек. ¬ его становлении как би€ важную роль играли родители:  елд≥бек, отец и известный би, а также мать “окмейл, которую характеризуют как весьма умную женщину с широкими познани€ми об устной культуре казахов и степных законах. ќ ней говорили, что-де родись она мужчиной была бы и превосходным бием. ќна рано заметила особые даровани€ сына и была первой, кто изрек УбатаФ Ц УблагословениеФ ему о том, кем он станет по своим личным данным.

 азыбек, прежде чем именоватьс€ бием, прошел ту же школу как все другие одаренные личности, поставившие перед собой цели - быть знатной личностью в обществе Ц бием. —тарые записи устных преданий сообщают нам и случаи встречи  азбек би€, которому было 12 лет с легендарным в ћладшем жузе ћонке бием, который уже был стар, но в €сном уме.1 ћонке би, осведомленный о даровании  азбек би€, решил убедитьс€ в этом и задал ему один за другим несколько вопросов. ¬от как проходил этот диалог между ними:

¬опрос 1: УЎырағым, атадан ұш тұрл≥ бала түады: б≥р бала әкес≥нен асып түрады, б≥р бала әке өкшестн басып түады, б≥р бала әкес≥нен кер≥ қашып түады. —ен соның қайсасы боласың?Ф Ц Уёноша мой дети рождаютс€ и вырастают трех уровней: одни по познани€м опережают отца, вторые Ц следуют за отцом, а третие Ц отстают от отца.   какой из них ты себ€ относишь?Ф

ќтвет: Ућен≥ң атадан асып бала болар-болмасымды алдағы өм≥р≥м, өнер≥м б≥лед≥, ал кер≥ қашып тудым деу өз≥меде, өзгеге де рен≥ш болар ед≥. Әз≥рше, өз ойым: өқшес≥н басып түдым ба дейм≥нФ-УЌасколько € могу превосходить отца Ц это пока тайна, заключенна€ в моей еще не раскрытой жизни и умении. ј сказать что € отстал от отца было бы дл€ себ€ и дл€ других дурным тоном. ѕока, € думаю, что € иду и наступаю на п€тки отцаФ.

¬опрос 2: У”а, балам, өт≥р≥кпен шынның арасын өлшед≥ң бе?Ф- Усынок мой, измерил ли ты рассто€ние между правдой и ложью?Ф

ќтвет: УӨлшед≥м, ата. ќт≥р≥кпен шынның арасы төрт-ақ ел≥Ф ЦУ»змерил, дед. –ассто€ние между правдой и ложью составл€ет всего четыре пальца рукиФ и приложил пальцы руки между глазом и ухом.

¬опрос 3: Ујқыл к≥мнен шығады, асыл неден шығады, қанат неден шағады, санат неден шығады, ағат неден шығады Ц осыларды б≥лд≥ңбе?Ф Ц Ууснил ли дл€ себ€: откого исходит разум, где поко€тс€ ценности, откуда вырастают крыль€, как происходит осознание цели, как рождаетс€ глупость?Ф

ќтвет: Ућен≥ңше ақыл жастан шығады; асыл тастан шығады. “ату болса: б≥р≥ құйрық, б≥р≥ Ц жал, қанат соған шығады; халқы ұш≥н қарттар кам жесе, санат содан шығады; Өнерс≥з болса бозбала, ағат содан шығадыФ ЦУЌасколько € представл€ю: разум присущ молодости и исходит от нее; драгоценности вырастают в камн€х; там где бывают Ђв дружбеї хвост и гривы, по€вл€ютс€ крыль€; если старшее поколение думает и заботитьс€ о своем народе Ц это и есть осознание цели.Ф

ѕриведем еще один пример об умственной способности  азыбек би€.  огда он был в зените славы, встретилс€ с правителем ∆унгарии, соседнего ханства, которого лично знал в прежние годы. ѕравитель спросил его: Усколько у теб€ сыновей?Ф  азыбек ответил: Уу мен€ полутора сыновейФ. ѕравитель был удивлен: У„то значит полутора сыновей? —лышал что у теб€ п€теро сыновейФ. Ѕи объ€снил, что у него действительно п€теро сыновей, но только один из них по имени Ѕекболат может быть полезен народу и годитс€ в предводител€ и его считаю цельным сыном, а остальные год€тс€ в пастухи и в мужь€ Ц всех их не беру в учет и они не представл€ют цельного мужчину- его половину.

