МОНТЕСКЬЕ (Montesquieu) Шарль Луи (1689-1755), французский просветитель, правовед, философ. Выступал против абсолютизма. Стремился вскрыть причины возникновения того или иного государственного строя, анализировал различные формы государства и формы правления. Средством обеспечения законности считал принцип разделения властей. Основные сочинения: «Персидские письма» (1721), «О Духе законов» (1748).
* * *
МОНТЕСКЬЕ (Montesquieu) Шарль Луи Секонда, барон де Ла Бред (18 января 1689, замок Ла Бред близ Бордо — 10 февраля 1755, Париж), французский мыслитель эпохи Просвещения, правовед; его теория «разделения властей» оказала большое влияние на развитие конституционной мысли 18-20 вв.
Семья. Карьера
Монтескье происходил из аристократического рода, жившего в Бордо с начала 15 в. Его отец Жан де Секонда, будучи младшим сыном в семье, не наследовал родовых земель, но мать, урожденная Франсуаза де Пенель, принесла мужу в приданое замок Ла Бред. Шарль-Луи был вторым из шестерых детей. Первоначальное образование он получил в ораторианском коллеже в Жюйи (1700-05), затем, вернувшись в Бордо, изучал право. В 1708 стал адвокатом, в 1714 — советником парламента Бордо, а два года спустя унаследовал от своего бездетного дяди барона де Монтескье вместе с титулом и именем должность президента бордоского парламента (до 1789 парламентами во Франции назывались высшие судебные инстанции). После смерти отца он стал хозяином Ла Бреда. В 1715 женился на Жанне де Латирг, в браке с которой имел троих детей.
Характер. Интересы
«Типичный гасконец», Монтескье сочетал в себе независимость, самолюбие, любознательность, расчетливость. Уделял много времени благоустройству своего замка, любил работать на виноградниках, которые были главным источником дохода. Парламентские обязанности занимали его скорее по фамильной обязанности, чем по личной склонности: судейское крючкотворство наводило на него скуку. Службу в парламенте он сочетал с занятиями наукой. В 1716 Монтескье был избран членом Академии Бордо и написал массу докладов и речей по самым разным разделам естественных наук — «О причинах эха», «О назначении почечных желез», «О морских приливах и отливах» и т. д.
«Персидские письма»
В 1721 Монтескье анонимно опубликовал книгу, которая стала литературной сенсацией. Цензурный запрет лишь способствовал ее популярности, а имя автора приобрело европейскую известность. В уста героев «Персидских писем» — Узбека и Рики — Монтескье вложил смелую критику политической жизни Франции. Книга содержала саркастические оценки личности Людовика XIV, рисовала неприглядную картину придворных нравов. Возмущение автора вызывал фанатизм католической церкви, преследовавшей инакомыслие.
Париж
Шумная литературная слава привлекла Монтескье в столицу. С трудом сложив с себя судейские обязанности и полномочия президента Академии Бордо, он в 1726 перебрался в Париж, периодически наезжая к семье в Бордо и Ла Бред. Он любил столичные салоны за изысканную светскость и ненавидел Версаль за чопорность. В 1728 стал членом Французской Академии, а позднее был избран в Лондонскую и Берлинскую Академии. Из-под его пера выходили как «литературные безделушки», так и сочинения на политико-правовые темы: «Размышления о богатствах Испании»» (1724), «Размышления о причинах величия и падения римлян» (1734) и др.; постепенно созревал замысел обширного трактата по вопросам права.
Путешествия
В 1728-31 Монтескье предпринял длительное путешествие по странам Европы — Австрии, Венгрии, Италии, Швейцарии, Голландии и Англии. Он внимательно изучал законы и обычаи каждой страны, особенности ее географии и климата, темперамент и нравы населения. Полтора года он провел в Англии. Британские государственные институты произвели на него сильнейшее впечатление, а деятельность парламента породила уважение к конституционному правлению.
«О Духе законов»
В конце 1748 в Женеве анонимно вышел первый небольшой тираж книги «О Духе законов». И хотя она попала в список запрещенных, в самое короткое время книга разошлась по парижским салонам. Вскоре последовало множество переизданий — не менее 12 за два года, а по словам самого Монтескье — 22. Книга имела успех даже в официальных кругах: сам дофин, сын и наследник Людовика XV, проявил к ней интерес. В течение десятка лет вокруг «Духа законов» шла оживленнейшая полемика.
Книга поразила современников своим стилем: в отличие от авторов тяжеловесных и догматичных трактатов по вопросам права, Монтескье не предлагал никаких готовых схем. Его сочинение приглашало читателя на живописные и «экзотические» прогулки по странам и эпохам, которые позволяли увидеть все разнообразие человеческих обычаев и общественных установлений. Прослеживая зависимость политического устройства от особенностей государства, его размеров, населенности, климата, географической среды, от религии, исповедуемой народом, и его нравов, Монтескье привнес в науку о праве и в гуманитарное знание вообще естественно-научный метод, выступив, в частности, основателем географической школы в социологии.
