Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


јнглийский эмпиризм: Ѕэкон, √оббс, Ћокк




ЅЁ ќЌ ‘рэнсис (22 €нвар€ 1561, Ћондон Ч 9 апрел€ 1626, ’айгет), английский государственный де€тель и философ, родоначальник английского материализма. Ћорд-канцлер при короле якове I. ¬ трактате ЂЌовый органонї (1620) провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, предложил реформу научного метода Ч очищение разума от заблуждений (Ђидоловї, или Ђпризнаковї), обращение к опыту и обработка его посредством индукции, основа которой Ч эксперимент. јвтор утопии ЂЌова€ јтлантидаї.

∆изнь и творчество

ѕроисходил из семьи Ђновых двор€нї, в свое врем€ поддержавших английскую монархию в феодальных междоусобицах; его отец некоторое врем€ занимал должность лорда-хранител€ королевской печати. ¬ возрасте 12 лет Ѕэкон поступил в  ембриджский университет; в 23 года он уже был членом палаты общин английского парламента, где выступал противником королевы ≈лизаветы I по р€ду вопросов. ¬ 1597 опубликованы Ђќпыты, или наставлени€ нравственные и политическиеї, представл€ющие собой высокохудожественные эссе на различные темы Ч от морально-бытовых до политических. ¬ 1605 была опубликована на английском €зыке работа Ђќ достоинстве и приумножении наукї, представл€юща€ собой первую часть грандиозного плана Ѕэкона Ч Ђ¬еликого восстановлени€ наукї, предполагавшего 6 этапов. ѕри короле якове I, вступившем на престол в 1603, начинаетс€ политическое возвышение Ѕэкона: в 1612 он Ч генеральный прокурор, в 1617 Ч лорд-хранитель печати, в 1618 Ч лорд-канцлер. ¬ 1620 Ѕэкон публикует одно из лучших своих произведений Ч ЂЌовый ќрганонї. ¬ 1621 был обвинен во вз€точничестве и на несколько дней заключен в тюрьму; несмотр€ на последующее оправдание, Ѕэкон больше не возвращалс€ в политику. ѕоследние годы жизни занималс€ научным экспериментированием и умер в 1626, простудившись после проведенного опыта.

Ѕэкон был увлечен широкими проектами преобразовани€ науки. ѕо словам его личного врача, знаменитого ”. √арве€, Ђон философствовал как лорд-канцлерї; в социальной утопии ЂЌова€ јтлантидаї ему удалось предвосхитить план создани€ в 60-е годы 17 в. Ћондонского  оролевского общества. Ѕэкон первым приблизилс€ к пониманию науки как социального института. ќн раздел€л теорию двойственной истины, разграничивающую функции науки и религии; его позици€ по отношению к религии близка деизму.  рылатые высказывани€ Ѕэкона о науке и ее роли неоднократно избирались знаменитыми философами и учеными в качестве эпиграфов дл€ своих произведений.

 лассификаци€ наук

Ѕэконовска€ классификаци€ наук, представл€вша€ альтернативу аристотелевской, долгое врем€ признавалась основополагающей многими европейскими учеными и философами. –азделение всех наук на исторические, поэтические и философские определ€етс€ у Ѕэкона психологическим критерием. “ак, истори€ Ч это знание, опирающеес€ на пам€ть; она делитс€ на естественную историю, описывающую €влени€ природы (включа€ чудеса и всевозможные отклонени€), и гражданскую. ѕоэзи€ основана на воображении. ¬ основе философии Ч рассудок. ќна делитс€ на естественную философию, божественную философию (естественную теологию) и человеческую философию (изучающую мораль и общественные €влени€). ¬ естественной философии Ѕэкон выдел€ет теоретическую (исследование причин, причем предпочтение отдаетс€ материальным и действующим причинам перед формальными и целевыми), и практическую (Ђестественна€ маги€ї) части.  ак натурфилософ Ѕэкон симпатизировал атомистической традиции древних греков, однако полностью к ней не присоедин€лс€.