 азыбек би в юности и взрослые годы не раз встречалс€ с “оле бием, который был намного старше его по возрасту, а главное уже он был знаменитым бием. ”читьс€ у него искусству би€-судьи и получить его УбатаФ Ц УблагословениеФсчиталось верхом учебы и признани€. ¬ литературе описываетс€ одна из таких встреч, когда  азыбек би уже был опытен и мог наравне вести диалог. ќ том как проходила беседа между ними, о тех тайнах мысли, которые были доступны им, как разгадывали мысли друг друга, выраженные необычным образом, в иносказательных формах свидетельствуют следующие эпизоды. ќднажды, юный, но набравший некоторого жизненного опыта  азыбек би сказал отцу, что он хочет поехать к мудрому “оле бию, жаждет повидатьс€ с ним и послушать его сказани€. Ќесколько лет тому назад он был у “оле би€ и тогда получил его УбатаФ Ц УблагословениеФна бийскую профессию. “еперь  азыбек би хотел совершенствоватьс€, проходить дополнительные школы у титулованного “оле би€. ≈го отец  елдыбек вначале приостановил сына словами: - “оле би - великий де€тель, ты еще молод, можешь оказатьс€ в неудобном положении, не пон€в его замысловатых, завуалированных мыслей.  азыбек би насто€л на своем. Ёта его встреча состо€лась. ѕосле взаимных приветствий и распросов, первым начал  азыбек би. ќн спросил “оле би€:

-јлысыныз қандай? Ц  акова ваша дальность?

-јлысым жақын болды. Ц ƒальность стала близкой, -ответил “оле би.

-“әтт≥ң≥з қандай болды? Ц  акой стала ¬аша сладость?

-“әтт≥м шырын болды. Ц —ладость стала разжиженной.

-Ќесиең≥з қандай? Ц  аким стал кредит довери€?

-Ќесием орынды болды, көбей≥п жатыр. -  редит довери€ оказалс€ исправным, размножаетс€.

ѕосле того, как  азыбек би вернулс€ к себе, его спутники, бывшие с ним вместе в ауле “оле би€, просили его раскрыть содержание диалога с “оле бием, которое не было пон€то ими.  азыбек би дал следующее объ€снение ответам “оле би€: когда он сказал Ђƒальность стала близкойї имел в виду ослабление зрени€; под словом Ђ—ладость стала разжиженнойї дал пон€ть, что Ђсон стал редкимї, под пон€тием Ђ редит довери€ оказалс€ исправным, размножаетс€ї - этим он выразил мысль, что его дети исправно забот€тс€ о нем и сами имеют своих детей.

«а особые судебные даровани€ и заслуги  азыбек би при жизни его именовали Ђказып айтқан Қазыбекї- Ђдоход€щий до последней истины  азыбек биї

