Ћекции.ќрг

ѕоиск:


”стал с поисками информации? ћы тебе поможем!

ќсновани€ социальных наук




 ажда€ отрасль науки, как мы это в особенности видели на примере физики и математики, приходит рано или поздно к необходимости теоретико-познавательной проверки своих оснований, логического анализа своих пон€тий. Ёто верно также и дл€ социологических областей науки, в первую очередь дл€ истории и национальной экономии. ¬от уже около ста лет в этих област€х происходит процесс очищени€ от метафизических примесей. «десь, правда, пока еще не достигнута та степень чистоты, как в физике; но с другой стороны, здесь, возможно, задача очищени€ и не столь насто€тельна. ѕо-видимому, метафизический элемент, даже во времена расцвета метафизики и теологии, не был здесь особенно сильным; возможно, в силу того, что пон€ти€ этих областей, такие как: война и мир, импорт и экспорт, еще ближе непосредственному воспри€тию, чем такие пон€ти€ как атом и эфир. Ќе так уж сложно отбросить такие пон€ти€ как "народный дух" и вместо них вз€ть в качестве объекта группы индивидов определенного вида. »сследователи различных направлений,  энэй (Quesnay), јдам —мит, –икардо,  онт, ћаркс, ћенгер, ¬олрас, ћюллер-Ћайер работали в духе эмпирической, антиметафизической установки. ѕредметом истории и национальной экономии €вл€ютс€ люди, вещи и их расположение.

 

IV. »тоги и задачи

—овременное научное миропонимание развилось из работ над вышеперечисленными проблемами. ћи видели, как в физике стремление вначале даже при помощи недостаточных или еще не вполне про€сненных научных средств получить убедительные результаты, все сильнее вело также и к методологическим исследовани€м. “ак возник и развилс€ метод выдвижени€ гипотез и далее аксиоматический метод и метод логического анализа; тем самым пон€тийный аппарат приобретал все большую €сность и строгость.   тем же самым методологическим проблемам привело, как мы видели, и развитие исследований по основани€м физической геометрии, математической геометрии и арифметики. ѕроблемы, которыми в насто€щее врем€ занимаютс€ представители научного миропонимани€, возникли главным образом из этих источников. ѕон€тно, что в ¬енском кружке еще можно отчетливо видеть происхождение отдельных проблем, принадлежащих различным проблемным област€м. ќтсюда часто вытекают также и различи€ в направлении интересов и точек зрени€, которые ведут к различи€м в понимании. Ќо что характерно, в результате стремлени€ к точным формулировкам, к применению точного логического €зыка и символики, к отчетливому отделению теоретического содержани€ того или иного тезиса от всего лишь сопутствующих представлений, эти различи€ уменьшаютс€. Ўаг за шагом увеличиваетс€ запас общих представлений, которые образуют €дро научного миропонимани€, к которым примыкают внешние слои с более сильными субъективными расхождени€ми.

“еперь, подвод€ итоги, нам €сна сущность нового научного миропонимани€, в его противоположности традиционной философии. «десь не выдвигаютс€ собственные "философские предложени€", предложени€ только про€сн€ютс€; а именно, предложени€ эмпирической науки, как мы это видели на примере различных рассмотренных выше проблемных областей. Ќекоторые представители научного миропонимани€, чтобы сильнее подчеркнуть свое противосто€ние систематической философии, вообще больше не хот€т в своих работах употребл€ть слово "философи€".  ак ни называть такие исследовани€, в любом случае €сно следующее: не существует никакой философии как основополагающей или универсальной науки нар€ду или над различными област€ми опытной науки; не существует никакого способа содержательного познани€ кроме опыта; не существует никакого мира идей, который бы находилс€ над опытом или по ту сторону опыта. Ќо работа по "философскому" исследованию или исследованию "оснований" в смысле научного миропонимани€ все же сохран€ет свою важность. »бо логическое про€снение научных пон€тий, предложений и методов освобождает от сковывающих предрассудков. Ћогический и теоретико-познавательный анализ не стремитс€ к тому, чтобы ограничить научное исследование; наоборот, этот анализ предоставл€ет научному исследованию как можно более широкую область формальных возможностей, из которых выбираютс€ те, которые в том или ином конкретном случае согласуютс€ с опытом (например: неевклидова геметри€ и теори€ относительности).

