Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћэри ”оллстоункрафт 7 страница




 

26. ƒ∆≈…Ќ јƒјћ—
[1860 - 1935]

ƒжейн јдамс родилась 6 сент€бр€ 1860 года в городе —едарвилль, штат »ллинойс. ќна воспротивилась желанию родителей выдать ее побыстрей замуж за сводного брата и поступила в –окленд-колледж в штате »ллинойс, который окончила в 1881 году. ѕосле этого она поступила в ∆енский медицинский колледж в ‘иладельфии, но ее здоровье ухудшилось, и ей пришлось пропустить два года. ¬ 1883Ч1885 и 1887Ч1888 годы она много путешествовала по ≈вропе со своей подругой Ёллен √ейтс —тарр, с которой познакомилась в колледже. Ѕудучи в јнглии, они посетили рабочее общежитие “ойнби-’олл в промышленном районе Ћондона ”айтчепел. Ёто общежитие было известно тем, что здесь молодые, социально сознательные женщины из высшего общества могли жить среди бедноты, изучать услови€ такой жизни и потом боротьс€ за реформы. “ойнби-’олл произвел на јдамс и —тарр сильное впечатление, и они вернулись оттуда полные решимости создать что-то подобное в јмерике: в их представлении это должно было быть место, где, как писала јдамс, молодые женщины могли бы Ђучитьс€ жизни от самой жизниї.
¬ рабочем районе „икаго две женщины подыскали и купили большой пустующий дом, который был построен в 1856 году „арльзом ’аллом. 8 сент€бр€ 1889 года они вселились в получивший новую жизнь ’алл-’ауз.
ќткрытие ’алл-’ауза преследовало две цели: во-первых, обеспечить бытовое обслуживание и возможность культурного развити€ дл€ местного пролетариата и, во-вторых, иметь место, где работники социальной сферы могли бы приобретать необходимый опыт работы в реальных жизненных услови€х. “ам были спортивные залы, €сли, гимнази€, коммунальна€ кухн€ и клуб дл€ девушек из рабочей среды. Ѕыли организованы зан€ти€ по различным дисциплинам, а также в классах музыки и изобразительных искусств. ѕостепенно это место превратилось в целый комплекс из тринадцати зданий плюс лагерь вблизи Ћэйк-ƒжинива, в штате ¬исконсин. ’алл-’ауз также спонсировал одну из первых театральных групп в јмерике Ч ’алл-’ауз ѕлэйерс.
¬ течение долгих лет в ’алл-’аузе жили и работали многие известные де€тели и реформаторы социальной сферы, включа€ ƒжулию Ћэтроп, √рэйс и Ёдит Ёбботт, ‘лоренс  елли. ќдну из девушек, котора€ пришла на работу в ’алл-’ауз в 1890 году, звали ћэри –оуз —мит: она стала ближайшей сподвижницей јдаме в течение последующих сорока лет. ќни делили одну постель на двоих, и даже когда отправл€лись в поездку, јдаме всегда давала в отели по пути следовани€ телеграммы, где запрашивала о наличии в забронированных номерах двуспальных кроватей. Ёллен —тарр по-прежнему работала в ’алл-’аузе, однако в многочисленные поездки с лекци€ми јдаме теперь стала брать с собой ћэри —мит. ќни считали себ€ супружеской парой, и в 1904 году купили дом в штате ћэн.
“ак пишет об их отношени€х историк Ћилиан ‘эйдерман:

Ђ—уд€ по всему, ƒжейн и ћэри, ставшие Ђвлюбленнымиї на стыке веков, не бо€лись и ничего особенно не скрывали Ч они даже давали знать незнакомым владельцам отелей о том, что предпочитают спать в одной постели. ќни понимали (независимо от сексуальной природы их отношений), что защитой дл€ них могут служить блеск жемчуга в их украшени€х, женственна€ внешность и романтическа€ дружба, котора€ тогда еще была жива в јмерике... » лишь сравнительно недавно наступили времена, когда мы можем открыто сказать, ничем при этом не умал€€ значимости ƒжейн јдамс, о том, что она Ч знала она сама или нет о существовании такого пон€ти€ Ч в современном понимании может считатьс€ лесби€нкой. ќна посв€тила всю свою эмоциональную жизнь женщинам, считала себ€ св€занной супружескими узами с женщиной, а также верила, что ее разделенна€ другой женщиной любовь Ђдала ей свободуї.