Ёйтеке би сын Ѕайбека, был “обе бием Ц верховным бием ћладшего жуза. ќн происходил из племени јлшын, родилс€ в зажиточной и просвещенной семье, в долине между известными в ÷ентральной јзии городами —амарканда и бухары. ’ронологически он жил в период с середины ’VII века до начала второй четверти XVIII века. ѕо некоторым данным, до 12 лет находилс€ в воспитании деда јкша, провозглашенного местными казахами Ц кочевниками своим ханом. Ѕлижайщим родственником к нему приходилс€ и ∆алантос батыр правивший —аракандом в течение нескольких дес€тилетий. ƒед возлагал на юного јйтеке большие надежды и с семи лет приобщил его дл€ стажировки к ханскому управлению, к приемам иностранных гостей. јйтеке обучалс€ вместе с внуками правител€ ∆алаңтоса в религиозной школе в Ѕухаре и освоил арабский, персидские €зыки.  ак указывает один из авторитетных исследователей, знаток народного устного творчества јбуталиев Ќ. в 25 лет јйтеке би стал признанным бием в роде “орткара, а в 30 лет был признан и избран “обе бием Ц верховным бием Ц суьей во всем ћладшем жузе, объединившем 29 родов, входивших в четыре поколени€ Ц јлим, Ѕайула, ∆етиру и  етен.

—уд€ по запис€м, сделанным по свежим рассказам наследников и знатоков истории культуры казахских-кочевников, “оле би,  азыбек и јйтеке би, которым принадлежала ведуща€ роль во всеказахских и региональных народных собрани€х, созываемых ханами или по инициативе сообщества биев, нередко и их самих, временами встречались между собой, поскольку проблемы взаимоотношений трех жузов - —таршего, —реднего и ћладшего -, а также обсуждение и решение общеказахских вопросов всегда были актуальными. »х отношени€ были настолько уважительными и что, даже жив€ в дали друг от друга, через специальных гонцов и посланников делились новост€ми политической и хоз€йственной важности, обменивались подарками.

»х встречи вдвоем, тем более втроем, в гост€х, на приемах по разным случа€м или в ауле одного из них превращались в экзотические массовые праздники, собирали много людей. »сточники сообщают, что на одной из первых встреч “оле би и  азыбек би при люд€х обратились јйтеке бию, приехавшему из-за далека с игриво-испытательным вопросом: Ђ∆ақсы ж≥г≥т деп, нағыз ж≥г≥т деп к≥мд≥ айтады?ї - Ђ ого называют хорошим мужчиной и кого насто€щим мужчиной?ї, на что јйтеке би ответил: Ђ’орошим мужчиной называют того, кто исправно выполн€ет свою мужскую об€занность. ј насто€щим мужчиной называют того, который признает над собою власть правдивого слова и сам покор€ет других правдивыми словамиї (Ђ өзге ≥л≥нген ж≥г≥тт≥ жақсы ж≥г≥т дейд≥. “ура созге басын иген, өз≥н≥ң дұрыс соз≥не басқаныңда басын иг≥зген ж≥г≥тт≥ нағыз ж≥г≥т дейд≥ї). ќставшись удовлетворенными два попул€рных бий задали еще несколько вопросов: Ујқылдың шег≥ барма?Ф ЦУ√де кончаетс€ разум?Ф, на что јйтеке би ответил: У“ам, где начинаетс€ гнев кончаетс€ разумФ. Ќа вопрос: У∆ауменен құш сынасар алдында неше сер≥г≥ң болу керек?Ф- У—колько у теб€ должны быть спутника перед поединком с врагом?Ф- ѕоследовал ответ: У–азум, хороший конь и стальна€ кольчугаФ ответил јйтеке би.

—охранилось предание о том, что “оле би перед смертью наказал одному из сыновей: после его кончины отвести и передать его личную трость, с которой он не расставалс€ в последние годы, јйтеке бию как последний пам€тный дар от него. Ёто был жест особого уважени€. —ын “оле би€, прибыв со свитой в аул јйтеке би€ не стал заезжать в аул и возвел временный шатер недалеко от аула, наде€сь на то, что сам јйтеке би выйдет к ним, чтобы выразить соболезнование, поскольку “оле би был намного старше јйтеке би€. ѕрошел день и два, јйтеке би не вышел к ним. “огда свита сама сн€лась с мест, и зан€ла отведенную юрту в ауле јйтеке би€. ѕри встрече с јйтеке бием происходил следующий диалог:

