Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–усска€ философи€ эпохи ѕросвещени€




¬ XVIII веке наступает отрочество отечественной философии. ¬ –оссию проникает просветительска€ мысль ≈вропы, зарождаетс€ отечественна€ наука, зачинаетс€ система светского образовани€, а вместе с ним из-под опеки церкви постепенно высвобождаетс€ и философи€. “ем не менее, период ученичества русских мыслителей продолжаетс€: большинство из них растолковывают согражданам не собственные, а чужие, с Ђевропейского плечаї, идеи, выступа€ поклонниками ¬ольтера, –уссо, Ћейбница, ¬ольфа; позднее, в начале 19-го века --  анта, Ўеллинга, √егел€.

÷ентральной фигурой в области науки и философии в первой половине XVIII века следует признать ћихаила ¬асильевича Ћомоносова (1711 Ц 1765) Ц выдающегос€ русского поэта и ученого-энциклопедиста. ќткрыти€ Ћомоносова обогатили многие отрасли знани€, в частности, в области физики он развивал. ќн создал русскую оду философского и высокого гражданского звучани€ и стал автором первой научной грамматики русского €зыка.

¬ понимании природы позицию Ћомоносова можно охарактеризовать как деистический естественнонаучный материализм. Ѕудучи православным человеком, он признавал роль Ѕога как устроител€ мироздани€, как создател€ законов, управл€ющих всеми €влени€ми во ¬селенной, но не признавал возможность божественного вмешательства в ход естественных процессов. Ћомоносов чЄтко проводил границу между сферами компетенции науки и религии: перва€ должна заниматьс€ исследованием творени€, т.е. материального мира, втора€ Ц изучать самого “ворца. Ћомоносов подчеркивал: ЂЌерассудителен математик, ежели он хочет Ѕожескую волю вымер€ть циркулом. “аков же и богослови€ учитель, если он думает, что по псалтыре научитьс€ можно астрономии или химииї.

 онкретизацией деизма у Ћомоносова выступает Ђкорпускул€рна€ философи€ї, направленна€ на объ€снение физических и химических €влений. ¬ основе последних лежит закономерное движение прот€жЄнных, непроницаемых, шарообразных частиц материи (Ђэлементовї), из которых составл€ютс€ Ђкорпускулыї. Ёто движение подчинено естественному закону сохранени€ вещества и движени€. ћногие стихи и оды Ћомоносова посв€щены воспеванию природы, мудро устроенной прекрасной ¬селенной[72].

—оциально-политические воззрени€ Ћомоносова также носили прогрессивный характер. ќн был одновременно и сторонником европеизации –оссии, и русским патриотом, ратовал за приобщение –оссии к европейской цивилизации и в то же врем€ доказывал необходимость развити€ русской культуры, в особенности, русского €зыка и русской науки.

¬о второй половине XVIII века с открытием ћосковского университета (1755), одним из трЄх факультетов которого был философский (нар€ду с юридическим и медицинским), преподавание и развитие философии поднимаетс€ на новый уровень: увеличиваетс€ число квалифицированных философов, совершенствуетс€ русска€ философска€ терминологи€, по€вл€ютс€ первые отечественные учебники философии.

ѕожалуй, одним из важнейших завоеваний философии эпохи ѕросвещени€ следует признать по€вление философского плюрализма. ¬о второй половине XVIII века мы уже встречаем поклонников французских просветителей (вольтерь€нство), масонов[73], немецких философов √. Ћейбница и ’. ¬ольфа (лейбницеанство и вольфианство)[74], также по€вл€ютс€ сторонники материализма [75]. ¬ первой четверти XIX века в –оссию проникают идеи немецкой классической философии ».  анта, ».√. ‘ихте и, в особенности, ‘.¬. Ўеллинга (ƒ.ћ. ¬елланский, ћ.√. ѕавлов и др.).

Ќаиболее значительным мыслителем этой поры был јлександр Ќиколаевич –адищев (1749-1802), прославившийс€ своей бескомпромиссной борьбой с самодержавием и крепостничеством. ≈го центральное философское произведение -- трактат Ђќ человеке, о его смертности и бессмертииї, первым философско-антропологическим сочинением в русской философии.

√лавные задачи работы Ц исследовать вопросы о природе человека, о соотношении в нЄм души и тела, о перспективах обретени€ бессмерти€. –еша€ все эти вопросы, –адищев исходит из постулата о существовании Ѕога, прин€тие которого и предопредел€ет его выводы. ¬ первых двух част€х трактата –адищев излагает аргументы материалистов, доказывающие тесную зависимость души от тела, и приходит к выводу, что со смертью тела погибнет и душа. ¬ третьей и четвЄртой част€х он опровергает этот вывод и приходит к положению о бессмертии души. ќсновные аргументы в пользу бессмерти€ души следующие: во-первых, душа проста, неразделима, следовательно, не может разложитьс€; во-вторых, поскольку Ѕог предопределил целью жизни человека посто€нное совершенствование, то оно не может прекратитьс€ с физической смертью, а продлитс€ после неЄ, дл€ чего душа человека получит новую, более совершенную организацию. ¬ целом, трактат не претендует на достижение объективной истины, а носит нравоучительный, воспитательный характер.

