Русский космизм – одно из самых самобытных направлений отечественной философской мысли, аналогов которому нет на Западе. Русский космизм можно понимать широко, как целый поток русской культуры, включающий не только философов и учёных, но и поэтов, музыкантов, художников. В более узком смысле слова космизм есть синтез философских и научных учений, объединённых общим представлением о взаимосвязи и взаимодействии, взаимодополнительности и взаимонеобходимости Человека и Природы, Человечества и Вселенной.
По мнению С.Г. Сёменовой, основная идея русского космизма – идея «активной эволюции», т.е. необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум, и нравственное чувство берёт, так сказать, штурвал эволюции в свои руки. На наш взгляд, наиболее оригинальные учения и идеи в рамках русской космической философии были созданы и обоснованы Н.Ф. Фёдоровым, К.Э. Циолковским, В.И. Вернадским.
Николай Фёдорович Фёдоров (1829 – 1903) – основоположник русского космизма. Основным злом человеческой жизни Фёдоров считает смерть, все же остальные беды и страдания человечества производны от смерти. Преодоление зла смерти есть главная задача, «общее дело» всех людей.
Овладение стихийными силами природы есть первый этап перестройки мира на разумных началах. Регуляция природы есть принципиально новый этап эволюции. Пиком регуляции, в котором фокусируются все её усилия, является победа над смертью, установление бессмертного порядка бытия, воскрешение всех ранее живших на земле людей. Воскрешение предков – центральная задача «общего дела». Оно выступает и как естественнонаучная проблема, и как высший моральный долг «сынов» (так Федоров именует всех потомков) по отношению к «отцам» (т.е. к предкам). Воскрешение понимается Фёдоровым как апокатастазис, т.е. как всеобщее спасение: у него нет разделения на избранных к вечному блаженству и проклятых на бесконечные муки.
Из идеи всеобщего воскрешения необходимо вытекает задача освоения космоса. По мнению Фёдорова, «отказавшись от обладания небесным пространством, мы должны будем отказаться и от разрешения экономического вопроса… и, вообще, от нравственного существования человечества».
Научная деятельность Константина Эдуардовича Циолковского (1857 – 1935) отличалась необыкновенной широтой. Циолковский известен не только как учёный, но и как создатель оригинальной философской концепции, главное место в которой занимали мечты, порой совершенно утопические и далёкие от реальности, мечты о будущем.
Константин Эдуардович называл себя «чистейшим материалистом», считая, что в мире существует только материя в различных своих проявлениях. Основным свойством материи является чувствительность. В отличие от Фёдорова, Циолковский не допускает индивидуального бессмертия человека, для него бессмертен только атом, этот безликий «гражданин Вселенной», но не личность, не душа конкретного индивида.
Существующую земную жизнь Циолковский оценивает негативно – как весьма несовершенную. Однако будущее человечества видится Циолковским в оптимистических тонах. Благодаря техническому прогрессу облик Земли изменится до неузнаваемости: дикая природа уступит место окультуренной, пустыни сделаются плодородными, океаны постепенно превратятся в ледники, атмосфера исчезнет, оставшись лишь в оранжереях и жилищах человека. Прекратятся не только муки человека, но и муки животных, которых не станет, исчезнут все вредные бактерии.
ВЫВОДЫ по 3 вопросу:
1. Русский космизм внёс значительный вклад в мировую философскую и научную культуру. Космисты в общем и целом верно предугадали будущность цивилизации, связанную с активным вмешательством человечества в природные процессы.
2. Русский космизм – оптимистическая, жизнеутверждающая философия. Ему не свойственны апокалиптические настроения, характерные для русской религиозной философии конца 19-го – начала 20-го века (в частности, для В.С. Соловьёва, Н.А. Бердяева).