—ын “оле би€ с обидой и упреком произнес: Ц Уќтец скончалс€. ќн был старше вас, как по возрасту и по старшинству, считал себ€ и старшим твоим братом. Ќе повину€сь вековой традиции вы неизволили первым €витьс€ в нашу свиту и выразить свою скорбьФ јйтеке би следующим образом обосновал свое поведение:

-” теб€ был веский повод думать так. “ы прав и в том плане что “оле би был твоим отцом и отцом народа и € питавщий к нему особое уважение первым должен был прийти к тебе и выразить глубокое соболезнование по поводу кончины твоего отца. Ќо ты упустил одно важное обсто€тельство: Ќе ты стал сиротой, ибо у теб€ есть скорб€щий старший брат, как €, а € - насто€ща€ сирота, ибо у мен€ нет старшего скорб€щего брата по поводу кончины “оле би€. ¬ этих услови€х, следу€ нашей традиции ты должен был первым €витьс€ с соболезнованием ко мне. ѕрисутствовавшие сочли доводы јйтеке би€ основательными.

јйтеке бию приписывают прощальные слова сказанные им в виде ответа пожелани€м молодежи услышать из его уст. ќб итогах своей жизни: Ућен≥ң өм≥р≥м өзген≥к≥, өл≥м ғана өз≥мд≥к≥ болдыФ-Ућо€ жизнь принадлежала другим (т.е. народу), а мне принадлежала собственна€ смертьФ.

 

IV

 

ѕопул€рность была и должностью и титулом дл€ би€, ибо он был в первую очередь общественной фигурой.  аждый би хотел быть попул€рным в своей среде и вне нее. Ѕыл только один путь достижени€ попул€рности Ц это завоевание шаг за шагом довери€ и доверительного отношени€ к нему общественности. ѕройти этот путь должен был в первую очередь сам.

¬ыдвижение или повышение по бийской лестнице, пытатьс€ зан€ть более высокие ее ступени было мечтою каждого би€, особенно тех из них, которые имели успехи в общественном признании. —уществовал осв€щенный вековой традицией пор€док, в рамках которого происходило общественное признание даровани€ би€. —реди них институт получени€ Ђбатаї - Ђблагословениеї от опытных, признанных старцев Ц биев считалс€ наиболее Ђдокументальнымї.  ак правило, прежде чем дойти до опытнейших биев и предстать перед ними молодой би проходил Ђэкзаменыї более меньших фигурантов. ѕо данным известного исследовател€ устного творчества народа и собирател€ фольклорных материалов “орекулова Ќ. “оле би получил Ђбатаї - Ђблагословениеї от знатнейших во всем —реднем жузе старцев Ц биев: от дев€ностолетнего ∆етес би€ и столетнего јнет би€. ќб јнет бие в свою эпоху и поздние времена говорили: ЂӘнет бабам - арғынның ер ағасы, әр≥ би, әр≥ төре, ел ағасыї-Ђпочтенный Әнет Ц старейший из рода јргын, он би, и предводитель во власти, и покровитель народаї.

Ћичностные данные и достоинства биев в общественных и политических измерени€х нередко выдвигали их в военное врем€ в организаторов и предводителей вооруженных ополченцев и дружин. Ёто выражено в народном уставе: ЂҚабырғадан қар жауса-атанменен нарға құш, ел шет≥не даумен қоса жау келсе Ц қабырғалы биге құшї - смысловой перевод: Ђ≈сли возникнет необходимость сн€тьс€ с кочевьев при глубоком и бушующем снегопаде, то т€жесть испытани€ падает на отборного верблюда, и, если возникнет одновременно т€желый конфликт между своими родичами или наступить врем€ надо защищать границы земли от врага, то т€жесть испытани€ падает на би€ї. ѕо документальным данным “оле би не раз участвовал в сражени€х под г. “ашкентом и дважды в течение 12 лет состо€л его правителем.