Ёпоха ѕросвещени€ завершаетс€, на наш взгл€д, восстанием декабристов, которые в своих программных документах -- Ђ онституцииї Ќ.ћ. ћуравьЄва (1795 - 1843) и особенно в Ђ–усской правдеї ѕ.». ѕестел€ (1793 - 1826) Ц подвели своеобразный итог под отмирающим феодализмом, выразили просветительскую идеологию в наиболее рафинированном и последовательном виде, предложили обществу реальную перспективу по превращению страны в буржуазное демократическое государство.

10.4 Ёпоха расцвета отечественной философии (посл. треть XIX - нач. XX вв.)

¬ последней трети XIX столети€ русска€ философи€ достигает зрелости и приобретает всемирную значимость. ќтечественные мыслители приступают к созиданию всеобъемлющих философских систем, стараютс€ самосто€тельно исследовать все основные философские проблемы, нередко преодолева€ односторонности европейской философии.

–усска€ философи€ этого времени широка и разнообразна, представлена множеством направлений и мыслителей: марксизмом (√.¬. ѕлеханов, ¬.». Ћенин), позитивизмом (ѕ.Ћ. Ћавров, Ќ. . ћихайловский), неокантианством (ј.». ¬веденский, ».». Ћапшин), интуитивизмом (Ќ.ќ. Ћосский, —.Ћ. ‘ранк и др.), анархизмом (ћ.ј. Ѕакунин, ѕ.ј.  ропоткин) и др. ѕо€вл€ютс€ мыслители, создавшие оригинальные философские мировоззрени€ (Ќ.я. ƒанилевский,  .Ќ. Ћеонтьев, ».ј. »льин), но не нашедшие последователей в –оссии. ‘илософские вопросы рассматриваютс€ также публицистами, писател€ми, поэтами (».—. “ургенев, Ќ.√. „ернышевский, ¬.¬. –озанов, ј.ѕ. „ехов, ј. Ѕелый и др.). Ќо в центре нашего внимани€ будут не вышеназванные замечательные мыслители, а наиболее оригинальные направлени€ русской философской мысли этого периода, к которым мы отнесли философию всеединства, русский космизм и русский экзистенциализм.

ќднако начнЄм мы изложение с философских взгл€дов двух русских писателей Ц ‘.ћ. ƒостоевского и Ћ.Ќ. “олстого, которые были духовными предтечами отмеченных выше направлений.

‘едор ћихайлович ƒостоевский (1821-1881) прославилс€ как христианский писатель-гуманист, тонкий знаток человеческой души. ќснова миросозерцани€ ƒостоевского Ч вера в человека, в чистоту его сердца, и глубокое убеждение, что спасение от всех зол жизни в нашей власти: надо только исполнить евангельскую заповедь Ђ¬озлюби ближнего как самого себ€ї. ѕисатель верил в то, что люди добры по природе, что они делают зло только по недоразумению. ¬ самом черством эгоисте он признает возможность альтруистических, благородных моментов, в самом ужасном злодее учит видеть несчастную человеческую душу, которой не чужды ни высша€ справедливость, ни великодушие. √уманизм ƒостоевского нерасторжимо св€зан с православием как наиболее подлинным воплощением христианства, с иде€ми свободы, любви и красоты как высших ценностей.

ƒругой выдающийс€ русский писатель Ц Ћев Ќиколаевич “олстой (1828-1910) Ц также был озабочен проблемой человека, однако ставил и решал еЄ иначе. ¬ результате “олстой выступил как реформатор христианской религии, за что и был отлучен от ѕравославной церкви. ¬ историю философии “олстой вошЄл как основоположник учени€ о непротивлении злу силою, став автором вли€тельного сегодн€ направлени€ мысли Ц этики ненасили€. √лавным в учении ’риста “олстой справедливо считает заповедь любви к ближнему, однако он делает акцент на еЄ отрицательной формулировке -- Ђне противьс€ зломуї. Ёту заповедь “олстой возводит в абсолют, счита€, что насилие недопустимо никем, никогда и ни при каких услови€х. “олстой также известен как противник частной собственности и государства, науки и искусства.

—амым оригинальным и глубоким направлением русской философии стала философи€ всеединства, основоположником которой был выдающийс€ русский философ ¬ладимир —ергеевич —оловьЄв (1853-1900). ¬ своих работах -- Ђƒуховные основы жизниї (1882-84), Ђ расота в природеї (1889), Ђ—мысл любвиї (1892-94), Ђќправдание добраї (1895) и др. Ц философ обосновал следующие основоположени€ философии всеединства:

1. »дею практической, жизнестроительной философии. ‘илософи€ должна быть учением, способствующим человеку решать насущные задачи жизни, помогать ему ориентироватьс€ в мире, отвеча€ на вопросы, Ђчто делать, во что верить и из-за чего житьї.