Важное место в книге занимала теория форм власти. Предлагая читателям трехчастную схему — «республика-монархия-деспотия», автор не брал на себя роль апологета или судьи. Разъясняя особенности каждого вида правления, Монтескье иллюстрировал их яркими примерами из истории. Поэтому каждое поколение читателей истолковывало «Дух законов» по-своему. Французские парламенты нашли в книге обоснование абсолютной власти короля «посредствующими властями» — привилегированными сословиями, многих привлекла нарисованная Монтескье картина «английской конституции», изложенная им локковская теория «разделения властей» (законодательной, исполнительной и судебной). Наконец, высокая оценка демократии способствовала развитию республиканских идей во Франции и за ее пределами. Осуждение деспотизма, утверждение принципа гражданской и личной свободы, призыв к веротерпимости, политической умеренности, постепенности в проведении любых преобразований определяют историческое значение «Духа законов» в формировании современной политической культуры.
Последние годы. Смерть
Последние годы Монтескье провел, совершенствуя текст «Духа законов» и «Персидских писем». К концу его жизни полемика вокруг них почти угасла. В 1753 он написал свое последнее произведение «Опыт о вкусе», опубликованное (в 1757) в 7 томе «Энциклопедии». Умер от воспаления легких и погребен в церкви Сен-Сюльпис (могила не сохранилась). Похороны были на редкость скромными: лишь Дидро сопровождал его гроб.
ВОЛЬТЕР (Voltaire) (наст. имя Мари Франсуа Аруэ, Arouet) (1694-1778), французский писатель и философ-просветитель, деист, иностранный почетный член Петербургской АН (1746). Лирика молодого Вольтера проникнута эпикурейскими мотивами, содержит выпады против абсолютизма. Зрелая проза разнообразна по темам и жанрам: философские повести «Макромегас» (1752), «Кандид, или Оптимизм» (1759), «Простодушный» (1767), трагедии в стиле классицизма «Брут» (1731), «Танкред» (издана в 1761), сатирические поэмы («Орлеанская девственница», 1735, издана в 1755), публицистика, исторические сочинения. Деятельность Вольтера связана с борьбой против религиозной нетерпимости и мракобесия, критикой феодально-абсолютистской системы: «Философские письма» (1733), «Философский словарь» (1764-69). Сыграл значительную роль в развитии мировой, в т. ч. русской, философской мысли, в идейной подготовке Французской революции кон. 18 в. С именем Вольтера связано распространение в России т. н. вольтерьянства (дух свободомыслия, пафос ниспровержения авторитетов, ирония).
* * *
ВОЛЬТЕР (Voltaire) (наст. имя Франсуа Мари Аруэ, Arouet) (21 ноября 1694, Париж — 30 мая 1778, там же), французский мыслитель, писатель и публицист эпохи Просвещения. Его творчество, подрывавшее авторитет абсолютной монархии и феодально-клерикального мировоззрения, сыграло большую роль в подготовке умов к Великой Французской революции. Оно способствовало также формированию нового типа личности, активной, предприимчивой, принимающей на себя ответственность за свою судьбу и сознательно стремящейся к собственному и общественному благосостоянию.
Семья
Мать Вольтера, Мари Маргерит Домар, была дочерью секретаря уголовного суда, а отец, Франсуа Аруэ, — нотариусом и сборщиком налогов. Сам Вольтер не любил этого человека и его ремесло, а позднее (1744) предпочел объявить себя незаконным отпрыском некоего шевалье де Рошбрюна, нищего мушкетера и поэта, чем оставаться сыном преуспевающего буржуа.
Начало литературной карьеры
После нескольких лет учебы в парижском иезуитском коллеже Людовика Великого (1704-11) юный Аруэ по настоянию отца занялся изучением права. Вскоре он восстал против родительской воли и без сожаления променял юриспруденцию на лавры дерзкого стихотворца и радости светской жизни. В мае 1717 за составление сатиры на регента Франции герцога Орлеанского начинающий сочинитель попал в Бастилию, однако год тюремного заключения не охладил пробудившегося литературного пыла. Уже в 1718 была поставлена его первая значительная пьеса «Эдип», благосклонно принятая публикой. В том же году ее автор впервые выступил под псевдонимом «де Вольтер». Крупная эпическая поэма «Генриада», первоначально названная «Лига» (1723), упрочила его репутацию искусного рассказчика и вместе с тем борца за идею. Посвященная эпохе Религиозных войн 16 в. и ее главному герою королю Генриху IV, поэма осуждала религиозный фанатизм королей-деспотов и прославляла монарха, сделавшего веротерпимость лозунгом своего правления.
Пребывание в Англии. «Философские письма»
В начале 1726 произошла стычка Вольтера с шевалье де Роганом, позволившим себе публично насмехаться над его попыткой скрыть под псевдонимом свое недворянское происхождение. Дерзский ответ («Сударь, мое имя ждет слава, а ваше — забвение!») дорого обошелся Вольтеру: перенесенные от лакеев де Рогана побои и последующие унижения дали ему почувствовать на собственном опыте, что такое социальная несправедливость. Вооружившись пистолетами, он пытался отомстить обидчику, но был арестован, брошен в Бастилию, а в конце 1726 вынужден покинуть Париж. Более чем двухлетнее пребывание в Англии укрепило его приверженность к веротерпимости и политической свободе. Свои либеральные взгляды Вольтер изложил в знаменитых «Философских письмах», вышедших в 1733 на английском, а в 1734 на французском языках. «Письма» идеализировали английские порядки и в самом мрачном свете рисовали состояние общественных институтов Франции. В 1734, уже после возвращения Вольтера на родину, книга была сожжена по приговору Парижского парламента, а над автором нависла угроза ареста.