јдамс активно участвовала во многих общественных начинани€х. ќна неустанно вела кампанию за прин€тие первого в истории јмерики закона об охране детства, за восьмичасовой рабочий день дл€ женщин, за улучшение условий труда и жизни рабочих, за повышение оплаты их труда, за избирательные права женщин, пропагандировала пацифизм. ќна боролась за равноправие негров и иммигрантов, ратовала за проведение анализа причин бедности и преступности. ¬се это дало повод состо€тельным покровител€м ее учреждени€ записать ее в радикалы, и многие из них перестали поддерживать ’алл-’ауз.
¬ 1910 году јдамс стала первой женщиной-президентом Ќациональной ассоциации работников социальной сферы, а в 1915 году она была председателем ћеждународного конгресса женщин в √ааге. Ёта встреча привела к созданию в 1919 году ћеждународной лиги женщин за мир и свободу, в которой јдаме президентствовала до 1935 года. Ѕудучи убежденной пацифисткой, дл€ которой война была величайшим социальным злом, јдамс подверглась многочисленным нападкам политиков и прессы, когда выступила против участи€ —Ўј в первой мировой войне. ƒаже столь почтенна€ организаци€, как Ђƒочери американской революцииї, дошла до того, что исключила ее из своих р€дов.
¬ 1920 году јдамс помогала в основании јмериканского союза гражданских свобод. «а заслуги в области социальных реформ и за лидирующую роль в международном движении женщин за мир она в 1931 году была награждена Ќобелевской премией.
ƒжейн јдамc умерла 21 ма€ 1935 года в „икаго.
≈е большое наследие включает такие книги, как Ђƒемократи€ и социальна€ этикаї (1902), ЂЌовые идеалы мираї (1907), Ђƒуша юности и городские улицыї (1909), Ђƒвадцать лет в ’алл-’аузеї (1910) и Ђ≈ще двадцать лет в ’алл-’аузеї (1930).
Ѕудучи пионером социальных реформ, ƒжейн јдамc внесла большой вклад в социальный прогресс в двадцатом веке.  ак лесби€нка она способствовала созданию среды, в которой талантливые, независимые женщины могли вместе работать, чтобы создавать мир, отвечающий их собственным коллективным представлени€м. Ћилиан ‘эйдерман характеризует этих женщин как Ђфеминисток от культуры, вдохновл€емых верой в то, что мужские ценности порождали трагедии, св€занные с индустриализацией, войнами и бездумной урбанизацией, и в то, что на женщинах с их замечательными качествами лежит ответственность за справедливое переустройство мира. »х любовь к женщинам была как минимум частично обусловлена их моральным шовинизмомї. ћожно безошибочно утверждать, что ’иллари  линтон в борьбе за реформы здравоохранени€ руководствуетс€ примером ƒжейн јдамс и ее окружени€. ¬ысокое место, на которое € в моем рейтинге поставил ƒжейн јдамс, отражает мое убеждение в значительности ее вклада не только в благороднейшие идеалы социального прогресса в нашем веке, но и в усиление вли€ни€ в общественной жизни социально активных женщин, независимо от их сексуальной ориентации. ¬о многом благодар€ ее лесбийской сути она была на прот€жении своей жизни свободна от довлеющих над женщинами условностей, и именно это позволило ей работать над осуществлением своих идеалов. я считаю закономерным то, что в моем списке ƒжейн јдамс идет вслед за такими де€тельницами женской освободительной борьбы, как ћэри ”оллстоункрафт [11] и —юзан Ѕ.Ёнтони [12].

 

 

27. Ёћ»Ћ» ƒ» »Ќ—ќЌ
[1830 - 1886]