2. »дею цельного знани€ как свободной теософии, объедин€ющей в гармоническое целое науку, философию, религию. ѕо мнению —оловьЄва, и философи€, и религи€ (теологи€), и наука дают истинное знание, но это знание одностороннее, неполное. ѕолное же знание достижимо в результате их гармонического и свободного объединени€ под эгидой философии.

3. »де€ всеединства как свободного гармонического объединени€ всех отдельных, частных про€влений быти€. Ёта иде€ близка к пон€тию соборности у слав€нофилов, но носит более всеобщий, абстрактный характер. Ђя называю истинным или положительным всеединством такое, в каком единое существует не на счЄт всех или в ущерб им, а в пользу всехї, -- подчеркивал ¬.—. —оловьев.

4. »де€ богочеловеческого процесса как движени€ человека к Ѕогу, в ходе которого злое и разрозненное бытие превращаетс€ в Ђположительное всеединствої. –ассматрива€ развитие мира от момента сотворени€ до насто€щего времени, —оловьев видел в нЄм определЄнное направление, св€занное с увеличением в мире красоты, постепенным торжеством духа над материей. „еловек Ц важнейшее звено этого процесса, и его задача, смысл и цель жизни видитс€ в восхождении к Ѕогу, в переходе от звере-человека к Ѕогочеловечеству. ƒостижение же этого идеала возможно лишь в обществе Ђсвободной теократииї, где все сферы общественной жизни будут свободно подчинены церкви.

5. »де€ приоритета духовного над материально-биологическим. ”довлетворение биологических потребностей индивидуализирует жизнь, раздел€ет людей, обусловливает борьбу и конкуренцию, обостр€ет эгоизм, и только реализаци€ духовных интересов (познавательных, эстетических, нравственных) социализирует жизнь, т.е. объедин€ет людей. ¬ этом смысле задача и философии, и религии, и искусства состоит в культивировании, пропаганде приоритета духовного над материальным, в переориентации жизни каждого человека с потребительства на реализацию собственного духовного потенциала, на ведение высоконравственного образа жизни, основанного на любви ко всему творению.

»деи —оловьева в начале XX века были развиты его последовател€ми: ѕавлом јлександровичем ‘лоренским (1882-1937), —ергеем Ќиколаевичем Ѕулгаковым (1871-1944), Ћьвом ѕлатоновичем  арсавиным (1882 Ц 1952) и др. ¬ их сочинени€х, отличающихс€ глубиной и богатством €зыка, нашли отражение все основные философские темы современности, которые мыслители разрабатывали с исконно православных позиций, на началах гуманизма и нравственного добра.

ƒругим самобытным направлением в отечественной мысли стал русский космизм, который представл€ет собойсинтез философских и научных учений, объединЄнных общим представлением о взаимосв€зи и взаимодействии, взаимодополнительности и взаимонеобходимости „еловека и ѕрироды, „еловечества и ¬селенной. –усским космистам принадлежит множество научных открытий и достижений, грандиозные планы переустройства мира и пророческие предсказани€ будущего земл€н, однако началом и целью их изысканий были проблемы нравственные. ѕреобразование ¬селенной, обуздание природы, освоение  осмоса составл€ют лишь средство дл€ увеличени€ в мире количества ƒобра, преодолени€ и уничтожени€ страданий, морального совершенствовани€ людей. »менно здесь, в сфере нравственности, кроетс€ глубинное зерно русского космизма, объедин€ющее это философское течение со всей русской культурой, с традицией поиска ƒобра, ѕравды и —праведливости.

” истоков этого течени€ стоит Ќиколай ‘Єдорович ‘Єдоров (1829 Ц 1903), разработавший грандиозный проект регул€ции природы, овладени€ еЄ стихийными силами вплоть до преодолени€ зла смерти. ÷ентральной задачей Ђфилософии общего делаї ‘едорова выступает воскрешение предков как высший моральный долг потомков по отношению к предкам. »з идеи всеобщего воскрешени€ необходимо вытекает задача освоени€ космоса, поскольку очевидно, что земной шар не сможет вместить и прокормить дес€тки миллиардов всех когда-то живших, а теперь воскресших людей.

 рупный вклад в разработку космической философии внесли также:  онстантин Ёдуардович ÷иолковский (1857 Ц 1935) Ц отец теоретической космонавтики и автор глобальных утопических проектов будущего земл€н; ¬ладимир »ванович ¬ернадский (1863 - 1945) Ц академик, разработавший основы учени€ о биосфере и ноосфере (сфере разума), доказывавший неслучайность человеческого разума на земле, рассматривавший человечество в качестве мощнейшей геологической силы; јлександр Ћеонидович „ижевский (1897 Ц 1964), основоположник космической экологии и гелиобиологии, опытно обосновавший зависимость между солнечной активностью, с одной стороны, и функциональными состо€ни€ми нервной системы, динамикой социальных процессов, распространением эпидемий Ц с другой.

