Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Введение. Общая характеристика немецкой классической философии




 

Понятие «немецкая классическая философия» (далее—н.к.ф.), введённое Ф. Энгельсом и утвердившееся в отечественной философской литературе, обозначает ту линию в развитии новоевропейской мысли 2-й пол. 18-го – 1-й пол. 19-го вв., которая была представлена учениями Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха.

Почему эти пять мыслителей объединены вместе? Почему выбраны именно эти пять философов, а не какие-либо другие?

Отвечая на первый вопрос, следует отметить, что учения вышеназванных мыслителей, несмотря на существенные содержательные отличия (например, Канта можно отнести к субъективным идеалистам, Гегеля – к объективным идеалистам, Фейербаха – к материалистам), тесно связаны между собой узами преемственности: после Канта каждый из мыслителей этого направления опирался на воззрения своего предшественника и вдохновлялся творческими импульсами его наследия.

Корень ответа на второй вопрос заключён в той эпохальной, всеевропейской значимости каждого из перечисленных философов. Их глубокие философские идеи не только выдвинули немецкую философию на ведущие позиции в Европе конца 18-го – начала 19-го веков, но и предопределили её всемирно-историческое значение в качестве квинтэссенции мировоззрения современной нам западной цивилизации. Именно н.к.ф. довела до полной ясности, до почти кристальной чистоты идеологию Просвещения, равно как и идеологию буржуазии, которая именно в это время начала утверждать своё господство в качестве наиболее прогрессивного, наиболее деятельного социального класса. В частности, такие идеи, как идея равенства всех людей перед законом, идея всемирно-исторического процесса, идея прогресса, идея правового государства, представления о демократических правах и свободах человека, положение о его автономии в качестве самостоятельного субъекта получили в рамках н.к.ф. глубокое теоретическое обоснование и развитие.

Разумеется, немецкие философы не только внесли вклад в социальную философию, философию морали и права, но также и в философскую онтологию и антропологию, теорию познания (например, теория познания Канта во многом превосходила черты рациональности современной неклассической науки, отвергнув наивные представления о «зеркальном отражении» субъектом объекта), эстетику, логику, в общем, во все без исключения разделы философии.

Представляется возможным выделить несколько важнейших особенностей немецкой классической философии:

1) Стремление к полноте, ясности, системной стройности мысли, сочетающееся с интенцией к широте охвата её содержания, т.е. всех сфер природного и социального бытия. В сущности, каждый из философов данного направления хотел построить глобальную, всеохватывающую, логически стройную и последовательную философскую систему мира.

2) Глубина, сложность, подчас запутанность языка, на котором говорили эти философы, с помощью которого излагали свои взгляды, образует её вторую специфическую характеристику. В отличие от французских просветителей, стремившихся популяризовать свои учения среди широких слоёв читателей, а потому и излагавших их на простом, доступном живом языке, немецкие мыслители от Канта до Гегеля предназначали свои сочинения узкому кругу специалистов-философов, включая студентов философских факультетов. Отсюда – изобилие абстракций, сухость языка, множество специальных терминов.

3) Третья черта состоит в рассмотрении философии как науки наук (например, Фихте так прямо и называл свою философию «наукоучением»), которая поэтому должна носить всецело рациональный, дискурсивный характер, что предполагает опору на логику, доказательства, факты естествознания. По большому счету, эти философы чужды мистицизму (исключение здесь – поздняя философия Шеллинга, носившая откровенно религиозный характер), верят в силы, возможности и грядущее торжество человеческого разума.

4) Претензия на радикальную новизну в философии, присущая всем пятерым мыслителям. Вот что по этому поводу пишет один из ведущих отечественных специалистов в области исследований н.к.ф. профессор В.Н. Кузнецов: «Кант, созидая первую ступень немецкой классической философии в процессе преодоления ранее господствовавшей в Германии лейбнице-вольфианской «метафизики», полагал, что он вместе с тем совершает «коперниканскую революцию» по отношению ко всей предшествующей философии. Фихте был убеждён, что значение его «наукоучения» для философии равнозначно значению Великой французской революции для социально-политической истории человечества. Согласно Гегелю, в созданной им системе «абсолютного идеализма» человеческая мысль впервые и навсегда обрела «абсолютную истину». По мнению Фейербаха, возвещаемая им «антропология», революционно «перевёртывающая» гегелизм, означает в то же время глобальный конец философии в прежнем её понимании». [1, с.9-10].

5) Если предыдущие четыре характеристики относятся к формальным особенностям н.к.ф., то пятая связана с её содержательной стороной, а именно с основной проблемой этой философии, в качестве которой выступает так называемый «основной вопрос философии» -- вопрос об отношении между мышлением и бытиём, о первичности либо сознания, либо материи. Немецкие мыслители не только выдвинули эту проблему на первое по значимости место, но и каждый по своему попытались её разрешить с небывалой до этого последовательностью, не боясь тех окончательных выводов, которые проистекали вследствие занятия и бесстрашного отстаивания выбранной мировоззренческой позиции.

Рассмотрим теперь наиболее общее содержание философских учений Канта и Гегеля как самых выдающихся представителей немецкой классической философии, делая при этом акцент на тех их воззрениях, которые сохранили, а, может быть, и умножили свою актуальность ко дню сегодняшнему.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-09-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1977 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2294 - | 2147 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.