ѕредставители научного миропонимани€ решительно сто€т на почве простого человеческого опыта. ќни уверенно работают над тем, чтобы убрать с дороги тыс€челетний метафизический и теологический хлам. »ли, как считают некоторые: вернутьс€ после метафизического междувремень€ к единообразной посюсторонней картине мира, котора€, в определенном смысле, лежала уже в основе свободных от теологии ранних мифологических представлений (Zauberglauben).

–ост метафизических и теологических тенденций, который сегодн€ про€вл€етс€ во многих союзах и сектах, книгах и журналах, докладах и университетских лекци€х, по-видимому коренитс€ в острых социальных и экономических сражени€х современности: одна группа сражающихс€, котора€ в социальном плане опираетс€ на мир прошлого, отстаивает также унаследованные, часто давно уже содержательно преодоленные установки метафизики и теологии; в то врем€ как друга€ группа, обращенна€ к новым временам, в особенности в ÷ентральной ≈вропе, отклон€ет эти установки и стоит на почве опытной науки. Ёто развитие взаимосв€зано с развитием современного производственного процесса, в котором все больше используютс€ машины и техника, и который оставл€ет все меньше пространства дл€ метафизических представлений. ќно также св€зано с разочарованием широких масс в позиции тех, которые провозглашают доставшиес€ по наследству метафизические и теологические учени€. “аким образом, во многих странах массы теперь гораздо осознаннее, чем прежде, отклон€ют эти учени€, и в соответствии с их социалистическими устремлени€ми, склон€ютс€ к земной, эмпирической позиции. ¬ прежние времена така€ позици€ называлась материализмом; но с тех пор, преодолев определенные ущербные формы, развилс€ современный эмпиризм, который обрел свою прочную основу в научном миропонимании.



»так, научное миропонимание близко современной жизни. ’от€ ему, конечно же, предсто€т еще т€желые сражени€ и нападки. Ќо все же, много тех, которые не падают духом, а напротив, перед лицом современной социальной ситуации, с надеждой смотр€т в будущее.  онечно же, не каждый приверженец научного миропонимани€ станет бойцом.  ое-кто, раду€сь одиночеству, станет вести уединенное существование на лед€ных, покрытых вечным снегом, вершинах логики; кто-то даже, возможно, станет поносить смешение с массой, которое, распростран€€сь, к сожалению сопровождаетс€ неизбежной "тривиализацией". Ќо также и их достижени€ внос€т вклад в историческое развитие. ћы видим, как дух научного миропонимани€ все в большей степени пронизывает формы личной и общественной жизни, преподавани€, воспитани€, искусства, помогает организовать формы хоз€йственной и общественной жизни на рациональной основе. Ќаучное миропонимание служит жизни и жизнь принимает его.

 ј–Ќјѕ (Carnap) –удольф (1891-1970), немецко-американский философ и логик, ведущий представитель логического позитивизма и философии науки. јктивный участник ¬енского кружка. — 1935 в —Ўј. –азвил теорию логического синтаксиса €зыка науки, дополненную позднее семантической теорией. –азрабатывал индуктивную логику, теорию семантической информации, модальную логику и др.

 

¬»“√≈ЌЎ“≈…Ќ (Wittgenstein) Ћюдвиг (1889-1951), австрийский философ и логик, представитель аналитической философии. — 1929 в ¬еликобритании. ¬ыдвинул программу построени€ искусственного Ђидеальногої €зыка, прообраз которого Ч €зык математической логики. ‘илософию понимал как Ђкритику €зыкаї. –азработал доктрину логического атомизма, представл€ющую собой проекцию структуры знани€ на структуру мира.

