Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–имска€ семь€. јгнатское и когнатское родство




1. —емь€ в древнейший известный нам период рим≠ской истории представл€ет тип промежуточной, патриар≠хальной семьи, объедин€вшей под властью главы семьи, pateriamilias, жену, детей, других родственников, кабаль≠ных, а также рабов. “ермином familia обозначались пер≠воначально рабы в данном хоз€йстве, а потом все отно≠с€щиес€ к составу домашнего хоз€йства: и имущество, и рабоча€ сила (жена, подвластные дети, рабы). √лава се≠мьи и властелин древнейшей семьи Ч домовладыка, единственный полноправный гражданин, квирит (тер≠мин, производимый многими исследовател€ми от грече≠ского kueros, власть, т.е. имеющий власть).

2. —трой древнейшей семьи, равно как и институт права собственности, в ту пору еще несет на себе черты первой, догосударственной, формации Ч первобытнооб≠щинного стро€, характеризующегос€ общественной соб≠ственностью на средства производства и продукты про≠изводства. ¬ догосударственную пору такой общиной в –име €вл€лс€ род, gens.

— образованием государства внутри рода происходит имущественна€ дифференциаци€; власть внутри рода по≠падает в руки наиболее богатых семей, во главе каждой из которых сто€л домовладыка.

ƒомовладыка первоначально имел одинаковую власть (manus) над женой, детьми, рабами, вещами; всех ихЧи жену, и детей и имущество Ч домовладыка мог истребо≠вать с помощью одинакового (так называемого виндика-

ционного) иска. Ћишь постепенно эта власть дифферен≠цировалась и получила разные наименовани€: manus mariti (над женой), patria potestas (над детьми) и т.д.

3. ѕодчинением власти одного и того же paterfamilias определ€лось и первоначальное родство, так называемое агнатское родство. ѕоэтому дочь, выходивша€ замуж и поступавша€ под власть нового домовладыки, перестава≠ла быть агнатской родственницей своего отца, братьев и т.д.; и наоборот, постороннее лицо, усыновленное домо-владыкой, становилось его агнатом.

4. ¬ древнейшее врем€ власть домовладыки была безгранична и потому сопровождалась полным бесправи≠ем подвластных. ѕостепенно, однако, эта власть стала принимать более определенные границы; одновременно личность подвластных стала постепенно получать при≠знание в частном праве. ќслабление власти домовладыки €вилось следствием изменени€ производственных отно≠шений, разложени€ патриархальной семьи, развити€ тор≠говли, предполагавших известную самосто€тельность взрослых членов семьи.

ѕо мере развити€ хоз€йства и ослаблени€ патриар≠хальных устоев получало все большее значение родство по крови, так называемое когнатское родство, в конце концов полностью вытеснившее агнатское родство.

Ѕ–ј 

1. ѕон€тие брака. —емь€ образуетс€ посредством брака. Ѕрак определ€етс€ римским юристом ћодестином как Ђсоюз мужа и жены, соединение всей жизни, общность бо≠жественного и человеческого праваї (D.23. 2.1.). Ёто идеа≠листическое определение брака не соответствовало дейст≠вительному положению: даже в классическую эпоху, когда римское право достигло наивысшего развити€, женщина далеко не была равноправным товарищем своего мужа.

–имское право различало (вплоть до ёстиниана) matrimonium iustum, или matrimonium iuris civilis, закон≠ный римский брак (между лицами, имевшими ius conubii, см. выше, разд. Ill, І 2, п. 2), и matrimonium iuris


gentium (брак между лицами, не имевшими ius conubii). ќт брака отличаетс€ конкубинат, дозволенное законом посто€нное (а не случайное) сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требовани€м законного брака.  онкубина не раздел€ла социального состо€ни€ мужа, дети от конкубины не подлежали отцовской вла≠сти. Ќесмотр€ на моногамный характер римской семьи, дл€ мужчины в республиканскую эпоху считалось допус≠тимым нар€ду с matnmonium с одной женщиной состо≠€ть в конкубинате с другой (напротив, вс€кое сожитель≠ство женщины с другим мужчиной, кроме мужа, давало в древнереспубликанском праве мужу убить жену).

¬ доюстиниановом праве различали брак cum manu mariti, т.е. брак с мужней властью, в силу которой жена поступала под власть мужа (или домовладыки, если муж сам был подвластным лицом), и брак sine manu, при ко≠тором жена оставалась подвластной прежнему домовла-дыке либо была самосто€тельным лицом. Ѕрак sine manu по внешности был похож на конкубинат, но отличалс€ от него специальной affectio maritalis, намерением осно≠вать римскую семью, иметь и воспитывать детей (libero-rum quaerendorum causa).