Сирейский период
Решив не искушать судьбу, Вольтер тогда же, в 1734, удалился в Сирей, расположенный в Шампани замок своей возлюбленной маркизы дю Шатле. Одна из образованнейших женщин того времени, она разделяла увлечение Вольтера метафизикой, естественными науками, а также интерес к Библии. Отчеты о результатах совместных лабораторных опытов они отправляли в Париж, в Королевскую Академию наук. Десять лет, проведенных в Сирее, оказались весьма плодотворными для Вольтера: он создал там трагедии «Альзира» (1736) и «Магомет» (1742), «Трактат о метафизике» (1734) и «Основы философии Ньютона» (1738), написал большую часть исторического труда «Век Людовика XIV» (1751). Приобретенные в Сирее познания укрепили Вольтера в неприятии традиционной христианской картины мира, усилили критическую направленность его ума, стимулировали дальнейшие поиски рационального объяснения природных и социальных явлений.
Воинственный скепсис сирейского периода проявился в работе Вольтера над эпической поэмой «Орлеанская девственница», первая половина которой была завершена к 1735. Поэма в течение долгого времени распространялась в списках, ее первое пиратское издание появилось лишь в 1755, а официальная публикация состоялась только в 1762 в Женеве. Вольтер не побоялся использовать дорогую сердцам французов историюЖанны д'Арк для нового разоблачения религиозных предрассудков. Он избрал для этой цели самое мощное орудие — иронию. Стремясь опровергнуть мнение хронистов о том, что Жанна была послана Богом, их повествования о ее видениях и чудесах, Вольтер изобразил эти стороны предания в смешном виде. Досталось и пресловутой девственности Жанны, ибо Вольтеру претила сама мысль, будто именно эта добродетель героини стала залогом спасения Франции. Подлинную причину ее успеха он видел в том, что Жанна уверовала в собственные силы, и свою уверенность сумела передать королю и армии. Трагическая смерть Орлеанской девы побуждает Вольтера отбросить иронию; на смену ей приходит гнев, который обрушивается на головы палачей Жанны — отцов-инквизиторов.
Вольтер-придворный
В 1744 началась краткая и неудачная карьера Вольтера-царедворца. Литературная известность и влиятельные покровители обеспечили ему место придворного историографа Франции (1745). В 1746 состоялось его избрание во Французскую Академию, однако ему так и не удалось снискать расположение короля, несмотря на все заискивания писателя.
Холодность Людовика XV, разочарование в версальском дворе, смерть маркизы Дю Шатле (1749) склоняли Вольтера принять приглашение Фридриха II, ко двору которого он явился в 1750. Дружеская переписка Вольтера с Фридрихом началась еще в 1736 с восторженного письма молодого кронпринца. В последующее десятилетие они несколько раз встречались. Полагаясь на испытанную годами привязанность и щедрость «короля-философа», Вольтер рассчитывал прижиться в Пруссии. Но вблизи ему открылись во Фридрихе не только острый ум, но и двуличие и деспотизм, что и стало причиной отъезда Вольтера в 1753 из Пруссии.
Вольтер и «Энциклопедия»
В декабре 1754 Вольтер прибыл в Швейцарию, где ему предстояло провести большую часть оставшейся жизни. В окрестностях Женевы он купил небольшое имение, названное им «Делис» («Отрада»). Здесь Вольтер начал сотрудничать в «Энциклопедии» Дидро и Д'Аламбера. Первые его статьи появились в 1755 в 5-м томе: «Дух», «Красноречие», «Изящество». Уже к 1756 из-под его пера вышла дюжина энциклопедических статей, отличавшихся большой смелостью. Так, в статье «История» (1756) он выразил сомнение в достоверности многих исторических сказаний, в т. ч. преданий о чудесах, а в статье «Идол, идолопоклонник, идолопоклонство», написанной в 1757, а вышедшей только в 1765 в 8-м томе «Энциклопедии», утверждал, что христиане в сущности ничуть не меньше идолопоклонники, чем язычники. Именно Вольтер поддержал Д'Аламбера в его намерении опубликовать знаменитую статью «Женева» (1757, 7-й т.). Похвалы республиканскому строю и вольнолюбивым женевцам звучали в ней как критика французской действительности. Кальвинистские пасторы Женевы были представлены почти как деисты, что далеко не соответствовало истине, однако расправа Кальвина над Серветом была уподоблена ужасной Варфоломеевской ночи. Решительный протест самих пасторов и Женевского университета поставил швейцарских друзей «Энциклопедии» в затруднительное положение, они признали статью неудачной.
Фернейский период
После всего случившегося Вольтер решил обезопасить себя от ярости духовенства Женевы. В конце 1758 он арендовал поместье Турней, а в начале 1759 приобрел еще и поместье Ферней, расположенные по обе стороны границы Женевского кантона с Францией. Ферней стал его «удельным княжеством», которым он правил как просвещенный государь. Наконец-то Вольтер мог позволить себе роскошный образ жизни. Состояние его пополнялось из разных источников: пенсионы от знатных особ, наследство отца, гонорары за издание и переиздание сочинений, поступления от продажи принадлежавших ему должностей и от финансовых спекуляций. В 1776 годовой доход Вольтера составил двести тысяч ливров, что превращало фернейского патриарха в одного из богатейших людей Франции.