¬ целом, русский космизм Ц это оптимистическа€, жизнеутверждающа€ философи€. ≈му не свойственны апокалиптические настроени€, характерные дл€ русской религиозной философии конца 19-го Ц начала 20-го века (в частности, дл€ ¬.—. —оловьЄва, Ќ.ј. Ѕерд€ева).  осмисты вер€т в лучшее будущее дл€ земл€н, в конечное торжество ƒобра, –азума, —праведливости.

≈сли помыслы русских космистов были устремлены в будущее, а центральной проблемой их философствовани€ была перспектива взаимоотношений человека и ¬селенной, то русские экзистенциалисты, наследу€ гуманизму ƒостоевского, озабочены, прежде всего, повседневным, Ђздесь и сейчасї бытием человека, стрем€тс€ решить смысложизненные вопросы, актуальные дл€ каждого. ѕримечательно, что в –оссии экзистенциальна€ философи€ рождаетс€ в самом начале XX века, т.е. раньше, чем в «ападной ≈вропе, а потому обладает своим самобытным лицом, делает акцент не на человеке-одиночке, а на взаимоотношени€х личности с Ѕогом. Ќаиболее видными представител€ми отечественной экзистенциальной философии €вл€ютс€ Ќ.ј. Ѕерд€ев и Ћ. Ўестов.

Ќиколай Ѕерд€ев (1874 Ц 1948) €вл€етс€ автором оригинальной философской системы, в центре которой темы свободы, творчества, человеческой личности. –ассматривал он также вопросы о смысле истории, значении техники, о роли любви в мире, выступил в качестве €ркого и последовательного критика тоталитаризма и коммунизма. –аботы Ѕерд€ева отличает €рка€, проста€, легка€ и в то же врем€ насыщенна€ речь, что делает чтение его произведений огромным удовольствием[76].

¬ самом общем виде философию Ѕерд€ева можно охарактеризовать как христианскую, экзистенциальную, персоналистическую. Ћичность, еЄ свобода и креативность Ц таковы высшие ценности дл€ Ѕерд€ева. ‘илософ отмечал, что св€щенно не общество, не государство, а человек, интересами которого не допустимо жертвовать. ¬ажнейшим атрибутом человека выступает свобода, котора€ вечна так же, как и Ѕог, и Ѕогу неподвластна. ѕоэтому в существовании зла виновен не Ѕог, а сам человек, неправильно распор€жающийс€ своей свободой.

ƒругой экзистенциальный мыслитель -- Ћев Ўестов (1866-1938) -- выступил против науки и морали, которые, по его мнению, своими Ђочевидност€миї порабощают человека, требу€ от него смирени€ и повиновени€. ћыслитель интерпретирует библейский миф о грехопадении как потерю человеком беспредельной свободы, способной и Ђгоры переставл€€тьї, которую люди обмен€ли на ложный Ђсвет разумаї. ¬ своей Ђфилософии невозможногої Ўестов предлагает человеку освободитьс€ от чар разума, вернуть себе утер€нную свободу, доверитьс€ Ѕогу, который Ђзначит, что все возможно, что нет ничего невозможногої. »ными словами, если у человека есть вера, и с этой верой он обратитс€ к √осподу, то получит все, что ни попросит в согласии со словами »исуса ’риста: Ђесли бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: Ђисторгнись и пересадись в мореї, то она послушалась бы васї (Ћк, 17:6).

«аверша€ краткий очерк о русской философии, необходимо отметить, что после 1917 года многие видные философы были высланы за пределы –оссии, где продолжали традиции отечественной гуманистической мысли, тогда в —оветском —оюзе развитие философии было подчинено идеологии марксизма, что негативно сказалось на еЄ облике, привело к еЄ дегуманизации и дехристианизации. “олько после 1991 года российска€ философи€ получила свободу, и в наши дни отечественна€ философска€ мысль, всегда ставивша€ во главу угла нравственные искани€, отличавша€с€ человеколюбием, гуманистической направленностью, стремлением решить самые сложные, Ђпрокл€тыеї вопросы человеческого быти€-в-мире, постепенно начинает возрождатьс€.

Ћитература:

1. јкулинин ¬.Ќ. ‘илософи€ всеединства: от ¬.—. —оловьева к ѕ.ј. ‘лоренскому. Ц Ќовосибирск: Ќаука, 1990.

2. Ѕерд€ев Ќ.ј. –усска€ иде€ // ¬опросы философии, 1990, є 1, 2.

3. Ѕерд€ев Ќ.ј. —амопознание (опыт философской автобиографии). Ц ћ.: ћеждунар. отношени€, 1990.

4. Ѕулгаков —.Ќ. —вет невечерний: —озерцани€ и умозрени€. Ц ћ.: –еспублика, 1994.