* * *

¬Ш»“√≈ЌЎ“≈…Ќ (Wittgenstein) Ћюдвиг (2 апрел€ 1889, ¬ена Ч 29 апрел€ 1951,  ембридж), австрийский философ.

¬итгенштейн происходил из очень богатой венской семьи, что позволило ему получить всестороннее образование (в частности, инженерное; некоторое врем€ он занималс€ конструированием авиационного пропеллера). ќн был талантливым музыкантом, скульптором и архитектором, хот€ лишь отчасти сумел реализовать свои художественные возможности. ¬ молодости был духовно близок кругу венского литературно-критического авангарда, группировавшегос€ вокруг публициста и писател€  арла  рауса и издававшегос€ им журнала Ђ‘акелї. ¬итгенштейн посетил много стран, в том числе и ———–, где одно врем€ собиралс€ обосноватьс€.

–анн€€ философи€. ЂЋогико-философский трактатї

ќдним из истоков ранней философии ¬итгенштейна послужили логико-математические концепции √отлоба ‘реге и Ѕертрана –ассела, под руководством которых он работал в …енском и  ембриджском университетах (1911-13). ” первого он восприн€л пон€тие Ђпропозициональной функцииї, различение смысла (Sinn) и значени€ (Bedeutung) €зыковых выражений, у второго Ч метод логического (Ђглубинногої) анализа €зыка, вы€вл€ющий Ђатомарные предложени€ї, которым в реальности соответствуют Ђатомарные фактыї.

Ђƒневники 1914-16 годовї, в которых ¬итгенштейн выражает уверенность в безграничных возможност€х новой логики, послужили основой дл€ его главной работы раннего периода Ч ЂЋогико-философского трактатаї, который он завершил в конце 1-й мировой войны, наход€сь в качестве австрийского военнопленного в »талии. ¬ результате неоднократных попыток Ђ“рактатї был наконец издан в 1921 в √ермании, а в 1922 Ч в јнглии, со вступительной статьей –ассела. »менно английское издание быстро сделало ¬итгенштейна европейской философской знаменитостью. ¬ Ђ“рактатеї ¬итгенштейн стремитс€ вы€вить границы выражени€ мыслей в логике €зыка, причем границы €зыка дл€ него одновременно и границы мира. ѕравильна€ логическа€ символика, по мысли ¬итгенштейна, сама должна показывать структуру €зыка и мира. —мысл может быть присущ только предложению, которое €вл€етс€ образом (картиной, моделью) некоторой фактической ситуации. Ђ»менаї же обладают только значением, они Ч простые знаки, обозначающие объекты. ќбъекты неизменны и поэтому образуют Ђсубстанцию мираї, измен€ютс€ лишь их элементарные комбинации Ч Ђположени€ делї. Ќесколько Ђположений делї составл€ют Ђфактї, и в этом смысле Ђмир есть лишь совокупность фактовї.

—ложные предложени€ ¬итгенштейн трактовал как функции истинности элементарных, независимых друг от друга предложений. Ёлементарные предложени€ отражают возможные Ђположени€ делї и придают осмысленность как истинным, так и ложным предложени€м естественных наук. Ќаиболее характерными видами осмысленных предложений €вл€ютс€ те, которые использует естествознание. ¬ отличие от них логические противоречи€ и тавтологии лишены смысла, ибо не обозначают фактов, а только Ђпоказываютї структуру мира фактов и его пределы.

Ётические, эстетические и религиозные предложени€, равно как и предложени€ метафизики, признаютс€ бессмысленными, хот€ и важными в экзистенциальном отношении попытками выразить невыразимое. —воеобразный панлогизм приводит ¬итгенштейна к мировоззренческой позиции, созвучной Ђфилософии жизниї. ћир фактов окружен Ђмистическимї, то есть тем, что невыразимо и представл€ет собой интуитивное созерцание мира Ђв целомї, Ђс точки зрени€ вечностиї. Ќаучными, рациональными средствами постигнуть эту сверхъестественную сферу невозможно. ¬ отличие от конкретной науки философи€, согласно ¬итгенштейну, не есть теори€, стрем€ща€с€ к истине; она €вл€етс€ аналитической де€тельностью по про€снению логической структуры €зыка (прежде всего €зыка науки), устранению не€сностей в обозначении. “ака€ позици€ отчасти предвосхитила Ђантиметафизическую программуї ¬енского кружка и логического позитивизма.