Ёмили ƒикинсон родилась 19 декабр€ 1830 года в јмхерсте, штат ћассачусетс. ≈е богатый дедушка основал в 1810 году јмхертский колледж, а отец был казначеем колледжа с 1835 по 1870 год. ќкончив јмхерст, ƒикинсон продолжила в 1847Ч1848 годах учебу в женском колледже Ђћаунт ’олуокї. » в первом и во втором учебном заведении религиозные наставлени€ занимали много часов в расписании зан€тий, так что Ёмили росла под сильным социальным давлением религии. ’от€ она и участвовала в де€тельности общества христианского возрождени€, убежденной верующей стать так и не смогла и не вступила в общину конгрегационистской церкви (единственной общины в их городе). ¬ 1850 году ее сопротивление условност€м ортодоксальной религии получило поддержку с неожиданной стороны: на –ождество работавший под началом ее отца помощник адвоката Ѕенджамин Ќьютон подарил ей копию поэм –альфа ¬альдо Ёмерсона Ч свободомысл€щего трансценденталиста из  онкорда. ƒл€ ƒикинсон Ёмерсон стал, как она позднее писала, Ђоценщиком жизненных ценностейї, и под вли€нием его поэм она начала писать сама.
¬ 1855 году во врем€ остановки в ‘иладельфии по пути в ¬ашингтон ƒикинсон встретилась с „арльзом ”одсвортом Ч пастором, который стал дл€ нее Ђсамым дорогим земным другомї.  огда в 1862 году он уехал в  алифорнию, она пережила эмоциональный кризис, ставший причиной творческого упадка после плодотворного периода 1858Ч1862 годов. ¬ тот же год она показала св€щеннику из  ембриджа “омасу ”энверту ’иггинсону, с которым она переписывалась, четыре из своих поэм и поинтересовалась его мнением. ќн заверил ее в том, что ее творчество очень живое, но дал совет не публиковать этих поэм. ќн также предложил ей свою помощь в совершенствовании стил€, которой, к счастью, Ёмили не воспользовалась.
ѕосле 1862 года она уже писала меньше, но именно к этому периоду относ€тс€ ее самые лучшие поэмы. Ќаписанна€ €зыком, обнаженным до предела, где знакомые слова звучат восхитительно в необычном дл€ них контексте, где синтаксис и ритм непрерывно подсказывают по новому звучащую музыку, ее поэзи€ с беспощадной честностью противостоит низменным закоулкам души, она агонизирует сомнени€ми и взрываетс€ приступами экстаза. ќна собирала свои поэмы Ч некоторые в нескольких вариантах Ч в маленькие журнальчики, которые вручную подшивала вместе и хранила в своем письменном столе. Ёмили сопротивл€лась попыткам друзей уговорить ее опубликовать хот€ бы часть из них, и в итоге при ее жизни увидели свет только семь ее поэм.
—ерьезное заболевание глаз вынудило ее на целых два года прервать работу, когда она проходила долгий курс лечени€ в 1864Ч1865 годах в  ембридже. ѕосле она уже никогда больше не покидала своего семейного владени€ в јмхерсте. ¬ родном городе ее прозвали Ђјмхерстской монахинейї. ќна тихо жила в своей комнате на втором этаже, а незамужн€€ младша€ сестра Ћавини€ ревниво охран€ла ее покой. —естра вз€ла на себ€ все бытовые заботы, чтобы ничто не мешало Ёмили писать. ≈е брат ќстин и его жена Ч очень близка€ подруга ƒикинсон —юзан ∆илберт Ч жили в их же доме. ƒикинсон также много читала и занималась садом (будучи искусным садоводом, она вырастила гранатовые деревь€ и лилии-каллы в оранжерее их усадьбы). ќна вела обширную переписку со множеством близких друзей: с ”одсвортом, ’иггинсоном, ќтисом Ћордом,  эйт Ёнтон, ’елен ’ант ƒжексон, с миссис ’олланд Ч женой редактора ЂSpringfield republicanї.
Ёмили ƒикинсон скончалась 15 ма€ 1886 года.
¬ ее письменном столе нашли более тыс€чи неизвестных ранее стихов. ¬ целом она написала более 1800 стихов. ’иггинсон, который всегда считал ƒикинсон Ђнемного чокнутойї, отредактировал и Ђподправилї избранные стихи, после чего опубликовал их в 1890 году. “олько в 1955 году увидели свет поэмы ƒикинсон в их первозданном виде.
—толь много энергии было затрачено на то, чтобы изобразить ƒикинсон странноватой, бесполой старой девой или раскрыть в ней обычные гетеросексуальные устремлени€, зашифрованные в той или иной форме в ее поэмах, что сейчас уже набили оскомину все эти напыщенные сентиментальные мифы вокруг ее личности. ѕри этом очень важный аспект ее жизни Ч отношени€ с женщинами Ч очень долгое врем€ замалчивали.