 ритическа€ часть системы

—чита€, что устранение заблуждений и предрассудков Ч отправна€ точка правильного философствовани€, Ѕэкон критически относилс€ к схоластике. √лавный недостаток аристотелевско-схоластической логики он усматривал в том, что она проходит мимо проблемы образовани€ пон€тий, составл€ющих посылки силлогистических умозаключений. Ѕэкон критиковал также ренессансную гуманистическую ученость, преклон€вшуюс€ перед античными авторитетами и подмен€вшую философию риторикой и филологией. Ќаконец, Ѕэкон боролс€ с так называемой Ђфантастической ученостьюї, опирающейс€ не на достоверный опыт, а на неподдающиес€ проверке рассказы о чудесах, отшельниках, мучениках и пр.

ќснову критической части философии Ѕэкона составл€ет учение о так называемых Ђидолахї, искажающих наши познани€. Ёто, во-первых, врожденные Ђидолы родаї. ¬ их основе субъективные свидетельства органов чувств и всевозможные заблуждени€ разума (пустое абстрагирование, поиск целей в природе и т. п.). ¬о-вторых, Ђидолы пещерыї, обусловленные зависимостью познани€ от индивидуальных особенностей, физических и душевных свойств, а также ограниченностью личного опыта людей. ¬-третьих, Ђидолы рынка, или площадиї, имеющие социальные истоки. Ѕэкон призывает не преувеличивать роль слов в ущерб фактам и сто€щим за словами пон€ти€м. ¬-четвертых, Ѕэкон предлагает искорен€ть Ђидолов театраї, в основе которых некритическое следование авторитетам.

»ндуктивна€ методологи€

Ѕэкон считал необходимым создать правильный метод, с помощью которого можно было бы постепенно восходить от единичных фактов к широким обобщени€м. ¬ древности все открыти€ делались лишь стихийно, тогда как правильный метод должен опиратьс€ на эксперименты (целенаправленно поставленные опыты), которые должны систематизироватьс€ в Ђестественной историиї. ¬ целом индукци€ выступает у Ѕэкона не только как один из видов логического вывода, но и как логика научного открыти€, методологи€ выработки пон€тий, основанных на опыте. Ѕэконовский индуктивизм получил развитие в 19 веке в работах ƒжона —тюарта ћилл€ и др. ¬ 20 в. трактовка индукции как логики открыти€ была подвергнута критике школой  . ѕоппера и др.

—вою методологию Ѕэкон понимал как определенное сочетание эмпиризма и рационализма, уподобл€€ ее образу действий пчелы, перерабатывающей собранный нектар, в отличие от муравь€ (плоский эмпиризм) или паука (оторванна€ от опыта схоластика). Ѕэкон различал опыты плодоносные, то есть сразу принос€щие определенные результаты, и опыты светоносные, практическа€ польза которых заметна не сразу, но которые в конечном итоге дают максимальный результат.

“ехнократическа€ школа

¬ ЂЌовой јтлантидеї (1623-24) рассказываетс€ о загадочной стране Ѕенсалем, которой руководит Ђ—оломонов домї, или Ђќбщество дл€ познани€ истинной природы всех вещейї, объедин€ющее главных мудрецов страны. ќт коммунистических и социалистических утопий утопи€ Ѕэкона отличаетс€ своим €рко выраженным технократическим характером: на острове царит культ научно-технических изобретений, которые выступают главной причиной преуспе€ни€ населени€. јтланты обладают агрессивным и предпринимательским духом, причем поощр€етс€ тайный вывоз сведений о достижени€х и секретах других стран членами Ђ—оломонова домаї. ЂЌова€ јтлантидаї осталась незаконченной.