ѕоздн€€ философи€

ѕосле публикации Ђ“рактатаї ¬итгенштейн на несколько лет отходит от философии, работа€ простым школьным учителем в отдаленных деревн€х Ќижней јвстрии; это зан€тие давало ему тот единственный доход, который он имел, ибо от своего богатого наследства он отказалс€ в пользу нуждающихс€ де€телей австрийской культуры. ¬ конце 1920-х гг. ¬итгенштейн пересматривает свою теорию, отказываетс€ от вы€влени€ априорной структуры €зыка и мира, от идеи независимости элементарных предложений и от некоторых других установок. “еперь он подчеркивает многообразие способов употреблени€ слов и выражений естественного €зыка, их вплетенность в человеческую практику. “олько использование слов в определенном контексте (Ђ€зыковой игреї) и в соответствии с прин€тыми в Ђлингвистическом сообществеї правилами придает им значение.

¬ 1939 ¬итгенштейн зан€л должность профессора философии в  ембриджском университете. ¬о врем€ 2-й мировой войны он покинул университет и работал санитаром в лондонском госпитале. ќсенью 1944 вернулс€ в  ембридж, где занимал кафедру философии до конца 1947.

¬ главном произведении позднего периода Ч Ђ‘илософских исследовани€хї (опубликованы посмертно в 1953) Ч философи€ трактуетс€ как активность, направленна€ на про€снение €зыковых выражений любого типа. «адача философа сугубо Ђтерапевтическа€ї Ч устранение путем анализа €зыка философских и иных обобщений, оцениваемых как своего рода заболевани€, распутывание всевозможных €зыковых ловушек и т. п. ‘илософ не должен пытатьс€ вы€вить внутреннюю сущность €зыка, ибо таковой не существует. ≈го задача Ч описывать и вы€вл€ть границы Ђ€зыковых игрї. ƒл€ позднего ¬итгенштейна принципиально важно различение Ђповерхностнойї (синтаксические правила естественного €зыка) и Ђглубиннойї (относ€щейс€ к способам употреблени€ слов, к Ђ€зыковым играмї как Ђформам жизниї) грамматики, оказавшее вли€ние на современную лингвистическую прагматику.

‘илософи€ математики

ќдной из причин радикального изменени€ позиции ¬итгенштейна в конце 1920-х гг. послужило его знакомство с математическим интуиционизмом. –азвива€ некоторые идеи в духе математического конструктивизма, ¬итгенштейн основное внимание удел€ет творческому характеру процесса математического доказательства, рассматривает математику как своего рода Ђ€зыковую игруї. ¬ своих Ђ«аметках по основани€м математикиї, которые с середины 1930-х гг. писались параллельно с Ђ‘илософскими исследовани€миї, он разрабатывал своеобразный кодекс Ђлингвистического поведени€ї математиков, счита€ ошибочными Ђтрадиционныеї концепции значени€ математических пон€тий и выражений.

¬ли€ние

¬ философии ¬итгенштейна были поставлены и разработаны вопросы и темы, во многом определившие характер новейшей англо-американской аналитической философии. »звестны попытки сближени€ его идей с феноменологией и герменевтикой, а также с религиозной философией (в частности, восточной). ¬ последние годы на «ападе опубликованы многие тексты из его обширного рукописного наследи€. ≈жегодно в јвстрии (в городке  ирхберг-на-¬екселе) провод€тс€ ¬итгенштейновские симпозиумы, собирающие философов и ученых со всего мира.






ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 579 | Ќарушение авторских прав | »зречени€ дл€ студентов


„итайте также:

ѕоиск на сайте:

–екомендуемый контект:





© 2015-2021 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.005 с.