“ри би€, признанные “обе-би€ми- верховными би€ми в трех казахских земл€х: “өле би в —таршем жузе,  азыбек би- в —реднем жузе, Әйтеке би- ћладшем жузе олицетвор€ли народную судебную власть и мудрость, стабильность и целостность «емли  азахской. Ќа одном из всеказахских собраний биев, созванных “ауке ханом в годы надвигающейс€ опасности дл€ свободы  азахстана, в начало XVIII Цвека в окрестност€х г.“уркестана, на урочище Ђ ултобеї, Әйтеке би произнес следующие слова: ЂЅ≥з қазақ б≥р биен≥ң Құлыны ед≥к, “ұлпар болып оза шабайық. Ѕ≥з бүк≥л қазақ Ц б≥р ұ€ның балапаны ед≥к; қанаттанып сұңқар болып самғаиық. Ѕ≥з бұк≥л қазақ Ц б≥р тоғайдың ағашы ед≥к, орман болым жасылданайық, жайқалайық. Ѕ≥з бүк≥л қазақ Цб≥р шаңырақ, б≥р қазан, б≥р төрл≥к дастархан болып атамекенд≥ түгел қамтиықї1- Ђћы казахи Цподобно жеребенкам от одной кобылицы, ставшие тулпарами должны в гонке времени опережать других. ћы казахи Ц выросли цыпл€тами из одного гнезда и с окрепшими крыль€ми, как сокол должны взвитьс€ вверх. ћы казахи, как деревь€ одного урочища и должны зеленеть и колоситьс€ как лес и быть им. ћы казахи Цживущие в единении под одной крышей, обслуживаемые с одного котла, да станем единым и общим домом дл€ всей земли нашейї.

—охранились в пам€ти народной прощальные их слова, сказанные ими перед отъездом в свои земли после завершени€ собрани€ биев  азахии, созванного “ауке ханом в “уркестане, на котором было прин€то ЂЅольшое правовое уложениеї-Ђ∆ет≥ жарғыї. ѕеред многочисленной толпой, пришедшей прощатьс€ с ними, “оле би пожелал, чтобы борьба за сохранение целостности кочевых просторов казахов и их единства оставалась главнейшей нашей задачей.  азыбек сделал основной акцент на то, чтобы жители трех жузов жили без конфликтов и в согласии. ¬ свою очередь јйтеке би сказал: если каждый из нас будет мнить себ€, что он происходит из большего или многочисленного рода, потому и более знатен, чем другие, в одиночку хочет и именует себ€ бием, пренебрега€ общностью народа, то нам, всем грозит гибель.

ѕриписывают самому јбылай хану (1771-1781 период ханства) слова о том, что ЂЅатыр қол бастайды. Қол бастайтын батыр болу да қымбат; көсем жол бастайды, жол бастайтын косем болуда қымбат; шешен сөз бастайды, бәр≥ненде ел тағдырын шешет≥н шешен болу қымбатї - ЂЅатыр предводитель воинов, - быть батыром трудно и почетно; вождь определ€ет стратегию движени€, - быть вождем трудно и почетно. ќратор Ц это торжество слова. Ѕыть оратором ценнее среди всех других профессии, ибо от него зависит решение судьбы народаї.

 

»з изложенного можно сделать следующие важные выводы:

1. ¬ установке Ђјдал би - әд≥л-биї -Ђ¬оспитанный в честности би Ц справедливый би-судь€ї, ставшей как бы идеологической программой обеспечени€ стабильности и целостности казахского кочевого средневекового общества, не нав€занной, а выросшей на почве законов выживани€ самого общества, заложена общекультурна€ мораль. ќна гласит: —удь€ Ц особа€ фигура с культом высокой нравственности у которого справедливость и честность представл€ют его внутреннее убеждени€.  азахские бии-судьи добивались этого.

