Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


О правосудии биев заговорил в полный голос в годы




независимости Республики

После распада Советской империи и с провозглашением государственной независимости Казахстана о биях и бийских судах и о системе казахского права «Жарғы”, неотделимой от первых, как исторических социальных ценностей, заговорили в полный голос. В знак уважения поколений перед зданием Верховного суда в столице Республики – в г.Астане был сооружен 4-х метровый групповой памятник из гранита, посвященный трем выдающимся биям-судьям второй половины XVII - первой половину XVIII веков Толе бию, Казыбек бию, Айтеке бию. Они изображены по-восточному рядом сидящими, земными, с устремленными взглядами в даль. Они олицетворяли правосудие как общечеловеческая институциональная ценность. Историческое место – степное урочище в Южно-Казахстанской области, где они в прошлые века неоднократно собирались на съезды биев трех жузов, было объявлено Правительством историческим памятным парком «Ордабасы», что в переводе означает «Ставка умов». На одном из высоких холмов парка была установлена высотная стела, куда вела с подножья многометровая террасная лестница. На ее открытии, состоявшемся 28 мая 1993 года, присутствовали президенты трех соседних тюркоязычных Республик – Казахстана, Узбекистана и Киргизии. Президент Республики Н.А. Назарбаев в своей речи, сказал, что «Они стали для казахов непреходящим символом единства, их страстные речи овладели умами потомков, как изречения священных книг. Их исторические заслуги перед казахским народом, их значимость в нашей истории невозможно переоценить”16. Высокая оценка заслуг биев-судей перед историей народа давалась в выступлениях и трудах ученых деятелей культуры, в том числе в произведениях выдающихся казахских писателей, известных своими историческими поисками. Нурпеисов Абдижамал, автор романов “Кровь и пот”, “Долг”, переведенных и ставших бестселлером в странах Европы, одну из статей озаглавил “Бии-судьи и ораторы”. В ней он писал: “В самом деле, с годами я, все чаще оглядывая мысленно иные пласты веков казахской истории, все более и более поражаюсь тому огромному доверию, к той опоре его на мудрость и высоту духа, что были присущи Высоким Его Сыновьям. И это опора никогда не подводила мой народ. И не потому ли находим мы ныне в истории тысячелетнего института биев-ораторов тому не мало удивительных примеров”17.

Другой выдающейся писатель Кекильбаев Абиш, автор ряда прекрасных высокохудожественных и по философски сдержанных исторических романов и повестей, озаглавил одну из своих статей, посвященных биям-судьям и ораторам «Есімдер дүние тұрғанша ұрпақтардың жадында сақталады» - «Их имена в памяти поколений сохранится до тех пор, пока существует мир». В ней он о них писал: «.. Нұрлары екі дүниеде бірдей шалқып, жандары жаннаттың төрін иемдеген, есімдері дүние тұрғанша ұрпақтардың жадында тұратын жарықтарымызды осынау дүние тұрғанша тұрмақшы киелі ғимараттағы бұйырмас мекендеріне қайта жалғастырғанымызға тәубе деп тұрмыз»- “Мы должны поблагодарить судьбу за то, что наступил день, когда великих сыновей наших, свет которых озарял двух миров – земных и небесных, а их имена занесены анналы вечности, смогли вернуть их в свои места – в свои священные дворцы народного сознания”18.

За годы независимости Республики, а их не так много – всего 16 трудных лет, произошел настоящий всплеск статей и трудов, больше описательных, о казахских биях -судьях, засевших в памяти поколений и известных по фольклорным, рукописным и нарративным источникам. Начались и серьезные исследовательские работы. Предлагаемый нами десяти томный труд «Қазақтың ата заңдары» - «Древний мир права казахов» является первой фундаментальной ласточкой в цепи исканий на этом пути. Он претендует быть промежуточным итоговым исследованием, открывающим просторы для новых исследований, и в то же время является увлекательным документированным материалом о биях – судьях, мудрость и искусство решения конфликтных дел которых по праву достойны войти в анналы общечеловеческой культуры.

Бывает трудно объяснить объяснимое, особенно тогда, когда пролегло немало времени между предметом объяснения и объясняющим. Трудно поверить в то, во что верили многие, в том числе авторитеты, тогда, когда между реальными историческими событиями и познавательной деятельностью нового времени пролегла целая эпоха их сознательного отрицания, за которой стояла хорошо организованная стена штыков и идеологов. В этих условиях реальность казалась миражом, а мираж действительностью. Такое случилось с Казахской правовой системой «Жарғы» с центральной в ней фигурой суда биев (бийского суда), игравшей на протяжение многих прошлых веков в жизни кочевого общества казахов и кочевников центральную, регулирующую и объединяющую роль. Она была оценена последующими поколениями кочевников и посткочевников и оценивается научной мыслью ныне как загадочное эпохальное явление, представляющее общечеловеческую ценность.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-09-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 635 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2268 - | 2155 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.