Понятие «немецкая классическая философия» (далее—н.к.ф.), введённое Ф. Энгельсом и утвердившееся в отечественной философской литературе, обозначает ту линию в развитии новоевропейской мысли 2-й пол. 18-го – 1-й пол. 19-го вв., которая была представлена учениями Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха.
Почему эти пять мыслителей объединены вместе? Почему выбраны именно эти пять философов, а не какие-либо другие?
Отвечая на первый вопрос, следует отметить, что учения вышеназванных мыслителей, несмотря на существенные содержательные отличия (например, Канта можно отнести к субъективным идеалистам, Гегеля – к объективным идеалистам, Фейербаха – к материалистам), тесно связаны между собой узами преемственности: после Канта каждый из мыслителей этого направления опирался на воззрения своего предшественника и вдохновлялся творческими импульсами его наследия.
Корень ответа на второй вопрос заключён в той эпохальной, всеевропейской значимости каждого из перечисленных философов. Их глубокие философские идеи не только выдвинули немецкую философию на ведущие позиции в Европе конца 18-го – начала 19-го веков, но и предопределили её всемирно-историческое значение в качестве квинтэссенции мировоззрения современной нам западной цивилизации. Именно н.к.ф. довела до полной ясности, до почти кристальной чистоты идеологию Просвещения, равно как и идеологию буржуазии, которая именно в это время начала утверждать своё господство в качестве наиболее прогрессивного, наиболее деятельного социального класса. В частности, такие идеи, как идея равенства всех людей перед законом, идея всемирно-исторического процесса, идея прогресса, идея правового государства, представления о демократических правах и свободах человека, положение о его автономии в качестве самостоятельного субъекта получили в рамках н.к.ф. глубокое теоретическое обоснование и развитие.
Разумеется, немецкие философы не только внесли вклад в социальную философию, философию морали и права, но также и в философскую онтологию и антропологию, теорию познания (например, теория познания Канта во многом превосходила черты рациональности современной неклассической науки, отвергнув наивные представления о «зеркальном отражении» субъектом объекта), эстетику, логику, в общем, во все без исключения разделы философии.
Представляется возможным выделить несколько важнейших особенностей немецкой классической философии:
1) Стремление к полноте, ясности, системной стройности мысли, сочетающееся с интенцией к широте охвата её содержания, т.е. всех сфер природного и социального бытия. В сущности, каждый из философов данного направления хотел построить глобальную, всеохватывающую, логически стройную и последовательную философскую систему мира.
2) Глубина, сложность, подчас запутанность языка, на котором говорили эти философы, с помощью которого излагали свои взгляды, образует её вторую специфическую характеристику. В отличие от французских просветителей, стремившихся популяризовать свои учения среди широких слоёв читателей, а потому и излагавших их на простом, доступном живом языке, немецкие мыслители от Канта до Гегеля предназначали свои сочинения узкому кругу специалистов-философов, включая студентов философских факультетов. Отсюда – изобилие абстракций, сухость языка, множество специальных терминов.
3) Третья черта состоит в рассмотрении философии как науки наук (например, Фихте так прямо и называл свою философию «наукоучением»), которая поэтому должна носить всецело рациональный, дискурсивный характер, что предполагает опору на логику, доказательства, факты естествознания. По большому счету, эти философы чужды мистицизму (исключение здесь – поздняя философия Шеллинга, носившая откровенно религиозный характер), верят в силы, возможности и грядущее торжество человеческого разума.
4) Претензия на радикальную новизну в философии, присущая всем пятерым мыслителям. Вот что по этому поводу пишет один из ведущих отечественных специалистов в области исследований н.к.ф. профессор В.Н. Кузнецов: «Кант, созидая первую ступень немецкой классической философии в процессе преодоления ранее господствовавшей в Германии лейбнице-вольфианской «метафизики», полагал, что он вместе с тем совершает «коперниканскую революцию» по отношению ко всей предшествующей философии. Фихте был убеждён, что значение его «наукоучения» для философии равнозначно значению Великой французской революции для социально-политической истории человечества. Согласно Гегелю, в созданной им системе «абсолютного идеализма» человеческая мысль впервые и навсегда обрела «абсолютную истину». По мнению Фейербаха, возвещаемая им «антропология», революционно «перевёртывающая» гегелизм, означает в то же время глобальный конец философии в прежнем её понимании». [1, с.9-10].
5) Если предыдущие четыре характеристики относятся к формальным особенностям н.к.ф., то пятая связана с её содержательной стороной, а именно с основной проблемой этой философии, в качестве которой выступает так называемый «основной вопрос философии» -- вопрос об отношении между мышлением и бытиём, о первичности либо сознания, либо материи. Немецкие мыслители не только выдвинули эту проблему на первое по значимости место, но и каждый по своему попытались её разрешить с небывалой до этого последовательностью, не боясь тех окончательных выводов, которые проистекали вследствие занятия и бесстрашного отстаивания выбранной мировоззренческой позиции.
Рассмотрим теперь наиболее общее содержание философских учений Канта и Гегеля как самых выдающихся представителей немецкой классической философии, делая при этом акцент на тех их воззрениях, которые сохранили, а, может быть, и умножили свою актуальность ко дню сегодняшнему.