—овременное представление о ƒикинсон рисует нам более богатую и живую картину. ѕо этому поводу литературовед “они ћак-Ќэрон писал: Ђя не жду того, что вдруг вы€снитс€: Ёмили ƒикинсон была самой насто€щей лесби€нкой... Ќа самом деле можно лишь говорить о лесби€нско-феминистском прочтении ее поэзии и ее жизни как о наиболее корректном способе воспри€ти€ всего множества фактов и вымыслов, окружающих ееї.
¬ своем важном и значимом эссе 1975 года Ђ¬езувий в доме: сила Ёмили ƒикинсонї поэтесса јдриана –ич [47] делает попытку разбить некоторые клише образа Ёмили ƒикинсон. ќна рассматривает эпизод, описываемый в воспоминани€х кузины ƒикинсон ћарты, где Ђона рассказывает о том, как однажды была у Ёмили на втором этаже в ее спальне, и Ёмили, сделав движение рукой, словно закрыва€ дверь воображаемым ключом, сказала ей: Ђћэтти: вот она, свободаї.
¬ те годы реализовать себ€ женщине со складом ума, как у Ёмили ƒикинсон, было очень и очень непросто.  ак замечает –ич, Ђокружающа€ ее общественна€ обстановка Ч протестантизм кальвинистского толка, романтизм, прин€та€ в XIX веке традици€ зат€гивать женские тела в корсеты, имеющиес€ у женщин жизненные альтернативы и, наконец, отношение к сексуальности Ч могла стать причиной помешательства у женщин с гениальной одаренностью. ≈й не оставалось другого выбора, кроме как трансформировать ее собственные неортодоксальные, саморазрушительные, иногда огнедышащие подобно вулкану пристрасти€ в шифр под названием Ђпоэтическа€ метафораї, ставший дл€ нее родным €зыком. Ђ—кажи правду, но скажи ее не пр€мо, Ч это и есть суть того, что мы подавл€ем в себе и что накапливаетс€ в нас, а потом взрываетс€ в поэзииї.
ѕодчеркива€ то, что Ђƒикинсон провела жизнь не в пещере отшельницы, а в уединении, способствовавшем общению с широким кругом людей, чтению и перепискеї, –ич говорит об отношени€х поэтессы с окружающими людьми: Ђƒикинсон несомненно интересовалась теми мужчинами, от которых могла что-либо почерпнуть в области интеллекта;она, как это сейчас очевидно, в столь же равной степени и по той же причине интересовалась и женщинами. ” нее есть много стихотворений о женщинах и посв€щенных женщинам, причем среди них некоторые существуют в двух верси€х с разной смысловой нагрузкойї. ћир эмоций Ёмили ƒикинсон был гораздо богаче, чем это приписываетс€ ей расхожими мифами. ¬ качестве подтверждени€ этого приведем, например, упоминаемый историком Ћилиан ‘эйдерман следующий факт: страстные письма ƒикинсон к ее подруге —юзан ∆илберт перед публикацией подверглись массированному редактированию ее плем€нницей; при этом были приглушены все страстные любовные откровени€.
 ак далее пишет –ич: Ђ”читыва€ ее призвание, она не была ни ненормальной, ни эксцентричной; она старалась построить свою жизнь так, чтобы сберечь силы дл€ реализации своего таланта, не распыл€€сь на остальноеї. ƒругими словами, Ёмили ƒикинсон прожила столь же трудную творческую жизнь, о какой писала ¬ирджини€ ¬ульф [13] в своем эссе ЂRoom of One's Ownї примерно п€тьдес€т лет спуст€.
 ому-то может показатьс€, что € включил в мой список Ёмили ƒикинсон совершенно необоснованно. я же считаю, что мы никогда не раскроем ее тайны. ћы лишь можем в точности утверждать, что она была женщиной, имевшей насыщенные и очень близкие отношени€ с другими женщинами, которые под вли€нием религиозных догматов придерживались строго гетеросексуальной ориентации, но которые в то же врем€ в самом классическом смысле были противниками института замужества. —трем€сь создать дл€ себ€ пространство, в котором она могла бы культивировать достойное уважени€ чувство собственного Ђ€ї, она решительно и безо вс€кого сожалени€ отбросила патриархальные каноны.
ќказыва€ вли€ние на сознание неисчислимого количества женщин, жаждущих добитьс€ требуемой им меры независимости в их эмоциональной и творческой жизни, предложенные ƒикинсон жизненные альтернативы продолжают отзыватьс€ в современном мире лесбийской любви, что подкрепл€етс€ последними необыкновенно сильными лесби€нско-феминистскими прочтени€ми ее жизни и ее творчества. ≈сли в последние сто лет исследователи безуспешно пытались представить нам Ёмили ƒикинсон в чисто гетеросексуальном виде, возможно, последующие сто лет станут временем, когда другие исследователи с большим успехом покажут ее лесби€нкой.