5. √иренок ‘.». –усские космисты. Ц ћ.: «нание, 1990.

6. √ромов ћ.Ќ.,  озлов Ќ.—. –усска€ философска€ мысль X Ц XVII веков. - ћ.: »зд-во ћ√”, 1990.

7. «еньковский ¬.¬. »стори€ русской философии. Ц ћ.: јкадемический ѕроект, –аритет, 2001.

8. «латоструй. ƒревн€€ –усь. X - XIII вв. - ћ.: ћол. √варди€, 1990.

9. Ћосский Ќ.ќ. »стори€ русской философии. Ц ћ.: ¬ысш. шк., 1991.

10. –усский Ёрос, или ‘илософи€ любви в –оссии. Ц ћ.: ѕрогресс, 1991.

11. —еменова —.√. Ќиколай ‘Єдоров: “ворчество жизни. Ц ћ.: —оветский писатель, 1990.

12. —оловьев ¬.—. —мысл любви: »збранные произведени€. Ц ћ.: —овременник, 1991.

13. —оловьев ¬.—. „тени€ о богочеловечестве. ƒуховные основы жизни. ќправдание добра. Ц ћн.: ’арвест, 1999.

14. ÷иолковский  .Ё. √резы о земле и небе. Ц “ула, 1986.

15. „аадаев ѕ.я. »збранные сочинени€ и письма. Ц ћ.: ѕравда, 1991.

16. Ўестов Ћ. —очинени€ в 2-х томах. Ц ћ.: Ќаука, 1993.


[1] ÷ит. по: ‘илософи€: ”чебник / ѕод ред. проф. ¬.Ќ. Ћавриненко. Ц ћ.: ёристъ, 2004. —. 9.

[2] ясперс  . —мысл и назначение истории. - ћ.: ѕолитиздат, 1991. —. 32-33.

[3] јтрибут Ц существенное, необходимое, неотъемлемое свойство вещи. Ќапример, к атрибутам материи относ€т такие еЄ фундаментальные характеристики, как структурность, движение, отражение, неразрывную св€зь с пространством и временем.   атрибутам человека обычно относ€т разумность (сознательность), владение речью и €зыком, социальность (человек может жить только в обществе), нравственность и др.

[4] Ђ‘илософска€ антропологи€ Ц фундаментальное учение о гуманитарной сущности, назначении человека и человечестваї // »льин ¬.¬. ‘илософи€: ”чебник дл€ вузов. Ц ћ., 1999, с. 524.

[5] Ѕольша€ энциклопеди€  ирилла и ћефоди€ Ц 2004. - ћ., 2004 (на DVD)

[6] ¬торой и третий из указанных вопросов были сформулированы немецким философом »ммануилом  антом (1724-1804), причем именно вопрос о сущности человека он считал центральным вопросом философии.

[7] —егодн€ логика многими признаетс€ как самосто€тельна€ наука, что св€зано с проникновением в течение последних ста лет в логику методов математики и становлением формальной (математической) логики. Ќо в нашей стране логика продолжает оставатьс€ философской дисциплиной, поэтому кафедры логики вход€т в состав философских факультетов.

[8]  ак обозначение особой области исследовани€ термин Ђэтикаї впервые употребл€етс€ јристотелем. ќт стоиков идет традиционное деление философии на логику, физику и этику, котора€ часто понималась как наука о природе человека, т. е. совпадала с антропологией. ¬ эпоху античности -- со времени —ократа и до последних античных мыслителей Ц этика считалась центральной, основной философской дисциплиной. —тоики сравнивали философское знание с €йцом, скорлупой которого называли физику (науку о природе, по сути -- натурфилософию), белком Ц логику, а желтком Ц этику. »ными словами, именно этика в поздней античности €вл€лась центральной философской дисциплиной.

[9] Ёто довольно молодой раздел в системе философского знани€, настолько молодой, что выдел€етс€ в особую дисциплину далеко не всеми исследовател€ми. —казанное отнюдь не означает, что люди задумались о ценност€х только в 20-м веке. Ќапротив, проблема ценностей, ценностных ориентаций человека и общества в форме вопросов о смысле жизни, предназначении истории по€вилась ещЄ в древней философии. Ќо обычно эта проблема решалась либо в рамках этики, нравственной философии, либо в рамках социальной философии.

[10]  ак особа€ дисциплина эстетика вычлен€етс€ в 18 веке у немецкого философа јлександра Ѕаумгартена (1714-1762), введшего термин Ђэстетикаї дл€ обозначени€ Ђнауки о чувственном знанииї Ч низшей теории познани€, дополн€ющей логику; у ».  анта эстетика Ч наука о Ђправилах чувственности вообщеї.