√ќЅЅ— (Hobbes) “омас (1588-1679), английский философ. √еометри€ и механика дл€ √оббса Ч идеальные образцы научного мышлени€. ѕрирода Ч совокупность прот€женных тел, различающихс€ величиной, фигурой, положением и движением (перемещением). √осударство, которое √оббс уподобл€ет мифическому библейскому чудовищу Ћевиафану, Ч результат договора между людьми, положившего конец естественному состо€нию Ђвойны всех против всехї. ќсновные сочинени€: ЂЋевиафанї (1651), Ђќсновы философииї (1642-58).

√оббс (‘ома Hobbes) Ч знаменитый английский философ, род. в 1688 г. ќтец его, английский св€щенник, познакомил сына с древними писател€ми: 8-ми лет √. перевел Ђћедеюї ≈врипида латинскими стихами; 15-ти лет поступил в оксфордский университет, изучал схоластическую философию и научалс€ презирать јристотел€. ¬ качестве воспитател€ молодого  авендиша, впоследствии гр. ƒевонширского, путешествовал по ‘ранции и »талии. ѕо возвращении в јнглию сблизилс€ с Ѕаковом, политические взгл€ды которого, веро€тно, имели вли€ние на √. ¬ 1628 г. √. перевел ‘укидида, чтобы убедить своих сограждан в опасност€х демократии. —овершил еще два путешестви€ на материк, благодар€ которым познакомилс€ со многими выдающимис€ лицами, напр., с √алилеем, √ассенди, ћерсенном. ѕоследний побудил √. написать замечани€ о сочинени€х ƒекарта, вызвавшие весьма презрительное суждение ƒекарта о √.  огда началась борьба между  арлом I в парламентом, бо€зливый √. вновь уехал в ѕариж в оставалс€ около 13-ти лет на материке. ¬ 1642 г. √. издал, в ограниченном числе экземпл€ров, ЂDeciveї, вошедшую впоследствии в состав его ЂElementa philosophicaї. Ёта книга понравилась сыну  арла I (впоследствии  арлу II). √. сделалс€ его учителем математики и, по словам Ѕэрнета, имел пагубное вли€ние на будущего корол€. ¬ 1650 г. √. издал Ђ“рактат о человеческой природеї, а в 1651 г. Ч ЂЋевиафанї. ЂЋевиафанї повредил √. во многих отношени€х. –о€листы усмотрели в ЂЋевиафанеї оправдание узурпации  ромвел€; теологи негодовали на √. за его отзывы о религии. ¬озврат€сь в јнглию, √. сблизилс€ с  ромвелем, но политической роли не играл; он жил в обществе √арве€, —ельдена и др. и издал в 1665 г. ЂDe соrроrеї, в 1668 г. Ч ЂDe homineї. ѕо смерти  ромвел€, опаса€сь смут, √. снова бежал в ѕариж, но реставраци€ сделала возможным его возвращение.  арл II ничего не сделал дл€ своего учител€; в 1666 г. ЂЋевиафанї был запрещен. √. имели многих поклонников, но и многих врагов, напр. ¬аллиса, критиковавшего, как математические, так в политические учени€ √. ѕолемика с ¬аллисом в непри€тности теологического характера заставили √. покинуть Ћондон и поселитьс€ в деревне. ¬ 1668 г. он издал свои сочинени€; перед смертью он написал автобиографию латинскими стихами и перевел √омера. ”м. в 1679 г., на 91 году от роду, несмотр€ на то, что по€вилс€ на свет семимес€чным ребенком и всю жизнь был весьма слабого здоровь€. ѕолное собрание его сочинений, английских и латинских, издано в 1889 г. в Ћондон (ЂOpera philosophica latinaї и ЂEnglish Worksї).

‘илософи€ √. представл€ет собой весьма талантливо и последовательно проведенное механическое мировоззрение, со всеми его крайност€ми и со всей односторонностью. ‘илософию √. отождествл€ет с наукою вообще и видит в ней познание следствий из причин и причин из следствий, приобретенное путем умозаключений. ќн делит ее на логику, на Ђпервую философиюї (√. удерживает старый јристотелевский термин, разуме€ науку об общих иде€х, времени, пространстве причин etc.), на геометрию, физику и астрономию и на гражданскую философию, трактующую о человеке и государстве.

