Последними главными атрибутами материи и универсальными формами ее существования выступают пространство и время. Материя не существует вне времени и пространства, а пространство и время – вне материальных объектов и процессов -- такова позиция современного естествознания. По мнению академика С.Т. Мелюхина, пространство есть форма бытия материи, характеризующая её протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах; время – форма бытия материи, выражающая длительность её существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем.
К важнейшим универсальным свойствам пространства и времени относят:
§ неразрывную связь с материей и друг с другом;
§ объективность, т.е. независимость от сознания человека;
§ количественную и качественную бесконечность;
§ несотворимость и неуничтожимость.
В результате мы приходим к различным альтернативным точкам зрениям на природу пространства и времени, которые называются «концепциями пространства и времени». Все они могут быть сведены в следующую таблицу:
Объективизм –пространство и время существуют вне и независимо от сознания человека (материализм) | Субъективизм – пространство и время – способы нашего восприятия вещей (субъективный идеализм) |
Креационизм – пространство и время творятся Богом, находящимся вне вре-мени и пространства (христианство) | Этернализм (от фр. Eternel – вечный) – пространство и время бесконечны и существуют вечно (марксизм). |
Субстанциальная– пространство и время – отдельные субстанции, не зависящие от материи и друг от друга (И. Ньютон) | Реляционная– пространство и время зависят от материи, в частности, от скорости движения и силы тяготения (Г. Лейбниц, А. Эйнштейн) |
Динамическая – время необратимо, машина времени невозможна (И. Пригожин, синергетика) | Статическая – время обратимо, машина времени возможна (индийская философия вед) |
В истории философии и науки отмеченные концепции находились в постоянной борьбе, попеременно беря верх друг над другом. Например, в Средние века теологи были убеждены в сотворенности пространства и времени, однако в XVI веке Джордано Бруно обосновал положение о бесконечности Вселенной во времени и пространстве.
Аналогичным образом до начала XX века в философии и науке господствовала субстанциональная концепция, обоснованная еще И. Ньютоном. В ней пространство и время трактовались как отдельные субстанции, независимые друг от друга и от материи, всегда равные самим себе: время течет всегда равномерно, пространство однородно и изотропно. При жизни Ньютона эту точку зрения критиковал Лейбниц, но его голос не был услышан, и только благодаря А. Эйнштейну утвердилась противоположная, реляционная концепция. Заслуга Эйнштейна состояла в том, что он сумел показать как именно связаны пространство и время друг с другом и с движущейся материей, и дать этой связи количественное математическое выражение.
Кроме концепций, выделяют еще виды пространства и времени:
1. Физическое – это то пространство и время, которые мы измеряем с помощью линейки и часов; свойства физического пространства – протяженность, непрерывность (связность, отсутствие разрывов), трехмерность, однородность, кривизна, безграничность; свойства физического времени – длительность, асимметричность (необратимость), одномерность.
2. Биологическое -- пространство и время жизни живых организмов; главным свойством биологического пространства является асимметричность (например, внутри живых организмов все белки – правосимметричны, а сахара и углеводы – левосимметричны), а главным свойством биологического времени -- цикличность (годовые, месячные, суточные циклы активности организмов).
3. Психологическое – пространство и время в восприятии людей, связанное с такими понятиями как психологическая дистанция, психологический возраст, личное пространство, перцептуальное время и др. Свойства психологического времени: неравномерность, событийность, антропность, неоднородность.
4. Социальное -- время и пространство жизни социума, очеловеченное (окультуренное) пространство, связанное с такими разновидностями как пространство города, геополитическое пространство и его модификации – правовое, экономическое, культурное пространство, социальная дистанция (лестница социальной стратификации). Социальное время характеризуется неоднородностью, событийностью, ускорением хода истории (уплотнение социального времени в течение последних веков).
ВЫВОДЫ по 3 вопросу:
1. Пространство как атрибут материи обычно трактуется как протяженность, форма координации сосуществующих объектов, а время – как последовательность смены состояний, форма координации последовательно существующих объектов.
2. Существует четыре пары концепций, по-разному понимающих природу пространства и времени: субстанциальная и реляционная, статическая и динамическая (относится только ко времени), креационизм и этернализм, объективизм и субъективизм.
Основная литература:
1. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 218-246.
2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.2.- М.: Политиздат, 1989. С. 14-94.
3. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 27-33, 125-161, 240-245, 249-258.
4. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. - М.: Политиздат, 1991. Ч. 1. С.184-248, 232-238, 276-280, 303, 309-313, 387-393.
Дополнительная литература:
5. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989.
6. Гроф С. За пределами мозга. М., 1993.
7. Капра Ф. Дао физики. СПб., 1994.
8. Карпенко М. Вселенная Разумная. М., 1992.
9. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М., 1994.
10. Ровинский Р.Е. Загадка темной энергии // Вопросы философии, 2004, № 12.
11. Шкловский И.С. Вселенная. Жизнь. Разум. М., 1987.