2. ¬ судах должна торжествовать культура разума Ц это первое кредо бийского судебного процесса. ¬есь механизм процесса должен вести к этому. Ђƒау сұрай келд≥ңдерме? јқыл сұрай келд≥ңдерме?ї - Ђѕришли конфликтовать или пришли в поисках разума?ї- это было первым предупредительным жестким словом би€-судьи, обращенным иногда к разъ€ренной толпе т€жущихс€. Ётим самым давалось знать, что цель суда Ц полагатьс€ на разум и прийти к разумному, а следовательно справедливому общему решению.

3. ѕоведенческа€ установка дл€ судей-биев о том, что Ђ“ура биде түған жоқ, түғанды биде иман жоқї - Ђ” справедливого би€ нет родственника, а судь€-би, отступивший от этого основного правила тер€ет св€тость санаї, следование которой €вл€лось безусловным дл€ судей-биев, имеет общецивилизационное значение дл€ стран и народов всех времен.

¬ этой статье мы ограничились кратким изложением биографий становлени€ трех великих казахских биев-судей XVII ЦXVIII веков, вошедших в историю народа как носители и эталоны мудрости и справедливости. ќни - эти бии говорили о себе как верные продолжатели высоких нравственных и народно-правовых идеалов ћайкы би€ (1105-1225 гг.). ¬ свою очередь, их современники и потомки, отправл€вшие судебные функции по традиционным нормативным правилам, говорили о себе как правопреемников идей, дел и заветов трех великих биев-судей - “оле би€,  азыбек би€ и јйтеке би€.

 

ЂЅий есть жива€ летопись народа, юрист и законовед егої

 

Ёто определение вз€то из труда российского чиновника по особым поручени€м ».  озлова, служившего в колониальной администрации в  азахстане (в г. јкмолинске), опубликованного в 1882 году на основе специального изучени€ обычно-правовых норм и юридических учреждений казахов. јвтор вместе с тем указал, что они Ц бии отличались Ђбезукоризненной честностью, с природным умомї1. ”казанное определение относилось к тем немногим би€м-судь€м, которые еще и в XIX веке встречались в —тепи и оставались верными судебной традиции Ђ«олотого векаї. Ќекоторые из них даже пытались возродить славу казахского правосуди€ в Ђдревней формеї. “акой отзыв был всеобщим со стороны тех, кто был знаком с судебно-правовой системой казахов. ѕо мнению исследовател€ ј. «уева, подготовившего объемную статью более чем на 60 печатных страницах под названием Ђ иргизский народный судї, казахские бии были Ђмудрейшими и достойнейшимиї, что их суд представл€л Ђсветлые страницы далекого прошлого, когда в тихом укладе патриархальной жизни он был столь же чист и правдив, как и сама жизньї2. ƒругой компетентный автор Ѕ.Ќ. ƒельвиг биев именует не иначе, как Ђединственными хранител€ми обычного праваї3.

¬ данный том вошли наиболее известные в ¬еликой степи кипчаков казахские бии, жившие в XIII-XIX веках и сведени€ о которых дошли до нас в устно-фольклорной историографии и в запис€х позднего времени. —реди них нет “оле би€,  азбек би€ и јйтеке би€, живших в XVII и в первой половине XVIII веков, и, можно сказать, владевших умами населени€ всех трех казахских жузов Ц региональных территорий. ћатериалы о них помещены отдельно, в первом томе Ђћноготомникаї.

 

I

 