 

 

28. –Ёƒ Ћ»‘‘ ’ќЋЋ
[1880 - 1943]

–эдклифф ’олл, насто€щее им€ ћаргарет –эдклифф-’олл, родилась 12 августа 1880 года в Ѕорнемауте, ’эмпшир, јнгли€. ѕроисход€ из богатой, хот€ и не избалованной счастьем семьи, она обучалась в  инге-колледже в Ћондоне и наслаждалась всеми привилеги€ми, которые дает достаток: охотой на лис, быстрыми автомобил€ми, путешестви€ми и... женщинами. ќна носила короткую прическу, мужскую одежду и среди своих друзей была известна под именем ƒжон. ƒжейн –ул пишет, что в возрасте двадцати семи лет Ђ–эдклифф-’олл, веро€тно, имела больше романов с женщинами, чем прочитала книгї.  ак раз когда ей было двадцать семь лет, ’олл повстречала ћэйбл Ѕэттен Ч женщину, котора€ была более чем на двадцать лет старше ее. ћежду ними возникла любовь, они стали жить вместе и под вли€нием Ѕэттен ’олл прин€ла католи-ческую ¬ 1915 году на одном из званых вечеров ’олл и Ѕэттен познакомились с ”ной, леди “раубридж Ч женой адмирала английского флота.  огда Ѕэттен спуст€ несколько мес€цев скончалась, а случилось это в результате сердечного приступа, поразившего ее в момент ссоры с ’олл по поводу ее нарождающегос€ романа с “раубридж, ’олл и “раубридж стали дружить, и их дружба продлилась последующие тридцать лет. “ем не менее смутное чувство вины не покидало ’олл никогда Ч об этом можно судить по тому, что все ее книги начинаютс€ со слов Ђѕосв€щаетс€ нам троимї.
’олл писала стихи с самого раннего детства, всего опубликовав четыре тома и даже положив некоторые стихи на музыку. ¬ 1915 году издатель, просмотревший несколько ее коротких рассказов, предложил ей написать роман. –езультатом этого предложени€ стал роман Ђѕотушенна€ лампаї, который был отвергнут дес€тью издательствами, пока, наконец, не увидел свет лишь в 1924 году. ’от€ в нем и затрагиваетс€ лесбийска€ тема, широкой полемики он не вызвал. ¬скоре после этого к ней пришел и большой успех. ≈е роман Ђ—емейство јдамсовї получил престижную премию Ђ‘еминаї в 1926 году и приз Ђ“эйт Ѕлэкї в категории Ђфикшнї в 1927 году.
«атем, в 1928 году, она выпустила Ђ олодец одиночестваї, который стал вершиной ее творчества. Ёто сексуальна€ биографи€ мужеподобной девушки по имени —тефен √ордон, котора€ влюбл€етс€ в женщин (и тер€ет их), во врем€ первой мировой войны служит водителем санитарного автомобил€ и после окончани€ войны становитс€ известной писательницей, живущей в ѕариже. ’от€ по современным стандартам эта книга выгл€дит весьма невинной Ч наиболее интимные подробности физической близости между двум€ женщинами свод€тс€ к предложению Ђ» в эту ночь они были единым целымї, лондонский судь€ „арльз Ѕайрон был настроен серьезно. Ђ„ем непристойнее книга, Ч вещал он, Ч тем больший интерес публики она вызывает. „ем слаще €д, тем незаметнее он действуетї. ѕоскольку в книге ’олл не только призывала Ђдобропор€дочных гражданї признать существование лесби€нок, но и осмелилась допустить, что ничто человеческое лесби€нкам может быть не чуждо, судь€ объ€вил книгу Ђнепристойным пасквилемї и приказал полиции уничтожить все отпечатанные экземпл€ры.
