Под ночным путешествием подразумевалось перемещение Пророка, да благословит его Аллаh и приветствует, ночью из Мекки и Иерусалим, а под вознесением — его вознесение в высший мир, в котором принимали участие как его благородное тело, так и чистый дух посланника Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует.
О ночном путешествии упоминается в Коране.
Всевышний Аллаh сказал:
«Слава Тому, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему часть Наших знамений, из Заповедной мечети в отдаленнейшую мечеть, окрестности которой Мы сделали благословенными. Поистине, Он — Слышащий, Видящий!» (Ночное путешествие, 1).
Что же касается вознесения, то одни считают, что о нем говорится в начале суры «Звезда», 7–19, другие же полагают, что там речь идет о чем-то ином.
Различные мнения высказывались также и о времени ночного путешествия и вознесения. Одни считают, что это произошло в год начала осуществления Муhаммадом, да благословит его Аллаh и приветствует, его пророческой миссии, другие считают, что это случилось на пятом году пророчества, третьи говорят, что это произошло двадцать седьмого числа месяца раби аль-авваль на тринадцатом году пророчества посланника Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует.
Если же говорить о подробностях этих событий, то в достоверных хадисах они излагаются следующим образом: сообщается, что Джибриль, мир над ним, привел к Пророку, да благословит его Аллаh и приветствует, находившемуся в это время у Каабы, Бурака — животное, которое было выше осла, но не ниже мула, и могло передвигаться со скоростью взгляда. Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, сел на него, вместе с Джибрилем перенесся в Иерусалим и привязал Бурака к тому кольцу, к которому привязывали его и другие пророки, а потом вошел в мечеть и совершил там Намаз в два раката, руководя Намазом других пророков. После этого Джибриль принес ему два сосуда, в одном из которых было вино, а в другом — молоко, и когда Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, выбрал молоко, Джибриль сказал: «Ты взял то, что соответствует естеству, и поэтому и ты, и община твоя будете выведены на прямой путь, а если бы ты взял вино, то община твоя сбилась бы с пути!»
Затем Джибриль вместе с ним вознесся к нижнему небу, попросил открыть врата и увидел там отца людей Адама и Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, приветствовал его, а Адам ответил на его приветствие и подтвердил истинность его пророчества. И Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, увидел, что справа от Адама находится множество людей. Это были души счастливых, и когда Адам смотрел на них, он смеялся. Слева от него также находилось множество людей. Это были души злосчастных, и когда Адам смотрел на них, он плакал.
Затем Джибриль вознесся с Пророком, да благословит его Аллаh и приветствует, ко второму небу, попросил открыть для него врата, и они были открыты. И посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, увидел там Йахйу ибн Закарийу и Ису, сына Марйам, мир над ними обоими, приветствовал их, и они ответили на его приветствие, подтвердив истинность его пророчества.
Затем Джибриль вознесся с ним к третьему небу, где он увидел Йусуфа, мир над ним. И посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, приветствовал его, а Йусуф, мир над ним, ответил ему и подтвердил истинность его пророчества.
Затем Джибриль вознесся к четвертому небу, где Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, увидел Идриса, мир над ним, которого тоже приветствовал. И Идрис, мир над ним, ответил на его приветствие и подтвердил истинность его пророчества.
Затем Джибриль вознесся к пятому небу, где Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, увидел Харуна ибн Имрана, мир над ним, и приветствовал его. И он ответил на его приветствие.
Затем Джибриль вознесся с ним к шестому небу, где Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, встретился с Мусой ибн Имраном, мир над ним, и приветствовал его. И Муса, мир над ним, ответил на его приветствие и подтвердил истинность его пророчества, а когда посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, покидал его, Муса, мир над ним, заплакал. Его спросили: «Что заставляет тебя плакать?», на что он дал такой ответ: «Я плачу потому, что этот человек был послан к людям после меня, но в Рай войдет больше членов его общины, чем моей!»