2. ”слови€ вступлени€ в брак. (1) Ќеобходимо было согласие жениха и невесты, а если они находились под властью домовладыки, то также согласие домовладыки (впрочем, если домовладыка отказывал в согласии без достаточного основани€, его можно было принудить че≠рез магистрат).

(2) “ребовалось достижение брачного совершенноле≠ти€ (14 лет Ч дл€ мужчин, 12 лет Ч дл€ женщин).

(3) Ќе допускалс€ брак лица, состо€вшего в (непре≠кращенном) браке.

(4) Ќеобходимо было, чтобы вступающие в брак ли≠ца имели ius conubii (см. выше, разд. III, І 2, п. 2). ƒо ёстиниана на этом основании не могли заключить за≠конного римского брака некоторые категории чужезем≠цев (брак между римским гражданином и чужеземкой считалс€ недопустимым по политическим соображени€м;

целью этого запрещени€ было помешать чужеземке пу≠тем вступлени€ в св€зи с браком в семью римского граж≠данина получить права римского гражданства).

ѕо законодательству ёстиниана, когда права рим≠ского гражданства имели почти все подданные –имского государства, отсутствие conubium могло быть следствием близкого родства илц свойства (свойством называетс€ отношение между одним из супругов и родственниками другого супруга).

3. –одство определ€етс€ по лини€м и степен€м. Ћи≠ца, происход€щие одно от другого (например, отец и дочь, внук и бабка), называютс€ родственниками по пр€мой линии. –одственники по пр€мой линии, проис≠ход€щие от данного лица, называютс€ его нисход€щими (сын, внук, правнук); наоборот, пр€мые родственники, от которых произошло данное лицо, называютс€ его вос≠ход€щими (отец, дед, прадед). Ћица, происход€щие не одно от другого, а от общего предка, называютс€ родст≠венниками по боковой линии: например, брать€, д€д€ и плем€нник и т.д. —тепень родства определ€етс€ числом рождений, устанавливающих родство двух данных лиц;

например, дед и внук Ч родственники второй степени, двоюродные брать€ Ч четвертой степени (их общий ко≠рень Ч дед, от которого произошли, допустим, ј и ¬, а от них Ч — и ƒ, всего четыре рождени€).

4. Ѕрак признавалс€ ничтожным: между родственни≠ками по пр€мой линии, а также между теми боковыми родственниками, из которых хот€ бы один стоит к обще≠му предку в первой степени родства (так, недопустим брак между братом и сестрой, между теткой и плем€нни≠ком и т.п.). јналогичные правила примен€лись и к свой≠ственникам; так, не допускалс€ брак между одним из братьев и женой другого брата (умершего) и т.п.

5. ѕомимо изложенных условий законности брака предъ€вл€лись еще некоторые специфические римские требовани€: например, провинциальный магистрат не мог вступать в брак с гражданкой данной провинции (этим запретом имелось в виду, с одной стороны, преду -


предить возможное давление на волю вступающих в брак, а с другой стороны, преп€тствовать усилению вли€ни€ магистрата посредством семейных св€зей).

6. «аключение брака. Ѕрак в –име заключалс€ не≠формально: достаточно было выражени€ согласи€ всту≠пающих в брак (конечно, в предположении, что все ус≠лови€ законного брака налицо) и отведени€ невесты в дом жениха. ≈сли брак заключалс€ cum manu mariti (с мужней властью), то дл€ установлени€ власти мужа тре≠бовалось совершение определенных формальных актов.

7. Ѕрачный союз прекращалс€: а) смертью одного из супругов, б) утратой свободы одним из супругов, в) раз≠водом.

–азвод в классическую эпоху был свободным и до≠пускалс€ как по обоюдному согласию супругов (divor-tium), так и по одностороннему за€влению отказа от брачной жизни (repudium). ¬ период абсолютной монар≠хии были установлены существенные ограничени€ разво≠да. –азвод по обоюдному согласию супругов был запре≠щен ёстинианом. ќдносторонние за€влени€ о разводе были допущены в случае, если другой супруг нарушил верность, покушалс€ на жизнь первого супруга или до≠пустил какое-то другое виновное действие. ƒопускалс€ развод и без вины другого супруга, но по уважительной причине (например, неспособность к половой жизни;

желание поступить в монастырь, в чем сказалось вли€ние церкви). ќдносторонний развод без уважительной при≠чины сопровождалс€ наложением штрафа (но брак все же считалс€ прекращенным).





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 865 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬ы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потер€ть берег из виду. © ’ристофор  олумб
==> читать все изречени€...

1207 - | 1148 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.