[11] ƒействительно, в физических экспериментах с помощью камеры ¬ильсона можно наблюдать элементарные частицы, в повседневной жизни можно видеть и оперировать макротелами Ц камн€ми, стуль€ми, животными. » хот€ и электроны, и камни материальны, т.е. существуют вне нашего сознани€, но вот самой материи, материи вообще мы наблюдать не можем, не можем ни потрогать еЄ, ни пощупать, какими бы приборами мы не пользовались.

[12] ¬итгенштейн Ћюдвиг (1889-1951), австрийский философ и логик, представитель аналитической философии. ‘илософию понимал как Ђкритику €зыкаї. ¬ыступил с лозунгом: ЂЅольшинство философских проблем не ложны, а бессмысленныї.

[13]  арнап –удольф (1891-1970), немецко-американский философ и логик, ведущий представитель логического позитивизма и философии науки.

[14] –ефлекси€ Ц размышление о чем-либо.

[15] ÷ицерон ћарк “уллий (106 Ц 43 до н.э.) -- римский оратор, теоретик красноречи€ и философ, государственный де€тель, поэт, писатель и переводчик.

[16] ÷ит. по кн.: „анышев ј.Ќ. Ћекции по древней и средневековой философии. - ћ., 1991, с.

[17] —енека Ћуций јней (5 до н.э. Ц 65 н.э.) Ц крупнейший римский философ, представитель позднего стоицизма.

[18] —енека.ћарк јврелий. Ќаедине с собой. - —имферополь: Ђ–еномеї, 2003, с.41.

[19] јристотель (384 до н. э. - 322 до н. э.), древнегреческий ученый, философ-энциклопедист, основатель Ћике€, учитель јлександра ћакедонского.

[20] √егель √еорг ¬ильгельм ‘ридрих (1770-1831), немецкий философ, крупнейший представитель новоевропейского идеализма, последний классический философ, создавший на объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики.

[21] √уссерль Ёдмунд (1859-1938), немецкий философ, основатель феноменологии.

[22] Ўестов Ћев (1866-1938), российский философ и писатель, который в своей философии, насыщенной пародоксами и афоризмами, восставал против диктата разума (общезначимых истин) и гнета общеоб€зательных нравственных норм над суверенной личностью.

[23] ясперс  . —мысл и назначение истории. - ћ.: ѕолитиздат, 1991. —. 32-33.

[24] —инкретизм -- слитность, нерасчлененность, характеризующа€ первоначальное, неразвитое состо€ние чего-либо, в данном случае Ц характерна€ черта первобытной культуры.

[25] ¬арны (санскр., букв. Ђкачество, цветї) Ц четыре сослови€ ƒревней »ндии. ѕредставител€м самой высшей варны Ч брахманам Ч приписывалс€ белый цвет Ч цвет чистоты, незап€тнанности. Ѕрахманы выполн€ли об€занности жрецов и совершали многочисленные обр€ды. ¬торую варну представл€ли кшатрии Ч воины. »м приписывали красный цвет Ч цвет огн€, войны, решительности и энергии.  шатрии с детства обучались владеть оружием, управл€тьс€ с конем и колесницей.   этой варне обычно принадлежали правители государств. “реть€ варна Ч вайшьи Ч земледельцы и ремесленники, Ђнародї. »х цвет Ч желтый, цвет земли. Ќа них лежала об€занность возделывать пол€, работать в мастерских, а также торговать. „етверта€ варна Ч шудры, или слуги. »х цвет Ч черный. ќб€занность шудр Ч служить представител€м высших варн.

[26] ѕраджн€ Ц ¬сезнание, вселенска€ интуици€.

[27] √ригорьева “.ѕ. Ћогика срединного пути // ¬опросы философии, 2004, є 12. —. 23.

[28] “ам же, с. 28.

[29] ћудрецы ѕоднебесной: —б./ Ћао-цзы. Ђƒао дэ цзинї;  онфуций. ЂЋунь юйї; ћо-цзы. Ђћо-цзыї; ћэн-цзы. Ђћэн-цзыї; „жуан-цзы. Ђ„жуан-цзыї; —юнь-цзы; ’ань ‘эй. Ц —имферополь, 2003. —. 13-14.

[30] ћудрецы ѕоднебеснойЕ—. 110.

[31] “ам же, с. 112.

[32] “ам же, с. 115.

[33] “ам же, с. 116.

[34] “ам же, с. 82.

[35] „еловек: ћыслители прошлого и насто€щего о его жизни, смерти и бессмертии. ƒревний мир Ц эпоха ѕросвещени€. Ц ћ., 1991. —. 43.

[36] “ам же, с. 47.

[37] —м.: ћо-цзы // ƒревнекитайска€ философи€. ¬ 2 т. Ц ћ., 1972. “. 1. —. 196.

[38] јкме (от греч. Akme) Ч высша€ степень чего-либо, цветуща€ сила, вершина. ѕериод наивысшего расцвета какого-либо €влени€, например, культуры, или высший, самый продуктивный период в де€тельности человека.

