Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Дискуссии в социальной философии и этике




В последние десятилетия XX в. социальная, философия и этика существенно трансформировались. Это объясняется прежде всего спецификой социально-исторического развития: на рубеже веков человечеству приходится жить и выживать в условиях экологического кризиса, ядерной опасности, обострения других глобальных проблем. Соответственно и социальное знание приобрело новую форму: обсуждение научных проблем в значительной степени специализировалось. Возникли целые комплексы научных дисциплин и областей исследования, связанные с применением новейших количественных методов анализа, с использованием последних достижений информационной техники и методологии. Философия - в виде современной логики, философско-лингвистического анализа - хорошо вписалась в данный процесс. Можно было ожидать нового усиления позитивистских умонастроений в этих областях знания и в соответствующих разделах философии. В определенной степени так и произошло: специальное знание нередко обособляется от философии и даже противопоставляется ей. Но знаменательным оказалось то, что на вызов современной эпохи успешно ответила социальная философия, занятая коренными для философского знания проблемами взаимодействия общества и индивида, прав и свобод человека, демократии, социальной справедливости, этических норм и ценностей.

 

Активное вмешательство философии в процесс получения и обобщения новых знаний об обществе, о социальной деятельности индивида проявилась, в частности, в том, что в центре многих частных дисциплин (в экономических, социологических, правовых, политических и других науках) оказалась проблематика нравственно-этического и философско-правового обоснования ("легитимации") специального социального знания. В спорах по этим проблемам, которые захватили юристов, социологов, историков, политологов, лингвистов, участвовали философы, придавшие дискуссиям теоретическую и методологическую направленность.

 

Давая общую характеристику новейшим дискуссиям, следует прежде всего отметить, что они сопровождались беспрецедентным со времен Локка, Юма, Канта или Гегеля "погружением" известных философов Америки и Европы в конкретную проблематику специального социально-гуманитарного знания, которое сопровождалось существенным изменением отношения специалистов к философии, ранее пренебрежительного, возникшего под влиянием позитивизма, наконец, сближением некоторых общетеоретических разделов гуманитарных дисциплин с философией - особенно с философией общества и политики, с философией языка и, конечно, с этикой. Видные философы

 

Запада - в их числе Р. Дворкин, Дж. Роулс, Р. Рорти, Ю. Хабермас, К.О. Апель, В. Хёсле, Ч. Тейлор - стали полноправными и авторитетными участниками специальных дискуссий юристов, политиков, социологов, экологов, лингвистов, культурологов. Результаты такого взаимодействия и междисциплинарного дискурса - с одной стороны, обогащение философских концепций, их проблемная модернизация; с другой стороны, насыщение социального знания философским содержанием, этизация как теоретико-методологических дискуссий в науках об обществе, так и практического социального-политического дискурса.

 

Другой важной предпосылкой выхода на новые рубежи социально-философских обобщений стал новый синтез подходов и методов на почве самой философии. Синтез, в частности, предполагал объединение прежде разрозненных логико-лингвистических, аналитических, феноменологических, герменевтических, экзистенциально-персоналистских методов, концепций и подходов философии, а также междисциплинарным объединением философских, социологических, психологических, лингвистических исследований. Стремление к синтезу сопровождалось небывало активным участием многих, и особенно крупных, философов в критическом размежевании с наиболее влиятельными позициями и подходами и прошлого и современности. Понятия "коммуникация" и "дискурс" не случайно сделались центральными в современной философии. Это отражает решающую тенденцию философии конца XX в., которая состоит в осмыслении традиционных проблем знания, познания, истины в контексте коммуникации, взаимодействия индивидов, в объединении проблематики субъективности с темами интерсубъективности, диалога, широкого обсуждения коренных проблем современного человечества. Конструктивный спор, соревнование позиций в пространстве демократически организованного дискурса мыслится одновременно и как способ разрешения социально-политических проблем, и как форма научно-теоретического, в том числе философско-этического, диалога.

 

Проблематика социально-философских дискуссий последних десятилетий настолько разнообразна, что выделить даже основные ее тенденции в небольшой главе не представляется возможным. Речь пойдет лишь о некоторых наиболее популярных новейших дискуссиях, которые уже принадлежат истории. Следует учесть, что рассмотренный ранее диалог современной культуры по проблемам модернизма-постмодернизма также во многом сопрягался с социальной философией и этикой. А попытки современных мыслителей предложить решение коренных социально-философских проблем со своей стороны неизбежно предполагали и размежевание с проектом модерна, и объективную зависимость от тех социально-философских, социально-политических традиций, которые возникли еще в новое время, а в нашу эпоху должны были подвергнуться существенной трансформации.

 

Далее будут специально рассмотрены: дискуссии вокруг этики ответственности; дискуссии между "либералами" и "коммунитаристами", которые в 80-90-е годы были в центре социально-философской и социально-политической мысли Запада, дискуссии о философии коммуникации и этике дискурса. Но прежде одно уточнение. Распространено мнение, согласно которому главные идеи и линии этих дискуссий сформировались в США и что в дальнейшем они протекали, в основном, на американской почве. Действительно, из Северной Америки, в особенности из США интересующие нас здесь теоретические обсуждения, как правило, получали свои первые импульсы. Причина в том, что именно в динамически развивавшемся, обновлявшемся и пронизанном многими противоречиями американском обществе проблемы современной цивилизации (ее достижений и бед, социальных конфликтов и контрастов, противоречий научно-технического прогресса, преимуществ и издержек демократии, изменений нравственных принципов и ценностей и т.д.) приковывали к себе пристальное внимание широких слоев населения, политиков-практиков, ученых-теоретиков. Итак, верно, что дискуссии, о которых пойдет речь, нередко начинались в США. Однако уже в 70-х, а особенно в 80-90-х годах в них активно включились европейские мыслители. В наши дни споры в социальной философии и этике стали поистине международными, захватив философскую мысль стран Азии, Латинской Америки, Африки.

 

Как обстоит дело в России? Имена и сочинения главных действующих лиц западных дискуссий - Роулса, Рорти, Хабермаса и других иной раз упоминаются в работах и выступлениях социальных философов, политологов России. Однако реального участия в интернациональном дискурсе отечественные ученые (за исключением немногих специалистов по философии политики) не принимали. С этим связана весьма слабая информированность не только широкой публики, но и профессиональных философов нашей страны о новейших дискуссиях в западной социальной философии и этике последних десятилетий.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-09-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1471 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2211 - | 2040 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.