Затем Джибриль вознесся с Пророком, да благословит его Аллаh и приветствует, к седьмому небу, где он встретил Ибрахима, мир над ним, и приветствовал его. Ибрахим, мир над ним, ответил на его приветствие и подтвердил истинность его пророчества, и оказалось, что он сидит, прислонившись спиной к стене небесной Каабы, куда ежедневно входят по семьдесят тысяч ангелов, которые больше туда не возвращаются.
Затем Джибриль вознесся с ним к Лотосу крайнего предела (См. суру «Звезда», 14), листья которого по величине подобны слоновьим ушам, а плоды — огромным кувшинам, и никто из созданий Аллаhа не в силах описать всю степень его красоты.
А затем Джибриль вознесся с Пророком, да благословит его Аллаh и приветствует, к Самому Всемогущему, приблизившись к Нему на расстояние двух луков и даже ближе (См. суру «Звезда», 9). И Он ниспослал рабу Своему из Откровений то, что было Ему угодно, вменив в обязанность ему и членам его общины совершение пятидесяти Намазов ежедневно.
А когда на обратном пути Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, проходил мимо Мусы, мир над ним, он спросил: «Что повелел тебе Господь твой?» Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, ответил: «Он велел совершать ежедневно по пятьдесят Намазов». Муса, мир над ним, сказал: «Поистине, не под силу будет это общине твоей, возвращайся же к Господу твоему и проси Его об облегчении!»
Тогда Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, повернулся к Джибрилю, который знаком дал ему понять, что он может сделать это, если захочет, после чего посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, еще несколько раз возвращался к Всемогущему и Великому Аллаhу, пока количество обязательных Намазов не было сокращено до пяти. Когда же он сообщил об этом Мусе, мир над ним, он снова посоветовал ему вернуться и попросить об облегчении, сказав: «Клянусь Аллаhом, я просил для сынов Исраила меньшего, но не смогли сделать и этого!»
Тогда посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал: «Мне стыдно пред Господом моим, и я покоряюсь Ему!», а когда он был уже далеко, Господь его обратился к нему, сказав: «Слово Мое неизменно, и пять Намазов будут зачитываться здесь как пятьдесят!»
И в ту же ночь посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, вернулся в Мекку. Оказавшись же среди своих соплеменников, он сообщил им о том, какие великие знамения были показаны ему Аллаhом Всемогущим и Великим, но это привело лишь к тому, что они с новой силой принялись обвинять его во лжи и наносить ему всевозможные обиды. При этом одни стали хлопать в ладоши, другие хватались за головы руками в знак недоверия и удивления, а кто-то пришел к Абу Бакру ас-Сиддику, да будет доволен им Аллаh, и сообщил ему об этом, на что он сказал: «Если он говорит так, значит, он говорит правду!» Люди спросили его: «И ты веришь ему?» Он, да будет доволен им Аллаh, ответил: «Поистине, я поверил бы ему, даже если бы сообщил он и нечто более удивительное!»
Тогда неверные стали испытывать Пророка, да благословит его Аллаh и приветствует, требуя от него, чтобы он описал им мечеть Аль-Акса, которого прежде он никогда не видел, и Аллаh сделал так, что он увидел его перед собой воочию, после чего посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, стал описывать мечеть во всех деталях, и курайшитам ничего не оставалась, как только признать тот факт, что это описание было абсолютно точным.
А потом они задали Пророку, да благословит его Аллаh и приветствует, вопрос об их караване, возвращавшемся в это время из Сирии, и он назвал им количество верблюдов в этом караване, описал всё то, что происходило с караваном в пути, назвал время его возвращения в Мекку и даже указал, какой именно верблюд идет первым. Всё это впоследствии подтвердилось, но это не заставило несправедливых отказаться от своего неверия.
А наутро к Пророку, да благословит его Аллаh и приветствует, явился Джибриль, объяснивший ему, как именно следует совершать пятикратные Намазы, и указавший ему на время совершения каждого из пяти Намазов, ибо раньше мусульмане совершали их дважды в день, совершая по два раката утром и вечером.