ѕо ранним и поздним запис€м известны сотни имен биев, вошедших в историю национального и регионального правосуди€. —реди них имеютс€ глашатаи-судьи, служившие эталонами подражани€ и примерности дл€ остальных биев, пронесшие сквозь толщи времени и веков традиции Ђ«олотого векаї законности и справедливости в судах. ¬от некоторые из них: ћайқы би, ј€з би, ≈диге би (Ќоғайлы-қазақ ел≥нен), “өле би (ұлы жүз), Қазыбек би (орта жүз), Әйтеке би (к≥ш≥ жүз) (“торғай), “≥ленши би, ≈сет би, Әнет баба би, —ырым би, —аққұлақ (Ѕөгенбай батырдың немерес≥, ≈реймен жер≥нде), Ўорман би, Ўоң би, (Ѕа€науылдан), —айдалы би және јққошқар би (јрғын ел≥нен), ≈рден би (Ѕағаналыдан), Ѕала би, ƒоспол би, јқтайлақ би, ћөңке би, Ѕайдалы би, “оқсаба би и др. ”дивительно то, что хот€ они жили на разных част€х обширной степи казахов-кипчаков, т€нувшейс€ на тыс€чи километров, в своих аулах и среди своих соплеменников, но известностью многие из них пользовались во всем крае, в жузах и в больших кочевых объединени€х, носивших историческое название родо-племенных структур. ¬се без исключени€ казахские бии, независимо от их эпохи и принадлежности к определенным родовым группам, праотцом традиционного казахского правосуди€ признавали ћайкы би€, сохран€ли по отношению к нему св€тую верность. ≈сть полное обоснование считать, что именно в этом Ц субординированной системе казахского правосуди€ и права лежит одна из тайн, объ€сн€ющих этническое, €зыко-культурное и идейно-психологическое единство казахов, разбросанных на разных част€х огромной территории ÷ентральной јзии, причем нередко частью и под властью чужеземных правителей, отсутствие €вного политического сепаратизма среди них.

–оль и место ћайкы би€, жившего в XIII-XIV веках в эпоху „ингисхана и при нем и пережившего его, принадлежавшего одному из тюркских древних родов, впоследствии составивших казахскую государственность, выражены в кратких и содержательно емких формулах, ставших девизами казахского традиционного правосуди€: Ђ“үгел сөзд≥ң түб≥ б≥р, түп атасы ћайқы биї Ц Ђ»сточником и родоначальником словестности и судоговорени€ €вл€етс€ ћайкы биї. ≈му приписывают установлени€, равные по значению к целому правовому и политическому уложению: ЂӘдет -әдет емес, жөн-әдетї Ц Ђ¬ обыча€х ценны не нормы обычаев, а ценен праведный путьї, Ђ“≥л жүйр≥к емес-шын жүйр≥кї Ц Ђ расноречие ценно, если в нем торжествует истинаї, Ђ еңесш≥ ел-кем≥месїЦ Ђ—ообщество (страна), прислушивающеес€ к голосу советников (народа) приобретает от этого только силуї, Ђ’ан атаулының қазығы-қара бұқараның азығыїЦ Ђќпора ханской власти Ц в благополучии подданныхї.

“оле би, из —таршего жуза, проживший по некоторым данным 93 года (1663 г. рождени€), прозванный Ђстаршим и почетным биемї в свою эпоху во всей  азахской —тепи, с дев€ти лет начал участвовать в бийских судах, а в 15 лет уже приобрел известность би€-судьи в своем округе. »сследователи наследи€ “оле би€ приписывают ему правила: Ђ≈лге бай құт еме, би-құтї Ц ЂЌе богатые украшают народ, а би есть насто€щее богатствої; ЂҚабырғадан қар жауса-атан менен нарға күш, ел шет≥не жау келсе Ц қабырғалы биге күшї1, дословно Ц Ђ¬незапно выпадет в степи глубокий снег Ц это испытание дл€ отборных верблюдов, а если по€витс€ иноземный враг Ц это испытание дл€ именитых биевї.

 азыбек бию (1677-1763 гг.) из —реднего жуза, прослывшему Ђзаконодателемї в истории казахского права, принадлежит р€д нормативно-прецедентных установлений. ≈му, принадлежит изречение: Ђјна Цбаласының қызғышы, өз≥н қиса да оны от пен өл≥мге қимайдыї Ц Ђћать Ц что и преданна€ потомству птица, она погибнет сама перв





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1366 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаглость Ц это ругатьс€ с преподавателем по поводу четверки, хот€ перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2310 - | 1922 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.12 с.