≈динственный предмет философии (в науке) Ч тела, ибо только тела существуют; вс€кое тело конечно и только конечное может быть познано. Ѕог непознаваем и не составл€ет предмета науки, а есть объект теологии, веры. “очно также не может быть предметом науки душа, ибо она не имеет реальности. ќрудием науки €вл€етс€ мышление, состо€щее в сравнении и различении, в сложении в вычитании. ћышление, таким образом, сводитс€ к вычислению, логика Ч к математике. “акое ограничение дл€ √. возможно и естественно, ибо всю реальность он свел к телам, а качества тел Ч к движени€м, рассмотрение которых вполне исчерпываетс€ математическим вычислением. Ёто основное воззрение √. вытекает из сенсуалистических посылок. ƒвижени€ вызывают во внешних органах впечатлени€, впечатлени€ вызывают движени€ внутри вас, благодар€ чему возникают идеи. ¬се наше познание состоит из идей. —в€зь идей становитс€ тем более прочной и воспроизведение их тем более легким, чем чаще они воспроизводились вместе. ќсновой ассоциации идеи служит физиологическа€ св€зь между следами движений. —равнение, соединение и разделение перерабатывает первоначальные идеи в другие более сложные и отвлеченные, подобно тому, как идеи последовательных чисел мы получаем из соединени€ идей отдельных единиц. —оедин€ть мы можем только те идеи, которые были получены де€тельностью внешних чувств; поэтому идей бестелесных предметов у нас быть не может. ¬се наши идеи касаютс€ лишь конечных предметов; иде€ же бесконечности обозначает или нашу неспособность положить предел увеличению количеств, или же просто неопределенность ограничени€. —равнение, соединение и разделение суть только виды одной в той же де€тельности; простые идеи, восприн€тые путем ощущений, не подвергаютс€ измерени€м, а рассматриваютс€ то р€дом, то в сли€нии, то раздельно. ¬есьма веро€тно, что это участие √. в теории познани€ и дальнейшее развитие его в учении о €зыке имело некоторое вли€ние на Ћокка и вообще на всю ассоциационную психологию англичан, не исключа€ и ƒжона —тюарта ћилл€, с которым, по-видимому, у √. мало общего. ѕод опытом √. разумеет знание единичных фактов, прошедших и насто€щих, дающее возможность некоторого предвидени€ будущего. ¬ол€, как и познание, возникает из впечатлений, производимых внешним миром на человека. Ёта впечатлени€ сопровождаютс€ не только теоретическими состо€ни€ми, но и чувством удовольстви€ и неудовольстви€. ”довольствие человек стремитс€ усилить, неудовольствие Ч ослабить. —амо по себе удовольствие есть ничто иное, как движение. происход€щее в сердце человека, как воспри€тие есть движение, происход€щее в голове человека. —тремление сохранить и усилить удовольствие переходит в расположение, подобно тому как противоположное стремление Ч в нерасположение. ¬ещи, вызывающие в нас удовольствие, мы считаем добром, противоположные злом. —тремлени€, прин€вшие форму расположени€, переход€т в действи€; нерасположение влечет за собой воздержание от действий. ƒействию предшествует обдумывание его; намерением называютс€ отдельные расположени€; сочетание их называетс€ выбором; результат выбора называетс€ волею, а вызываемое волею действие Ч произвольным действием. ¬ол€ обозначает только последнюю ступень в акте обдумывани€. —вободным мы называем то тело, которое не встречает внешних преп€тствий. ¬нутренние преп€тстви€ не имеют отношени€ к свободе. ¬се произвольные действи€ √. называет свободными, ибо они проистекают из внутренних стимулов и совершаютс€ без внешних преп€тствий. ќбычное учение о свободе воли несогласно, по мнению √., и с —в€щенным ѕисанием, и с законом причинности. –ассматрива€ действи€ человека, легко убедитьс€, что они все необходимы и, име€ в Ѕоге, как первопричине, достаточное основание, предвидимы им, т. е. необходимы. »так, в произвольных действи€х свобода и необходимость соединены в одно. ¬ыбор склон€етс€ всегда в сторону сильного расположени€, а объектом, склон€ющим наш выбор всегда €вл€етс€ величайшее представл€емое нами благо. јбсолютного блага не существует; то что дл€ нас есть благо, €вл€етс€ злом дл€ наших врагов. ѕрекрасное и полезное по существу не различаютс€ от блага. Ђѕредмет, поскольку его желают, называетс€ хорошим, при€тным, ежели его желают самого по себе, Ч полезным, ежели его Ђжелают ради какого-либо иного предметаї (ЂDe homineї, XI, І5).