Ферней стал тем местом, где в течение 20 лет разворачивалась просветительская деятельность Вольтера. Здесь он принимал гостей со всей Европы. Паломничество в Ферней стало чуть ли не обязательным для всякого просвещенного путешественника. Отсюда Вольтер вел обширнейшую переписку. К числу его корреспондентов принадлежали прусский король Фридрих II, российская императрица Екатерина II, польский король Станислав Август Понятовский, шведский король Густав III, датский король Христиан VII. В свои 65 лет и далее он продолжал отправлять сотни писем, выпускать множество литературных, публицистических, философских и исторических сочинений, одним из которых является «История Российской империи при Петре Великом» (1759-63). Написанная по заказу русского правительства, «История» прославляла царя-реформатора, резко порвавшего с варварством. Среди прочих плодов фернейского периода — философские повести «Кандид» (1759) и «Простодушный» (1767), «Трактат о веротерпимости» (1763), «Опыт о всеобщей истории и нравах и духе народа» (1756-69), «Карманный философский словарь» (1764), «Вопросы об «Энциклопедии» (1770-72).
Наибольшую известность на протяжении 1760-70-х гг. принесло Вольтеру его участие в защите доброго имени таких жертв религиозных и политических преследований, как Калас, Сирвен, шевалье де Ла Барр, граф де Лалли. Призыв Вольтера: «Раздавите гадину!», впервые прозвучавший в письме к д'Аламберу в октябре 1760, был направлен против всесильной католической церкви. Впрочем, не менее знаменита и другая его крылатая фраза, относящаяся к 1769: «Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать». Он отнюдь не призывал вовсе отказаться от религии — она по-прежнему должна была оставаться уздой для народа.
Возвращение в Париж. Смерть
На склоне лет, когда Вольтеру исполнилось 83 года, он решил еще раз, может быть последний, повидать Париж. 10 февраля 1778 патриарх французского Просвещения прибыл в столицу Франции, где его ждала восторженная встреча. Он четырежды побывал на заседаниях Французской Академии, посмотрел постановку своей пьесы «Ирена» (1776) в «Комеди Франсез» и даже вступил в масонскую ложу Девяти Сестер. Спустя три месяца он скончался.
Даже смертью своей Вольтер нанес удар по католицизму. Деизм мыслителя был широко известен. Бог Вольтера, создавший Вселенную, но не имевший никакого отношения ни к чудесам, ни к таинствам, отличался от Бога правоверных католиков. Однако Вольтер не желал, чтобы его тело, тело еретика, выбросили на свалку, и формально исповедовался перед смертью. Парижский архиепископ Кристоф де Бомон счел сие недостаточным и отказал останкам Вольтера в христианском погребении. Они были тайно вывезены из Парижа и захоронены в Шампани. Такое обращение с гордостью Франции подрывало авторитет церкви и вызвало справедливое негодование. Вольтеру предстояло еще раз триумфально вернуться в Париж в 1791 и обрести покой в национальной усыпальнице выдающихся людей — Пантеоне.
ДИДРО (Diderot) Дени (1713-84), французский философ-просветитель, писатель, иностранный почетный член Петербургской АН (1773). Основатель и редактор «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (тома 1-35, 1751-80). В философских произведениях — «Письмо о слепых в назидание зрячим» (1749), «Мысли об объяснении природы» (1754), «Сон Д'Аламбера» (1769, издание 1830), «Философские принципы материи и движения» (1770, издание 1798), будучи сторонником просвещенной монархии, выступал с непримиримой критикой абсолютизма, христианской религии и церкви, отстаивал (опираясь на сенсуализм) материалистические идеи. Литературные сочинения написаны в основном в традициях реалистически-бытового романа Просвещения (проникнутый народным жизнелюбием и житейской мудростью роман «Жак-фаталист», 1773, издание 1796; антиклерикальный роман «Монахиня», 1760, издание 1796; остроумие, диалектическая, не без циничного оттенка, игра ума — в романе «Племянник Рамо», 1762-79, издание 1823). Труды о народном образовании.
* * *
ДИДРО (Diderot) Дени (5 октября 1713, Лангр — 31 июля 1784, Париж), французский философ и писатель, теоретик искусства и художественный критик, вдохновитель и редактор знаменитой «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел».
Юность. Годы учения
Мать Дидро, урожденная Анжелика Виньерон, была дочерью кожевника (и сестрой каноника), а отец — Дидье Дидро — ножовщиком. По желанию семьи юный Дени готовил себя к духовной карьере, в 1723-28 учился в лангрском иезуитском коллеже, а в 1726 стал аббатом. В этот период он был религиозен, часто постился и носил власяницу. В 1728 или 1729 Дидро прибыл в Париж для завершения образования. По некоторым свидетельствам, он учился там в янсенистском коллеже д'Аркур, по другим — в иезуитском коллеже Людовика Великого. Предполагают также, что Дидро посещал оба этих учебных заведения и что именно взаимные нападки иезуитов и янсенистов отвратили его от избранной стези. В 1732 он получил магистерскую степень на факультете искусств Парижского университета, подумывал сделаться адвокатом, но предпочел свободный образ жизни.