[39] Ёллинизм -- период в истории стран ¬ост. —редиземноморь€ между 323 и 30 до н. э. (подчинение ≈гипта –иму).  ультура эллинизма представл€ла синтез греческой и местных восточных культур на почве сначала единого, а затем р€да однородных государств, объединенных единой культурой, единым правом, единой государственностью.

[40] “еологи€ -- совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Ѕога.

[41] Ѕычков ¬.¬. »деал любви христианско-византийского мира / в кн.: ‘илософи€ любви. „. 1. Ц ћ.: ѕолитиздат, 1990, с. 89-91.

[42] јлександри€ была по-преимуществу греко€зычным городом, однако в ней изначально была мощна€ еврейска€ диаспора, поэтому этот город стал своеобразным центром конвергенции греческой и иудейской учености. »менно здесь ещЄ в III в. до н.э. был сделан перевод Ѕиблии на греческий €зык Ц знаменита€ Ђ—ептуагинтаї (Ђѕеревод семидес€тиї), а в начале I века здесь жил ‘илон јлександрийский (25 до н.э. Ц 50 н.э.), впервые осуществивший попытку интерпретации Ѕиблии с помощью категориально-пон€тийного аппарата греческой философии.

[43]

[44] —лово Ђиконаї в переводе с греческого означает Ђобразї.

[45]  онкубинат -- допускавшеес€ древнеримским правом длительное внебрачное сожительство с незамужней женщиной. ƒети от такого сожительства считались незаконнорожденными.

[46] ћанихейство -- религиозное учение, основано в III веке ћани, который, по преданию, проповедовал в ѕерсии, —р. јзии, »ндии. ¬ основе манихейства Ч дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных и равноправных принципов быти€. ¬ соответствии с учением ответственность за человеческие страсти лежала на злом или дурном начале, €вл€ющемс€ творцом царства тьмы.

[47] ƒонатисты -- (от имени епископа ƒоната, Donatus, руководител€ донатистов), участники религиозного движени€ в римской —ев. јфрике 4-5 вв., возникшего во врем€ гонений императора ƒиоклетиана. ƒонатисты считали, что св€тость истинной церкви зависит от совершенства ее служителей (совершенством признавалась главным образом готовность претерпеть мученичество за веру). ƒонатисты отличались крайней нетерпимостью к своим противникам, а после гонений, предприн€тых против них императором  онстантином, сомкнулись с циркумцеллионами (Ђвокруг сельских жилищ брод€щимиї) Ч членами крайнего аскетического движени€, практиковавшего убийства богатых и высокопоставленных людей. ёлиан ќтступник поощр€л донатистов, но они разбились на несколько враждующих между собой толков и сект. —ильным противником донатистов был блаженный јвгустин. ѕосле его победы в прени€х на соборе в  арфагене (411) император √онорий призвал донатистов к подчинению господствующей церкви.

[48] —атура [лат. satura букв. смесь] -- первый древнеримский театральный жанр: сочетание диалога, пантомимы, музыки и танца. ¬ данном случае Ц литературное произведение, смешанное из элементов разных жанров, в частности, поэзии и философской прозы.

[49]  аролингское возрождение -- культурный подъем в империи  арла ¬еликого и в королевствах династии  аролингов в VIII - IXвв. (в основном на территории ‘ранции и √ермании); выразилс€ в организации школ, привлечении к королевскому двору образованных де€телей, в развитии литературы, изобразительного искусства, архитектуры. ÷ентр Ђ аролингского возрождени€ї Ч кружок при дворе  арла ¬еликого, т. н. Ђјкадеми€ї, которой руководил јлкуин; в де€тельности кружка принимали участие сам  арл ¬еликий.

[50]  ак отмечает √.√. ћайоров, Ђв эпоху античности и в средние века диалектикой называли в первую очередь вообще искусство доказывать истинное и опровергать ложное, а кроме того, искусство правильно определ€ть и классифицировать пон€ти€ (герменевтика), правильно строить суждени€ и умозаключени€ (аналитика), правильно отыскивать нужные аргументы (топика). ƒл€ обозначени€ всего этого примен€лс€ и другой термин Ц Ђлогикаї, который именно в этом смысле употребл€етс€ и сейчас, в то врем€ как под Ђдиалектикойї теперь чаще понимают учение о противоположност€х. (ћайоров √.√. —удьба и дело Ѕоэци€ // в кн.: Ѕоэций —. ”тешение философией и другие трактаты. Ц ћ., 1990. с. 345).

[51] јль-√азали ћухаммед (1059-1111) -- мусульманский теолог, философ, мистик. »ранец, писал преимущественно по-арабски. ¬ основном сочинении Ђ¬озрождение наук о вереї считал богопознание иррациональным актом индивидуального экстатического переживани€, опровергал все философские системы, особенно восточный аристотелизм, дав, однако, его классическое изложение. ќказал вли€ние на средневековую философию, в т. ч. в ≈вропе.

[52] ¬первые термин Ђ¬озрождениеї (Renaissanсе) употребил ƒжорджио ¬азари (1511-74) -- италь€нский живописец, архитектор, историк искусства.

