Обосновавшись в Медине, Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, занялся устройством всевозможных религиозных и мирских дел, и вместе с тем продолжал призывать людей к Аллаhу.
Первым из числа шагов, предпринятых посланником Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, стало строительство мечети. Для этого был куплен принадлежавший двум сиротам участок земли, тот самый, на котором верблюдица Пророка, да благословит его Аллаh и приветствует, опустилась на колени, когда он прибыл в Медину. На этом участке размером примерно сто на сто локтей находились могилы многобожников, какие-то развалины, пальмы и заросли терновника.
Когда земля была куплена, могилы и развалины срыли, а кусты и деревья вырубили. После этого был заложен фундамент мечети глубиной около трех локтей, возведены стены из кирпича и глины и поставлены дверные косяки, которые сложили из камня. Крышу перекрыли пальмовыми ветвями, столбами послужили стволы пальм, а на пол насыпали песок и мелкие камешки. В мечети было три двери, а кибла была ориентирована на север, в сторону Иерусалима. Вместе со всеми мухаджирами и ансарами посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, во время строительства мечети перетаскивал кирпичи и камни, и при этом все участники строительства декламировали стихи, что придавало людям бодрости.
К мечети были пристроены две комнаты, сложенные из кирпича и камней, а крыши этих комнат были перекрыты пальмовыми стволами и ветвями. Одна из комнат предназначалась для Сауды бинт Зам‘а, а другая — для Аиши, да будет доволен Аллаh ими обеими, помимо которых у Пророка, да благословит его Аллаh и приветствует, в то время не было других жен. Что касается Аиши, да будет доволен ею Аллаh, то на ней посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, женился, очевидно, в месяце шаввале первого года Хиджры после того, как она прибыла в Медину.
АЗАН
После возведения мечети мусульмане стали собираться там для совершения общих Намазов, дожидаясь времени их начала. При этом если некоторые из них приходили слишком рано, то другие, наоборот, опаздывали, и тогда Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, созвал мусульман на совет, чтобы вместе с ними выбрать какой-нибудь знак или сигнал, по которому они могли бы узнавать о времени наступления Намаза.
Один из присутствовавших посоветовал в нужное время разводить огонь, другой — подавать сигнал с помощью трубы, третий — бить в колокол, а Умар, да будет доволен им Аллаh, сказал: «Почему бы вам не поручить кому-нибудь объявлять о начале общего Намаза громким голосом?» посланнику Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, понравилось это предложение, и он, да благословит его Аллаh и приветствует, принял его. А потом азан (призыв и мольба) увидел во сне Абдулла ибн Зайд Абд Раббихи аль-Ансари, да будет доволен им Аллаh, который рассказал о своем сне Пророку, да благословит его Аллаh и приветствует. Выслушав его, он, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал: «Это истинное видение!», а потом велел Билалю, у которого был высокий и громкий голос, прокричать его. Билаль сделал это, а через некоторое время к мечети подбежал Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллаh, услышавший слова Билаля. Он сказал: «Клянусь Аллаhом, и я видел во сне нечто подобное!», после чего все сомнения отпали окончательно. И с тех пор азан стал одним из неотъемлемых атрибутов религии Ислама.