Брак. Начало творческой деятельности
В 1743 Дидро женился на Анне-Туаннете Шампьон, содержавшей вместе с матерью полотняную лавку. Брак не мешал ему увлекаться другими женщинами. Наиболее глубокое чувство он испытал к Софи Воллан, с которой познакомился в середине 1750-х годов; привязанность к ней он сохранил до самой смерти. Первое время после женитьбы Дидро зарабатывал переводами. В 1743-48 он перевел с английского «Историю Греции» Т. Стениана, «Опыт о достоинстве и добродетели» Э. Э. К. Шефтсбери, «Медицинский словарь» Р. Джеймса. Тогда же были написаны первые его работы, свидетельствовавшие не столько о зрелости, сколько о смелости начинающего автора: «Философские мысли» (1746), «Аллеи, или прогулка скептика» (1747, опубликована), «Нескромные сокровища» (1748), «Письма о слепых в назидание зрячим» (1749). Судя по ним к 1749 Дидро уже был деистом, а затем убежденным атеистом и материалистом. Вольнодумные сочинения Дидро послужили причиной его ареста и заключения в Венсеннский замок (июль — октябрь 1749).
Дидро и энциклопедия
В начале 1740-х у парижского издателя А. Ф. Ле Бретона появилась идея перевести на французский язык «Энциклопедию, или Всеобщий словарь ремесел и наук» англичанина Э. Чемберса. Ле Бретон и его компаньоны (А. К. Бриассон, М. А. Давид и Дюран) после неудачного опыта с первым главным редактором — аббатом Ж. П. Де Гуа де Мальвом — решились в 1747 доверить свое начинание Дидро и Д'Аламберу. Неизвестно, кому в точности — Дидро, Д'Аламберу или аббату де Гуа — принадлежала идея отказаться от публикации слегка измененной версии английского словаря и подготовить самостоятельное издание. Но именно Дидро придал «Энциклопедии» тот размах и полемический запал, который сделал ее манифестом эпохи Просвещения.
На протяжении последующих 25 лет Дидро оставался во главе разросшейся до 28 томов (17 томов статей и 11 томов иллюстраций) «Энциклопедии», которую ему удалось провести через все рифы. А их было не мало: и уже упомянутое тюремное заключение в 1749, и приостановка публикации в 1752, и кризис в 1757-59, приведший к уходу Д'Аламбера и временному запрету издания, и фактическая цензура последних 10 томов Ле Бретоном. В 1772 первое издание «Энциклопедии» было в основном завершено; в ней сотрудничали, помимо Дидро (он написал ок. 6000 статей) и Д'Аламбера, такие гении Просвещения, как Руссо, Вольтер, Монтескье, Гольбах. Кроме того, статьи по конкретным разделам писали мастера и знатоки своего дела: скульптор Э. М. Фальконе, архитектор Ж. Ф. Блондель, грамматики Н. Бозе и С. Ш. Дю Марсе, гравер и рисовальщик Ж. Б. Папийон, естествоиспытатели Л. Добантон и Н. Демаре, экономист Ф. Кенэ. Итогом явился универсальный свод современных знаний. При этом в статьях на политические темы ни одной из форм правления не отдавалось предпочтения, похвалы Женевской республике сопровождались оговоркой о том, что такая организация власти подходит лишь стране с небольшой территорией. Одни статьи (точнее, их авторы) поддерживали ограниченную монархию, другие — абсолютную, видя в ней гаранта всеобщего благоденствия. За подданными признавалось право сопротивляться деспотам, а королям вменялось в обязанность подчиняться закону, отстаивать веротерпимость и помогать бедным. Критикуя образ жизни вельмож, «Энциклопедия» признавала,однако, необходимость социальной иерархии в обществе (статья «Роскошь» Ж. Ф. де Сен-Ламбера). Буржуа критиковались за жадность и тягу к приобретению должностей, а откупщики и финансисты признавались паразитической частью третьего сословия. Желая содействовать облегчению участи простого народа, энциклопедисты не призывали, однако, к установлению демократии во Франции; они обращались именно к правительству, когда говорили о необходимости справедливого налогообложения, реформы образования, борьбы с нищетой.
Дидро-философ
В 1751 Дидро опубликовал «Письмо о глухих и немых в назидание тем, кто слышит» рассматривая в нем проблему познания в контексте символики жестов и слов. В «Мыслях об объяснении природы» (1753), созданных по образу и подобию «Нового Органона» Ф. Бэкона, Дидро с позиций сенсуализма полемизировал с рационалистической философией Декарта, Мальбранша и Лейбница, в частности с теорией врожденных идей, видя в накопленных к концу 18 в. научных знаниях (открытия Бернулли, Эйлеров, Мопертюи, Д'Аламбера, Бюффона и др.), основу нового, опытного истолкования природы.
Дидро — литератор и художественный критик
В 50-е годы Дидро опубликовал две пьесы — «Побочный сын или Испытания добродетели» (1757) и «Отец семейства» (1758). Отказавшись в них от нормативной поэтики классицизма, он стремился реализовать принципы новой («мещанской») драмы изображающей конфликты между людьми третьего сословия в обыденной житейской обстановке. Главные художественные произведения Дидро — повесть «Монахиня» (1760, изд. 1796), роман-диалог «Племянник Рамо» (1762-1779, издан Гете на нем. яз. в 1805, на франц. яз. вышел в 1823), роман «Жак-фаталист и его хозяин» (1773, изд. на нем. яз. в 1792, на франц. яз. в 1796) — остались неизвестными многим его современникам. Несмотря на разницу жанров, их объединяют рассудочность, реализм, ясный прозрачный стиль, чувство юмора, а также отсутствие словесных украшений. В них нашли выражение неприятие Дидро религии и церкви, трагическое осознание силы зла, а также приверженность гуманистическим идеалам, высоким представлениям о человеческом долге.