[53] “еизм (от греч. theos Ч бог) -- религиозное мировоззрение, исход€щее из понимани€ Ѕога как абсолютной личности, пребывающей вне мира, свободно создавшей его и действующей в нем. ѕризнание потусторонности Ѕога отличает теизм от пантеизма, признание непрерывной активности Ѕога Ч от деизма. Ќаиболее характерен дл€ генетически св€занных между собой религий Ч иудаизма, христианства и ислама. “ермин впервые употреблен в XVII английским теологом –.  едвортом.

[54] Ёманаци€ (от позднелат. emanatio Ч истечение, исхождение) -- центральное пон€тие неоплатонизма, означающее переход от высшей онтологической ступени универсума (≈диное) к низшим, менее совершенным. Ёманаци€ как убывание быти€ противоположна восход€щему развитию, совершенствованию.

[55] ятрохими€ -- направление в медицине 16-18 вв., представители которого рассматривали процессы, происход€щие в организме, как химические €влени€, болезни Ч как результат нарушени€ химического равновеси€ и ставили задачу поиска химических средств их лечени€.

 

[56] ѕанпсихизм (от греч. pan Ц все и psyche Ч душа), гилозоизм -- (от греч. hyle Ч матери€ и zoe Ч жизнь).

[57] »зотропи€ (от изо... и греч. tropos Ч поворот, направление) -- независимость свойств физических объектов от направлени€.

[58] ѕримерно в это же врем€ выдающийс€ французский физик и астроном ѕьер —имон Ћаплас писал: Ђ”м, которому были бы известны дл€ какого-либо данного момента все силы, одушевл€ющие природу, и относительное положение всех еЄ составных частей, если бы вдобавок он оказалс€ бы достаточно обширным, чтобы подчинить эти данные анализу, обн€л бы в одной формуле движени€ величайших тел вселенной наравне с движени€ми атомов: не осталось бы ничего, что было бы дл€ него недостоверным, и будущее, так же как и прошедшее, предстало бы перед его взоромї // Ћаплас ѕ.—. ќпыт философии веро€тностей. Ц ћ., 1908, с. 9.

[59] У... под экзистенциализмом --- пишет ∆.-ѕ. —артр Ч мы понимаем такое учение, которое делает возможной человеческую жизнь и которое, кроме того, утверждает, что вс€ка€ истина и вс€кое действие предполагает некоторую среду и человеческую субъективностьФ // —артр ∆.-ѕ. Ёкзистенциализм Ч это гуманизм./ ¬ кн.: —умерки богов. - ћ.: ѕолитиздат, 1990, с. 320.

[60] —артр ∆.-ѕ. ÷ит. произведение, с. 323.

[61] “ам же, с. 323.

[62] “ам же, с. 327.

[63] “ам же, с. 327.

[64] “ам же, с. 325.

[65] “ам же, с. 333.

[66] “ам же, с. 333.

[67] “ам же, с. 336.

[68] “ам же, с. 336.

[69] ќриген (ок. 185 - 253/254) -- христианский теолог, представитель ранней патристики.

[70] ћесси€ [от др.-евр. машиах, букв. Ч помазанник] -- в иудаизме и христианстве: спаситель, который должен €витьс€ на «емлю дл€ установлени€ царства Ѕожьего.  огда говор€т о мессианизме целого народа, то имеют в виду его спасительную миссию в истории мира.

[71] ѕервым русским патриархом стал московский митрополит »ов.

[72]   лучшим поэтическим произведени€м Ћомоносова о природе относ€т две оды, написанные в 1743 году: Ђ¬ечернее размышление о Ѕожием величестве при случае великого северного си€ни€ї и Ђ”треннее размышление о Ѕожием величествеї.

[73]  рупные представители русского масонства Ц профессор ћосковского университета »ван √ригорьевич Ўварц (нем. »оганн √еорг), (1751 - 1784), общественный де€тель и книгоиздатель Ќиколай »ванович Ќовиков (1744 - 1818),

[74]  рупнейшим последователем ¬ольфа был русский философ, литератор, музыкант, сенатор √ригорий Ќиколаевич “еплов (1717-79).

[75] —торонниками деистического материализма были профессора философии ћосковского университета ƒмитрий —ергеевич јничков (1733-88), јндрей ћихайлович Ѕр€нцев (1749-1821).

[76] ќсновные работы Ѕерд€ева: Ђ‘илософи€ свободыї (1911), Ђ—мысл творчества. ќпыт оправдани€ человекаї (1916), Ђ—мысл историиї (1923), Ђ»стоки и смысл русского коммунизмаї, Ђ–усска€ иде€ї (1946), Ђ—амопознаниеї (1949).





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 4052 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

80% успеха - это по€витьс€ в нужном месте в нужное врем€. © ¬уди јллен
==> читать все изречени€...

495 - | 493 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.072 с.