“ем временем в —Ўј суд выразил противоположную точку зрени€, вынес€ решение, что ничего касающегос€ в €вной форме гомосексуального, а следовательно, непристойного в книге не содержитс€. Ђ олодец одиночестваї был опубликован и стал попул€рен в —Ўј. Ёта книга породила широкую дискуссию о теме запретного в искусстве вообще. Ѕлагодар€ этой дискуссии в печати по€вилось столь много информации о лесби€нстве, что существование этого €влени€ уже никак нельз€ было отрицать. ¬ јнглии же запрет на эту книгу был сн€т лишь п€тнадцать лет спуст€ после смерти ’олл. (»нтересно отметить, что примерно в то же врем€, когда вышел роман Ђ олодец одиночестваї, ¬ирджини€ ¬ульф [13] опубликовала своего Ђќрландої Ч этот причудливый панегирик ее возлюбленной ¬ите —эквилл-”эст [64], и никакого взрыва возмущени€ не было: возможно потому, что ¬ульф и —эквилл-”эст обе были замужем и одевались по-женски.)
ѕосле того как разразилс€ скандал. ’олл и “раубридж сочли благоразумным уехать из јнглии и несколько лет прожить за границей. ’от€ впоследствии ’олл опубликовала еще несколько романов, включа€ Ђ’оз€ин домаї (1932) и ЂЎестое блаженствої (1936), она больше никогда не затрагивала этой, создавшей ей сомнительную репутацию, противоречивой темы.
ќна умерла после долгой борьбы с раком 7 окт€бр€ 1943 года в Ћондоне.  ак глубоко верующа€ католичка, она верила, что расстаетс€ с “раубридж не навсегда: им суждено встретитьс€ на небесах. ≈е незаконченный последний роман согласно ее завещанию был уничтожен.
—егодн€ Ђ олодец одиночестваї уже ни дл€ кого не станет откровением. Ќаписанный несколько старомодным €зыком Ђсексуальной инверсииї, он кажетс€ более чем причудливым. “ем не менее трудно переоценить значение этой книги: то, какую брешь в заговоре молчани€ она пробила, какое открыла пространство дл€ пришедших в литературу вслед за ’олл геев и лесби€нок. ћногие годы эта книга считалась Ђбиблией лесби€нокї, и целые поколени€ мужеподобных женщин лепили себ€ со —тефен √ордон. »сторик ƒжон ƒ'Ёмилио даже предположил, что книга, создав Ђпочти магическую ауру вокруг военной жизни, описыва€..женский медицинский корпус во врем€ первой мировой войны, сыграла свою роль в формировании ∆енского армейского корпуса во врем€ второй мировой войны Ђкак почти на сто процентов лесби€нского формировани€ї. ¬ случае с –эдклифф ’олл, как нельз€ не заметить, мы видим как раз то, что € подразумеваю под словом Ђвли€ниеї: ее роман, который по чисто литературным достоинствам может считатьс€ в лучшем случае как посредственный, оказал тем не менее гораздо большее вли€ние на мир, чем работы таких известных мастеров пера, как ћарсель ѕруст [31], ƒжеймс Ѕолдуин [36], ”илла  этер [55].