Провозглашенные Дидро философские и эстетические принципы проявляются и в его отношении к изобразительному искусству. Обзоры парижских Салонов Дидро помещал с 1759 по 1781 в «Литературной корреспонденции» своего друга Ф. М. Гримма, рукописной газете, рассылавшейся по подписке просвещенным европейским монархам и владетельным князьям. «Салоны» Дидро также не были напечатаны при его жизни; они выходили постепенно в 1795-1857 и лишь в 1875-77 были впервые собраны воедино в собрании его сочинений.
Дидро и Россия
Екатерина II, едва вступив на престол, предложила Дидро перенести в Россию издание «Энциклопедии», испытывавшее немалые трудности во Франции. За жестом императрицы скрывалось не только желание упрочить свою репутацию, но и стремление удовлетворить интерес российского общества к «Энциклопедии». В России вышли на протяжении 18 в. 25 сборников переводов из «Энциклопедии».
Отклонив предложение Екатерины II, Дидро не лишился ее благосклонности. В 1765 она приобрела его библиотеку, выплатив ему 50 тыс. ливров и предоставив право пожизненного хранения книг в своем доме в качестве личного библиотекаря императрицы.
В 1773 Дидро по приглашению Екатерины II посетил Россию. Он прожил в Петербурге с октября 1773 по март 1774, был избран иностранным почетным членом Петербургской Академии наук (1773). По возвращении написал ряд сочинений, посвященных перспективам приобщения России к европейской цивилизации. Скептические высказывания в его «Замечаниях» на наказ Екатерины II (целиком изданы в 1921) вызвали ярость Екатерины (рукопись была доставлена в Петербург уже после смерти философа).
ГОЛЬБАХ (Holbach) Поль Анри (1723-89), французский философ, иностранный почетный член Петербургской АН (1780). Активно сотрудничал в «Энциклопедии» Д. Дидро и Ж. Д'Аламбера. Крупнейший систематизатор взглядов французских материалистов 18 в. В объяснении общественных явлений отстаивал материалистическое положение о формирующей роли среды по отношению к личности. Опираясь на метафизическое представление о природе человека, сводил социальное к индивидуальному, придерживался теории общественного договора. Идеи Гольбаха повлияли на утопический социализм 19 в. Главное сочинение: «Система природы» (1770). Автор остроумных атеистических произведений.
* * *
ГОЛЬБАХ (Holbach) Поль Анри (наст. имя Пауль Генрих Дитрих) (8 декабря 1723, Эдесхейм, Пфальц, ныне Германия – 21 июня 1789, Париж), французский философ, энциклопедист.
Биография неистового атеиста
Родился в семье мелкого торговца. Его мать умерла рано, отец не играл в воспитании мальчика заметной роли. С 1735 воспитывался в Париже в семье дяди, заслужившего на военной службе французскому королю титул барона и солидное состояние. В 1744 поступил в Лейденский университет в Голландии. Отличавшийся огромной работоспособностью, любознательностью и вдумчивостью молодой Гольбах погрузился в изучение естествознания и философии, овладел, помимо немецкого и французского, английским, итальянским, латинским, древнегреческим и древнееврейским языками.
В 1749 после завершения курса, унаследовав от своего дяди баронский титул и состояние, вернулся в Париж, дабы предаться занятиям научной и литературной деятельностью. Дом Гольбаха стал одним из виднейших во Франции интеллектуальных салонов, собиравших просветительски и материалистически настроенных философов, ученых и литераторов. Здесь бывали Дидро, с которым его связала пожизненная дружба, К. Гельвеций, Д'Аламбер, Ж. Бюффон, Руссо и др. Активно сотрудничал в «Энциклопедии», для которой написал и отредактировал большое количество статей по естествознанию. Перевел на французский язык и издал произведения философов-материалистов (Лукреция Кара, Т. Гоббса, Д. Толанда, А. Коллинза и др.), немецких и шведских ученых-естетствоиспытателей, в том числе, не менее 13 томов по химии, минералогии и геологии.
Первый антирелигиозный памфлет Гольбаха «Разоблаченное христианство, или Рассмотрение начал христианской религии и ее последствий» был опубликован в 1761. Далее последовала целая серия выпадов против религии и католической церкви: «Карманное богословие» (1766), «Священная зараза, или Естественная история суеверия» (1768), «Письма к Евгении, или предупреждение против предрассудков» (1768), «Галерея святых» (1770), «Здравый смысл, или Естественные идеи, противопоставленные идеям сверхъестественным» и др. Эти боевитые сочинения, стяжавшие Гольбаху славу «личного врага бога», печатались анонимно и за пределами Франции.
Основной труд Гольбаха «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного», вышел в 1770 в Амстердаме. Это сочинение стало итоговой книгой французского материализма и атеизма 18 века и было оценено современниками как «библия материализма». Дидро и Гельвеций восторженно приветствовали ее, просветители-деисты Вольтер, Д'Аламбер, Руссо осудили книгу за радикализм; первый из них даже написал памфлет против книги Гольбаха. Церковь и власти встретили книгу бурей негодования. Парижский парламент обвинил книгу в том, что она «колеблет трон, разрушает алтарь, уничтожает веру» и, тем самым, подстрекает народ к возмущению против властей, к бунту. «Система природы» и атеистические памфлеты Гольбаха были приговорены к сожжению, римский папа включил их в «Индекс запрещенных книг»; автор, оставшийся нераскрытым, однако, не был, устрашен и заявлял, что «последнего короля следовало бы повесить на кишках последнего попа». Последние произведения французского философа были посвящены социально-политической и этической проблематике: «Социальная система» (1773), «Естественная политика, или Беседы об истинных принципах управления» (1773), «Всеобщая мораль» (1776) и др.