–ассматрива€ человека с этической в политической точек зрени€, √оббс следует той же дедуктивной, математической методе, как и в физике. Ётика и политика тесно св€заны, ибо все этические пон€ти€ начинаютс€ лишь с перехода людей из состо€ни€ природы в состо€ние государства. ѕо природе все люди равны между собой. »з этого естественного состо€ни€ равенства всех людей должна возникнуть война всех против всех (bellum omnium contra omnes). Ћюди не по природе общительны, как учил јристотель, а стрем€тс€ лишь к властвованию одного над другими, что и ведет к войне. Ќо состо€ние войны есть состо€ние страха и опасности, из которого необходимо выйти; поэтому мир есть первое требование естественного закона, выражающего правило воздержани€ каждого отдельного лица от того, что ему вредно. ƒл€ достижени€ мира необходимо каждому лицу отказатьс€ от неограниченного его права на все. Ётот отказ может быть сделан или в форме отречени€, или же в форме перенесени€ прав одного лица на другое. ¬торым способом, т. е. перенесением прав всех на одно или несколько лиц, и создаетс€ государство. ¬се права без исключени€ переданы государству, которое €вл€етс€ неограниченным. ѕодчинение государственной власти Ч безусловное, ибо неповиновение государственной власти повело бы вновь к войне всех против всех. ѕеречислив права государства (охрана мира, цензура учений, установление законов, суд, объ€вление войны, установление администрации, награды), √. приписывает их верховной власти. √осударства бывают трех родов: демократи€, аристократи€ и монархи€. »з этих трех форм государства одна лишь монархи€ достигает своей цеди Ч безопасности граждан, и есть, таким образом, наилучша€. ќб€занность монарха Ч общественное благо (salus publica suprema lex). ƒл€ его охраны верховна€ власть обладает всемогуществом, поскольку оно доступно человеку, а отдельный гражданин по отношению к верховной власти €вл€етс€ вполне бесправным и ничтожным. ѕредставитель верховной власти, как источник законов, стоит выше их; он определ€ет пон€тие справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, моего и твоего. ќн ответственен только перед Ѕогом. Ћишь в том случае, когда верховна€ власть неспособна охран€ть мир против внутренних или внешних врагов, граждане не об€заны ей повиноватьс€. ¬ерховна€ власть определ€ет и религиозные догматы, и культ. ƒуховна€ и светска€ власть соединены в одном лице церковь и государство составл€ют неразрывное целое.

ћногое в политической истории √. казалось и кажетс€ несправедливым и отталкивающим; но нельз€ не признать последовательности проведени€ выставленного √. принципа, нельз€ не видеть в его теории зародышей многих важных мыслей, напр. отделение нравственности от теологии. ќ √. см. Ѕершадский, Ђќчерки истории философии праваї (—ѕб., 1892, стр. 169 Ч 207); „ичерин, Ђ»стори€ политических ученийї; —еребренников, Ђ”чение Ћокка о прирожденных началахї (—ѕб., 1892, стр. 139 Ч 188); Aubrey, ЂVie de Thomas Hobbesї; Lyon, ЂLa philosophie de Hobbesї (ѕар., 1893); Robertson, ЂHobbesї (Ёдинбург, 1886).