 

 

29. ѕ≈“– »Ћ№»„ „ј… ќ¬— »…
[1840 - 1893]

¬ классической гей-новелле ≈. ћ. ‘орстера [58] Ђћорисї, написанной в 1913 году, но не публиковавшейс€ до 1971 года, эксцентричный и замкнутый в себе герой повествовани€ сталкиваетс€ со своим скандально известным другом –исли на концерте, где должна состо€тьс€ премьера последней симфонии „айковского.
ЂSymphonic Pathiqueї, Ч игриво произнес –исли.
ЂSymphony Patheticї, Ч поправила его ‘илистина.
ЂSymphonic Incestueuse et Pathiqueї.
» он рассказал своему юному другу о том, что „айковский влюбилс€ в своего собственного плем€нника и именно ему посв€щен этот шедевр. Ђя надеюсь увидеть здесь сегодн€ весь лондонский свет. Ёто же восхитительно!ї
Ђ—транные вещи можно услышать от теб€ї, Ч сказал насупившись ћорис... Ќо как-то раз, будучи в библиотеке, он вз€л в руки томик биографии „айковского. Ёпизод, касающийс€ женитьбы композитора, дл€ непосв€щенного читател€ был бы проходным, но ћориса он заставил содрогнутьс€. ќн-то понимал, какого рода это была катастрофа... Ќа следующих страницах книги перед ним предстал ЂЅобї Ч прекрасный плем€нник, к которому после нервного срыва т€нетс€ душой „айковский и в ком он находит силы дл€ духовного и музыкального возрождени€. ќн увидел не предмет биографического исследовани€, а живого человека, и эта книга оказала ему неоценимую помощь в литературной работе.
ѕ.».„айковский родилс€ 7 ма€ 1840 года в городе ¬откинске, где его отец служил государственным управл€ющим на шахте. ≈ще в раннем детстве „айковский про€вил замечательную музыкальную одаренность, хот€ родители не поощр€ли его талант, опаса€сь, что музыка излишне перевозбуждает и без того нервного подростка. ¬ 1848 году семь€ переехала жить в ћоскву и затем в —анкт-ѕетербург, где „айковский в 1850 году поступил на подготовительное отделение Ўколы юриспруденции. ћузыка занимала отнюдь не первое место в программе зан€тий, а тем временем „айковский всей душой полюбил оперу, которую посещал каждый раз, когда имел свободное врем€, что в итоге оказало глубокое вли€ние на формирование его музыкального вкуса. ќн был несчастлив в годы своей учебы в школе Ч как провинциал он подвергалс€ посто€нным насмешкам, а в 1854 году его хрупка€ психика получила сокрушительный удар Ч его мать скончалась от холеры. ѕребыва€ в душевном расстройстве, не только из-за внезапной смерти матери, но и из-за безразличи€ отца, четырнадцатилетний „айковский написал свое первое музыкальное произведение.
¬ 1862 году он поступил в —анкт-ѕетербургскую консерваторию, и уже в 1865 году ему была предложена преподавательска€ должность. Ќа будущий год с ним произошел нервный срыв, когда он писал прославившую его ѕервую симфонию (Ђ«имние фантазииї). ќднако он сумел преодолеть психологическую надломленность и продолжил работу. ¬ середине 1870-х годов у него был непродолжительный роман с женщиной, что €вилось причиной нового нервного потр€сени€.
¬ 1876 году „айковский начал странную и обильную переписку с богатой вдовой по имени Ќадежда фон ћекк. ќна была страстной поклонницей его таланта и обеспечивала спонсорскую поддержку, что позволило ему оставить преподавание и целиком сосредоточитьс€ на композиторской де€тельности. ћежду ними была платоническа€ дружба (часто совершенно необоснованно романтизируема€ комментаторами, отча€вшимис€ найти гетеросексуальную любовь в сложной биографии „айковского), но со временем „айковский начал замечать, что все эти бесконечные душеизли€ни€ стали его раздражать. –езультат их встречи можно было предсказать.
»спытыва€ посто€нные мучени€ из-за своей гомосексуальности и поддава€сь давлению общественных устоев, „айковский в 1877 году женитс€ на одной из своих студенток, котора€ была просто без ума от него. —упругом он, однако, оказалс€ неважным: настойчивые сексуальные прит€зани€ жены привели его в итоге к попытке самоубийства. –едка€ возможность наслаждатьс€ радост€ми жизни выпадала ему. лишь в периоды летнего отдыха в доме своей сестры в  аменке на ”краине. Ќо и здесь его душа не находила поко€. ќн безнадежно влюбилс€ в своего четырнадцатилетнего плем€нника Ѕоба (¬ладимира) ƒавыдова с одержимостью, описанной в дневниках:

1 ма€ 1884 года. —егодн€ играл дуэты с моим несравненным, очаровательным идеалом Ѕобом, к его полному восторгу.
22 ма€. ¬се врем€, когда € не работаю или не прогуливаюсь (а во врем€ прогулок мой мозг тоже работает), € начинаю тосковать по Ѕобу и чувствовать себ€ одиноким. я даже страшусь того, как € его люблю.
31 ма€. ¬се врем€ после обеда € неразлучно был р€дом с моим прекрасным, несравненным Ѕобом; вначале он сто€л, грациозно облокотившись на перила балкона, Ч такой обворожительный, томный и что-то щебетал о моих сочинени€х.
3 июн€. —транное дело. я ужасно не хочу уезжать отсюда. ƒумаю, что все это из-за Ѕоба.