Был избран членом Берлинской и Мангеймской, иностранным почетным членом Петербургской Академий наук (1780). Гольбаха можно рассматривать как самого крупного представителя французского материализма и атеизма 18 века.
Умер за три недели до штурма Бастилии. Могила Гольбаха была разрушена и ныне неизвестна.
Доктрина
Решающее влияние на формировании взглядов Гольбаха оказали философы-материалисты всех эпох (Эпикур, Лукреций Кар, Гоббс, Коллинз, Пристли, Мелье и др.), французские философы-рационалисты и просветители (Декарт, Бейль, Монтень, Монтескье, Вольтер и др.) и современное ему естествознание.
Природа, или материя, по Гольбаху, является причиной самой себя. Она несотворима и неуничтожима, бесконечна во времени и пространстве. Материя есть совокупность всех природных тел и состоит из элементарных частиц – неизменных и неделимых атомов, характеризующихся протяженностью, весом, фигурой, непроницаемостью, движением. Согласно Гольбаху, «движение – способ существования материи». Оно сводилось им к его механической форме. По Гольбаху, «материя движется благодаря своей энергии». Природа находится в постоянном развитии, и сочетание движения, теплоты и определенная комбинация веществ на определенном этапе породило жизнь и человека, являющегося частью природы. В связи с этим он отрицал свободу воли, полагая поведение обусловленным естественной причинностью. Чувственность есть свойство особым образом организованной материи. Французский философ принял позицию последовательного сенсуализма, рассматривая чувства как единственный источник знаний. Мышление сводилось им к функции чувствительности.
Гольбах, заняв в отличие от Гельвеция бескомпромиссную позицию, придал атеизму воинствующую форму. Он рассматривал религию как «просто лишенные смысла слова, призраки, созданные невежеством и видоизмененые больным воображением».
Любая религия и церковь рассматривалась философом как главное общественное зло, тормоз развития, источник войн, гнета, разврата, деградации и т.д. Бичевал религиозную мораль как человеконенавистническую, лживую, лицемерную и ханжескую. Критика Гольбаха не щадила не только все формы религии, но и пантеизм и деизм. Философ акцентировал взаимообусленность религии и деспотизма. Основным средством борьбы с религией считал распространение свободомыслия и просвещения.
Присущие его произведениям блеск, остроумие, язвительность и сарказм сатиры, беспощадность насмешек делали его критику религии и церкви действенной и убедительной.
Свою этику Гольбах обосновывал посредством механики. Cебялюбие, интерес, тяга к личному благу (эвдемонизм) рассматривались им как движущая сила поведения человека, как причина всех действий, мыслей и чувств и полагались как своеобразная форма проявления закона всемирного тяготения. Утверждаемая Гольбахом «естественная» или «всеобщая мораль» исходила из природных потребностей и склонностей человека и предполагала вместе с тем гармоничное сочетание общественных и индивидуальных интересов. Добро определял как то, что полезно объединившимся в общество людям.
Отвергая концепцию «естественного состояния», разделял договорную теорию происхождения государства. Исходил из определяющей роли среды в формировании человека. Своей испорченностью человек, по Гольбаху, обязан порочности общества. Резко критически относился к феодально-сословному строю, к деспотизму, считая их противоречащим разуму нарушением равновесия между общественными и личными интересами. Считал аристократов и священнослужителей вредными паразитами. Критикуя феодальную собственность, отстаивал буржуазную. Экономические взгляды были близки учению физиократов. Политический идеал связывал с сочетанием монархии, аристократии и демократии, что определялось им как «смешанная» или «ограниченная монархия». Государь, по его мнению, должен быть «уполномоченным общества». Допускал возможность народного мятежа против деспотической власти, но к возможности революции, одним из идейных вдохновителей которой ему суждено было стать, относился с осторожностью; общественный прогресс связывал с распространением просвещения и реформами. Развивал идеи антимилитаризма и космополитизма.
ГЕЛЬВЕЦИЙ (Helvetius) Клод Адриан (1715-71), французский философ. Утверждал, что мир материален и бесконечен во времени и пространстве, мышление и ощущение — свойства материи. В то же время считал сознание и страсти человека главной движущей силой общественного развития. Сторонник учения о решающей роли среды в формировании личности. Доказывал опытное происхождение нравственных представлений, их обусловленность интересами индивида. Основные сочинения: «Об уме» (1758), «О человеке» (1773, посмертно).
* * *
ГЕЛЬВЕЦИЙ (Helvetius) Клод Адриан (январь 1715, Париж – 26 декабря 1771, Париж), французский философ.
Жизнь
Родился в семье придворного врача. Учился в иезуитском коллеже Людовика Великого. Почувствовав отвращение к господствовавшей схоластике, изучал преимущественно историю, языки и литературу. Увлекался трудами французских писателей и мыслителей:Корнелем,Расином, Н. Буало, Мольера, Ж. Лафонтеном,Монтенем,Лабрюйером, Ф. Ларошфуко и др.
В 1738 благодаря протекции королевы занял пост генерального откупщика (сборщика налогов), что дало ему огромный доход и возможность познакомиться с реальными коллизиями общественной жизни. В ходе исполнения своих должностных обязанностей проникся сочувствием к угнетенному и бесправному третьему сословию и резко критическим отношением к феодально-клерикальным порядкам.