Ћќ   (Locke) ƒжон (1632-1704), английский философ, основатель либерализма. ¬ Ђќпыте о человеческом разуменииї (1689) разработал эмпирическую теорию познани€. ќтверга€ существование врожденных идей, утверждал: все человеческое знание проистекает из опыта. –азвил учение о первичных и вторичных качествах и теорию образовани€ общих идей (абстракций). —оциально-политическа€ концепци€ Ћокка опираетс€ на естественное право и теорию общественного договора. ¬ педагогике исходил из решающего вли€ни€ среды на воспитание. ќсновоположник ассоциативной психологии.

* * *

Ћќ   (Locke) ƒжон (29 августа 1632, –ингтон Ч 28 окт€бр€ 1704, ќтс), английский философ.

¬ехи жизни и творчества

ѕроисходил из семьи мелкого судейского чиновника. ѕолучил философское и медицинское образование в ќксфордском университете. ¬ 60-е годы занималс€ экспериментированием в лаборатории знаменитого химика –оберта Ѕойл€, позднее Ч воспитатель и врач в семье первого графа Ўефтсбери, одно врем€ занимавшего должность лорда-канцлера јнглии. ќпыт воспитательной де€тельности лег в основу педагогической теории Ћокка, изложенной впоследствии в трактате Ђћысли о воспитанииї (1693). ¬месте с Ўефтсбери он находилс€ в эмиграции во ‘ранции (где обсто€тельно познакомилс€ с картезианской философией) и в √олландии (где сблизилс€ с ¬ильгельмом ќранским, который в 1688 в результате Ђславной революцииї стал английским монархом). ¬ернувшись в 1689 на родину, Ћокк пользовалс€ большим почетом и занимал р€д государственных должностей, но основное врем€ удел€л философскому творчеству. ”мер в доме леди ћешем, дочери кембриджского платоника –алфа  едворта. ќсновное произведение Ч Ђќпыт о человеческом разуменииї Ч начал писать в 1671, опубликовал его лишь в 1689.  роме этого, им написаны Ђѕослание о веротерпимостиї (1689), Ђƒва трактата о правленииї (1690), Ђ–азумность христианстваї (1695) и др.

—оциально-политические воззрени€

Ћокк считаетс€ отцом западного либерализма, теоретиком конституционной монархии и разделени€ властей на законодательную, исполнительную (включа€ судебную) и федеративную (внешних сношений), которые наход€тс€ в состо€нии динамического равновеси€ в правильно устроенном государстве. ¬ отличие от “омаса √оббса, трактовавшего Ђестественное состо€ниеї общества как Ђвойну всех против всехї, Ћокк считал таковым состо€ние свободы и равенства людей, живущих своим трудом. ќднако он полагал, что главное естественное право людей Ч право на собственность Ч должно быть закреплено с помощью разумных законов, дабы исключить возникновение конфликтов. ƒл€ этого, согласно Ћокку, путем общественного договора создаетс€ политическое общество, формирующее правительство, ответственное перед народом. Ћокк был решительным противником теорий божественного происхождени€ королевской власти. Ёлементы его политической философии легли в основу идеологии и практики американской и ¬еликой французской революций.

»стоки и содержание познани€

Ћокк отвергает теорию врожденных идей, в частности факты истории и географии, учение врожденности фундаментальных принципов морали и религии (включа€ идею Ѕога). Ћокк показывает, что всеобщего согласи€ людей по поводу Ђпервых принциповї (даже основных законов логики) никогда не бывает, самоочевидность же некоторых истин (например, истин арифметики) еще не свидетельствует об их врожденности.