≈сть основани€ полагать, что в дальнейшем отношени€ Ѕоба с композитором перешли грань чисто платонических.
Ќесравненный, очаровательный Ѕоб покончил с собой в 1906 году в возрасте 35 лет.
¬ периоды между эмоциональными кризисами, нервными срывами и т€желыми запо€ми „айковский тем не менее с неистовой энергией писал восхитительную музыку: шесть симфоний, концерт дл€ виолончели с оркестром и три фортепианных концерта, оперы Ђ≈вгении ќнегинї (1879), Ђѕикова€ дамаї (1890) и, конечно же, прославленные балеты ЂЋебединое озерої (1876), Ђ—п€ща€ красавицаї (1889) и Ђўелкунчикї (1892).
¬ августе 1893 года он закончил свою последнюю работу Ч —имфонию є 6, ¬-минор (Ђѕатетическуюї) и посв€тил ее Ѕобу. 28 окт€бр€ он сам дирижировал на первом ее исполнении. Ѕудучи убежден в том, что эта симфони€ Ч шедевр, венчающий его творчество (и врем€ показало, что он был прав), „айковский был крайне расстроен холодной реакцией публики на премьере. „ерез шесть дней после этого, 2 но€бр€ 1893 года, он умер. ¬ своем завещании „айковский назвал Ѕоба своим единственным наследником.
ќфициальна€ верси€, объ€вленна€ братом „айковского ћодестом, который, кстати, тоже был геем, гласила. что композитор стал жертвой эпидемии холеры в ћоскве Ч неосмотрительно выпил стакан не кип€ченой воды. Ёта верси€, однако, всегда порождала много вопросов, и уже сразу после смерти „айковского ходили слухи, что он покончил жизнь самоубийством. ¬ последнее врем€ на свет по€вилс€ р€д свидетельств того, что „айковский мог быть вынужден отравитьс€, чтобы избежать назревающего скандала из-за своих сексуальных отношений с юным плем€нником герцога Ўтенбока-‘ермора, имеющего родственные св€зи с императорской семьей. ¬ –оссии XIX века такой скандал означал дл€ „айковского лишение всех прав, ссылку в —ибирь и несмываемый позор.
„айковский был одним из величайших композиторов всех времен и народов. ’от€ сейчас мы уже знаем о том, что многие из великих композиторов были, суд€ по всему, ге€ми Ч јрканджело  орелли, ƒжордж ‘редерик √ендель, ‘ранц Ўуберт, а возможно, и Ћюдвиг ван Ѕетховен (его странна€ прив€занность к плем€ннику легла в основу сюжета фильма режиссера ѕол€ ћорриссе€), Ч именно „айковский был человеком, чьи гомосексуальные пристрасти€ стали широко известны. Ёпизод из книги ‘орстера Ђћорисї свидетельствует о том, что трагическа€ жизнь „айковского и его мученически рожденна€ музыка во все времена были неразрывно св€заны с жизнью гей-сообщества Ч этой скрытой от посторонних глаз системой знаний, котора€ поддерживала нас в течение долгих, мрачных лет молчани€ и скрытности. Ёто было словно произнесенное шепотом, утешающее напоминание Ч Ђќн был одним из насї.

 

 

30. јЌƒ–≈ ∆»ƒ
[1869 Ц 1951]

јндре ∆ид родилс€ 22 но€бр€ 1869 года в ѕариже. ≈го отец был профессором ѕарижского университета, а мать принадлежала к богатой нормандской династии, владевшей богатейшими имени€ми под –уаном.  огда јндре ∆иду было 8 лет, его отец скончалс€; мать јндре, забот€сь о его здоровье, забрала его из школы и вернула в –уан, где ребенок обучалс€ дома. ќн воспитывалс€ по строжайшим протестантским правилам, которые предусматривали знание наизусть Ѕиблии. »менно в эти годы молодой ∆ид влюбл€етс€ в свою кузину ћадлен –ондо, на которой впоследствии женитс€.
ѕолучив аттестат зрелости в 1889 году, он решает посв€тить свою жизнь путешестви€м и литературе. ќн дебютировал в литературе в 1891 году; его первое произведение называлось Ђ“етради јндре ¬альтераї и было написано в стиле исповеди. Ётот стиль впоследствии становитс€ отличительной чертой писател€. ¬ это же врем€ он начинает посещать Ђ¬стречи по вторникамї, проходившие в парижском доме поэта-символиста —тефана ћалларме.
¬ 1893 году ∆ид отправл€етс€ в путешествие по —еверной јфрике в компании молодого художника по имени ѕоль јльберт Ћоран. ¬печатлени€ от этой поездки были наи€рчайшие: ∆ид впервые смог освободитьс€ от европейских социальных и сексуальных ограничений и увидеть множество новых возможностей, в том числе и гомосексуальных.
ѕо возвращении в ѕариж ∆ид не имел возможности поддерживать это эйфорическое чувство раскрепощени€ и почувствовал, что начинает впадать в духовную апатию. ¬о врем€ своего второго путешестви€ по —еверной јфрике в следующем году, в одной из гостиниц города Ѕлида в јлжире, он случайно заметил в списке посто€льцев имена ќскара ”айльда [3] и лорда јльфреда ƒугласа. ¬ странной панике ∆ид покинул отель, но, не проехав и полпути до станции, вернулс€.  ритик ƒжон ƒоллимор писал: Ђ... встречи с ”айльдом трансформировали жизнь јндре ∆ида и его творчество, которое в свою очередь оказало большое вли€ние на современную литературуї. ќднажды в јлжире ”айльд пригласил ∆ида в эксцентричное кафе, которое они с ƒугласом частенько посещали. ¬ своей автобиографии ∆ид так описывает ту встречу:





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 505 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

„то разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Ќаполеон ’илл
==> читать все изречени€...

760 - | 677 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.024 с.