Одновременно посещал литературные салоны, поддерживал тесные контакты с учеными и просветителями, в числе которых были Вольтер,Монтескье, Фонтенель,Бюффон и др. Из-под его пера выходят удостоившиеся похвалы Вольтера поэтические произведения: «Послание о любви к знанию», «Послание об удовольствии», «Послание о надменности и лени ума» и др. Начал писать проникнутую духом умеренного эпикуреизма поэму «Счастье» (завершил ее в конце жизни).
В 1751, разбогатев и решив полностью посвятить себя творчеству, отказался от должности. Купив поместье, предался написанию своего основного произведения «Об уме».
В 1758 его сочинение было опубликовано, вызвав большой резонанс и принеся ему всеевропейскую известность. Убежденные материалисты во главе с Дидро квалифицировали книгу как выдающуюся. Вольтер, А. Тюрго,Руссо и другие просветители, поддержав ее в целом, вместе с тем, отнеслись критически к радикализму ее материалистических и атеистических идей. Власти и церковь отнеслись к труду Гельвеция крайне негативно. Он был обвинен в покушении на религию и нравственность. Архиепископ Парижа де Бомон оценил книгу как «мерзкое учение, стремящееся разрушить основы христианской веры», ее осудил в специальном послании римский папа Климент XIII. Парижский парламент приговорил книгу к сожжению, ее было запрещено читать, переписывать, перепечатывать и хранить. Лишь ценой внешнего отречения от своего произведения и благодаря личным связям Гельвецию удалось избежать наказания.
Совершил путешествие в Англию (1764) и Пруссию (1765) по приглашению Фридриха Великого. Написал второе крупное произведение «О человеке», являющееся продолжением труда «Об уме», но так и не решился его опубликовать (было напечатано посмертно, в 1773). В последние годы жизни пребывал в состоянии упадка духа в связи с ростом репрессий во Франции против свободомыслия.
Умер от подагры.
Философские взгляды
На формирование взглядов Гельвеция решающее влияние оказали французское Просвещение и философия Локка.
Гельвеций считал мир материальным, бесконечным во времени и пространстве, движущимся по законам механики Ньютона. Решительно отвергал бытие бога и бессмертие души, хотя из цензурных соображений вуалировал свой атеизм. Гельвеций акцентировал существование идеалистической и материалистической линий в мировой философии, которые представляли соответственно Платон и Пифагор против Демокрита и Бэкона, резко критически относясь к первой.
Придал сенсуализму Локка материалистически заостренную форму. Решительно отвергнув концепцию «врожденных идей», и, полагая вслед за Локком, что люди от рождения подобны «чистой доске».
Гельвеций утверждал, что чувственный опыт, «физическая чувствительность» является единственным источником знаний и морали. «Ум», то есть интеллектуальные и нравственные качества являются, согласно его мысли, полностью и всецело приобретенными.
В центр своей социальной теории положил категорию «интереса», понимаемого как польза, выгода. Не «мнения», как полагали многие просветители, а, по Гельвецию, «интересы» правят миром, являясь всемогущей движущей силой деятельности людей и общественных явлений и служа «мерой человеческих поступков». Повторял вслед за Гоббсом, что «интерес» способен поставить под сомнения геометрические аксиомы. «Интерес» вытекает из человеческих страстей, из их «себялюбия» или «физической чувствительности», то есть связан со стремлением получить удовольствие или избегнуть страдания. Характеризовал страсти как «могущественный двигатель на пути великих дел», источник всех изобретений, искусств, ремесел и т.д. Разделял страсти на «природные», то есть связанные с удовлетворением естественных потребностей, и «искусственные», то есть сформированные обществом: честолюбие, тщеславие, любовь, зависть, скупость и т.д. Но в конечном итоге, по Гельвецию, вторые вытекают из первых и в конечном итоге сводятся к ним, определяясь «себялюбием» или «физической чувствительностью», в чем и проявлялось понимание человека как природного существа. Французский философ подразделял интересы на частные и общие. Добродетели основаны на общих; нравственная гармония есть совпадение частных и общих интересов.
Гельвеций, будучи решительным противником феодальных отношений и римско-католической церкви, осуждал дворянство за паразитизм и бездарность, а католическое духовенство, кроме того, – за фанатизм, своекорыстие, безнравственность и лицемерие. Он резко критически относился к сословному неравенству людей и выдвинул положение об изначальном природном равенстве способностей людей. Полагал, что реальная разность способностей и нравственного облика людей всецело определяется воспитанием, в котором огромную роль играют случайности.
Воспитывающим фактором служит общественная среда, под которой понималась вся совокупность внешних обстоятельств. Ведущую роль среди них играют, согласно Гельвецию, форма правления и законодательство страны, в связи с чем им возлагались особые надежды на просвещенный абсолютизм. «Несчастья» людей и народов связывал с несовершенством законов и неравномерным распределением богатства. Рассматривал «деспотизм» как препятствие для нравственности, полагая вместе с тем, что он коренится в природе каждого человека. Рекомендовал правительствам смягчать имущественные противоречия в обществе. «Умеренное состояние», по Гельвецию, является оптимальным и для счастья.
По стилистическим особенностям произведения Гельвеция напоминают непринужденную и изящную беседу в литературном салоне: многословие, отсутствие сложных и отвлеченных теоретических построений, много анекдотов, отступлений, примеров из истории, этнографии и т. д.