¬ основе вс€кого знани€, по Ћокку, лежат два вида чувственного опыта: внешний и внутренний. ¬нешние предметы, воздейству€ на органы чувств, порождают Ђпростые идеиї; душа при этом пассивна, это Ђчиста€ доскаї, на которой опыт пишет свои письмена в виде ощущений или чувственных образов вещей и их качеств. ¬нутренний же опыт основан на рефлексии над собственной де€тельностью души. ƒопущение рефлексии в качестве особого источника познани€ рассматривалось некоторыми продолжател€ми Ћокка в 18 в. (например, Ё.  ондиль€ком) как главна€ непоследовательность его сенсуалистической теории.

¬след за –. Ѕойлем Ћокк развивает теорию первичных и вторичных качеств. ѕод Ђкачествомї он понимает силу (или способность) предмета вызывать в уме свою идею. ѕервичные качества Ч плотность, прот€женность, форма, движение, покой, объем, число Ч это Ђреальные сущностиї, объективно присущие вещам свойства; они изучаютс€ точными науками. ¬торичные качества Ч цвета, вкусы, запахи, звуки, температурные качества Ч это Ђноминальные сущностиї; вызываемые ими идеи не имеют пр€мого сходства с телами. Ёти качества завис€т от первичных и реализуютс€ при наличии р€да условий (например, дл€ воспри€ти€ цвета некоторого предмета необходимы сам этот предмет с определенными первичными качествами, достаточна€ освещенность помещени€ и нормальное функционирование зрительного аппарата человека).

”сложнение опыта. –оль €зыка и проблема субстанции

ѕосредством ассоциаций Ђпростые идеиї внутреннего и внешнего опыта сочетаютс€ в сложные. “ак возникают три типа сложных идей: идеи субстанций, модусов и отношений (временных, причинных, тождества и различи€). ѕри образовании сложных идей душа, согласно Ћокку, активна. Ћюба€ Ђопределенна€ї иде€ должна быть св€зана со знаком. —лова Ч это чувственные знаки идей, необходимые дл€ общени€ и передачи мыслей; в философии €зыка Ћокка идеи функционируют как значени€ слов. Ѕудучи умеренным номиналистом, он считал, что общие термины (пон€ти€) Ч это знаки общих идей, Ђу которых отделены обсто€тельства места и времениї. Ћокковска€ теори€ образовани€ абстракций получила название Ђтрадиционнойї и в дальнейшем неоднократно критиковалась.

Ћокк одним из первых ученых в западноевропейской философии поставил проблему личного тождества, различа€ при этом Ђтождество человекаї (тождество непрерывно смен€ющихс€ частиц, соедин€ющихс€ с одним и тем же организмом) и Ђтождество личностиї как разумного существа, наделенного самосознанием (последнее сближаетс€ у Ћокка с пам€тью); в этом смысле личность может сохран€тьс€ и при перемене телесной субстанции.

¬иды знани€ и степени достоверности

Ћокк различал три вида знани€ по степени их достоверности: чувственное познание отдельных вещей; демонстративное (доказательное), т. е. знание соответстви€ или несоответстви€ идей друг другу, достигаемое опосредствованным путем (т. е. путем рассуждений, в т. ч. и силлогистических умозаключений); интуитивное, наиболее достоверное знание Ч непосредственное воспри€тие умом соответстви€ или несоответстви€ нескольких идей. “рактовка интуиции, однако, носит у Ћокка упрощенный характер; ее результатом оказываютс€ тривиальные суждени€ типа Ђбелое не есть черноеї, Ђтри больше двухї, Ђцелое больше частиї и т. п.

‘илософи€ Ћокка оказала сильное воздействие на все последующее развитие англосаксонской философской традиции (включа€ развитие аналитической философии в 20 в.), на становление идей западноевропейского ѕросвещени€, в частности, деизма.






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3007 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—воим успехом € об€зана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © ‘лоренс Ќайтингейл
==> читать все изречени€...

459 - | 427 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.031 с.